Дакарские рамки действий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор проекта: К. М. Егорчикова,

учитель английского языка

слушатель курсов повышения квалификации

по проблеме «Особенности организации

обучения и воспитания обучающихся

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

История развития идеи инклюзии в зарубежных странах…………….6

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Предпосылки возникновения и развития инклюзивного образования в

2.2 Проблемы формирования инклюзивного общества в России………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.

1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучения детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Его целью является обеспечение равных возможностей для детей-инвалидов при инклюзивном образовании.
В 2014 году были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые стали основными нормативными документами, устанавливающими единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях должны были создать доступную среду, включая физическое пространство и специальное оборудование. А для организации качественного образовательного процесса необходимы специально подготовленные педагогические кадры, психологи, специалисты по коррекционному образованию, тьюторы и другие. Изменения должны произойти и на ценностном уровне - постепенно в школе, как и в обществе в целом, будет развиваться инклюзивная культура. В развитии инклюзивной культуры важную роль играет просвещение, информирование общества, в частности, школьников и их родителей, преодоление негативных стереотипов и формирование толерантности.

Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных направлений в российском образовании.

Любая идея становится реализуемой, когда она принята обществом.

Целью данного проекта является изучение истории зарождения идеи инклюзивного образования в мировом сообществе, направлениями ее развития в разных странах, особенностями ее реализации в России.

Российская Федерация пусть и медленно, но включается в общемировые тенденции развития, что связано как с процессами глобализации, так и с необходимостью обозначить себя в мировом сообществе. Общечеловеческие, гуманистические идеи, заложенные в концепции инклюзивного общества, понятны и приняты россиянами, которые привержены ценностям терпимости, сочувствия, сострадания, взаимовыручки и поддержки. Таким образом, выстраивая у себя систему инклюзивного образования, мы совпадаем с современной парадигмой развития мирового сообщества.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам детей для обеспечения доступного образованию всем детям с особыми образовательными потребностями [7].

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Инклюзия — центральная идея развития современного образования,

Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из таких норм, или социальных стереотипов, было отторжение людей с инвалидностью, их социальная изоляция. Когда к нам в недавнем прошлом приезжали эксперты из-за рубежа, они всегда высказывали удивление:

История развития идеи инклюзии в зарубежных странах

Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания

ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.

До индустриальной революции XIX в. отношение к детям с нарушениями в развитии (слепым, глухим, умственно отсталым, страдающим каким-либо физическим или психическим недугом) было неоднозначным.

явно отличавшихся от большинства здоровых членов общества, вызывал у последних мистический страх и воспринимался ими как некое демоническое существо. Очевидно, что такое предубеждение общественного мнения

по отношению к детям с различными аномалиями в развитии, сторонниками которого были не только обычные граждане, но и представители интеллигенции (врачи, юристы, философы), фокусировалось в основном на их физических или умственных дефектах и обусловливало жесткую позицию неприятия таких детей относительно здоровыми членами любого общества. Так, в Древней Спарте, провозгласившей на много столетий культ здорового тела и военного искусства, младенцы с ярко выраженными отклонениями от нормы просто уничтожались. Документальным свидетельством выражения агрессии и полного отторжения по отношению к детям-инвалидам античной эпохи является закон Ликурга (IX-VIII вв. до н.э.), в котором зафиксирована рекомендация к умерщвлению физически неполноценных младенцев. Система политического воспитания в Афинах развивалась в контексте демократии. Однако на протяжении столетий законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей уже с момента их рождения, отделять их от здоровых, оставляя на произвол судьбы.

В период средневековья отношение общества к детям, страдающим физическими и психическими недугами, не стало более гуманным. Несмотря на кардинальные изменения, происходившие в Европе в течение

полутора тысячелетий (реформы государственного устройства, становление новой идеологии, утверждение новых ценностей, новой религии, развитие научной мысли), в средневековом законодательстве юридический статус детей-инвалидов не пересматривался.

тифлопедагог А. Цейне в сотрудничестве с французским педагогом В. Гаюи открыли первое учебное заведение для слепых детей в Германии; в 1873 г. появилось второе учебное заведение для незрячих в Саксонии, а в последующие десятилетия специальные школы для обучения и воспитания слепых и глухонемых детей появились практически на всей территории Германии. В 1832-1834 гг. в Германии были организованы курсы, которые прошли более ста педагогов-наставников по работе с особыми детьми в народных школах.

Во Франции в 1770 г. была открыта первая в мире частная школа – Парижский институт глухонемых, организатором которого выступил Ш. М. де Эппе, создатель мимического метода. Бесценный вклад Франции в обучение слепых детей заключается в том, что Франция одной из первых стран Европы обратилась к разработке научных методов обучения слепых, а также дала миру уникальную систему письма. Приоритет теоретико-методологических исследований в тифлопедагогике обеспечил Франции возможность открыть в XVIII в. первую в мире школу для слепых детей.

В 1760 г. в Эдинбурге священником Т. Брайвудом была открыта первая небольшая частная школа для обучения глухих детей. В последующее столетие число частных учебных заведений, например, для глухих росло, но обучались в них только дети дворянского происхождения, которым предоставлялась возможность получения широкого круга гуманитарных знаний. В 1865 г. в Лондоне была организована первая школа

В этой связи необходимо отметить, что целенаправленная государственная политика в области всеобщего начального образования слабоумных, глубоко умственно отсталых, душевнобольных детей в странах Европы и США не была проведена. Вопросы возможности организации их обучения оставались вне поля зрения государства, а подчас воспринимались врачами и педагогами конца XVIII – начала XIX в. скептически. Судьбой данной категории детей занимались специально организованные приюты.

Усиление идей гуманизма в мире после Второй мировой войны явилось предпосылкой к созданию Организации Объединенных Наций (ООН) в 1945 году. Данная организация выступила инициатором реализации равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и обращает пристальное внимание государств и правительств на вопросы обеспечения прав детей-инвалидов на получение ими качественного и доступного образования. Правовыми основами, призванными обеспечить реализацию инициатив ООН, явилось создание следующих документов:

Признание государством права детей, подростков и молодых людей на охрану здоровья, образование и получение информации, как это определено в различных международных конвенциях и декларациях и закреплено в национальном законодательстве, налагает на государство обязанность предоставлять им информацию, образование и доступ к услугам, позволяющим сохранить и укрепить здоровье.

Право на информацию

Согласно Конвенции о правах ребенка, которую подписали 195 государств, дети имеют всеобщие и неотъемлемые права, включая право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме (статьи 28 и 29) и на получение информации (статья 13). Государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязаны обеспечивать уважение, защиту и соблюдение прав детей. Образование должно отвечать наилучшим интересам и целям непрерывного развития ребенка в целом, без дискриминации, с уважением к его взглядам и с его активным участием. Образование в области здоровья на основе формирования навыков является одним из средств достижения этих целей.

В 1994 г. на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире представители 179 государств признали важность хорошего репродуктивного здоровья для реализации людьми своих основных прав и приняли Концепцию репродуктивных прав, которая предусматривает, что женщины и мужчины, взрослые и молодые имеют право искать и получать полную и достоверную информацию о сексуальности и репродуктивном здоровье, его сохранении, в том числе о предупреждении инфекций, передаваемых половым путем и нежелательной беременности.

Дакарские рамки действий "Образование для всех"

На Всемирном форуме по образованию, состоявшемся в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г., международное сообщество вновь подтвердило свою цель – обеспечение качественного базового образования для всех. В принятых на форуме Дакарских рамках действий представлены цели и стратегии по выполнению этой задачи к 2015 г.

  • соответствующее водоснабжение и надлежащие санитарно-гигиенические условия;
  • доступ к службам здравоохранения и питания;
  • политика и кодексы поведения, которые способствуют улучшению физического, психосоциального и эмоционального состояния преподавателей и учащихся;
  • содержание и практика образования, способствующая усвоению знаний, социальных установок, ценностей и жизненных навыков, необходимых для укрепления самоуважения, здоровья и личной безопасности.

Дакарские рамки действий рекомендуют во всех учебных программах укрепить или внедрить элементы, касающиеся обучения жизненным навыкам и образования в области ВИЧ/СПИД. Образование в области здоровья должно осуществлять на основе развития так называемых жизненных навыков. В помощь работникам системы образования в 2010 г. ЮНЕСКО совместно с ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ и ЮНФПА издало Международное техническое руководство по половому просвещению, в котором изложены основанные на фактах и исследованиях рекомендации по разработке и реализации в школе комплексных образовательных программ в области сексуального и репродуктивного здоровья и обучения жизненным навыкам.

FRESH: Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах

В соответствии с Дакарскими рамками действий участники Всемирного форума по образованию одобрили подготовленные ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирным банком единые рамки действий, направленных на охрану здоровья школьников – FRESH (Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах).

Цель инициативы FRESH заключается в поддержке эффективных, реалистичных и ориентированных на результат программ охраны здоровья для того, чтобы школы стали более здоровым местом для учебы, с одно стороны, и местом, где дети научатся быть здоровыми – с другой. Эти программы призваны обеспечить детям поступление в школу и обучение, получение знаний, а также развитие жизненных навыков и принятие модели здорового образа жизни.

Концепция FRESH строится на четырех основных компонентах (программных принципах), которые должны осуществляться во всех школах:

  • политика равного доступа к охране здоровья в школах,
  • безопасная образовательная среда,
  • образование в области здоровья на основе развития навыков,
  • услуги в области здравоохранения и питания в школах

Реализация политики равного доступа к охране здоровья в школах предполагает наличие национальных стандартов и норм для охраны и укрепления здоровья и безопасности учащихся и преподавателей и следование им во всех образовательных учреждениях. Такая политика направлена на обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса и создание благоприятного климата в образовательном учреждении совместными усилиями администрации, педагогов, учеников, родителей и местного сообщества.

Безопасная образовательная среда обеспечивает как физическую, так и эмоционально-психологическую безопасность участников образовательного процесса. Физическая среда – вся территория и все школьные помещения, включая учебные классы, помещения для занятий спортом, проведения мероприятий, раздевалки, туалетные и душевые комнаты, столовую и другие, – должна быть тем местом, где строго соблюдаются соответствующие санитарно-гигиенические условия и где школьникам не угрожают опасность, болезни, физический вред или травмы. Эмоционально-психологическую безопасность учащихся и учителей обеспечивает благоприятный школьный климат. Первый шаг к созданию такого климата – предотвращение всех форм насилия: телесных наказаний, драк, травли, издевательств, сексуального и гендерного насилия, дискриминации по какому-то ни было признаку.

Образование в области здоровья должно осуществлять на основе развития так называемых жизненных навыков. Такой подход обеспечивает не только приобретение знаний, но и формирование отношений, ценностных ориентиров и необходимых в повседневной жизни когнитивных навыков (способность решать проблемы, творческое и критическое мышление, умение принимать решения), эмоциональных навыков (самосознание, умение владеть собой и справляться с эмоциями), а также навыков межличностных отношений (коммуникация, сотрудничество и умение договариваться).

Услуги в области здравоохранения в школе позволяют осуществлять диспансерное наблюдение за состоянием здоровья школьников, своевременно выявлять проблемы со здоровьем и направлять к специалистам. Обеспечение школьников полноценным и сбалансированным питанием не только способствует сохранению и укреплению здоровья, но и повышает успеваемость.

FRESH – это комплексная, всеобъемлющая рамочная инициатива, направленная на развитие охраны здоровья в школах, которая может реализовываться вместо или параллельно с другими известными инициативами, такими как "Школы, содействующие укреплению здоровья", "Школы, дружественные ребенку" и др.

Школы, содействующие укреплению здоровья

Всемирная организация здравоохранения инициировала разработку программы по созданию школ, содействующих укреплению здоровью во всем мире. В странах Европы эта инициатива развивается при поддержке Европейского регионального Бюро ВОЗ, Европейского совета и Комиссии Европейского сообщества по развитию европейской сети школ укрепления здоровья. Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. В школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости.

В соответствие с Концепцией школ укрепления здоровья, разработанной Европейским региональным Бюро ВОЗ, Европейским советом, Комиссией европейских сообществ школы здоровья призваны:

  • обеспечить благоприятные для здоровья условия для работы и учебы в школах путем соответствующего благоустройства школьных помещений, игровых площадок и столовых, принятия надлежащих мер безопасности и т.д.;
  • содействовать формированию чувства ответственности за здоровье отдельных людей в семьях и среди населения в целом;
  • поощрять формирование здорового образа жизни и предложить как ученикам, так и школьному персоналу реалистичный и привлекательный диапазон возможностей для оздоровления своего образа жизни;
  • дать возможность всем школьникам раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также способствовать развитию их чувства уверенности в себе;
  • поставить четкие задачи в плане укрепления здоровья и обеспечения безопасности для всего школьного коллектива (ученики и работающие в школе взрослые);
  • содействовать формированию хороших взаимоотношений между преподавательским персоналом и учениками и между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью;
  • обеспечить эффективное использование имеющихся на местном уровне ресурсов в поддержку работы, направленной на укрепление здоровья;
  • разработать комплексную и последовательную программу профилактического образования, предусматривающую использование педагогических методов, содействующих активному участию в ней самих учеников;
  • дать ученикам возможность приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для принятия рациональных решений, относящихся к их здоровью, а также для охраны и оздоровления окружающей их физической среды;
  • содействовать формированию более широкого взгляда на медицинские кабинеты в школах как на дополнительный ресурс для проведения санпросветительной работы, помогающей ученикам стать более сведущими пользователями услуг сектора здравоохранения.

Школы, доброжелательные к ребенку

Школа, доброжелательная к детям:

  • Здоровая и безопасная для детей – обеспечена хорошими санитарными условиями: свежей питьевой водой, чистыми и теплыми туалетами, доступным и полезным питанием;
  • Предоставляющая равные возможности для всех – воспринимает всех детей одинаково, независимо от их пола, социального статуса, культурного происхождения, вероисповедания или состояния здоровья;
  • Обеспечивающая качественное образование – расширяет горизонты обучения ребенка, развивает навыки и умения во всех сферах обучения, обеспечивает учебным планом и программами в соответствии с возрастом, учитывает индивидуальные особенности учащихся, различные стили обучения, поддерживает активное обучение и критическое мышление, знакомит детей с информационными технологиями, развивает обучение жизненным навыкам с профессиональными, компетентными и мотивированными учителями;
  • Защищающая и заботящаяся – учитывает интересы учеников, оберегает их от рискованного поведения, защищает от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;
  • Вовлекающая учащихся, семьи и местные общины – ценит и стимулирует участие родительских комитетов и школьного самоуправления в планировании школьных мероприятий; предоставляет образовательные услуги взрослому населению, является образовательным центром общины.

Подготовлено по материалам ВОЗ, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Ознакомьтесь со списком задач, которые необходимо выполнить, на странице обсуждения .

Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые необходимо переработать, используя > .

Право на образование - одно из универсальных прав человека. Это важное право каждого человека, живущего в обществе. Это право на образование и доступ к знаниям. Его можно найти в различных национальных и международных договорах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года или Конвенция о правах ребенка 1989 года.

Каждый человек имеет право учиться писать и читать и, благодаря знаниям, передаваемым в процессе образования, процветать во взрослой жизни и добиваться нравственного и гражданского развития в обществе. Образование ребенка также способствует социальному, экономическому и культурному развитию общества.

Резюме

Главные герои

Праву на образование нужны три основных участника:

  • Правительство: поставщик и / или финансовый партнер в государственном образовании.
  • Ребенок: главный бенефициар права на образование. Он должен пройти обязательное образование.
  • Родители ребенка: они первые воспитатели. Они могут свободно выбирать, какое образование предоставляется их детям, что является одним из столпов права на образование, хотя обязательства государства в области прав человека являются одним из них. Однако родители не имеют права отказывать своим детям в праве на образование, потому что этот выбор незаконен. Если существует конфликт между выбором родителей и наилучшими интересами ребенка, последний имеет преимущество. Чтобы не дать государству осуществлять монополию на образование ребенка и защитить плюрализм, свобода выбора образования принадлежит родителям.

Международное право

Основные международные конвенции

Во всем мире компании заключили несколько договоров:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года (статья 26);
  • 1966 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статьи 2, 13 и 14);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статьи 1, 2 и 5);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статьи 1 и 10);
  • Конвенция о правах ребенка (статьи 2, 9, 28 и 29);
  • Европейская конвенция о правах человека (статья 2 первого дополнительного протокол);
  • Конвенция о правах инвалидов (статья 24).

Международно признанное право

Согласно Конвенции о правах ребенка , образование является правом, гарантированным государством , и должно преследовать следующие цели:

  • Способствовать развитию личности ребенка и развитию его дарований, умственных и физических способностей, в максимальной степени их потенциала;
  • Прививать ребенку уважение к правам человека и основным свободам , а также к принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций ;
  • Прививать ребенку уважение к его родителям, его идентичности, его языку и его культурным ценностям, а также уважение к национальным ценностям страны, в которой он живет, страны, из которой он может быть родом, и других цивилизаций, кроме ее;
  • Подготовить ребенка к выполнению жизненных обязанностей в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, гендерного равенства и дружбы между всеми народами и этническими, национальными и религиозными группами, а также с людьми коренного происхождения;
  • Привить ребенку уважение к окружающей среде .

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека

«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, в отношении начального и базового образования. Начальное образование обязательно. Техническое и профессиональное образование должно быть всеобщим; доступ к высшему образованию должен быть открытым на условиях полного равенства для всех на основе их заслуг.

Дакарские рамки действий

Образование для взрослых

На Четвертой Международной конференции по образованию взрослых в Париже право на обучение определяется как:

  • право читать и писать;
  • право задавать вопросы и размышлять;
  • право на воображение и творчество;
  • право читать свое окружение и писать историю;
  • право на доступ к образовательным ресурсам;
  • право на развитие индивидуальных и коллективных навыков.

Некоторые считают, что государство должно внимательно следить за образованием, предоставляемым на их территории, и подготовкой учителей по нескольким причинам:

  • обеспечивать свои обязанности по отношению к детям (см. право детей на образование, упомянутое выше), а также к культуре или национальной самобытности;
  • избегать вовлечения других субъектов с более сомнительными мотивами (в любом случае предполагаемыми или представляемыми как таковые): религиозные институты (догматизм, сектантство и т. д.), компании (поиск прибыли и т. д.);
  • предоставить средства, особенно финансовые, поскольку государство, как правило, является самым богатым игроком в пределах его границ;
  • контролировать качество и обеспечивать равное отношение к выпускникам одного уровня в соответствии с их результатами на идентичных экзаменах;
  • обеспечить, чтобы спектр предоставляемого образования соответствовал интересам страны и самих студентов, без избытка студентов в уже хорошо подготовленных областях ( numerus clausus ) или отсутствия курсов для поиска персонала.

Толкование права на образование

Докладчик по праву на образование перечислил четыре характеристики образования:

  • Пожертвования: обязательство государства создать систему образования, в которой имеется достаточное количество школ, чтобы гарантировать искоренение всех оснований для дискриминации, запрещенных международными документами, и возможность для родителей выбирать образование, предоставляемое их детям.
  • Доступность : устранение всех барьеров на пути к образованию для всех детей школьного возраста без дискриминации и по разумной цене;
  • Приемлемость: минимальные стандарты качества, безопасности и гигиены окружающей среды при соблюдении прав человека , свободы образования, содержания и методов обучения;
  • Возможность адаптации: соответствие прав по возрасту, внешкольное образование для тех, кто не имеет доступа к образовательным учреждениям (дети и молодые люди, лишенные свободы, беженцы, перемещенные лица, работающие дети и кочевые общины); адаптация образования таким образом, чтобы оно способствовало осуществлению всех основных прав.

Закон по стране

Канада

Право на образование не предусмотрено в Канадской хартии прав и свободы , поскольку , хотя Канада присоединилась к основным международным конвенциям ООН, она реализована только в Международном пакте о гражданских и политических правах. И не включен права International Пакт об экономических, социальных и культурных правах в свой Устав, хотя ему, вероятно, следовало сделать это в соответствии со своими международными обязательствами по последнему договору. В канадском законодательстве нормы международных конвенций не имеют приоритета над нормами национального права.

Франция

Во Франции право на образование было закреплено законодательно только в законе Жоспена 1989 года. В настоящее время это предусмотрено Кодексом об образовании в статьях L111-1 и последующих.

В контексте французского секуляризма для понимания пользы образования сначала использовались другие ссылки, в основном государственная служба образования, свобода образования и свобода совести.

Однако эффективность французского права на образование еще предстоит повысить, потому что даже если образование остается обязательным, а школа является бесплатной и светской, некоторые дети не могут ходить в школу (дети, живущие в трущобах, за границей, некоторые дети без сопровождения, дети-инвалиды, так далее.). Кроме того, некоторые права детей не всегда соблюдаются, что может усилить неравенство.

Противоположные мнения философов

" Только истина может быть основой длительного процветания, и, поскольку постоянно растущее просвещение больше не позволяет заблуждению хвастаться вечной империей, цель образования больше не может заключаться в освящении устоявшихся мнений, а, напротив, в их подчинении. к свободному изучению сменяющих друг друга поколений, всегда все более и более просвещенных. "

Джон Стюарт Милль в своих Принципах политической экономии (1848, книга V, глава XI), в свою очередь, утверждает:

«Недопустимо, чтобы правительство, де-юре или де-факто, полностью контролировало образование людей. Иметь такой контроль и особенно проявлять его характерно для деспотического поведения.

Правительство, которое может формировать мнения и чувства людей от младенчества до юности, может делать с ними все, что захочет. "

7. Мы заявляем настоящим о нашей общей приверженности достижению следующих целей:

(iii) обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения, приобретения жизненных навыков и воспитания гражданственности

8. Для достижения этих целей мы — правительства, организации, учреждения, группы и ассоциации, представленные на Всемирном форуме по образованию, — обязуемся:

(iv) разрабатывать системы руководства и управления образованием, основанные на учете потребностей, широком участии и подотчетности;

(viii) создавать безопасную, здоровую, инклюзивную учебную обстановку, способствующую успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех, при справедливом обеспечении ресурсами;


Конвенция ООН о правах инвалидов(подписана Россией 24 сентября 2008 года)

Статья 24. Образование.

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.


Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации(Рекомендательное письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации)

В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее – образовательные учреждения общего типа).

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. …..

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.


Ольга ЧЕТВЕРИКОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политики стран европы и Америки МГИМО ВРАГ ЗАШЁЛ С ТЫЛА

Единственный серьёзный и основательный анализ этого роекта был сделан юристами И.Понкиным иТ.Петраковой. В их заключении были сформулированы жёсткие выводы: документ содержит значительное множество положений, грубо противоречащих законодательству Российской Федерации, конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина, а также сложившимся социальному образовательному запросу, интересам общества и государства в рассматриваемой сфере; в целом проект обладает качествами субверсивности (разрушительности, подрывным характером) по отношению к нравственно-ценностным и культурным традициям и устоям российского общества.

После этого проект был подвергнут серьёзной переделке, из него были убраны наиболее одиозные положения, однако новый проект, опубликованный 14 января 2015 г., сохранил все прежние недостатки предыдущего текста.

Вводный доклад был сделан членом Академии геополитических проблем, кандидатом исторических наук ЧЕТВЕРИКОВОЙ Ольгой Николаевной.

Хочешь победить врага – воспитай его детей;
Восточная мудрость

Против нашей страны идёт война с применением самых изощрённых технологий, характерных для сетецентричных войн. Они крайне эффективны в силу того, что борьба ведётся на уровне базовых духовных ценностей, которые переводятся на западные стандарты. Это оглашают сами западные политики, открыто заявляя, что нынешняя битва идёт между толерантностью и фанатизмом и что православие представляет главную угрозу для западной цивилизации.

Понятно, что никакой национальный суверенитет немыслим без сохранения духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. В России образование всегда рассматривалось в единстве обучения и воспитания и понималось не просто как усвоение определённой системы знаний, а как процесс духовно-нравственного становления. Однако наша нынешняя система образования, национальная и государственная по форме, лишается своего суверенитета, поскольку образовательные стандарты, а также программы и методы обучения задаются извне (например, студенты российских педагогических и социологических факультетов изучают западные гендерные теории, с которыми к нам переходят нормы извращенцев).

Стратегия эта - никоим образом не самостоятельны документ, а лишь воспроизводит программы, разработанные десятки лет назад в центрах, далёких от России.

ИСТОКИ

Эта концепция требует постоянного переосмысления истины, которое превращается уже в бесконечный процесс, уводящий от надёжных авторитетов и никогда не стабилизирующийся в абсолютах. Поскольку цели образования не связаны с постижением истины, а направлены на достижение консенсуса, моральный, духовный и мировоззренческий релятивизм утверждается как норма, что заставляет человека менять свои верования, приспосабливаясь к меняющееся действительности.

ФОРСАЙТ-ПРОГРАММЫ И ТРАНСГУМАНИЗМ

Особую роль в процессе перестройки человека играет трансгуманизм (формирование пост-человека) - интеллектуальное течение, основанное футурологами и философами в той же Калифорнии в 80-е гг. Сегодня оно превратилось в идейное движение, определяющее стратегические направления научно-технических исследований крупного частного бизнеса и военно-промышленного комплекса США,направленными на реализацию форсайт-программ, реализуемых с помощью нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (НБИК). Форсайт (от англ. f oresight – предвидение) - это процесс построения видения будущего и воздействие на него. В этих проектах заняты биологи, физики, неврологи, экономисты, когнитологи, компьютерные специалисты, философы, социологи, научные фантасты, специалисты по военной стратегии, политики, законодатели и многие, многие другие (кроме США наиболее активно лобби трансгуманистов действует в Южной Корее, Китае и Израиле, то есть там, где сосредоточены центры по производству новейших технологи).

болонская система.jpg

БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА - ДЕТИЩЕ КОРПОРАЦИЙ

В отличие от американской системы образования, традиционно тесно связанной с крупным частным бизнесом, европейское образование должно было быть подвергнуто более серьёзной перестройке для приспособления его к интересам глобального рынка.

Главным заказчиком коренной образовательной реформы в Европе стал Круглый стол европейских промышленников или просто Европейский круглый стол (ЕКС), созданный в 1983 г. и объединивший 47 крупнейших европейских корпораций, главы которых регулярно присутствуют на встречах Бильдербергского клуба. ЕКС – главный мотор наднациональной унификации Европы, основной игрок и ключевая группа давления на европейской политической сцене, оказывающая решающее влияние на европейских лидеров и фактически составляющая документы Европейской комиссии.

Тут надо отметить, что роль Европейского союза в создании ВТО, и особенно Генерального соглашения по торговле и услугам (ГСТУ), была безусловно центральной. И хотя неолиберальную стратегию представляют часто исключительно как навязанную США, в том, что касается услуг и либерализации торговли услугами, первенство принадлежит ЕС, который является первым в мире экспортёром услуг [16] . Именно поэтому ЕС был так заинтересован во включении образования в ГСТУ.

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильностиграждан с возможностью трудоустройства;
- обеспечение конкурентоспособности вузов в борьбе за студентов, деньги, влияние;
- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования.

За этим последовало реформирование и ведение общих учебных программ, новых принципов управления вузами, подготовка современных учебников, введение единого для Европы образца диплома,международное участие в проверке качества, что привело в итоге к полному нивелированию процесса образования. Особенно эффективным стало введение системы кредитов для сопоставления образовательных программ, которые, делая прозрачными учебные программы, позволили учащимся быть настолько мобильными, что они могут менять университеты и страны хоть каждый семестр.

Между тем ЮНЕСКО сделала всё возможное, чтобы представить Болонскую стратегию как модель правильного управления на международном уровне. И именно благодаря этой организации Болонский процесс был взят за образец для создания мирового рынка образования и исследований.

Читайте также: