Деформация средневековых сословий история 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

смотря что под эти понимать.если вы имеете ввиду понятие арабское государство, как арабский халифат, то существует оно с 7-8 вв н.

о хеопсе мог знать только тутмос так как он правил после хеопса

это событие называется объединение дунайских княжеств.

дунайские княжества и трансильвания, возникшие в средние века, были тесно связаны между собой культурно и . после завоевания османской империей валахии и молдавии эти княжества вместе стремились к обретению независимости. именно поэтому национальная идея в дунайских княжествах долгое время базировалась на освобождении от турецкого вассалитета.

Модернизация Европы

1. Развитие национальных идей.
2. Национальные государства.
3. Деформация средневековых сословий.
4. Просвещённый абсолютизм.

Развитие национальных идей. § 3 п

Развитие национальных идей. § 3 п

1. Развитие национальных идей.

§ 3 п. 1 с. 36
Что такое нация?
Нация – историческая общность людей, объединенная общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т.д.

Деформация европейских сословий § 3 п

Деформация европейских сословий § 3 п

2. Деформация европейских сословий

Сохраняет свои позиции
в государстве (военная
служба, государственные
должности и пр.)

Беднеет, иногда теряет
налоговые привилегии,
начинает заниматься
предпринимательством

Растёт численность городских низов (15—25% населения
крупных европейских городов)

Буржуазия — богатеет и растёт численно (около 15% населения Франции, 10—11% в Англии и итальянских государствах)

Разорённые крестьяне работают по найму в сёлах или становятся слугами в городах

Деформация европейских сословий

Деформация европейских сословий

2. Деформация европейских сословий

Национальные государства Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? § 3 п

Национальные государства Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? § 3 п

3. Национальные государства

Чем национальное государство отличается от существовавшего до него?
§ 3 п. 3 с. 41-42

4. Просвещенный абсолютизм

4. Просвещенный абсолютизм

4. Просвещенный абсолютизм

Что сохраняется и что изменяется в системе абсолютной монархии при переходе к просвещённому абсолютизму?

Что сохраняется и что изменяется в системе абсолютной монархии при переходе к просвещённому абсолютизму?

Священник, рыцарь, крестьянин. Миниатюра XIII в.

Феодальная лестница

Бенефиций, став наследным владением - феодом, превратил всех бенефециариев (наделённых бенефицием) в землевладельцев - крупных и мелких феодалов, находящихся в вассальной зависимости друг от друга. Главным землевладельцем государства, верховным сюзереном, был король (или император). Он раздавал земли своим приближённым (вассалам) - князьям, герцогам, графам, баронам. Они, в свою очередь, наделяли землями своих приближённых, у которых также появлялись вассалы, получившие земли из их наделов. Так формировалась многоступенчатая иерархия феодального общества. Крупным землевладельцем была и церковь во главе с римским папой. Раздавая или получая земли, представители духовенства также выступали в роли светских сеньоров или вассалов.

Оммаж

Оммаж. Средневековая миниатюра

Обязанности сторон

Города

Развитие техники, ремёсел и торговли привело к возрождению городов - ремесленных и торговых центров. Город возникал на земле феодала и был его собственностью. Туда стекались его крестьяне, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Города приносили доход сеньору, но стремление феодала получить от города большую прибыль приводило к борьбе между ним и горожанами. В этой борьбе горожане отстояли право на городское самоуправление и стали менее зависимы, чем крестьяне.

Феодальное войско

В 847 г. Карл Лысый издал эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Так была закреплена уже сложившаяся система вассалитета. Каждый сеньор был обязан приводить на войну вооружённый отряд своих вассалов. Численность отряда зависела от величины феода. Владельцы целых провинций - герцоги, маркизы, графы - приводили на войну тысячные отряды с сотнями рыцарей. Бароны, владельцы нескольких деревень, выставляли сотни пехотинцев и десятки рыцарей. Рядовые рыцари приводили небольшое число пеших воинов из своих крестьян и оруженосцев. Так король набирал войско, которое вёл на войну. Но на поле боя каждый сеньор сам распоряжался своими людьми, и его вассалы ставили его приказы выше королевских. Такое двоевластие на войне часто приводило к плачевным результатам.

Рыцарь и общество

Шанс на благородство

Изначально землёй владели выходцы из династий Меровингов и Каролингов и представители старой римско-галльской знати. Земля была символом достоинства и власти, свидетельством благородства. Раздача бенефициев (феодов) могла сделать сеньором даже крестьянина - если он был смел, хорош в бою и удачлив, у него был шанс заслужить поощрение знатного человека и даже короля, получить землю, а потом и титул. Так в раннем Средневековье формировалась аристократия.

Средневековые аристократы

Средневековые аристократы: 1. Свита Карла Лысого. Фрагмент миниатюры. IX в. Франция. 2. Маркиз на охоте. Фрагмент миниатюры из Манесского кодекса. 1300 г. Германия. 3. Приближённый императора. Фрагмент миниатюры. 1000 г. Италия.

Оружие - это свобода

Особую роль в судьбе человека раннего Средневековья играло наличие у него оружия. Древние германцы считали оружие отличительной чертой свободного человека. Если германцу приходилось обращаться за военной помощью к своим рабам, он, прежде чем вооружить раба, давал ему свободу. Вооружённый - свободен и силён, безоружный - слаб, труслив и презираем. Тот, кто мог приобрести оружие, получал и возможность подняться по социальной лестнице, став рыцарем. Но хорошее оружие и боевой конь были дороги, и для бедняков эта дорога наверх постепенно закрывалась. Крестьянство разделялось на состоятельных и вооружённых, из которых выходили рыцари, и на безоружных бедняков, формировавших класс зависимых тружеников.

Оружие древних германцев. Клинок и фрагмент ножен короткого меча скрамасакса

Вручение оружия

Для германцев оружие было священно, и особую роль они при давали его вручению. Юноша-германец, став совершеннолетним, торжественно получал оружие в дар от отца или старшего в роду. Это означало, что он стал свободным, стал мужчиной. Эту германскую традицию сохранили франки. В 791 г. Карл Великий опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика Благочестивого, который в 838 г. сделал то же для своего сына Карла Лысого. Такое благоговейное отношение к оружию свидетельствовало о том, что оно - привилегия господствующего класса. Вручение меча позднее стало основой обряда посвящения в рыцари, как посвящения в члены привилегированного военного сословия.

Рыцари. Шахматные фигуры. Слоновая кость. XI в.

Рыцарь - христианский воин

Общество разделилось: одни получили оружие и власть, другие остались беззащитными. Что могло заставить сильного заботиться о слабом, удержать вооружённого от насилия? Тут огромную роль сыграла Церковь. Христианство, как религия, проповедующая мир, выступало против насилия. Но Церковь не могла осуждать войны, ибо сама нуждалась в защите. И тогда она выработала идеал воина, в котором жестокость смирялась моралью, сила уравновешивалась мудростью, отвага - чувством меры. Христианские проповеди о милосердии, о помощи ближнему, примеры святых воинов-христиан смягчили нравы воинов и повлияли на становление рыцарской этики.

Христианский собор XI в. Романский архитектурный стиль. Германия, г. Триер

Священник Римской церкви. Фрагмент миниатюры. Италия. 1000 г.

Междоусобицы и раздробленность

Церковь поощряла войны в защиту веры и христианских святынь, называя их праведными, и осуждала братоубийственные междоусобицы, относя их к неправедным войнам. Но когда к XI в. Европа справилась с варварами и отодвинула арабскую угрозу, её привыкшие к войне правители обратили оружие друг против друга. Властвуя на своих землях от имени короля, крупные феодалы со временем прибрали эту власть к рукам. По мере ослабления королевской власти вассалы короля выходили из-под повиновения. Каждый из них, чувствуя себя полноправным господином, держал себя на равных с королём, даже если формально признавал себя его вассалом. Силой оружия сеньоры отстаивали независимость своих владений и силой оружия их расширяли. Началась эпоха феодальной раздробленности.

VadimBoiko

Ответ:

Хотелось бы знать период времени, но ладно.

Начнём с крестиан. Они по своей сути на протяжении всего средневековья не изменялись практически никак, с поправкой на некоторые права в отдельно взятых государствах. Уже потом большая часть крестиан начнёт образовывать рабочий класс. Небольшая часть образует пласт зажиточных крестиан, что хорактерно для России и её соседей.

Феодалы, встретившие раннее средневековье перешли в более значимую буржуазию. Их влияние как на внутренний, так и на внешний мир государства сильно возросло.

Горожане, как и крестиане не сильно терпели перемены в своей структуре. Позже начнут образовывать средний и рабочий классы.

Церковь перестанет играть столь значимую роль, что играла в раннем и среднем средневековье. Начнётся популяризация атеизма. Церковь лишится многих прав и преобразуется в то, что мы сейчас видим.

Причины усиления королевской власти и абсолютизма коренились в социально-политической ситуации, сложившейся в западноевропейских странах на рубеже XV-XVI вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации приводит к тому, что социальные группы, причастные в той или иной степени к политической власти, оказываются в большей зависимости от короны, чем раньше.

Эволюция сельского, но особенно городского населения – купцов, ремесленников, прослойки городских интеллектуалов (юристов, врачей, преподавателей университетов и пр.) в конечном счете, привела к возникновению новой социальной структуры и появлению таких слоев (а в будущем и классов) как буржуазия и предпролетариат.

3.Особенности духовного развития аграрного общества. Реформация церкви в Европе в раннее новое время, ее истоки и особенности в различных странах.

Эсхатологические ожидания, как полагает ряд специалистов, особенно зарубежных, послужили одним из сильных стимулов к Реформации церкви (reformatio – лат. преобразование), которая в сложившейся обстановке стала императивом общественного сознания.

Разумеется, это была не единственная (и отнюдь не самая главная) причина Реформации, которая была подготовлена всем предшествующим развитием западноевропейского общества и католической церкви. Кризис церкви и папства, как известно, начался задолго до 1517 г., т.е. выступления М. Лютера со знаменитыми 95 тезисами, от которого и ведет свой отсчет европейская Реформация. Он был связан как с политическими, социальными, так и духовными причинами.

Но подготовка Реформации шла не только в политической и организационной, но и в религиозной сфере. Мы уже говорили о деятельности еретических движений средневековья, об учениях предреформаторов - Д. Виклифа и Я. Гуса, которые предвосхитили ряд положений, высказанных в XVI в. М. Лютером и другими реформаторами. В теме 5 уже говорилось о том, что после 1000 г. в Западной Европе шел процесс евангелизации религиозного сознания масс, для которых теперь все более понятными, доступными и желаемыми становились морально-этические ценности христианства, чуждые ранее как низам, там и верхам населения Западной Европы. Акцент все более делался на индивидуальное благочестие, уход от излишнего увлечения внешней стороной католического культа, как в учении знаменитого флорентийского доминиканца Д. Савонаролы (конец XV в.). Показательно, впрочем, то, что последний старался не выходить за пределы официальной церковной доктрины (см. с.59-60).

В Испании и Австрии католическая церковь издавна была организатором борьбы христиан против мусульман (мавров или турок), которая к началу XVI в. еще не кончилась: в Испании было много мавров и евреев, которые приняли христианство только для вида, но готовы были восстать, т.е. они рассматривались как внутренние враги; Австрия же противостояла натиску турок-османов, и главные силы общества были направлены именно в это русло. Поэтому в Испании, Португалии и Австрии Реформация не имела успеха: там победили католики и закрепили свою победу учреждением постоянно действующей инквизиции и новых монашеских орденов (иезуиты, обновленные францисканцы и доминиканцы), которые имели своей целью пропаганду католической веры среди язычников и иноверных христиан, а также строгий надзор за единомыслием всех католиков. Точно также католики победили в Италии: все еще сильный класс феодалов и объединившаяся с ним городская верхушка поддержали Контрреформацию. Симпатии городской буржуазии к католицизму объясняются кризисом раннебуржуазных отношений, начавшимся по социально-экономическим и геополитическим причинам, в связи с чем верхушка городов стала нуждаться в сильной, олигархической власти и тяготеть союзу со старыми классами. Реформация в Италии имела и свои идеологические особенности: в ней возникли собственные религиозно-философские учения, отличные от лютеранства и кальвинизма, имевшие здесь глубокие корни и стремившиеся решать задачи, выходившие уже за рамки собственно реформационного движения. Движение здесь, как и в Германии и Швейцарии, носило антифеодальный характер, и было затяжным. Здесь инквизиция больше занималась преследованием свободы мысли и слова итальянцев, которая широко распространились в эпоху Возрождения [Яркими примерами свободы мысли служат взгляды Джузеппе Чезаре Ванини и Джордано Бруно. Первый подвергал сомнению божественность Иисуса, бессмертие души, отождествлял Бога с природой. Что же касается Д. Бруно, то он говорил о единстве и бесконечности Вселенной, множественности миров и т.п., цель познания видел в постижении законов природы и был близок к атеизму].

Напротив, в странах Северной Европы, которые прежде не имели тесных связей с Римом, Реформация победила быстро и легко; там образовались национальные церкви лютеранского или кальвинистского направления.

В Нидерландах же победа Реформации имела наиболее знаковый характер. Ее удалось достигнуть лишь на севере, в Голландии. На юге и в центре Нидерландов победили сторонники испанской монархии, чьей колонией были Нидерланды. Но, если в Германии, где имела место первая буржуазная революция в форме Реформации и Крестьянской войны, революционно-реформаторские силы потерпели поражение, то в Голландии осуществилась первая в мире победоносная буржуазная революция, прошедшая под флагом кальвинизма, где возникла Республика Соединенных провинций. Об особенностях этих революций мы поговорим попозже, а сейчас настало время остановиться на главных реформационных учениях – М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, а также затронуть и революционное учение Т. Мюнцера, без чего понимание реформационных процессов было бы явно неполным.

Причины усиления королевской власти и абсолютизма коренились в социально-политической ситуации, сложившейся в западноевропейских странах на рубеже XV-XVI вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации приводит к тому, что социальные группы, причастные в той или иной степени к политической власти, оказываются в большей зависимости от короны, чем раньше.

Эволюция сельского, но особенно городского населения – купцов, ремесленников, прослойки городских интеллектуалов (юристов, врачей, преподавателей университетов и пр.) в конечном счете, привела к возникновению новой социальной структуры и появлению таких слоев (а в будущем и классов) как буржуазия и предпролетариат.

3.Особенности духовного развития аграрного общества. Реформация церкви в Европе в раннее новое время, ее истоки и особенности в различных странах.

Эсхатологические ожидания, как полагает ряд специалистов, особенно зарубежных, послужили одним из сильных стимулов к Реформации церкви (reformatio – лат. преобразование), которая в сложившейся обстановке стала императивом общественного сознания.

Разумеется, это была не единственная (и отнюдь не самая главная) причина Реформации, которая была подготовлена всем предшествующим развитием западноевропейского общества и католической церкви. Кризис церкви и папства, как известно, начался задолго до 1517 г., т.е. выступления М. Лютера со знаменитыми 95 тезисами, от которого и ведет свой отсчет европейская Реформация. Он был связан как с политическими, социальными, так и духовными причинами.

Но подготовка Реформации шла не только в политической и организационной, но и в религиозной сфере. Мы уже говорили о деятельности еретических движений средневековья, об учениях предреформаторов - Д. Виклифа и Я. Гуса, которые предвосхитили ряд положений, высказанных в XVI в. М. Лютером и другими реформаторами. В теме 5 уже говорилось о том, что после 1000 г. в Западной Европе шел процесс евангелизации религиозного сознания масс, для которых теперь все более понятными, доступными и желаемыми становились морально-этические ценности христианства, чуждые ранее как низам, там и верхам населения Западной Европы. Акцент все более делался на индивидуальное благочестие, уход от излишнего увлечения внешней стороной католического культа, как в учении знаменитого флорентийского доминиканца Д. Савонаролы (конец XV в.). Показательно, впрочем, то, что последний старался не выходить за пределы официальной церковной доктрины (см. с.59-60).

В Испании и Австрии католическая церковь издавна была организатором борьбы христиан против мусульман (мавров или турок), которая к началу XVI в. еще не кончилась: в Испании было много мавров и евреев, которые приняли христианство только для вида, но готовы были восстать, т.е. они рассматривались как внутренние враги; Австрия же противостояла натиску турок-османов, и главные силы общества были направлены именно в это русло. Поэтому в Испании, Португалии и Австрии Реформация не имела успеха: там победили католики и закрепили свою победу учреждением постоянно действующей инквизиции и новых монашеских орденов (иезуиты, обновленные францисканцы и доминиканцы), которые имели своей целью пропаганду католической веры среди язычников и иноверных христиан, а также строгий надзор за единомыслием всех католиков. Точно также католики победили в Италии: все еще сильный класс феодалов и объединившаяся с ним городская верхушка поддержали Контрреформацию. Симпатии городской буржуазии к католицизму объясняются кризисом раннебуржуазных отношений, начавшимся по социально-экономическим и геополитическим причинам, в связи с чем верхушка городов стала нуждаться в сильной, олигархической власти и тяготеть союзу со старыми классами. Реформация в Италии имела и свои идеологические особенности: в ней возникли собственные религиозно-философские учения, отличные от лютеранства и кальвинизма, имевшие здесь глубокие корни и стремившиеся решать задачи, выходившие уже за рамки собственно реформационного движения. Движение здесь, как и в Германии и Швейцарии, носило антифеодальный характер, и было затяжным. Здесь инквизиция больше занималась преследованием свободы мысли и слова итальянцев, которая широко распространились в эпоху Возрождения [Яркими примерами свободы мысли служат взгляды Джузеппе Чезаре Ванини и Джордано Бруно. Первый подвергал сомнению божественность Иисуса, бессмертие души, отождествлял Бога с природой. Что же касается Д. Бруно, то он говорил о единстве и бесконечности Вселенной, множественности миров и т.п., цель познания видел в постижении законов природы и был близок к атеизму].

Напротив, в странах Северной Европы, которые прежде не имели тесных связей с Римом, Реформация победила быстро и легко; там образовались национальные церкви лютеранского или кальвинистского направления.

В Нидерландах же победа Реформации имела наиболее знаковый характер. Ее удалось достигнуть лишь на севере, в Голландии. На юге и в центре Нидерландов победили сторонники испанской монархии, чьей колонией были Нидерланды. Но, если в Германии, где имела место первая буржуазная революция в форме Реформации и Крестьянской войны, революционно-реформаторские силы потерпели поражение, то в Голландии осуществилась первая в мире победоносная буржуазная революция, прошедшая под флагом кальвинизма, где возникла Республика Соединенных провинций. Об особенностях этих революций мы поговорим попозже, а сейчас настало время остановиться на главных реформационных учениях – М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, а также затронуть и революционное учение Т. Мюнцера, без чего понимание реформационных процессов было бы явно неполным.

Читайте также: