Декоративный натюрморт это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров.

Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.

Усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией.


Р. Фальк. Натюрморт. 1910


П. Пикассо. Натюрморт с гитарой. 1922


П. Пикассо. Мандолина и гитара. 1924


А. Матисс. Натюрморт с магнолией. 1941


А. Матисс. Натюрморт с ракушкой. 1940


Современный декоративный натюрморт

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Декоративный натюрморт Слесарева Юлия Александровна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Декоративный натюрморт Слесарева Юлия Александровна

Декоративный натюрморт Слесарева Юлия Александровна

Декоративный натюрморт Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.

Понятие декоративный натюрморт На картинах этого направления искусства принят.

Определения Стилизация- процесс работы декоративного обобщения изображаемых о.

Определения Стилизация- процесс работы декоративного обобщения изображаемых объектов(фигур, предметов) с помощью приемов изменения формы, объемов и цвета Декоративность- художественное качество произведения, связанное с предметно-пространственной средой

«Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по.

Виды декоративного натюрморта. Существует несколько распространенных техник.

Виды декоративного натюрморта. Существует несколько распространенных техник, хорошо зарекомендовавших себя на практике и в процессе обучения. Названия подобраны условно, так как в современной живописи не существует четкой, международной классификации стилей и единых названий

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композици.

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности. Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета. Художниками обычно применяется не более трех цветов, которые позволяют получить множество производных оттенков. Этот вид изобразительного искусства позволяет использовать различные орнаменты и узоры.

Декоративный натюрморт различают: по цвету: – контрастный (непохожий); – нюа.

Декоративный натюрморт различают: по цвету: – контрастный (непохожий); – нюансный (близкий, родственный); по колориту: – теплый (цвета солнца, огня); – холодный (оттенки льда, голубого неба, воды и снега); по месту расположения: – в интерьере; – в пейзажной зарисовке; по способу освещения: – прямое попадание света; – лучи, падающие сбоку; – против света

Основной принцип решения декоративного натюрморта условное плоскостное простр.

Основной принцип решения декоративного натюрморта условное плоскостное пространство или + нескольких планов в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке.

Способы трансформации формы Изменение соотношений пропорций как внутри одного.

Возможность передвижения предметов в композиции(менять местами, увеличивать.

Возможность передвижения предметов в композиции(менять местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, драпировки, НО сохранить суть и узнаваемость постановки) Возможность добавить к цветовому колориту новые сочетания, оттенки или тональные соотношения (нецелесообразно полностью отказаться от цветовых соотношений в постановке)

Способы выполнения декоративного натюрморта. Плоскостной – происходит объедин.

Способы выполнения декоративного натюрморта. Плоскостной – происходит объединение воздушной и линейной перспектив. Локальный – производится обобщение цвета и тона произведения. Орнаментальный – используется эффект превращения деталей в орнамент или кружево. Конструктивный – главное значение в картине придается построению форм и конструкций. Образный – предусматривает преобразование реалистичного изображения в образ.

Живопись из лоскутов. Все цветовые сочетания в этой технологии изображаются в.

Живопись из лоскутов. Все цветовые сочетания в этой технологии изображаются в виде отдельных сегментов. Сегменты подчеркивают структуру предметов и проявляют наиболее выразительные свойства предметов. Часто используются чистые цвета и плоскостное отображение пространства.

Живопись из лоскутов.

Живопись из лоскутов.

Другие декоративные приемы: - на сочетании чистых цветов, - различных видов.

Другие декоративные приемы: - на сочетании чистых цветов, - различных видов изменения мазков, - использовании мастихина, широких кистей и других инструментов.

Живопись с четко выделенным контуром. Для усиления формы и цветовых соотношен.

В декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму.

В декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании реального натюрморта.

Проводим линию, показывая плоскость стола

Проводим линию, показывая плоскость стола

Намечаем предметы

Дорисовываем ручки

Намечаем фрукты

Рисум драпировку

Добавляем узоры на поднос и графин

Добавляем узоры на поднос и графин

Малиновой краской закрашиваем драпировку, нижнюю плоскость стола делаем темнее.

Малиновой краской закрашиваем драпировку, нижнюю плоскость стола делаем темнее.

Добавляем белила в малиновую краску и закрашиваем полоски на драпировке.

Добавляем белила в малиновую краску и закрашиваем полоски на драпировке.

Закрашиваем шоколадным цветом драпировкау.

Закрашиваем шоколадным цветом драпировкау.

Светлой охрой закрашиваем лимоны, орнамент на подносе и драпировку.

Светлой охрой закрашиваем лимоны, орнамент на подносе и драпировку.

Фиолетовым цветом закрашиваем драпировку и сливы.

Фиолетовым цветом закрашиваем драпировку и сливы.

Закрашиваем охрой графин, салфетку, чайник с сашкой.

Закрашиваем охрой графин, салфетку, чайник с сашкой.

Добавляем в чайние светло розовый цвет.

Добавляем в чайние светло розовый цвет.

Закрашиваем английской красной с оранжевым поднос, грушу, яблоки

Закрашиваем английской красной с оранжевым поднос, грушу, яблоки

Размываем тень на груше и закрашиваем горшок, рисуем чай в чашке.

Размываем тень на груше и закрашиваем горшок, рисуем чай в чашке.

Английской красной с аранжевым проводим полоски на драпировке

Английской красной с аранжевым проводим полоски на драпировке

Добавляем лимонным цветом орнамент на драпировку.

Добавляем лимонным цветом орнамент на драпировку.

В лимонный добавляем кобальт светло зеленый и рисуем онамент на шоколадной др.

В лимонный добавляем кобальт светло зеленый и рисуем онамент на шоколадной драпировке, рисуем орнамент на чайнике и чашке, салфетке.

Ценители искусства, безусловно, хорошо знакомы с этим направлением живописи. Картины известных мастеров прошлых столетий позволяют испытать массу эмоций: восторг, умиление или глубокое уныние. Как им это удается? Попытаемся разобраться во всех нюансах, связанных с написанием картин в таком жанре, как декоративный натюрморт.

У истоков возникновения термина

Декоративный натюрморт

Немного любопытной информации

Натюрморт в декоративном стиле сформировался еще в XV-XVI веках как компонент исторического или жанрового произведения. Самые первые работы художников этого направления выполняли функцию украшения, например декорировали стенные проемы или мебель. Достаточно долго натюрморт имел религиозную основу: цветочные мотивы присутствуют на изображениях Христа и Богоматери. А вот XVI век славится использованием черепов при написании портретов.

Декоративный натюрморт как жанр живописи получил самостоятельность лишь в XVII веке в работах голландских и фламандских мастеров-живописцев. В изображениях этого периода содержится скрытая аллегория – неизбежность смерти и увядания, а также быстротечность всего, что происходит на земле.

В XX веке рассматриваемое направление стали осваивать многие художники. Жанр живописи, изображающей неживую природу, заинтересовал многочисленных мастеров того времени. В результате их экспериментов появляется декоративный натюрморт. Не потерял он своего значения и в наши дни.

Российская декоративная живопись

Натюрморт с изображением неживой природы в России выделился в самостоятельный жанр в XVIII веке. В то время о нем сформировалось своеобразное представление: на картинах было принято изображать дары моря и земли. На протяжении целого века подобный натюрморт считался низшим среди прочих жанров живописи.

Расцвет отечественной натюрмортной живописи пришелся на XX век. Именно в это время жанр обрел равноправие среди прочих направлений изобразительного искусства. Тридцатые-сороковые годы XX века характеризуются замедлением темпов развития живописи в стиле decor. Однако уже в середине пятидесятых годов декоративный натюрморт гуашью и в графике окончательно завоевывает равноправные позиции в советском искусстве.

Наиболее известные мастера жанра

Прежде всего, следует отметить нидерландских художников, среди которых наибольшую известность обрели работы Амброзиуса Босхарта-старшего и Бальтазара ван дер Аста, выполненные в жанре цветочного натюрморта. Преемником и продолжателем традиций этих мастеров считается Ян Давидс де Хем, получивший признание благодаря своим восхитительным картинам, изображавшим фрукты и цветы.

Хорошо известны работы европейских художников-импрессионистов Анри Матисса, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога.

Среди российских мастеров впервые писать изображения цветущих растений и фруктов начал Иван Хруцкий, работы которого имели большой успех в XIX веке. Именно в это время особую популярность на полотнах художников приобретают цветы. Декоративный натюрморт с ярким букетом на сером фоне – излюбленный прием мастеров российской салонной живописи, распространенной во второй половине XIX века.

Расцвет русского натюрморта пришелся на двадцатый век. Неживую природу можно видеть на полотнах Федора Толстого, Исаака Левитана, Ильи Машкова, Игоря Грабаря и Константина Коровина. Среди мастеров советского декоративного натюрморта выделяются работы Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Павла Кузнецова.

ИЗО декоративный натюрморт

Особенности этого жанра ИЗО

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности.

Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета. Художниками обычно применяется не более трех цветов, которые позволяют получить множество производных оттенков. Этот вид изобразительного искусства позволяет использовать различные орнаменты и узоры.

Еще один важный момент, который следует учитывать при написании декоративного натюрморта, – фактура. Картина может быть создана как на ткани (холодный батик), так и на бумаге. Часто в работе используются природные материалы и пластилин (пластилиновая живопись). То есть в декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании реального натюрморта.

Любопытно, что натюрморту можно придать любое настроение. С помощью нехитрых приемов передаются такие чувства, как ненависть, жадность, обожание, ярость и восхищение. Например, легко сделать изображение печальным, если добавить образ поникшего цветка.

Декоративная композиция натюрморт

Разновидности описываемого направления изобразительного искусства

Декоративный натюрморт различают:

– нюансный (близкий, родственный).

– теплый (цвета солнца, огня);

– холодный (оттенки льда, голубого неба, воды и снега).

По месту расположения:

– в пейзажной зарисовке.

По способу освещения:

– прямое попадание света;

– лучи, падающие сбоку;

Натюрморт в декоративном стиле

Способы выполнения декоративного натюрморта

  • Плоскостной – происходит объединение воздушной и линейной перспектив.
  • Локальный – производится обобщение цвета и тона произведения.
  • Орнаментальный – используется эффект превращения деталей в орнамент или кружево.
  • Конструктивный – главное значение в картине придается построению форм и конструкций.
  • Образный – предусматривает преобразование реалистичного изображения в образ.

Какие навыки требуются от художника при написании декоративного натюрморта?

  1. Умение использовать колористические эффекты.
  2. Опыт построения и организации предметов в пространстве.
  3. Учет пространственных характеристик и соотношения объемов, применение эффектов иллюзорности.
  4. Знание законов ритмики и основ создания контрастов.
  5. Умение применять орнаменты и узоры.

Декоративное решение натюрморта

Что нужно приготовить для создания подобной картины?

Декоративная композиция (натюрморт) не может быть создана без определенного набора инструментов и материалов. Итак, следует заранее приобрести следующие аксессуары:

  • планшет;
  • бумагу (ватман формата А3);
  • емкость с водой;
  • палитру для разведения красок;
  • кисти;
  • краску (гуашь), размешанную до однородной консистенции;
  • карандаш для создания эскиза;
  • мягкий ластик.

Создание простого натюрморта: основные этапы

Для написания такой картины следует заранее отобрать и расставить несколько предметов, отличающихся по форме: кухонную утварь, колоритные овощи или фрукты, живые цветы.

Рекомендуется представить каждый из выбранных предметов в виде какой-либо простой фигуры (куб, параллелограмм или цилиндр). Следует расположить все экспонаты на бумаге таким образом, чтобы они стояли на поверхности, а не скатывались с нее.

Для получения нужной формы предметов сглаживаем все линии. Намечаем все мелкие предметы, однако на этом этапе не следует прорисовывать все слишком тщательно. Мы решили выполнить этот декоративный натюрморт в графике. Следующим пунктом работы является выделение и уточнение отдельных частей рисунка – детализация и прорисовывание мелких предметов.

На последнем этапе необходимо придать изображению определенную текстуру. Для этого рекомендуется воспользоваться штрихованием. Округлым предметам придается эффект выпуклости, намечаются тени и блики.

Помните: если передачей светотеней пренебречь, то изображение получится плоским и невыразительным.

Декоративный натюрморт в графике

Использование гуашевых красок

Декоративный натюрморт, гуашью написанный, позволяет зрителю насладиться многообразием и яркостью природных оттенков. Такое изображение создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, каковы особенности написания многоцветной картины в технике гуаши.

Остановимся на простом натюрморте, изображающем вазу и груши различных оттенков. Чтобы дальний план картины не казался слишком пустым, мы разместили там ткань.

Закончив построение, начинаем выполнять декоративный натюрморт гуашью. Картинки могут быть выдержаны как в теплых, так и в холодных тонах. Мы решили отобрать для работы только теплые оттенки. Заполнение картины цветом начинаем с заднего плана – рисуем драпировку.

Для вазы используем различные оттенки коричневого цвета. Наносим на поверхность предмета тени и блики. Подбираем подходящие тона для груш (оттенки желтого и лимонного). Завершающим этапом является прорисовывание невыразительных участков и уточнение светотеней. Чтобы сделать картину более яркой, можно добавить в натюрморт еще один штрих – контурную обводку всех предметов. Для этого используются краски черного цвета.

Декоративный натюрморт гуашью

Чем вызван интерес к декоративным натюрмортам?

Подобные работы привлекают зрителя прежде всего своей красочностью и необычностью. Приобретая декоративную живопись, ценители искусства всегда остаются в выигрыше по многим причинам:

  • благодаря оригинальному и выразительному изображению в доме появится яркий акцент, который способен украсить любой интерьер;
  • авторские картины позволят создать в квартире (доме) неповторимый стиль;
  • благодаря разнообразию сюжетов и образов, предлагаемых современными мастерами-живописцами, каждому ценителю изобразительного искусства будет несложно подобрать картину в соответствии с персональным вкусом и требованиями конкретного интерьера;
  • покупка декоративного натюрморта у одного из начинающих художников является гарантией уникальности работы: такой картины не будет больше ни у кого.

Освоить технику написания декоративных натюрмортов может любой желающий – достаточно немного потренироваться. Результатом ваших усилий станут уникальные работы, позволяющие ощутить всю прелесть жизни, – яркие, красочные и очень позитивные. Попробуйте один раз, и вы навсегда влюбитесь в этот жанр изобразительного искусства!

001 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация форм

Тема декоративного натюрморта весьма популярна в школах искусств и художественных училищах. На основе этого задания учащиеся постигают азы декоративной композиции и дизайна. Поэтому я решил подробно изложить в нескольких статьях методику выполнения декоративного натюрморта. Эти наглядные пособия могут пригодиться как в педагогической практике преподавателя, так и в учебной работе обучающегося.

Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.

Я сейчас не буду обсуждать компоновку и композиционное построение, а сосредоточусь на первом этапе из этих трёх: 1) трансформация, 2) декоративное решение, 3) текстура и орнаменты.

Трансформация и стилизация форм

К сожалению, бывает так, что некоторые преподаватели в детских художественных школах упускают из вида первый этап. Как результат — мы видим красивые декоративные работы в которых форма предметов натюрморта просто срисовывается с натуры и не приводится к единому стилю. Так тоже можно работать. Однако, если подумать над формообразованием и стилизацией формы, декоративный натюрморт будет выглядеть намного гармоничнее и интереснее. Да и автор станет выполнять такую работу намного более увлечённо, ведь, при трансформации форм активно тренируется фантазия художника. Для творческих людей это очень интересный и увлекательный процесс.

Рассмотрим трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного чайника.

Первый вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.

002 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

Второй и последующие варианты — это и есть примеры трансформации в декоративном натюрморте. Второй вариант демонстрирует то, как выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая линия — это, по-сути, линия контура, то есть линия, образующая контур предмета. В основе формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и различных производных от него форм.

003 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

В третьем эскизе трансформация формы включает в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.

004 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

Четвёртый вариант более сложный. Здесь присутствует и мотив круга и прямые линии. То есть тут сочетаются два мотива, но один из них (окружности) доминирует.

005 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

006 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

В основе шестого варианта тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.

007 Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация

Эскиз под номером семь мне понравился больше всего, поэтому я выбрал его в качестве главного. На его основе я буду выполнять итоговый вариант декоративного натюрморта, который Вы видели в начале статьи (сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в следующих статьях он будет доводиться до завершённого состояния).

Подводя итог первому этапу работы над декоративным натюрмортом, хочу отметить, что вышеразмещённые эскизы я разрабатывал, основываясь не только на логике. В первую очередь мною двигало внутреннее чувство, или, как говорят, ассоциативное мышление. Однако, такой полёт фантазии тесно переплетён с вышеизложенной методикой: приведение формы предмета к геометрическим фигурам, трансформирование на основе образующей линии и оси симметрии, сохранение характера предмета, его узнаваемости.

Трансформация формы — это очень увлекательный и творческий процесс, где потенциал художника раскрывается максимально широко. Здесь требуется немалая фантазия и, как я уже говорил, ассоциативное мышление. Такое мышление позволяет связать один образ с другим, в результате чего рождается что-то новое. Это один из основополагающих принципов творчества.

Читайте также: