Дайте комментарии городового положения 1870 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

Положения реформы

Городское общественное управление

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

Управа могла посчитать незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Итоги реформы

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

Ссылки

Литература

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Городская реформа в России (1870)" в других словарях:

Городская реформа 1870 — реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА — 1870 реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Большой Энциклопедический словарь

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА — 1870, реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА — 1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Юридический словарь

Городская реформа 1870 — Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был … Большая советская энциклопедия

городская реформа — 1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Большой юридический словарь

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 — Городовое положение 16 июня 1870, одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять… … Советская историческая энциклопедия

городская реформа 1870 — в России, заменила сословные органы самоуправления бессословной Городской думой и городской управой. Гласные Городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

городская реформа 1870 г. — одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские управы.… … Большой юридический словарь

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г. — одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские управы.… … Юридический словарь

Городская реформа Александра 2

Подготовка к реформе

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума - распорядительный орган.
  • Городская управа - исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Система городского управления по реформе 1870

Кто имел право голоса

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Система городского присутствия

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления. Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений. Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.


Городская реформа императора Александра II была проведена в 1870 году. Ее проведение укладывалось в общий либеральный реформаторский курс царствования. Власти ставили целью дать подданным городское право. Для понимания истории развития городов Российской империи во второй половине XIX века, а также для особенностей самоуправления, следует знать плюсы и минусы городской реформы, ее значение и содержание.

Причины и начало реформы

Подготовка реформы началась сразу после отмены крепостного права, в 1862 году, на седьмой год царствования императора.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

Министром внутренних дел в 1861 году стал граф Петр Валуев, который провел две важные реформы, земскую и цензурную, а потом был уволен со своей должности в 1868 году из-за голода в ряде губерний. Должность министра внутренних дел на следующие 10 лет, до 1878 года, занял генерал Александр Тимашев. Он и провел городскую реформу.

Сословное самоуправление в городах Российской империи существовало с 1785 года, то есть согласно Жалованной грамоте городам от императрицы Екатерины II. Доля городского населения была одной из самых низких среди европейских государств того времени, менее 10%.

Граф Петр Валуев

Рис. 2. Граф Петр Валуев.

Суть реформы

Основные положения реформы были следующие:

  • В городах появились общественные управления. Они занимались хозяйственным вопросами, в том числе благоустройством, пожарной безопасностью, строительством пристаней, бирж, амбаров.
  • Органами городского управления стали: городская дума и управа, городское избирательное собрание.
  • Членов городских дум (гласных) избирали раз в 4 года. Им мог стать каждый, кто обладал избирательным правом. Доля нехристиан была ограничена 30 %.
  • Городской глава не мог быть евреем.
  • Расходы на городскую думу входили в ведомство губернатора.
  • Дума на 4 года выбирала городскую управу.
  • Управа ведала делами городского хозяйства и расходов сборов, составляла городские сметы. Также она могла признать решение думы незаконным.

Итогом реформы стало появление дум, то есть бессословных органов городского самоуправления, в 509 городах. Думы избирались горожанами, которые платили налоги и имели установленный имущественный ценз. От избирателей требовалось соответствовать четырем условиям:

  • подданство Российской империи без судимостей;
  • возраст от 25 лет;
  • владение имуществом;
  • отсутствие недоимок (неуплат) по налогам.

Список избирателей формировался на основе сведений об уплаченных ими налогах. Они делились на три группы. К первым двум относились те, кто уплатил по трети от общей суммы налогов, а в последнюю — все остальные.

Голосование было тайным. Городского главу избирала городская дума. Кандидатуру утверждал губернатор или министр внутренних дел, если выборы происходили в крупном городе. В целом, реформа способствовала развитию городов России и приобщению общества к самоуправлению и гражданской жизни.


Рис. 3. Городская Дума XIX век.

Что мы узнали?

В итоге городской реформы 1870 г. появились думы — бессословные органы городского самоуправления, которые избирались горожанами. Кратко городскую реформу Александра 2 изучают в школьном курсе истории 8 класса.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Городовое положение было утверждено императором Александром Вторым 16 июля 1870 года после 8 лет изучения вопроса специальными комиссиями и органами государственной власти империи (Государственным Советом)

Суть Городового положения: определяло порядок выборов в органы городской власти, их структуру и компетенцию

Органы городской власти

  • Городская дума — распорядительные обязанности
  • Городская управа — исполнительные обязанности

Выборы в Городскую думу

    Проводились раз в 4 года. Правом участвовать в выборах обладали горожане не младше 25 лет, обладавшие недвижимостью, платившие городские налоги и не имевшие по этим платежам задолженности. Городская дума состояла из трех групп гласных (депутатов). Первую группу гласных выбирали плательщики крупных налогов, вторую группу гласных выбирали плательщики средних по величине налогов, третью группу выбирали мелкие собственники. Количество гласных каждой группы в Думе было одинаковым, но в зависимости от величины уплаченных налогов голоса выборщиком обладали разным весом. Голос богатого выборщика равнялся голосам нескольких сотен мелких. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую группу попали 275 избирателей, а во вторую — 850

Права городского самоуправления

    Выбранные гласные выбирали городского голову и формировали Городскую управу
    При этом личность городского головы крупного города должна была быть утверждена министром Внутренних Дел империи, а мелких городов — губернатором края. Кроме того, в каждом городе имелось так называемое Городское присутствие, которое следило за деятельностью Городской думы, утверждало все крупные проекты и подчинялось губернатору, так же и губернатор, и министр МВД имели право лично отменить решения Городской думы

История городского управления в России

Городская реформа 1870 года отменяла сословность в формировании Городской думы, вводила исключительно имущественный принцип её организации, но, как и прежде, ставила деятельность Городских дум в зависимость от центральных органов власти

Читайте также: