Цыбен жамцарано биография кратко

Обновлено: 03.05.2024

Цыбен Жамцарано (1881—1942) — бурятский советский учёный, общественно-политический деятель, один из создателей национальной государственности бурят. Член-корреспондент Академии наук СССР, доктор филологических наук.

Родился в 1881 г. в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование он получил в Читинском трехклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге, в гимназии, основанной Пет ром Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию.

В 1898 году Цыбен поступил в Иркутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1901 г. После года работы учителем в Aгe он поступает в Петербургский университет.

С 1903 по 1907 г. он ежегодно выезжает в научные экспедиции, снова в Иркутскую губернию, затем в Халха-Монголию, где занимался записями фольклора халхасцев. В 1907-1908 г. Ц. Жамцарано работает лектором монгольского языка на факультете восточных языков Петербургского университета. В 1909-1910 г. отправляется во Внутреннюю Монголию. В 1911 году совершает поездку к ононским тунгусам, а в 1912 г. участвует с В.Л. Котвичем в его орхонской экспедиции.

В этих интересных экспедициях им были собраны богатейшие фольклорные, этнографические, лингвистические, археологические и другие материалы и коллекции, которые поступили затем в архивы и музеи Петербурга.

С конца 1911 г. начинается монгольский период жизни и деятельности Цыбена Жамцарано. Он был назначен советником Российского консульства в Урге, одновременно исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна. Уже в марте 1912 г. Ц. Жамцарано обратился с письмом к министрам монгольского правительства, в котором изложил свои соображения по развитию культуры и просвещения. Он предлагал открыть в столице Урге и аймаках начальные школы, чуть позже -средние школы. А из иностранных языков пропагандировал изучение русского и китайского языков.

Цыбен Жамцарано являлся крупнейшим деятелем национального движения бурят-монголов. Вся его жизнь по существу была посвящена делу национального возрождения своего народа, его просвещения и духовного развития. Он активно участвовал в бурятском национальном движении, входил в многочисленные составы различных бурятских национальных комитетов и союзов, возглавлял некоторые выборные органы из них. Во многих его статьях подробно изложены концептуальные и программные установки по различным вопросам национального движения бурятского народа.

Ц. Жамцарано подчеркивал позитивную роль буддизма в национальной консолидации бурят-монголов. Он считал необходимым условием быстрейшее приобщение западных бурят к общебурятской и общемонгольской культуре для распространения среди них буддизма и реформированного монгольского алфавита.

С лета 1917 г. Ц.Жамцарано активно включился в общеполитическую работу в Бурятии. Он был избран председателем Бурятского Центрального национального комитета (Бурнацкома). С установлением Советской власти в Забайкалье участвует в деятельности первых советских органов. 1919-1920 гг. Ц. Жамцарано исполнял обязанности профессора только что открытого Иркутского университета.

С 1920 г. Цыбен Жамцарано через Дальневосточный секретариат Коминтерна включился в народно-революционное движение Монголии. Участвовал в совещаниях с монгольскими революционерами в городах Иркутске, Верхнеудинске. Был делегатом учредительного съезда монгольской народной партии в г. Кяхте в 1921 г. Автором программы этой революционной партии, принятой на съезде, был Ц. Жамцарано.

После победы народно-демократической революции в Монголии Ц. Жамцарано входил в руководящий состав монгольского правительства и народной партии. Работал заместителем министра внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП.

Ц. Жамцарано выдвигал идею объединения всех монгольских народов, не только в экономическом и культурном аспектах, но и в политической сфере. Эта идея отражала насущные интересы этих народов, в силу исторических обстоятельств разбросанных по разные стороны государственных границ. Выдвигая идею объединения, Ц. Жамцарано и его единомышленники исходили из тогдашней реальной обстановки, когда продолжали ослабляться связи между некогда едиными монгольскими народами

С1932 по 1937 г. Цыбен Жамцарано работал в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде. В эти годы он проявил себя как крупный ученый - исследователь. Он на основе оригинальных источников написал много интересных исследовательских трудов. Признавая заслуги ученого, Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук.

Цыбен Жамцарано не только был первым бурятским доктором наук и профессором, но и членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Цыбен Жамцарано стал жертвой времен культа личности, был оклеветан и арестован в 1937 г. Цыбен Жамцарано умер 14 мая 1942 г. в Соль-Елецкой тюрьме.

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881, Российская империя, местность Судунтуй на территории нынешнего Агинского Бурятского округа Забайкальского края – 14 мая 1942, г. Орёл, РСФСР, СССР) — учёный-монголовед, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР.

Родился в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование получил в Читинском трёхклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге, в гимназии, основанной Петром Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию. В 1898 поступил в Иркутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1901. После года работы учителем в Aнгe он поступает в Петербургский университет. С 1903 по 1907 он ежегодно выезжает в научные экспедиции, снова в Иркутскую губернию, затем в Халха-Монголию, где занимался записями фольклора халхасцев. В 1907–1908 Жамцарано работает лектором монгольского языка на факультете восточных языков Петербургского университета. В 1909–1910 отправляется во Внутреннюю Монголию. В 1911 совершает поездку к ононским тунгусам, а в 1912 участвует с В.Л. Котвичем в его орхонской экспедиции. В этих экспедициях им были собраны богатейшие фольклорные, этнографические, лингвистические, археологические и другие материалы и коллекции, которые поступили затем в архивы и музеи Петербурга.

С конца 1911 начинается монгольский период жизни и деятельности Жамцарано. Он был назначен советником Российского консульства в Урге, одновременно исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна. Уже в марте 1912 Жамцарано обратился с письмом к министрам монгольского правительства, в котором изложил свои соображения по развитию культуры и просвещения. Он предлагал открыть в столице Урге и аймаках начальные школы, чуть позже – средние школы. А из иностранных языков пропагандировал изучение русского и китайского языков.

Известен как крупнейший собиратель произведений устного народного творчества бурят и монголов. За работу по сбору фольклора монгольских народов награжден серебряной медалью Русского географического общества. В 1920 принимал участие в работе Дальневосточного секретариата Коминтерна в Иркутске, включился в народно-революционное движение Монголии, подготовил платформу Монгольской народной партии (принята на учредительном съезде МНРП в 1921 в Кяхте). Как представитель МНРП участвовал в работе III конгресса Коминтерна. С 1932 по август 1937 работал в Институте востоковедения АН СССР (Ленинградское отделение). Цыбен Жамцарано был первым бурятским доктором наук и профессором, членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Был оклеветан и арестован в 1937. Умер в тюрьме 14 мая 1942. Реабилитирован Верховным судом СССР посмертно.

Воспоминания о Цыбене Жамцарано

АРД совместно с Сайтом бурятского народа продолжает серию публикаций о деятелях бурят-монголов начала XX века. Эту статью прислал научный сотрудник Института буддологии, монголведения и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, пожелавший остаться неизвестным. В дальнейшем мы продолжим эту тему, и опубликуем дневники Цыбена Жамцарано.

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881–1942) является одним из выдающихся российских ученых-востоковедов, организаторов науки и общественно-политических деятелей первой половины XX в. Он вошёл в историю бурятского и монгольского народов как просветитель и крупный учёный-исследователь.

Ц.Ж. Жамцарано родился в 1881 г. в улусе Судунтуй Хойто-Агинского родового управления в семье зайсана (старосты) рода ходанца-шарайд Жамцарана Гендунова.
Среди исследователей жизни и творчества Ц.Ж. Жамцарано существует две точки зрения на его дату рождения: 1880 и 1881 гг. Эти разночтения обусловлены наличием разных дат рождения в архивных документах. Бурятские историки, как и некоторые монгольские, склонны считать датой его рождения 1881 г., исходя из справки, выданной его отцу, Гендунову Ж., в которой и названа эта дата. Согласно мнению Б.Д. Цыбикова и Ш.Б. Чимитдоржиева, его отец, будучи грамотным человеком, не мог ошибаться в дате его рождения, тем более, что в семьях степной знати строго поддерживалась традиция записи родословных и генеалогических сведений, о чем Ц.Ж. Жамцарано упомянул в своем дневнике за 1904 г. А более ранняя дата рождения – 1880 г. – могла быть обусловлена необходимостью прибавления возраста Ц. Жамцарано для отправки его на обучение в Санкт-Петербург. Датировка года его рождения 1880-м годом исходит из года, указанного им самим в его автобиографии. Но и эта датировка нуждается в уточнении и доказательствах, поскольку им мог быть учтен и внутриутробный период, который традиционно использовался бурятами при указании своего возраста.

Первоначальное обучение монгольской грамоте Ц. Жамцарано по традиции получил в семье, в которой высоко ценились знание и грамотность, также как и интерес, и любовь к культуре своего народа:

Его научная деятельность началась еще со студенческих лет. Уже тогда он проявлял задатки будущего крупного ученого. Ц.Ж. Жамцарано, начиная с 1903 г., проводит каждое лето в экспедициях среди разных монголоязычных этнических групп за сбором фольклорного и этнографического материала по заданию Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии и Русского музея императора Александра III.
В 1907-1908 гг. Ц. Жамцарано преподавал монгольский язык на факультете восточных языков университета и, в последующие годы совершает длительные научные экспедиции в Китае и Монголии.

Во время научных экспедиций по Иркутской губернии, Монголии, Забайкалью (1903–1909), Внутренней Монголии (1907–1910), Орхонской экспедиции и экспедиции по изучению ононских тунгусов (1911–1912) им были собраны уникальные фольклорные и письменные памятники (рукописи и ксилографы на тибетском и монгольском языках), архивные и полевые материалы по этнографии и истории монгольских народов.

Ц.Ж. Жамцарано стал непревзойденным собирателем памятников устного народного творчества, главной заслугой которого стали сбор, изучение и публикация огромного корпуса фольклорных памятников монгольских народов, благодаря которым бесценные произведения устного творчества монголоязычных народов были сохранены для потомков. Лишь часть из них была им издана. Большая часть его неопубликованного рукописного наследия, разнообразная по содержанию: статьи, заметки, переводы памятников бурятского права, рабочие тетради, материалы по шаманству, культу Чингис-хана, астрологии, тибетской медицине, хранится в архивах Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора. Его наследие является своего рода энциклопедическим собранием мифов, сказок, преданий, обрядовой поэзии, религиозных традиций и архаических верований, выявляющее и уточняющее условия жизни и быта народа в период записи текстов, все еще не изучено и не введено в научный оборот.

Ему принадлежит заслуга по созданию классической системы транскрипции для передачи диалектных особенностей и своеобразия языка рапсодов, которая была применена им во время его многолетних экспедиций (в основном с 1903 по 1913 гг.) по Иркутской губернии и Забайкалью, в Халха-Монголии и многих хошунах и сеймах Внутренней Монголии.

Из научных работ также известны его труды по этнографии монгольских племен, например, статья о культе Чингис-хана в Ордосе, не только не потерявшие своего научного значения, но более того, являющиеся единственными достоверными данными, сохранившими до наших дней уникальные сведения о прошлом.
Заслуги Ц.Ж. Жамцарано по сбору фольклора были высоко оценены Русским Географическим Обществом, по решению которого в 1905 г. он был удостоен серебряной медали, а в 1935 г. по совокупности научных трудов был удостоен научной степени доктора литературоведения (т.е. филологических наук) Академии наук СССР.

Ц. Жамцарано прославился и как крупный общественный деятель, сыгравший значительную роль в истории Бурятии и Монголии, принимавший активное участие в общественно-политической жизни Забайкалья конца XIX – начала XX вв., и бывший одним из лидеров национального возрождения народа. Он возглавлял различные бурят-монгольские комитеты и союзы. В декабре 1917 г. на всебурятском съезде в Верхнеудинске он был избран председателем Центрального национального комитета. В 1918 г. был избран Наркомом по национальным делам Забайкальской области. Им был издан ряд публицистических статей по проблемам политического и культурного возрождения бурят и монголов. В его личном архиве широко представлены разносторонние материалы, характеризующие этот вид его деятельности.

В 1919–1920 гг. он работал преподавателем Иркутского университета. Ему принадлежит заслуга в организации и руководстве Бурят-Монгольским Ученым комитетом (ныне – Бурятский научный центр СО РАН) и Монгольским Ученым комитетом (Судар бичгийн хүрээлэн), впоследствии преобразованном в Академию наук Монголии.
С 1911 по 1917 гг. Ц. Жамцарано жил в Монголии и работал переводчиком-драгоманом при министерстве иностранных дел России. Одновременно он исполнял обязанности советника в министерстве просвещения в правительстве Богдо-гэгэна. В эти годы благодаря инициативе Ц.Ж. Жамцарано в Монголии была произведена реформа в системе образования и просвещения, были организованы первые светские школы, составлены и изданы первые учебники и учебные пособия.

Он сыграл выдающуюся роль в новейшей истории Монголии, в создании нового монгольского государства и общества начала XX в. Ц. Жамцарано был активным участником революционных событий в Монголии 1911 г., народной революции 1921 г.
Ц. Жамцарано во многом определял основные направления внешней политики Монгольского государства в период автономии и МНРП в период независимой народной Монголии, в установлении дружественных отношений с Россией. Он входил в состав монгольской делегации в Россию в 1913 г., выступал в качестве переводчика-эксперта на трёхсторонних переговорах России, Монголии и Китая в 1914, 1915 гг., возглавлял делегацию на конгресс Коминтерна, при его непосредственном участии формировалась как внешняя, так и внутренняя политика автономной и народной Монголии. Его заслуги были высоко оценены Богдо-гэгэном, который присвоил ему титул туше-гуна в 1915 г. Следует отметить, что заслуги и вклад Ц. Жамцарано в развитие просвещения, образования, культуры и пропаганды лучших мировых научных, художественных и политических достижений среди монгольских народов, трудно переоценить, даже сейчас невозможно не удивляться тому огромному объему работы, выполненной им в этот период.

С 1920 г. через Дальневосточный секретариат Коминтерна в Иркутске Ц. Жамцарано активно включился в национально-освободительное движение в Монголии, он был одним из основателей Монгольской Народной партии (позднее МНРП), был автором политической программы партии, утвержденной в 1921 г. в Кяхте, и проекта первой конституции Монголии.
Он занимал многие ответственные государственные посты, как в автономной Монголии, так и в Народном правительстве: заместитель министра иностранных дел, член экономического совета страны, член Совета Госбанка Монголии. Был избран в члены малого хурала, Президиума ЦК МНРП, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП.

С 1932 по 1937 гг. работал в Институте Востоковедения АН СССР. Научная деятельность Ц. Жамцарано в Ленинграде оборвалась в 1937 г. в результате необоснованных обвинений в национализме, панмонголизме и проведении буржуазных идей. Из-за подобных же обвинений он был вынужден ранее уехать из Монголии. Он был арестован 11 августа 1937 г. и отказывался давать ложные показания, но, тем не менее, 19 февраля 1940 г. особое совещание (ОСО) при НКВД СССР приговорило его к 5 годам ИТЛ. 14 мая 1942 г. он скончался в Соль-Илецкой тюрьме.

В апреле 1961 г. бурятские ученые после более чем 25-летнего вынужденного замалчивания его имени, после реабилитации Ц. Жамцарано в 1956 г., смогли отметить 80-летие со дня его рождения, проведя научную конференцию и опубликовав ряд статей, посвященных его жизни и творчеству. Проведение научной конференции в 1961 г. положило начало устранению исторической несправедливости и восстановлению его заслуг.

Премии

Область научных интересов, значение в науке

Ж. – крупный специалист по монгольской, бурятской филологии и истории. В своих поездках по Дальнему Востоку он собрал большой фольклорный и этнографический материал, ныне широко используемый при изучении культуры Азиатского региона. В более поздних трудах Ж. одним из первых обратился к комплексному исследованию монгольского и бурятского эпоса. Ж. выступал за объединение монгольского и бурятского народов. Оставаясь сторонником социалистических взглядов, Ж. полагал что распространение и пропаганда буддизма, может стать основой для единения родственных народов. Также стоит отметить, просветительскую деятельность Ж. Под его руководством на бурятский язык были переведены многие исторические произведения и источники. Ж. был автором многих научно-популярных изданий, целью которых было образование и просвещения народов Бурятии и Монголии.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
19071908Восточных языковПрактические занятия по монгольскому языку

Основные труды

1.Материалы к изучению устной литературы монгольских племен // ЗВОРАО. 1907. Т. 17. С. 109-128;

2.Образцы монгольской народной литературы. Вып. 1: Халхаское наречие: (Тексты в транскрипции). СПб., 1908 (ред., совм. с А. Д. Рудневым);

3.Онгоны агинских бурят // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. С. 379-394; Пайзы у монголов в настоящее время // ЗВОРАО. 1914. Т. 22. С. 155-159;

4.Образцы народной словесности монгольских племен: Тексты. Т. 1: Произведения нар. словесности бурят. Вып. 1-3. СПб., 1913-1918;

5.Образцы народной словесности монгольских племен. Т. 2, вып. 1: Эпич. произведения Эхрит-булгатов. Гэсэр-Богдо: Эпопея. Л., 1930;

6.Жалованная грамота Сецен-хана, данная ламе Лубсан-Байдубу // Сергею Федоровичу Ольденбургу. С. 185-194; Монгольские летописи XVII в. М.; Л., 1936;

7.Халха Джирум. Улан-Батор, 1959 (пер.); Этнографические заметки о чахарах // Труды БурКНИИ СО АН СССР. Сер. востоковедения. 1960. Вып. 3. С. 226-295;

8.Об облавах у ордосцев. Улан-Батор, 1960;

9.Абай Гэсэр-хубун: Эпопея. Ч. 1. Улан-Удэ, 1961;

10.Сводный текст и перевод Халха Джирум: Памятник феодального права XVIII в. М., 1965;

11.Путевые дневники. 1903-1907 гг. / Отв. ред. Ц. П. Ванчикова; сост. В. Ц. Лыксокова, Ц. П. Ванчикова, И. В. Кульганек. Улан-Удэ, 2001.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Решетов A. M. Наука и политика в судьбе Ц. Ж. Жамцарано // ORIENT: Альм. — Вып. 2-3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. — СПБ., 1998. — С. 56-92. Библиогр. осн. тр. Ц. Ж. Жамцарано. — С. 90-92.; Тумунов Ж. Т. Распространение светского образования в Аге в 1842—1917 годы: Б. Ц. Жамцарано — основоположник бурятской общественно-политической мысли. — Чита, 2001. — С. 61-73. — Библиогр.: с.91-94 (104 назв.)

Лит.: Бутуханов Д. Б. Жамцарано Цыбен (1881—1942) // Бутуханов Д. Б. 50 просветителей Бурятии. Улан-Удэ, 1998. С. 11; Найдаков В. Ц. Изучение и издание фольклорного наследия Ц. Жамцарано // Монголика: Междунар. ежегодник монголовед, исслед. — Улан-Батор, 1991—1992. — Вып.2 (23), 3 (24). — С. 269—275.; Улымжиев Д. Б., Цэцэгма Ж. Цыбен Жамцарано: научная просветительская и общественно-политическая деятельность в Монголии (1911—1934 гг.). Улан-Удэ, 1999. 168 с.; Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность: Докл. и тез. науч. конф., посвящ. 110-летию выдающегося ученого, общественного и научного деятеля бурят-монгольского и халха-монгольского народов Цыбена Жамцарановича Жамцарано / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Бурят, ин-т обществ. наук. Улан-Удэ, 1991. 192 с.; Цибиков Б. Д. Буряские ученые национал-демократы. — Улан-Удэ, 2003. — С. 172—198.; Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцарано. Улан-. Удэ, 1997. 40 с.; Цэцэгмаа Ж. Ц. Жамцарано — основатель образовательных учреждений в Монголии // Мир Центральной Азии. Материалы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2002, Т.II. история. Социология. С. 159—163; Гармаев Ж.А. Изучение истории и культуры Монголии и Тибета бурятскими учеными-путешественниками :Кон. XIX-нач. XX вв. Автореферат … к.и.н. Улан-Удэ, 2005. [Электронный ресурс]

Архив, личные фонды

СПбФ ИВР РАН Ф.62. Жамцарано Ц.Ж.

БКНИИ СО РАН. Ф.6. Жамцарано Ц.Ж.

АРАН Ф.407. Оп.6. Д.74. Жамцарано Ц.Ж.

ЦГИА СПб Ф.14. Оп.1. Д. 10091. Жамцаранов Цыбен Жамцаранович, исполняющий обязанности лектора монгольского языка

Составители и редакторы

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (18191917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917–1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.В Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.

Читайте также: