Цветопись в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Язык произведений Тургенева отличают великолепное владение словом, богатство лексики, удивительное разнообразие словообразовательных и грамматических средств. Все это позволяет писателю создавать интересную по семантике, богатую точными деталями, гармоничную и всегда наделенную внутренним светом словесную живопись.

Известно, что в языке художественной прозы средствами цветообозначения могут выступать различные части речи; существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Каждая из них, выражая цвет, сохраняет свою специфику. Так, глаголы передают цвет в развитии, как результат процесса. Однако в произведениях Тургенева большая роль отведена цветовым прилагательным. В пейзажах Тургенева обращают на себя внимание яркие цветовые прилагательные (золотисто-серых высоких облаков; ярко- золотые листья; ярко- голубое небо; золотисто-белых щепок). И это понятно: ведь в природе для писателя и его героев есть что-то необыкновенное, таинственное и необычайно привлекательное.

Поэтому обращение к многочисленной по составу лексической группе (или группам) является целесообразным при анализе языка художественного произведения в лексико-стилистическом плане. Именно такая лексическая группа может быть подвергнута обстоятельному и всестороннему анализу. Слова этой лексической группы употребляются с большой смысловой нагрузкой.

Здесь, как мы видим, большое место занимают слова, связанные с передачей цвета. Слова этой группы широко используются на протяжении всего рассказа. Причем мы выделяем прежде всего лексику, прямо передающую определенный цвет:

лиловый, белый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый, черноватый, розовый, алый и т.д.

К числу этих средств относится передача различных цветов, их оттенков, нюансов. К числу этих средств можно отнести, например, использование прилагательных с суффиксом –оват-, (-еват-), обозначающих неполноту проявления качества:

голубоватый, черноватый, синеватый, красноватый, белесоватый

Для выражения цветовых оттенков используются различные прилагательные- определения, ср.:

утренняя заря, раннее утро, могучее светило, ровная синева и т.д.

Для этих же целей используются и сложные прилагательные:

золотисто-серый, бледно- лиловый, желто-пегий, бледно-серый.

Тонкой передаче различных оттенков, цветов, цветовых нюансов способствует использование разнообразных типов переносных значений и, в первую очередь, метафор, как общеязыковых, так и индивидуально-стилистических. Метафорическая лексика, созданная на базе сравнения различных предметов и явлений в цветовом аспекте, эффективно передает в языке рассказа самые тонкие цветовые явления, ср.:

кроткий румянец, темное чистое небо, жидким блеском блестевшие глаза; золотые звезды; вздымался угрюмый мрак; карась бывает такой белесоватый, серебряный; стальные отблески луны; тонкий язык света.

Тургенев широко и разнообразно использует сравнения, которые органически сочетаются с метафорической лексикой. Господствующим типом сравнений являются сравнения в форме творительного падежа:

вихри- круговороты … высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню; громадными клубами вздымался угрюмый мрак; возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным темным зеркалом… и т.д.

Иногда Тургенев использует цветовые прилагательные в сочетании со сравнительными оборотами с союзом как:

солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей… но они (облака) так же лазурны, как небо… покрытое лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом …; черноватые и неопределенные, как дым.

Сравнения могут оформляться и с помощью других союзов: что, как будто:

Около огней дрожало, и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение… А волоса у нее зеленые, что твоя конопля…

к вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошла на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда…

Отдельный лексический пласт составляют слова, обозначающие цветовые тона, связанные с солнечным освещением, ср.:

алый, красный, золотой, розовыми клубами, румяное небо и т.д.

Слова, обозначающие сине-голубые тона, также составляют особую лексическую группу: лазурный, голубоватый, синий, светло-голубые, темно- синие, синеватый и т.д.

Можно выделить три группы слов, с которыми сочетаются эти прилагательные: глаза, вода, небо. Естественно, что эти прилагательные передают наиболее обычные, устойчивые признаки предметов. Обозначаемых названными существительными:

светло-голубые глаза, темно-синие волны, с синего неба

Если говорить о другом существительном – небо, с которым сочетаются прилагательные сине-голубых тонов, то оно может быть и румяное, и бледно-лиловое, и бледно-серое, и темно-серое. Но если это существительное сочетается с прилагательными лексической группы сине- голубых тонов, то могут быть и такие сочетания: темно-синее (небо), ярко-голубое (небо)

Сравните также слова других цветовых групп: зеленый, зазеленевший, лиловый, бледно-лиловый, желто-пегий, желтый, рыжий.

Образность тургеневской цветописи достигается введением прилагательных, передающих оттенки основных цветов, среди них встречаются обозначения оттенков красного : алый, красноватый, розовый, багровый, огнистый, тускло-багровый;

зеленого : темно-зеленый, бледно-зеленый, жидко-зеленоватый, зеленоватый, серо-зеленый, изжелта-зеленый, водянисто-зеленый, водянистый;

синего: голубой, темно-синий, синеватый и т.д.

Это разнообразие оттенков, а также их избирательная сочетаемость с различными существительными говорят об очень тонком чувстве колорита у писателя. Например: алый свет, синее небо, темно-зеленый кафтан, лиловый туман, серые облака.

Темно-красный или густо-красный цвет обозначается прилагательным багровый: солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи…(Льгов); …расширяла свои длинные крылья навстречу низкому, багровому солнцу…(Певцы).

Ярко- или светло-красный цвет передается прилагательным алый:

Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и ветвям деревьев (Ермолай и Мельничиха);

Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей… (Бежин луг)

Наряду с употреблением простых прилагательных: красный, зеленый, лиловый; сложных: светло-зеленый, золотисто-прозрачный; прилагательных таких словообразовательных типов: зелененький, синеватый, зеленоватый, можно встретить у Тургенева заимствованные прилагательные гри-де-лень и блё-д-амур с пояснением цвета самим автором. Они обозначают у него розовато-серый и голубовато-серый оттенки. Очень интересны эти вкрапления иноязычной лексики в русскую речь.

Наблюдаются у Тургенева помимо полных прилагательных и краткие цветообозначения: лазурны, как небо (Бежин луг), красны глаза (Касьян с Красивой Мечи), листва зелена (Свидание)

… .прищуривая свои светло-голубые глаза (Хорь и Калиныч);

… . Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого…. с серыми глазками… (Ермолай и Мельничиха);

… .лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей (Малиновая вода).

Цветовые прилагательные с узкой сочетаемостью обозначают, например, только цвет глаз: карие глаза, небольшие, но умные, ясные и живые… (Мой сосед Радилов)

Может появиться такой оттенок: …изжелта-карими глазами и черною, как смоль косою (Чертопханов и Недоплюскин);

Только масть лошадей : … лошадиная морда, гнедая. С извилистой проточиной (Бежин луг);

Тургенев использует также описательные способы цветообозначения, позволяющие с большой точностью передавать их оттенки. Вот, например, самые характерные примеры структурных разновидностей этого способа цветообозначения: слово цвет в родительном падеже и существительное:

… ширмы синеватого цвета с наклеенными картинками (Два помещика);

… коротенькое пальто бронзового цвета… (Свидание)

Многие сложные прилагательные, обозначающие цвет у Тургенева образованы на основе сравнительных оборотов: кроваво-красный (красный, как кровь), угольно-черный (черный, как уголь).

Превращению в сложные прилагательные подвергаются не любые сравнительные обороты, а лишь отвечающие определенным условиям. Прилагательные должны быть обязательно качественные и обозначать цвет: белый, желтый, зеленый;

У Тургенева встречаем такие необычные сочетания прилагательного золотой с существительными:

… золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна… (Льгов); … золотые чашечки куриной слепоты… (Касьян с Красивой Мечи);… от свежих золотисто-белых щепок… (Касьян с Красивой Мечи); …стволы чернели на золотисто-прозрачной зелени…. (Смерть)

ручей, ключ, река, озеро, роса и т.д.

Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды … обозначали ее теченье… (Бежин луг); … а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… (Бежин луг)

Прилагательные золотой и серебряный как обозначения цвета могут уточняться, приобретать дополнительные тона и оттенки за счет распространяющих, конкретизирующих слов.

У Тургенева также наблюдаются подобные конструкции:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег(Касьян с Красивой Мечи) ; … иссиня-черные длинные волны лежали сзади кольцами на воротнике.. (Петр Петрович Каратаев); … я увидал женщину лет двадцати … с изжелта- карими глазами … (Чертопханов и Недоплюскин); … уже не бледный. А изжелта- зеленый … (Конец Чертопханова); … листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…

Употребление цветовой лексики в рассказах Тургенева приобретает глубокий смысл. Тургеневу удается при помощи обращения к зрительному восприятию читателей, к одному из наиболее ярких и стойких восприятий, показать прекрасный мир живописной русской природы, вызвать у читателей чувство восхищения ею.

Русская природа под пером Тургенева сверкает всевозможными цветами и красками, она предстает перед читателями во всем ее великолепии, непрерывном движении и обновлении.

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Персидские мотивы [1] (отрывок) Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи. Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий. С.Есенин.

Курсивом выделены лишь те прилагательные которые видны с первого взгляда. Но если прочитать отрывок из этого произведения несколько раз, то станет понятно, что цветовые оттенки содержатся в каждой строке.

Кроме этого у А.П.Журавлева в книге "Смысл и звук" [2] представлена теория о звуко-цветовых соответствиях. Он считает, что гласные звуки соотносятся с определенными цветами и смыслом. Звуко-цветовые соответствия:

  • А — ярко-красный,
  • О — яркий, светло-желтый или белый,
  • И — светло-синий,
  • Э — светлый желто-зеленый,
  • У — темный сине-зеленый,
  • Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Цветопись" в других словарях:

цветопись — цв етопись, и … Русский орфографический словарь

цветопись — цве/топись, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

цветопись — и; ж. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Ц. поэта, художника … Энциклопедический словарь

цветопись — и; ж. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Цве/топись поэта, художника … Словарь многих выражений

Петербург (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Санкт Петербург (значения). Петербург Жанр: роман Автор: Андрей Белый Язык оригинала: Русский Год написания … Википедия

Есенин – знаменитый поэт двадцатого века. Он кардинально повлиял на поэтический стиль, внес множество новых тенденций в русское творчество. Мир цвета в строках писателя имеет большое значение. С помощью словесной кисти автор с филигранной точностью отображал родную природу, человеческие души, характеры.

Цветопись в лирике Есенина помогает выразить насыщенность, красоту природы. Автор использует литературные подходы из русского народного творчества. Вдохновение он черпает из красот отечественного края, создавая безмятежный образ полей, лесов.

Цвет в поэзии Есенина – любимые оттенки поэта

Некоторые цвета в лирике Есенина используются в описаниях чаще других. Писатель наделял их особым значением, смыслом. Рассмотрим основную роль цветописи в творчестве автора:

  • Оттенки золотого . Поэт символизирует благородный металл, солнце, божественное начало для человечества. Иногда золотой цвет применяется для описания царского правления. Есенин ассоциирует его с мудростью, правдой, богатством, гармонией;
  • Использование зеленого цвета . Главное задание зеленых тонов – передача красоты, насыщенности растений, деревьев, листвы. Слияние с природой поэзия определяет салатными, светлыми оттенками;
  • Синие оттенки . Стих, украшенный голубизной, синевой, посвящается родине, высоким, вечным чувствам. Он позволяет показать осязаемость родных просторов, последовательно формируя образы ясного неба, рек, озер;
  • Белый . Есенин использует оттенки для описания страха, холодности. Кроме отрицательного значения, тон часто применяется в положительном ракурсе. Он характеризует божественность, чистоту, жертвенность, невинность. В некоторых стихотворениях белый сопровождает грусть, тоску;
  • Розовые, малиновые тона . Автор описывает класс добрых, светлых эмоций – первая любовь, молодость, радость. Нотки красного используются для характеристики быстротечности жизни;
  • Желтый, оранжевый оттенок . Осенняя цветовая гамма. Указывает на неизбежность перемен. Жизнь – короткое, великое дарование. Новое всегда заменяет старое, привычное;
  • Черный . Поэт описывает жизненный урок, трудность, применяет черный только для окраски негативных явлений. В большинстве стихов этот цвет исключает упоминание других оттенков.

Цветопись в поэзии Есенина – значение красок

Цветопись часто используется в эпитетах. Все краски наделены определенным смыслом, который оживляет стихотворение. Читатель ярко представляет картину, описанную поэтом, чувствует лирического героя. Автор не использует тона для украшения произведений. Лирика Есенина базируется на различии эмоциональных идеалов. Зависимость эмоции от цвета можно проследить на следующих этапах:

  1. Предметные ощущения.
  2. Эмоциональные переживания.

С помощью тонов писатель передает чувство сострадания, отвращения, любви, гордости, восторженности. Лексический повтор применяется для привлечения внимания читателя к определенной эмоции. Тест содержит вопрос о значении красок. Рассмотрим их основную роль в поэзии Есенина:

Цветопись - передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Персидские мотивы [1] (отрывок) Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи. Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий. С.Есенин.

Курсивом выделены лишь те прилагательные которые видны с первого взгляда. Но если прочитать отрывок из этого произведения несколько раз, то станет понятно, что цветовые оттенки содержатся в каждой строке.

Кроме этого у А.П.Журавлева в книге "Смысл и звук" [2] представлена теория о звуко-цветовых соответствиях. Он считает, что гласные звуки соотносятся с определенными цветами и смыслом. Звуко-цветовые соответствия:

Читайте также: