Дань и данничество на руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 485
  • КНИГИ 670 937
  • СЕРИИ 25 838
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 585

Новая книга И.Я.Фроянова посвящена двум важнейшим проблемам истории восточного славянства — рабству и данничеству. Тщательно изучив доступные современному исследователю источники, автор приходит к выводам, существенно отличающимся от представлений, широко распространенных в новейшей отечественной исторической литературе. Рабовладение и даннические отношения он рассматривает не только как элементы производственных и социальных связей, но и как проявления духовной и нравственной жизни восточных славян VI-X вв.

Для научных работников, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, всех, кто интересуется древней историей России.

И.Я. Фроянов РАБСТВО И ДАННИЧЕСТВО У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (VI-X вв)

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

•Часть первая. Восточнославянское рабство

Рабы у антов и склавинов VI-VII вв.

Рабовладение у восточных славян VIII - X вв.

К вопросу о челяди на Руси конца IX - начала XI века

Кризис родового строя и возникновение холопства на Руси конца Х - начала ХI века

•Часть вторая. Восточнославянское данничество ◦

Даннические отношения восточных славян с иноземцами

Отношения данничества среди восточного славянства

К вопросу о древнерусском полюдье

Рабство и данничество у восточных славян - _1.jpg

Рабство и данничество у восточных славян - _2.jpg

И.Я. Фроянов РАБСТВО И ДАННИЧЕСТВО У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (VI-X вв)

Под редакцией доктора исторических наук .А.Я.Дегтярева

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Издательство Санкт-Петербургского Университета

ББК 63.3(2)41 Ф 91

Фроянов И. Я.

Ф91 Рабство и данничество у восточных славян.— СПб.: Издательство С.-Петербургского университета,1996.—512 с.

Новая книга И.Я.Фроянова посвящена двум важнейшим проблемам истории восточного славянства — рабству и данничеству. Тщательно изучив доступные современному исследователю источники, автор приходит к выводам, существенно отличающимся от представлений, широко распространенных в новейшей отечественной исторической литературе. Рабовладение и даннические отношения он рассматривает не только как элементы производственных и социальных связей, но и как проявления духовной и нравственной жизни восточных славян VI-X вв.

Для научных работников, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, всех, кто интересуется древней историей России.

Игорь Яковлевич Фроянов

РАБСТВО И ДАННИЧЕСТВО У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Редактор Р. Г. Тихонова Художник А. Г. Абрамович Компьютерный набор и верстка О. В. Шатаевой Корректор О. В. Михайлова

Лицензия ЛР №040050 от 15.08.96 г.

Подписано в печать 10.12.96. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Уел. печ. л. 32,0. Уел. кр.-отт. 32,13. Уч.-изд. л. 28,32. Тираж 2000 экз. Заказ 3331.

Издательство СПбГУ. 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.

(с) И.Я. Фроянов, 1996 (с) Издательство

С.-Петербургского университета, 1996

ИЗДАНИЕ ПОДДЕРЖАНО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ "НАРОДЫ РОССИИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ"

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Взгляд на общественный строй восточных славян и Древней Руси у современных историков во многом обусловлен их пониманием проблемы рабства и особенно даннических связей. Именно на основе толкования дани как феодальной ренты сложилась теория государственного феодализма, господствовавшего якобы на Руси. И. Я. Фроянов убедительно опровергает эту теорию, показывая ее несостоятельность.

Весьма интересным и в научном плане перспективным является стремление автора вывести рабовладение и данничество за рамки производственных и социальных отношений в сферу духовной и нравственной жизни, или в ментальную область. Это придает исследованию автора книги более объемный, всесторонний и системный характер, поднимая его на новый, более высокий, соответствующий современным требованиям, научный уровень. Довольно любопытны наблюдения, касающиеся происхождения войн как действ, имеющих прямую связь с религиозными воззрениями древних людей.

Не сомневаюсь, что книга И. Я. Фроянова, выдержанная в лучших стилевых традициях русской исторической науки, будет прочитана читателем с живым интересом и станет заметной вехой в познании отечественной истории.

Религиозная сторона полюдья была связана с сакральной ролью вождя, наделенного жреческими функциями. Совершая круговой объезд страны, он прилюдно исполнял религиозные ритуалы и обряды, которые были призваны обеспечить процветание и благосостояние соплеменников.

Часть дани поступала в Киев повозом, то есть ее привозили сами подвластные племена.

Размеры выплат были строго определены[483] и, вероятно, оставались неизменными в течение десятилетий. Дань выплачивалась в основном натурой, изделиями лесных промыслов: пушниной, воском, медом, — но не исключено, что племена-данники, причастные к торговле на Балтийско-Волжском пути, делились с русами арабскими дирхемами (один куний мех приравнивался тогда к двум с половиной дирхемам).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Полюдье

Полюдье Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Для нас чрезвычайно важно установление существования полюдья на уровне одного союза племен, то есть на более низкой ступени развития, чем "союз союзов" – Русь. Для племенного союза вятичей мы

Музыкальная дань Наполеону

Музыкальная дань Наполеону Так что же оставил Наполеон потомкам? Налицо, конечно, тенденция сравнивать с ним любого французского аристократа (а их немало). До сих пор живы и его законы, которые по-прежнему формируют французское мышление. И разумеется, тут как тут

Хазарская дань (IX век)

Хазарская дань (IX век) Иными словами, первые русские города владели огромными окрестными территориями, с которых собирали дань. Конечно, не стоит представлять себе первые города как каменные крепости с высокими стенами. Первоначально это были обнесенные частоколом

Полюдье

Полюдье «Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми росами (со всей русью, то есть с дружиной) из Киава и отправляются в полюдия, что именуется „кружением“, а именно – в Славинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, севериев

Хазарская дань

Дань признательности

Введение Впервые афинский флот вошел-вплыл в мое сознание одним зимним днем 1969 года, когда я столкнулся в Нью-Хейвене, на Колледж-стрит, с Доналдом Кэгеном. В заснеженном студенческом городке Йеля его фигуру боксера с походкой моряка легко было узнать еще издали. Я знал

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ В начале XIV века Сарай был действительным политическим центром Золотой Орды. Власть ханов была еще крепка, и это для большинства населения Золотой Орды было несомненным благом. Процветала торговля, мирное население могло спокойно работать, не опасаясь

VI. Дань и поздравительный адресъ

VI. Дань и поздравительный адресъ При сношеніяхъ Европейскихъ державъ съ китайскимъ Дворомъ, открывшихся за 200 предъ симъ л?тъ, встр?тились два обстоятельства, которыя до сего времени полагаютъ неотвратимое препятствіе къ политическому сближенію Европы съ Китаемъ. Эти

Дань Часто, не меньше одного раза в год, татары присылали своих послов собирать с русских дань.Послы (баскаки) ходили по дворам и брали все, что плохо лежало, ничем не брезгая.Увидят веревочку, и веревочку берут; увидят хорошо или даже плохо выпеченный хлеб – и сейчас в

ДАНЬ МОНГОЛАМ

ДАНЬ МОНГОЛАМ Монголо-татары провели на Руси в 1257 году перепись населения с целью упорядочить обложение населения данью. Перепись не затрагивала русскую, а точнее византийскую православную церковь. Византия была в дружеских отношениях с Ордой, а православная

Полюдье

Дань села

Дань села По крайней мере по одному пункту коллективизация все же изменила экономическое положение страны. В производстве сельскохозяйственной продукции, даже не обнаружившем роста, принимало участие теперь меньше работников, а объем продукции, предназначенной для

Опять дань?

Опять дань? В последующие после разгрома и подчинения Пскова двенадцать лет Василий III Иванович был полностью поглощен проблемами внешнеполитическими. Решал он их по-отцовски не спеша, осторожно, стараясь лишний раз не воевать, отстаивая всеми возможными способами

Дань Пушкину

Дань Пушкину Плыли как-то на одном корабле к берегам Кавказа генерал Раевский-младший, друг Пушкина, молодой Айвазовский и Лев Сергеевич Пушкин… И почему бы не домыслить к этому факту такое, вполне возможное: Левушка Пушкин тут же на шканцах под открытым и ясным небом

В книжной версии

Том 8. Москва, 2007, стр. 317

ДАНЬ (лат. tributum), на­ту­раль­ный или де­неж­ный сбор с по­бе­ж­дён­ных в поль­зу по­бе­ди­те­ля (см. так­же Дан­ни­че­ст­во ); од­на из форм на­ло­га с под­дан­ных. В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Д. раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой – в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Д. сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Сев. Ев­ро­пы ( бок­ленд , да­не­гельд – в Анг­лии, вейц­ла – в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. — М.: Крафт+ . А. Р. Андреев . 2001 .

Смотреть что такое "ДАНЬ" в других словарях:

дань — дань, и … Русский орфографический словарь

дань — дань/ … Морфемно-орфографический словарь

дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

дань — См … Словарь синонимов

ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

Читайте также: