Декоративно прикладное искусство древнего рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искусство Древнего Рима включает огромное количество произведений различных видов художественного творчества, датируемых периодом со II века до н. э. — по V век нашей эры. Созданные умелыми мастерами той эпохи шедевры до сих пор вызывают восхищение у миллионов людей. Не случайно, именно искусство Древнего Рима на протяжении многих столетий было неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных исторических эпох, жанров и стилей.

Искусство Древнего Рима. Фрагмент позолоченного стеклянного медальона, III век нашей эры

Искусство в Древнем Риме не только играло в жизни людей важную эстетическую роль, но и широко использовалось богатыми слоями общества для подчеркивания своего высокого статуса. Дворцы римской элиты той эпохи были украшены скульптурами, росписями и всевозможным декором, а в убранстве знати неизменно присутствовали роскошные ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима. Александрова мозаика с изображением битвы при Иссе, I век до нашей эры

Особенности искусства Древнего Рима

Искусство возникло в Древнем Риме не на пустом месте. Напротив, оно впитало в себя многовековые достижения соседних культурных цивилизаций, главным образом — греческой и этрусской. Уникальная заслуга римлян заключается в том, что они сохранили для потомков и дополнили собственными шедеврами уже существующие формы искусства, а также сделали его более доступным для широких слоев населения.

Искусство Древнего Рима. Бюст императора Септимия Севера, начало III века нашей эры

Хотя Рим был основан еще в VIII веке до нашей эры, на протяжении многих столетий он оставался небольшим городком, в котором искусство развивалось очень медленно. Но уже к середине III века до н. э. римляне завоевали Апеннинский полуостров, затем разгромили Карфаген в ходе Пунических войн и постепенно установили господство практически над всем Средиземноморьем.

Активная захватническая политика привела к тому, что Рим в ту пору стал крупнейшим центром политической, социальной и культурной жизни Средиземноморского региона. Здесь жили самые богатые люди, которые вели роскошную жизнь и щедро оплачивали работу художников. Это привело к тому, что в Рим массово переезжали самые лучшие мастера искусств из разных уголков сначала республики, а затем и империи, которые постепенно растворились в местном обществе.

Искусство Древнего Рима. Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты , I век нашей эры

Именно греческие художники познакомили римлян с достижениями в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, их работы долгое время оставались идеалами совершенства для местных мастеров. На протяжении многих столетий римляне не только копировали лучшие произведения древних греков, но и создавали собственные шедевры. Так в течение семи столетий формировалось уникальное древнеримское искусство, которое гораздо позже стало фундаментальной базой для зарождения грандиозной эпохи Ренессанса в мировой культуре.

Основные виды искусства Древнего Рима

Художники римской эпохи подарили потомкам множество уникальных образцов художественного творчества. К ним можно по праву причислить искусные работы ювелиров, стеклодувов, мастеров обработки металла. И все же, к основным видам искусства Древнего Рима относятся:

Искусство Древнего Рима. Пантеон — Храм всех богов, начало II века нашей эры

Наибольший вклад в развитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внесли архитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами и добились потрясающих результатов.

Искусство Древнего Рима. Акведук Сеговии, конец I века нашей эры

Среди главных достижений зодчих той поры можно особо выделить следующие изобретения:

  • Крещатый свод.
  • Полукруглые арки без связывающего раствора.
  • Купол (сводчатый потолок).

Искусство Древнего Рима. Колизей — Амфитеатр Флавиев, конец I века нашей эры

Римляне значительно усовершенствовали архитектурные наработки греческих коллег, благодаря чему началось грандиозное строительство всевозможных зданий и сооружений на огромной территории. Помимо роскошных храмов и дворцов, римские архитекторы создавали множество общественных построек:

  • термы (бани);
  • акведуки;
  • форумы;
  • очистные сооружения;
  • табуларии (архивы);
  • базилики (места для собраний знати);
  • театры и амфитеатры.

Искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет императора Клавдия, I век нашей эры

Многие уникальные образцы древнеримской архитектуры сохранились до наших дней. Среди них — Амфитеатр Флавиев (Колизей), Термы Каракаллы и Пантеон (Храм всех богов).

Искусство Древнего Рима. Термы Каракаллы, начало III века нашей эры

В сфере скульптуры римляне не только переняли у древних греков традиции создания рельефов и объемных композиций, но и дополнили их собственными художественными нововведениями. Римский скульптурный портрет отличается необыкновенным реализмом изображения, до наших дней сохранились тысячи работ неизвестных авторов. Большинство скульптур и бюстов — это изображения реальных исторических личностей из мрамора или бронзы.

Уникальными разработками древнеримских скульпторов также являются триумфальные арки и рельефные колонны, увенчанные статуями императоров. А каменные саркофаги, украшенные искусной резьбой, заказывали у зодчих самые влиятельные люди того времени, чтобы отдать дань памяти умершим родственникам.

Искусство Древнего Рима. Часть Колонны Траяна, начало II века нашей эры

Римские живописцы значительно расширили жанровое разнообразие своих работ по сравнению с древнегреческими коллегами. Помимо традиционной мифологической тематики в их творчестве появились многочисленные жанровые сцены, анималистические композиции и натюрморты. Большое распространение также приобрели эротические изображения, а могущество державы художники часто возвеличивали в картинах, посвященных военным триумфам и завоеваниям.

К сожалению, до наших дней практически не сохранилось произведений станковой живописи, а подавляющее большинство фресок уцелело лишь благодаря тому, что они были погребены под толстым слоем вулканического пепла в Помпеях и обнаружены только в середине XVIII века в ходе раскопок.

Искусство Древнего Рима. Часть Арки Константина, начало IV века нашей эры

Искусство древнеримской мозаики также оказалось почти полностью утраченным на сегодняшний день. Немногие уцелевшие образцы явно свидетельствуют, что и этот вид искусства римляне позаимствовали у греков, а для изготовления панно мастера чаще всего использовали окрашенные кусочки камня и керамику. Мозаичными изображениями с обрамлением из орнаментов и геометрических узоров было принято украшать не только стены и полы, но и потолки всевозможных построек. Героями произведений были как мифические персонажи, так и реальные исторические личности.

Искусство Древнего Рима. Фреска из Виллы Мистерий, 80 год до нашей эры

Влияние искусства Древнего Рима на развитие мировой культуры сложно переоценить. Оно представляет огромный интерес для ученых и коллекционеров. Шедевры мастеров той поры уже несколько тысяч лет вызывают восхищение, а их стоимость на арт-аукционах нередко исчисляется астрономическими суммами.

Если говорить кратко об искусстве Древнего Рима — это эпоха ряда значимых художественных нововведений, дошедших до наших дней. К примеру, во времена Царского периода римляне создали собственный алфавит. Учёный Птолемей предложил геоцентрическую систему мира. Очень многое в искусстве было заимствовано у греков. Римляне переняли у этого народа ряд мифов и верований. Отдельно следует отметить великие достижения архитектуры.

Искусство древнего рима

Становление государства

  • жёсткая дисциплина войска;
  • твёрдые законы в стране.

Если обобщить кратко о культуре Древнего Рима, для каждой эпохи правления характерны свои культурные особенности. История Древнего Рима подразделяется на три периода:

  1. VIII — VI века до нашей эры — Царский;
  2. VI — I века до нашей эры — Республиканский;
  3. I век до нашей эры — V век — Имперский.

Особенности архитектуры

Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.

Круглый Пантеон

Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.

Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.

Колизей — главное наследие архитектуры того времени, огромный амфитеатр, который мог вместить около полусотни тысяч зрителей. На его арене размещались 3000 пар гладиаторов. Во время разыгрывания морских боёв арена полностью затапливалась.

Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:

  • Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
  • Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
  • Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.

Скульптура и живопись

Древнеримские скульптуры использовались главным образом для украшения зданий. Императоры, генералы и сенаторы изображались скульпторами весьма реалистично. Для скульптур Древнего Рима характерно изображение статуи с физическими изъянами. Изготавливались они из следующих материалов:

Древнеримские скульптуры

Живопись выполняла декоративную функцию.

Жители Помпеи украшали свои дома росписью по сырой штукатурке. Нередко при помощи фресок помещениям придавалась иллюзия глубины, визуальное увеличение. Комнаты без окон расписывались пасторальными пейзажами.

Различные элементы декора нередко раскрашивались. Среди наиболее используемых цветов следует выделить:

  • бело-кремовый;
  • черный;
  • красный.

Для древнеримского изобразительного искусства характерен выраженный натурализм, который достигался использованием светотеней. Среди самых частых сюжетов было создание природных пейзажей, написание портретов и тема религии.

Древнеримское изобразительное искусство

В сфере искусства древние римляне очень многое переняли у античной Греции. Самыми значительными считаются архитектурные достижения. Из различных докладов, научных характеристик и конспектов на сегодня известно 60 имён архитекторов того времени. Руины некоторых построек являются материальным культурным наследием, в сохранности дошедшим до наших дней.

Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо развитую орнаментику.С помощью архитектурных обманок, пейзажных сюжетов римляне пытались создать иллюзию открытого пространства,так как представление об идеальном жилище было связано с огромными размерами.
I в. до н.э.-I в.н.э.- время максимального расцвета культуры Древнего Рима. Именно в этот период возник период римской орнаментики.Огромные богатства стекающие в Рим из покоренных земель способствовали тому, что римские патриции забыли о своем стремлении к аскетизму и утонули в роскоши.Размеры жилища были признаком богатства и могущества, и были возведены в эстетический принцип.Свое развитие этот принцип получил в третьем- кондилябрном стиле.Мотив кондилябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций- центрический, симметричный,линейно-вертикальный.Тонкие полосы и гирлянды орнамента этого стиля усиливают эффект громадности пространства.

0o

Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля.Стиль просто выплескивает орнаментику вместе с архитектурным изображением на всю стену. Этот стиль называют декоративным и иллюзорным.Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

87

В римском орнаменте появляется композиционные качества:симметричность, повсеместное выделение центра,обыгрывание мотивов трехчастной композиции.
Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СТЕКЛО ДРЕВНЕГО РИМА

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТЕКЛО ДРЕВНЕГО РИМА

СТЕКЛО ДРЕВНЕГО РИМА

Древние римляне прекрасно владели всеми приемами и техниками обработки стекла.

Древние римляне прекрасно владели всеми приемами и техниками обработки стекла. Они умели изготовлять оконное стекло, смальту, посуду из прозрачного и цветного гутного стекла, украшать стеклянные изделия рельефом, гравировкой и позолотой, владели техникой миллифьори.


Особенно хороши изделия, имитирующие камеи. Это высокохудожественные произвед.

Особенно хороши изделия, имитирующие камеи. Это высокохудожественные произведения искусства, сосуды, украшенные белым рельефным изображением на темном фоне. В такой технике выполнялись многофигурные мифологические и жанровые композиции с элементами пейзажа




Распространив к началу нашей эры свою власть на почти весь тогда известный ми.

Распространив к началу нашей эры свою власть на почти весь тогда известный мир, Римская империя стала сосредоточием всего самого ценного, прекрасного и дорогого, что только было на ее бескрайних владениях, протянувшихся от Гибралтара до современного Ирака до горизонтали и от Южной Шотландии до границ пустыни Сахара по вертикали. Среди чудес света отнюдь не последнее место занимало стекло, точнее – стеклянные изделия, украшавшие дома римского нобилитета и местной знати.


В начале первого века нашей эры неизвестный нам римский мастер сделал длинную.

В начале первого века нашей эры неизвестный нам римский мастер сделал длинную и тонкую железную трубку с небольшим расширением на конце. На другой ее конец он насадил деревянный мундштук, чтобы защитить губы от ожога. Изобретение очень простое и вместе с тем гениальное: в продолжение почти двух тысяч лет все стеклянные вещи создавались этой трубкой.


Эта железная трубка оказалась прямо волшебной: пользуясь ею, можно было выдел.

Эта железная трубка оказалась прямо волшебной: пользуясь ею, можно было выделывать самые разнообразные стеклянные вещи, красивые и изящные, с очень тонкими стенками.

Работа со стеклодувной трубкой очень напоминает выдувание мыльных пузырей чер.

Работа со стеклодувной трубкой очень напоминает выдувание мыльных пузырей через соломинку. На конец трубки набирают комок жидкого стекла. Затем начинают дуть в трубку. Комок вспучивается и постепенно превращается в стеклянный пузырь. Можно раздуть пузырь так, что стенка его станет не толще пленки мыльного пузыря. И всё же он будет гораздо прочнее мыльного. Пока пузырь не остыл, ему можно придать любую форму. Достаточно малейшего прикосновения, чтобы стенка пузыря приплюснулась в этом месте. Такой она и останется, когда стекло остынет.


При помощи палочек и щипцов можно из пузыря сделать любую вещь: вазу, чашу, к.

При помощи палочек и щипцов можно из пузыря сделать любую вещь: вазу, чашу, кувшин.
Римляне варили стекло не на костре, а в стекловаренной печи, сложенной из камня. Поэтому им удавалось получать более высокие температуры чем у египтян и стекло у них плавилось уже по-настоящему, превращаясь в ослепительно сияющую жидкость. В римских домах были стеклянные кувшины для воды, масла и вина, кубки и чаши, детские рожки и другие изделия.


Недорогую посуду римские стеклоделы приготовляли из зеленоватого непрозрачног.

Недорогую посуду римские стеклоделы приготовляли из зеленоватого непрозрачного стекла. Но на стол римских богачей ставилась иная посуда - из бесцветного и слегка просвечивающего стекла, для которого римские мастера подбирали особо частые белые пески.

Римские кувшины часто украшались узкими коричневыми и серыми полосками из накладного стекла. Казалось,- змея обвилась вокруг кувшина и крепко держит его. Нам такое украшение вряд ли понравилось бы; скорее всего, оно отбило бы охоту пить из этого сосуда. Но римляне иначе относились к змеям, чем мы:они считали их полезными созданиями. Стеклянные змеи, обвившиеся вокруг кувшина,- это как бы указывало:в кувшине хранится хороший, полезный для здоровья напиток.

Римские стеклодувы делали очень забавные кувшины и подобные изделия можно было сравнить со скульптурой. Но способ выделки здесь был совсем иной, чем у скульптора. Ведь из стекла нельзя высечь фигуру резцом, как ее высекают из мрамора: стекло слишком хрупко. Нельзя из тонкого стекла и лепить, как из глины: оно застынет прежде, чем мастер успеет придать ему такую сложную форму.


Все забавные кувшины выдувались стеклодувной трубкой. Но выдувались они особы.

Все забавные кувшины выдувались стеклодувной трубкой. Но выдувались они особым способом: в металлическую форму. Такую форму приготовляли заранее. На внутренних стенках ее был вырезан нужный рисунок. Мастер, набрав на трубку стекло, засовывал ее конец в форму и начинал дуть. Стеклянный пузырь вспухал внутри металлической формы, плотно прижимался к ее стенкам. Все неровности металлической формы отпечатывались на горячем стекле.З астыв, стекло сохраняло навсегда эти очертания.


Форму раздвигали и вынимали готовый кувшин. Пользуясь одной такой формой, мож.


Римские стеклодувы умели делать крошечные стеклянные флакончики; называли их.

Римские стеклодувы умели делать крошечные стеклянные флакончики; называли их слезницами. Их носили на золотой цепочке за поясом знатные женщины. Во флакончиках хранились, конечно, не слезы, а духи. Такие маленькие флакончики, украшенные нитями из разноцветного стекла, не легко было изготовить.



Еще труднее было сделать стеклянную бочку. В ней хранилось вино, и была она т.

Еще труднее было сделать стеклянную бочку. В ней хранилось вино, и была она такой величины, что в ней мог бы поместиться взрослый человек. Трудно даже представить, как удавалось римским рабочим выдувать такие чудовищные стеклянные пузыри весом в сто килограммов и больше. Выдуть бочку одному человеку,конечно, не под силу. Наверное, дули в трубки одновременно пять-шесть человек. Римляни делали также удивительно красивые сосуды из темносинего стекла украшенные узорами из молочно-белого стекла.


Вазы с рельефными рисунками требовали изнурительного труда, искусства, осторо.



Поражает разнообразие форм, цветов и декоративных приемов обработки изделий и.

Поражает разнообразие форм, цветов и декоративных приемов обработки изделий из стекла.

Читайте также: