Цивилизационный подход к истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.


Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.

Цивилизационный подход — это исследование закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде.

В XIX веке историки и философы полагали, что все человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и стали переходить от простейших орудий труда ко все более сложной технике.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ученые считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены, что у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.

Во второй половине XIX и в ХХ веке большее распространение получила другая точка зрения. Признание важности устойчивых, неповторимых особенностей культуры, определяющей мысли, чувства и поведение людей, легло в основу исторического релятивизма. Суть этого подхода заключается в том, что каждая цивилизация проходит собственный путь социальной эволюции. Эту точку зрения наиболее последовательно выразили Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби.

Современные ученые предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации является самой крупной единицей измерения в истории человечества.

Плюсы и минусы, особенности

Несомненным достоинством подхода является то, что он позволяет учитывать не только классы и социальные группы, но и человеческие ценности, влияющие на их взаимодействие. Они оказывают большое влияние и на социально-экономическое развитие конкретного общества, и на его отношения с другими народами. Таким образом можно выявить и сформулировать нравственные нормы, объединяющие людей в одно общество. Это будет плюсом в случаях, когда для исследователя важнее понять сущность общества в целом, учесть духовные факторы, а не только экономические или политические.

Минусов у подхода больше.

Во-первых, чрезвычайно сложно провести грань между цивилизациями. Например, в Америке задолго до того, как ее открыл Колумб, возникло и пало несколько великих империй, внутри которых процветало искусство, развивались религиозные культы. Каждая из них многое унаследовала от предшественниц. Но их отделяли друг от друга огромные пространства дикой природы, а порой и столетия, и невозможно определить, одна это цивилизация или несколько разных.

Шпенглер выделил восемь культур-цивилизаций:

Очевидно, что существенным недостатком этой концепции является сложность и крайняя субъективность понимания, в чем суть той или иной цивилизации и ее отличие от других. Это позволило нацистам использовать теории Шпенглера для противопоставления прусской культуры всем остальным, несмотря на его возражения.

В-третьих, цивилизационный подход рассматривает личность как уникальную в уникальном обществе, и это противоречит диктату культуры во всех сферах жизни. Само изучение исторических фактов в этом подходе представляет собой что-то вроде коллекционирования. История — музей локальных цивилизаций, и пусть они проходят схожие стадии развития, трудно экстраполировать закономерности одной культуры на другую.

В-четвертых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические и политические факторы. Он в принципе не может заменить формационный подход, но может сочетаться с ним, расширяя и уточняя классификацию государств.

Основоположник цивилизационного подхода

  • религию;
  • культуру, включающую в себя науку, технику, искусство;
  • политику;
  • общественно-экономический уклад.

Понимание специфики экономических процессов цивилизационного подхода

Цивилизационный подход к изучению истории России, основы

Россия всегда была более открыта внешнему миру, чем цивилизации Запада и Востока, но при этом творчески перерабатывала все традиции и ценности, пришедшие извне. Многие отечественные историки, мыслители и философы проводили многосторонний анализ истории России как целостности, неповторимой в своей исторической индивидуальности.

Цивилизационный подход к типологии государств

Учитывая специфику цивилизационного подхода, представляется затруднительным в его рамках отделить общество от государства. В отличие от традиционной геополитики, для этого подхода дух, объединяющий общество, важнее территориального и национального единства.

Общества, согласно цивилизационному подходу, делятся на три типа:

  • примитивные общества;
  • локальные цивилизации;
  • вторичные цивилизации, возникшие на обломках локальных.

Каждая локальная цивилизация со временем или пропала, или переродилась в особенную. Примером особенной цивилизации может служить западноевропейская или арабская. Обе они объединили несколько стран с общей культурой. Позднее начала формироваться современная цивилизация с сохранением традиционной социокультурной базы, органически совмещенной с современными социально-политическими структурами, готовая совместно реагировать на глобальные вызовы, стоящие перед всем человечеством.

Еще одной концепцией, претендующей на всеобщий охват социальных явлений и процессов, является цивилизационный подход к истории человечества. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций. У нее немало приверженцев, среди которых такие известные имена, как О. Шпенглер (1880–1936), А. Тойнби (1889–1975).

Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит: 1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом; 2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития; 3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств; 5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции]

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции] [20] История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

2. Цивилизационный срез истории

2. Цивилизационный срез истории Забегая несколько вперед, отметим, что лейтмотивом многих выступлений сегодня является стремление заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. В наиболее четком виде эта позиция

5. Христологический подход

5. Христологический подход Мы увидели, что в богословии первых трех столетий подход к идее истины через логос в своей попытке связать библейскую концепцию истины с концепцией греческой мысли потерпел неудачу дважды: он не примирил греческую концепцию бытия с

4. Цивилизационный разлом как инструмент сотрудничества цивилизаций

4. Цивилизационный разлом как инструмент сотрудничества цивилизаций Этот раздел я хотел бы закончить небольшой сентенцией. Резкое усложнение условий жизни, развитие научно-технического прогресса, необходимость преодоления возникающих экологических трудностей

Изучение истории международных отношений и военной истории

Изучение истории международных отношений и военной истории Специальным объектом изучения Энгельса были международные отношения, история внешней политики и дипломатии различных государств, особенно в капиталистическую эпоху. При этом он исходил из глубокого понимания

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

НАУЧНЫЙ ПОДХОД Поясню кратко, что такое научный подход к изучаемым объектам (научное понимание). Научный подход есть особый способ мышления и познания реальности, качественно отличный от обывательского и идеологического. Он больше нужен в профессиональной науке и чаще

Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra

Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra 2.1. Формации или цивилизации? Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.Во-первых,

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм Самое большое прельщение и рабство человека связано с историей. Массивность истории и кажущееся величие происходящих в истории процессов необыкновенно импонируют

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции]

[6. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции] [20] История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции

Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции Основным научным недостатком той версии исторического материализма, которая существовала в СССР, была нерешенность вопроса о субъекте истории. Из этого недостатка

Системный подход

Системный подход Одной из характерных особенностей современной науки является так называемый системный подход к изучению и пониманию явлений окружающего нас мира.Такой подход обусловлен накоплением и углублением научных знаний, усложнением научной картины

Критика теологического понимания истории. Концепция всемирной истории

Критика теологического понимания истории. Концепция всемирной истории Вольтеровское отрицание божественного миро-правления стояло в резкой оппозиции к теологическому пониманию истории, содержащемуся в Библии и оформленному христианскими теологами в важнейшую

Цивилизационный конфликт и оккультный гитлеризм

Глава 4 Цивилизационный выбор

Глава 4 Цивилизационный выбор Напомним, что понятие цивилизации мы связываем с базовыми принципами, на основе которых консолидируется государственность, реализующими их институтами, а также с иерархией этих принципов и институтов. В первом осевом времени

Подход


Общество как совокупность социальных групп не стоит на месте. Процессы, которые в нём происходят, ведут к процветанию или регрессу. На протяжении истории человечества многие мыслители пытались выявить законы его развития, создавали различные классификации. Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к типологии общества. Рассмотрим их основные положения.

Формационный подход

Основоположником данной классификации является немецкий философ Карл Маркс. В соответствии с типами экономического развития он выделял следующие формации:

Теория Маркса имеет свои достоинства: она позволяет выявить общие черты в развитии разных народов, представляет их историю как единый процесс. К недостаткам классификации можно отнести то, что некоторые народы не проходили перечисленные учёным стадии. Объяснение истории с точки зрения экономического развития исключает влияние духовных, социальных, политических факторов.

Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс.

Цивилизационный подход

В основе данного подхода лежит понимание истории каждого народа как уникального пути. При этом основным понятием становится цивилизация — общество, обладающее специфическими чертами. Человек является двигателем прогресса. Он способен влиять на развитие государства.

Отличие цивилизаций, приходящих на смену друг другу, состоит в особенностях политического устройства, уровне экономического развития, социальной структуре, духовно-нравственных ценностях.

Сравнение подходов

Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.

Сходство подходов

Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.

Революция

Рис. 3. Революция.

В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.

Различие подходов

Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.

  • В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.
  • В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.
  • Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.
  • Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.

Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.

Что мы узнали?

Существует два подхода к типологии обществ. Формационный подход предполагает историю государств как смену формаций. В основе классификации лежит уровень развития производительных сил. Цивилизационный подход рассматривает прогресс как цепочку цивилизаций, замещающих друг друга. Обе позиции имеют достоинства и недостатки.

Читайте также: