Цивилизационные особенности стран латинской америки кратко

Обновлено: 07.07.2024

Православная цивилизация — согласно теории Хантингтона о столкновении цивилизаций — одна из мировых цивилизаций, борющихся за господство на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, африканской, индуистской, буддистской, синской (китайской) и японской цивилизациями. Православную цивилизацию не следует путать с русской цивилизацией, так как это более общий термин: не все традиционно православные культуры связаны с Россией.

Испанизация (исп. Castellanización; Españolización; Hispanización) — процесс добровольного либо насильственного перехода на испанский язык и усвоения испанской культуры. В самом испаноязычном мире различаются два близких, но достаточно чётко разграниченных понятия: кастильянизация — первичная испанизация начала колониального периода, и латиноамериканизация — вторичная испанизация в странах Нового Света. В ходе кастилизации произошло первое знакомство автохтонных народов (майя, кечуа, аймара и т.

Декреолизация (термин введён в 1968 г.) — эволюционный процесс развития креольских языков, при котором данный язык в конечном счёте сближается с языком-первоисточником (языком-лексификаторорм) и постепенно растворяется в нём, то есть цикл развития завершается следующим образом: европейский (обычно) язык-первоисточник > пиджин > креольский язык > язык-первоисточник (также язык-лексификатор). Декреолизация обычно обусловлена мощным распространением современного массового образования, СМИ, постепенной.

Русская цивилизация (также: Русская идея, Славянская цивилизация, Российская цивилизация) — понятие, происходящее из истории русской философии, часто употреблявшееся в среде славянофилов. Это понятие подчёркивает оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, и её национальное русское происхождение. Впервые термин употребляется в XIX веке, в связи с распространением идей панславизма. В книгах исследователей современной Украины также может называться украинской.

Упоминания в литературе

Латиноамериканская цивилизация , начало пути. Мексиканская революция 1910–1917 гг. как путь поиска самостоятельного пути цивилизационного развития.

Связанные понятия (продолжение)

Интеркультура – понятие общественных наук, журналистики, социальной практики, которое имеет в виду формы и результаты взаимодействия социальных групп с различными культурными укладами (культурными различиями).

Латиноамериканский бум (исп. Boom latinoamericano) — литературное движение 1960-х и 1970-х годов, когда литературные произведения группы относительно молодых романистов Латинской Америки стали широко известны в Европе и во всём мире. Бум наиболее часто ассоциируется с творчеством Хулио Кортасара из Аргентины, Карлосом Фуэнтесом из Мексики, Марио Варгасом Льосой из Перу и Габриэлем Гарсиа Маркесом из Колумбии, но он также принёс известность писателям старшего поколения, таким как Хорхе Луис Борхес.

Взаимоотношения индуизма с христианством исторически базировались на неравном балансе политического и культурного влияния.

Парадипломатия (англ. paradiplomacy) — международные (внешние, транснациональные, трансграничные) связи субнациональных (нецентральных, региональных, местных) органов власти.

Карибский испанский (исп. español caribeño) — группа диалектов, а также языковых вариантов испанского языка в странах бассейна Карибского моря (Куба, Доминиканская Республика, Пуэрто-Рико, а также прибрежных территорий республик Венесуэла, Колумбия, Панама, ранее также на полуострове Юкатан, Мексика. Самый характерный представитель карибского испанского — кубинский диалект. Особым своеобразием также отличается пуэрто-риканский испанский.

Мультилатерали́зм — организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнёрами.

Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.

Постсекуляри́зм — современная теоретическая концепция в философии и религиоведении, согласно которой идея секуляризации продемонстрировала свою несостоятельность, так что религиозные идеи и институты не отмирают, а по-прежнему занимают заметное место в современных обществах.

Ибе́ро-Аме́рика — определение, использующееся со второй половины XIX века для обозначения части мира, объединяющей испано- и португалоязычные государства Европы и Латинской Америки.

От диктатуры к демократии, концептуальные основы освобождения — эссе об общей проблеме того, как уничтожить диктатуру и не допустить создания на её месте ещё одной. Оно написано Джином Шарпом, профессором политологии в Массачусетском университете в 1993 году. Книга была опубликована в большом количестве стран и переведена про-демократическими активистами на более чем 30 языков, и доступна на вебсайте Института имени Альберта Эйнштейна (англ. Albert Einstein Institution).

Арабизмы и берберизмы начали проникать в романские идиомы Иберийского полуострова с началом мусульманского вторжения, то есть после 711 года, когда арабский язык получил статус государственного. Наряду с германским по происхождению вестготским языком, арабский и берберский языки сыграли роль суперстрата и адстрата в развитии испанского языка, а также других романских языков и диалектов Иберии. По оценке, около 10 % лексических единиц, в том числе около 5-8 % повседневной высокочастотной лексики современного.

Тихоокеанский Альянс (исп. Alianza del Pacífico) — торговый блок, в который входят четыре латиноамериканские страны: Мексика, Перу, Чили, Колумбия. Коста-Рика стала полноправным членом после ратификации договора о свободной торговле с Колумбией.

Электора́льная география — раздел политической географии, изучающий территориальные различия в предпочтениях избирателей, географические закономерности результатов выборов и референдумов, влияние на их итоги общественных, экономических, религиозных, этнических и прочих факторов. Методы электоральной географии также применяются и при анализе на основе итогов волеизъявления граждан политической ситуации в странах и регионах в контексте географического пространства. К прикладным задачам электоральной.

Сино-тибетские народы — народы, объединенные родством языков, составляющих сино-тибетскую семью, или, как её называли раньше, тибето-китайскую. В ней выделяется очень большая ветвь тибето-бирманских языков, состоящая в свою очередь еще из нескольких групп, группа мяо-яо и два самостоятельных языка, дунганский и китайский. Последний имеет ряд вариантов и диалектов и превосходит по числу говорящих на нем все языки мира.

Движение Муттахида Кауми, букв. Объединённое национальное движение, (урду متحدہ قومی موومنٹ‎, англ. United National Movement, сокращённо MQM) — крупная оппозиционная партия в Пакистане, по состоянию на 2010 год занимает 3-е место по величине и 4-е — по количеству депутатских мест. Наибольшей поддержкой пользуется в провинции Синдх. Лидер партии — Алтаф Хусейн.

Расовая демократия (порт. Democracia racial) — термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространённую уверенность в отсутствии расизма и расовой дискриминации в бразильском обществе. Многие специалисты утверждают, что бразильцы свободны от расовых предрассудков. Из-за этого в Бразилии раса не является фактором социальной мобильности.

Испанидад (исп. Hispanidad, сообщество испаноязычных стран) — многонациональное сообщество народов и государств, в которых значительную роль играет испанский язык и сформированная на его основе культура. К сообществу испанидад традиционно относят 23 страны (см. карту) Латинской Америки, Африки и Тихоокеанского бассейна. В это число не входят территории, на которых статус испанского языка не признан официально, — прежде всего, ряд южных штатов США.

Термин Восточный мир (также Восток) очень широко относится к различным культурам или народам, религиям и философским учениям, в зависимости от контекста, чаще всего включает, по крайней мере, географически страны Азии и культуры к востоку от Европы, и к северу от Океании. Этот термин обычно не используется людьми в этом регионе, так как восточный мир представляет собой разнообразный, сложный и динамичный регион, который трудно обобщить, и хотя в народах и странах проживающих на его территории есть.

Всемирная история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.

Культура Ливии — культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и Киренаика.

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.

Латиноамериканский постоксидентализм — одно из направлений постколониализма, занимающееся исследованиями культурного наследия колониализма стран Запада в Латинской Америке. В узком смысле – интенция ученых латиноамериканского происхождения проанализировать социокультурные особенности региона путем отказа от устоявшейся в западной научной литературе терминологии.

Латиноамерика́нское пра́во — правовая группа, которая является составной частью романо-германской правовой семьи и включает в себя национальные правовые системы государств, расположенных на территории Южной и Центральной Америки (Латинская Америка).

Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

Андский испанский (исп. Español andino) — группа разновидностей испанской речи, распространённая в горных регионах Южной Америки (Анды). Современные андские говоры не являются гомогенными, поскольку они испытывают влияние языковых норм столиц тех государств, которые контролируют соответствующий горный сектор (Аргентина, Чили, Перу, Боливия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор). Однако, всех их объединяет достаточно консервативные фонетические и грамматические нормы. Это во многом объясняется тем что первые.

Параллельные сообщества (от английского parallel society) — термин, используемый преимущественно в западной социологии, политологии и культурологии, под которым понимается феномен (явление) существования внутри национальных государств сообществ (или общин), которые плохо натурализуются, сохраняют свои национальные обычаи и традиции, культуру, веру. Основное отличие параллельных сообществ от других типов комьюнити (в том числе, национальных) состоит в том, что ценности параллельных сообществ вступают.

Латиноамериканизация США — это социально-демографический процесс, заключающийся в приобретении составом американского населения и его культурой латиноамериканского характера. Процесс латиноамериканизации обусловлен миграцией большого количества выходцев из Латинской Америки в США. Латиноамериканизация США проявляется в таких культурных аспектах, как язык, религия, социальный порядок и даже кулинария.

Уасте́ки или уаштеки (исп. Huastecos, Huaxtecos) — индейский народ в Мексике, относящийся к языковой группе майя. Населяет северную часть восточного побережья страны, к северу от территорий тотонаков. Уастеки хоть и являются майа, но необычны тем, что обитают далеко от регионов, заселённых остальными майа и после того, как откололись от них примерно в 1300 году до н.э., и жили тысячи лет в изоляции, не имея возможности принимать участие в культурном обмене между государствами майа. По этой причине.

За́падный мир, страны Запада или западная цивилизация (Western world, Western civilization) — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

Мир-системный анализ, или мир-системная теория, исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали, прежде всего, развитие отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации.

Импе́рия и́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу) — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI веках. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в империю инков.

Цивилизация возникла 6 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 4 в. в будущем.

Временной предел Латинской цивилизации будет зависеть от темпов унификации цивилизационного развития и от успешности создания цивилизации экуменического типа.

Л атиноамериканская цивилизация — одна из самых молодых: она сформировалась пару столетий назад на базе испанских и португальских колоний в Южной и Центральной Америке. И хотя между вновь образованными государствами долгое время продолжались конфликты и войны, тем не менее, они все больше осознавали свою цивилизационную общность.

Н ациональный состав латиноамериканской цивилизации образовался из трех совершенно разнородных элементов: остатков (более сильных, чем в Северной Америке) туземных племен — потомков древнеамериканских цивилизаций инков, майя, ацтеков; покоривших их переселенцев из Западной Европы, прежде всего Испании и Португалии; потомков африканцев — рабов, которых насильно перевозили сюда из Африки. Плодами смешения наций стали сотни тысяч метисов, мулатов, креолов.

Л атинская Америка, имеет одну характерную особенность, которая отличает ее от Запада. Хотя Латинская Америка и является отпрыском европейской цивилизации, она эволюционировала совершенно другим путем, чем Европа и Северная Америка. Культура там клановая и авторитарная, что в Европе проявилось значительно слабее, а в Северной Америке не проявилось вовсе. И Европа, и Северная Америка почувствовали на себе влияние Реформации и объединили в себе католическую и протестантскую культуры.

П олитическая эволюция и экономическое развитие Латинской Америки резко отличаются от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Сами жители Латинской Америки отличаются по субъективной самоидентификации. Некоторые говорят: “Да, мы – часть Запада”. Другие заявляют: “Нет, у нас своя уникальная культура”, а великие писатели Латинской и Северной Америки тщательно описывают свои культурные различия.

Л атинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной цивилизации, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа, который фокусирует внимание на международных политических аспектах цивилизаций, включая взаимоотношения между Латинской Америкой с одной стороны и Северной Америкой и Европой – с другой, последняя точка зрения более приемлема.

Л атинская Америка исторически была только католической, хотя сейчас ситуация может меняться. Латиноамериканская цивилизация ассимилировала местные культуры, которые не существовали в Европе и были полностью уничтожены в Северной Америке и значимость которых меняется от Мексики, Центральной Америки, Перу и Боливии с одной стороны до Аргентины и Чили – с другой.

Ш исленность населения стран Латинской Америки продолжает быстро увеличиваться. Их доля в населении мира возросла с 6,2% в 1950 г. до 8,5% в 2000 г., а к 2050 г., согласно прогнозу ООН, достигнет 8,6% (783 млн человек). Опережающими темпами растет и экономика: за полвека объем ВВП увеличился в 7,3 раза, а его доля в мировом ВВП поднялась с 6,4% до 7,6%. По прогнозу ИМЭМО, к 2015 г. она достигнет 8%. Уровень экономического развития Латинской Америки несколько ниже среднемирового (в 2002 г., по данным Всемирного банка, ВНП на душу населения составил здесь 3280 долл. — 64% к среднему значению по миру).

Б ольшинство стран Латинской Америки обладает необходимыми предпосылками для устойчивого экономического роста и сохранения культурного разнообразия в XXI в. Поэтому сценарии развития этой цивилизации в ближайшие десятилетия могут отличаться по темпам экономического роста, что зависит от конъюнктуры мирового хозяйства, с которым тесно связаны эти страны. В этом регионе маловероятны столкновения цивилизаций, крупные военные конфликты.

Латинская Америка занимает центральные и южные районы части света Америка. К этому региону Земли относятся целиком материк Южная Америка, часть Северной Америки южнее границ США и острова Карибского бассейна (Вест-Индия). Латинская Америка была открыта европейцами во время четырех плаваний Х. Колумба на рубеже XV и XVI вв. К этому моменту в регионе существовали развитые индейские цивилизации майя, ацтеков, инков.

Латинская Америка осваивалась и колонизировалась преимущественно странами Пиренейского полуострова – Испанией и Португалией. Поэтому здесь получили широкое распространение испанский и португальский языки романской группы, возникшие на основе латыни. Отсюда и происходит название региона.

С XVI по начало XIX в. территория Латинской Америки была поделена между европейскими державами. Наибольшая площадь владений была у Испании (вся Южная Америка кроме Бразилии и Гвианы, Центральная Америка, крупнейшие острова Вест-Индии) и Португалии (Бразилия). Малые Антильские острова и ряд небольших владений на материке принадлежали Англии, Франции и Нидерландам. Для работы на плантациях колонизаторы стали ввозить из Африки негров-рабов.

В результате этих исторических событий в Латинскую Америку попала европейская культура (прежде всего южно-европейская, основанная на традициях и ценностях католицизма) и культура народов Западной Африки. Культурное наследие доколумбовых индейских цивилизаций варварски уничтожалось европейцами. Любые изваяния, изображения, надписи считались еретическими с позиций внедрявшегося колонизаторами христианства и подлежали устранению. Вот почему нам так мало известно о том, какой была Америка до Колумба, вот почему такую великую ценность имеет каждая находка, связанная с тем периодом.

Майя

Цивилизация майя существовала в Центральной Америке на территории полуострова Юкатан, принадлежащего ныне Мексике, и современных государств Гватемала, Гондурас, Сальвадор и Белиз примерно с 1000 г. до н. э.

Цивилизация майя классического периода определялась соперничеством отдельных городов-государств. Города майя насчитывали более 10 тыс. жителей и превосходили современные им городские поселения Европы.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, но некоторые просуществовали и до испанского вторжения. Разработанный майя календарь использовали и другие народы Центральной Америки. Майя изобрели письменность, создали эффективную систему земледелия, имели глубокие астрономические познания.

Упадок культуры майя

Экологическая гипотеза упадка и исчезновения культуры майя основывается на внезапном нарушении баланса взаимоотношений человека и природы. Постоянно растущее население городов майя со временем столкнулось с проблемами нехватки плодородных почв и питьевой воды. Однако немало и тех исследователей, которые связывают катастрофу цивилизации майя с другими факторами.

Прямыми потомками древних майя является индейский народ майя, проживающий в основном в южных районах Мексики. В наше время здесь, а также в Белизе, Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре живут до 7 млн майя. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь католицизма и традиционных верований. Каждая община майя имеет своего религиозного покровителя. Технический прогресс и ускоренное экономическое развитие ранее депрессивной территории постепенно стирают этническую самобытность майя.

Искусство древних майя достигло своего расцвета во время классического периода (III–IX вв.). Всемирно известны фрески в Паленке, Копане и Бонампаке, их сравнивают с памятниками изобразительного искусства античного мира. Основные мотивы искусства майя – антропоморфные божества, змеи и маски. Главным строительным материалом служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные формы, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты.

Математические достижения майя

Система счета у майя базировалась не на привычной нам десятичной системе, а на распространенной в доколумбовой Центральной Америке двадцатеричной. Ее истоки лежат в методе счета, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом использовалась и структура в виде четырех блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. У майя существовало обозначение нуля, который схематически изображался в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Так как ноль необходим для многих математических операций, ученые предполагают, что майя имели высокоразвитую культуру. Нужно сказать, что в имевшей относительно высокую культуру античной Европе ноль не был известен.

Многие открытые и исследованные города майя включены в список объектов Всемирного наследия. Это Паленке, Чичен-Ица и Ушмаль в Мексике, Тикаль и Куиригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре (небольшая деревня майя, которая была погребена вулканическим пеплом и сейчас раскопана). Однако до сих пор остатки некоторых поселений ждут своего открытия, так как располагаются в труднопроходимых джунглях и полностью скрыты лесом.

Юрий Валентинович Кнорозов (1922–1999)

Выдающийся советский этнограф и языковед. Кнорозов первым расшифровал и интерпретировал письменность индейцев майя, доказал фонетический характер этой письменности. До Кнорозова многие пытались дешифровать письмо майя, известное по многочисленным сохранившимся образцам. Первые попытки дешифровки предпринимались еще в XIX в., но исследователи видели в значках лишь иероглифы, а не буквы. Воспользовавшись ключом из 29 знаков, описанных в XVI в. монахом-францисканцем Диего де Ланда, Кнорозов составил свою систему соответствия знаков звукам. В результате тяжелого и кропотливого труда в начале 50-х гг. ХХ в. тексты майя были прочитаны. В 1955 г. выступление Юрия Кнорозова на ученом совете при защите кандидатской диссертации, посвященной разгадке письменности майя, длилось три с половиной минуты, а результатом стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук, что для гуманитарных наук стало беспрецедентным случаем. Страну, которой занимался всю жизнь, Юрию Валентиновичу удалось посетить незадолго до смерти, в 1990 г., по приглашению президента Мексики.

Ацтеки

Цивилизация ацтеков существовала в центральной Мексике в XIV–XVI вв. Столицей их государства был Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, в том месте, где ныне располагается город Мехико. Общеизвестна легенда о том, как ацтеки увидели на острове посреди озера большого орла, сидевшего на кактусе и поедавшем змею. Это они посчитали добрым знаком и образовали здесь же свое поселение. Та же картина – орел, держащий в клюве змею, – изображена на флаге и гербе Мексики. Сами ацтеки называли себя меши?ка, от этого этнонима происходит название Мексики.

Ацтекская империя была полиэтничным государством. Внутри нее была введена единая система сбора дани. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Центральной Америке не было тягловых животных и колесных транспортных средств (напомним, что лошадей в Новый Свет завезли европейцы), и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительством дорог отрабатывалась дань. За дорогами постоянно следили, путешествующие по ним могли отдохнуть или принять пищу через каждые 10–15 км. По этим путям постоянно курсировали гонцы, державшие ацтеков в курсе последних событий.

Цивилизация ацтеков была разрушена в XVI в. испанскими завоевателями. Но этнос ацтеков сохранился, в современной Мексике проживает более 1,1 млн человек, называющих себя ацтеками.

Инки

Данные археологов позволяют установить, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчиненных ими соседних народов. Такой предшественницей была, например, цивилизация Наска, оставившая гигантские рисунки в пустыне на юге Перу.

При покорении соседей инки опирались на организованную и многочисленную армию и активно переманивали на свою сторону элиту покоряемых народов. Прежде чем начинать войну, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к их империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи, вводили свои законы, то есть во многом вели себя, как колонизаторы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли свое положение и после завоевания, а отправление местных религиозных культов не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюмов, чтобы по одежде легко можно было определить происхождение и социальный статус любого жителя Тауантинсуйу. Внешним знаком отличия верховного инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями надо лбом – маскапайча. Верховный инка почитался как сын бога Солнца. На пике своего могущества империя инков была одним из крупнейших государств на Земле. Численность ее населения достигала 5–6 млн.

В империи инков существовали развитые транспортная и ирригационная сети. Была разработана система передачи, обработки и обобщения статистических данных в виде узелкового письма кипу. Велось активное строительство военных, административных и религиозных сооружений. В Куско и других городах был построен водопровод, в отличие от римского, сделанный без использования ядовитого свинца.

Тауантинсуйу – единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза (в Центральной Америке умели выплавлять лишь медь). Кроме меди и бронзы, инки выплавляли серебро, золото и их сплавы. Особенность архитектуры инков – необычайно тщательная и плотная подгонка каменных блоков друг к другу без использования строительных растворов. Эти блоки часто имеют неправильную форму и сильно различаются размерами, но подогнаны так тонко, что между ними нельзя просунуть и лезвия остро заточенного ножа. Здания инков обладали завидной сейсмостойкостью.

Инки не знали колеса, и их горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные или перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами – того, кто повредит мост, ожидала смерть.

В 1532–1536 гг. империя инков пала под ударами малочисленного отряда испанских конкистадоров (200 воинов и 27 лошадей), который возглавлял Франсиско Писарро. Этносами – прямыми наследниками инков являются кечуа (проживают в Перу, Боливии, Эквадоре, северных частях Аргентины и Чили) и аймара (высокогорные районы Перу, Боливии и Чили).

Источники информации

1. Березкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л., 1991.

2. Керам К. Боги, гробницы и ученые. СПб., 1994.

3. Культура Латинской Америки. Энциклопедия / отв. ред. П.А. Пичугин. М., 2000.

4. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

Вопросы и задания

1. Какое пространство и почему называется Латинской Америкой?

2. Почему крупные и могущественные государства ацтеков и инков не смогли отстоять свою независимость при вторжении испанцев в XV в.?

3. В каких природных условиях жили майя, ацтеки и инки? Как они приспосабливались к среде обитания?

4. Проанализировав физическую и климатическую карты, ответьте, почему памятников древних доколумбовых культур нет на морских побережьях?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДРЕВНИЕ МИФЫ

ДРЕВНИЕ МИФЫ Здесь уместно будет сделать краткое отступление и рассмотреть некоторые древние мифы о богах. Многие из нас знакомы с мифами о греческих и римских богах, но все эти мифы происходят от более ранних и более обстоятельных версий, возникших в Древнем Египте и

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки Расовый состав Латинской АмерикиНаселение Латинской Америки сформировалось из трех основных расово-культурных компонентов. Во-первых, это коренные жители региона – индейцы, относящиеся к американской ветви монголоидной

ДРЕВНИЕ КАЛЕНДАРИ

ДРЕВНИЕ КАЛЕНДАРИ На славянской земле было найдено множество древних календарей. На камне или кости, дереве или металле древний человек изображал точки и лунки, зигзаги и кружки, нередко подчиненные определенному порядку или связанные с различными созвездиями и

9. Древние иудеи

9. Древние иудеи Большинство современных евреев не имеют абсолютно никакой генетической связи с Ближним Востоком. Имеются, на самом деле, много различных физических типов евреев, включающие многие расовые характеристики. Это подтверждает тот факт, что они являются не

Т. Н. Красавченко. Ученый и вызовы времени. Валерий Земсков: от Латинской Америки к культурно-цивилизационному пограничью

Т. Н. Красавченко. Ученый и вызовы времени. Валерий Земсков: от Латинской Америки к культурно-цивилизационному пограничью Валерий Земсков (1940–2012) до сих пор остается автором пока единственной в России книги о творчестве нобелевского лауреата колумбийца Габриэля Гарсиа

Латинская Америка это группа американских государств, находящихся на материке Южная Америка, расположенном между Тихим и Атлантическим океанами. В ее состав входят как испаноязычные страны, так и страны, жители которых говорят на португальском и французском языках. Первое упоминание в истории местности с таким названием принадлежит Наполеону III. Уже тогда на данный континент стекалось много европейцев, что привело к общепринятому названию. А после крушения Испанской империи, каждая страна получила еще и независимость.

Латинская Америка на карте мира

В состав Латинской Америки сейчас входит довольно большое количество политических образований. Этот регион расположен так, что существуют два мнения.

Карта Латинской Америки

В первом случае о количестве государственных образований начинают говорить в момент пересечения границы США и Мексики. Во втором, от южной границы Панамы и до Море Скоша. Плюс практически все географы и ученные относят Карибы к этой территории.

Список всех стран Латинской Америки

Список стран разделен на отдельные составляющие:

Находящиеся на материке: Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Перу, Бразилия (крупнейшая страна данного региона), Чили, Боливия, Парагвай, Уругвай, Аргентина, Гайана, Суринам;

Расположенные вне материка, островные государства: Доминикана, Гаити, Куба, Французская Гвиана, Никарагуа, Гондурас, Панама, Сальвадор, Мексика, Гватемала, Коста-Рика, Ямайка, Белиз;

Отдельные образования, находящиеся в близлежащей территории: Гваделупа, Мартиника, Остров Пасхи, Галапагосские острова, Пуэрто-Рико.

Ниже в таблице можно увидеть основную информацию о самых больших латиноамериканских странах: название, флаг, численность населения, площадь территории.

Характеристики стран Латинской Америки

Общая площадь этого региона составляет 21 млн. кв. км. Это почти 20% от общей поверхности земли.

Южная Америка имеет один из самых длинных горных массивов - пояс Кордильер, который так же именуется Андами. Его общая протяженность - почти 11 тысяч километров.

 Аконкагуа

Высочайшая гора называется Аконкагуа. Это место находится на высоте 6959 метров. Её можно найти, только если путешествовать по границе государств Чили и Аргентины.

Население Латинской Америки

Еще в глубокой древности в данном регионе находились независимые государства индейцев Ацтеки, Майя, Инков. Множество других культур было уничтожено во время завоеваний конкистадоров.

Латиноамериканцы

Сейчас состав стран немного увеличился и получил четкие территориальные очертания. Но все равно здесь проживают выходцы из самых разных государств и аборигены. Все народы называют латиноамериканцами.

Достопримечательности Южной Америки

Мест, которые интересуют туристов, просто невероятное количество. Но пожалуй на первое место необходимо поставить горный хребет Уайна-Пикчу.

Уайна-Пикчу

Он является естественным творением природы, что еще больше притягивает к нему внимание путешественников.

Также не лишним станет посещение горы Рорайма. Она находится между границами Бразилии, Венесуэлы и Гайаны.

Происхождение этих природных объектов неизвестно. А вот древний город Тиуанако в Боливии, находящийся на средней высоте Андских гор, построен цивилизацией индейцев.

Тиуанако

Причем плотность построек и интересные факты о них до сих пор будоражат даже самое смелое воображение.

Еще три популярные достопримечательности, являющиеся творением самой природы:

действующий вулкан, который не наносит вреда людям, находится на высоте почти в 6000 м;

водопад Анхель в Венесуэле возвышается на 979 м;

самая крупная и водоносная река Амазонка стала объектом слухов и легенд по всему миру. Её длина со всеми притоками составляет около 7000 км.

Экономика латиноамериканского региона

Большинство людей проживают на среднем уровне, но есть и бедные государства. Таблица, представленная ниже, показывает разницу в заработной плате между различными странами.

Показатели экономики Латинской Америки

Пляжи, кафе, карнавалы и прочие государственные учреждения работают и позволяют людям зарабатывать. В некоторых странах даже неплохо развит социальный пакет. Если не брать острова и часть континента Северная Америка, то прожиточный минимум обеспечивает людей всем необходимым.

Наиболее развитые страны

Это именно те, кто получил во владение или различные туристические направления, или множество ресурсов. По списку первое место могут разделить Бразилия и Венесуэла. Также неплохие показатели показывают Чили, Перу, Аргентина, Колумбия.

Полезные ископаемые

Здесь правильнее повести разговор о том, что предлагает кроме туризма эта территория.

Полезные ископаемые Южной Америки

Географическое положение как на островах, так и центральной части материка обеспечивает обильным количеством медных руд, прочих металлов и превосходной древесиной. Причем эти параметры являются чуть ли не самыми основными для Латинской Америки.

Особенности культуры Латинской Америки

В остальном мире нигде не встретить американских страусов или лам. Не говоря уже об гуанако, броненосцах и ленивцах.

Католический собор в Мехико

А вот религия здесь в преобладающем большинстве католическая. Ведь остальные вероисповедания до 20 века преследовала инквизиция.

Государственный язык в основном испанский. Французский и португальские относятся к национальным колоритным группам, которые, кстати, очень большие.

Единственной страной, отличающейся от этого списка, станет Бразилия. Большая численность её населения говорит на португальском.

Заключение

Большинство народов находится на динамично развивающейся территории. Но есть и места, в которых организованная преступность действует на уровне правительства. Все это лишь подогревает интерес к обычным странам с пляжами и высокогорными хребтами.


* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Культура и цивилизация Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.

1. Культура Латинской Америки

2. Цивилизация Латинской Америки

3. Латинская Америка во второй половине XX века и мировая цивилизация

Список использованной литературы

Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от Соединенных Штатов Америки. Страны региона заметно отличаются по уровню социально-экономического развития, что связано с широким разнообразием природных, исторических, политических и других условий.

Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.

В результате долгой борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость еще в начале девятнадцатого века. Таким образом, латиноамериканские страны в значительной мере объединяет их колониальное прошлое. Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могущественного северного соседа - США.

Подобно другим развивающимся регионам мира, Латинская Америка занимает подчиненное положение в международном территориальном разделении труда, выступая в роли поставщика многих дефицитных видов сырья для промышленно развитых капиталистических стран.

Страны Латинской Америки по многим показателям экономического и социального развития опережают освободившиеся страны Азии и Африки. Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира вступили на путь капиталистического развития.

Цель – Изучить культуры и цивилизации Латинской Америки

изучить культуры Латинской Америки

рассмотреть цивилизации Латинской Америки

изучить Латинскую Америку XX века и мировую цивилизацию

1. Культура Латинской Америки

Зарождение современных национальных культур Латинской Америки относится к ХVII века, когда в колониальных владениях Испании и Португалии начали формироваться новые этнические сообщества, которые отличались друг от друга в результате различий географических условий, расового состава жильцов, степени сохранности традиций коренного населения и особенностей европейской колонизации. При этом взаимодействие различных культур отнюдь не было механическим добавлением элементов индейского, европейского и африканского наследия.

Прогрессивно мыслящая творческая интеллигенция Латинской Америки всегда обращалась к гуманистическим и демократическим идеалам Европы, ее культурному наследию. Одновременно она стремилась отделиться от Старого Света - и ради утверждения своей самобытности, и в надежде открыть новую страницу общечеловеческой культуры, что особенно оказалось во второй половине ХХ в. 10, с. 155

Таким образом, на становление национальных культур в Латинской Америки решающее воздействие произвело достижение странами региона политической независимости в 1-й четверти XIX в. Развитие латиноамериканской общественной мысли, науки и культуры происходило в настойчивом поиске национального своеобразия, собственного места в мировой истории и культуры. 2. Цивилизация Латинской Америки

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок.

До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Таким образом, Запад включает в себя Европу, Северную Америку, а также страны, населенные выходцами из Европы, то есть Австралию и Новую Зеландию. Взаимоотношения между двумя основными составляющими Запада, однако, менялись со временем. В течение длительного периода своей истории американцы определяли себя как общество, противопоставленное Европе. Америка была страной свободы, равенства возможностей, будущего; Европа олицетворяла угнетение, классовый конфликт, иерархию, отсталость. Заявлялось даже, что Америка – отдельная цивилизация. Это противопоставление Америки и Европы было в значительной мере следствием того, что, по крайней мере до конца девятнадцатого столетия контакты Америки с не-западными цивилизациями были ограничены. Однако как только Соединенные Штаты вышли на мировую арену, у них появилось чувство более широкой идентификации с Европой. Если Америка девятнадцатого века ощущала себя отличной от Европы и противопоставленной ей, то Америка двадцатого столетия определяет себя как часть и, несомненно, как лидера более широкой идентификации – Запада, – которая включает в себя Европу.

Следует, что такая идентификация вырывает эту цивилизацию из ее исторического, географического и культурного контекста.

3. Латинская Америка во второй половине XX века и мировая цивилизация

Латиноамериканский социум как составная часть общемировой цивилизации. Его характерные черты и особенности на современном этапе развития: интегрирование экономики Латинской Америки в систему мирохозяйственных связей, ускорение процесса превращения народов стран региона из объектов в субъекты мировой политики, соборность латиноамериканской культуры, опирающаяся на ее историческисимбиозный характер, взаимодействие и взаимовлияние различных этносов.

Основные этапы развития латиноамериканских стран после 2-й мировой войны. Ускорение темпов индустриализации в первый послевоенный период. Концентрация и сращивание промышленного и банковского капитала, возникновение групп финансовой олигархии. Быстрыми, по сравнению с довоенными, темпами росло производство промышленных изделий, из аграрного, каким он был со 2-й мировой войны, регион в целом превратился в аграрно-индустриалъный 2, с. 68.

Экономика латиноамериканских стран по-прежнему была зависимой от США, которые стремились сохранить этот район в роли поставщика сырья и полуфабрикатов. Латинская Америка оставалась для США главной сферой приложения капиталов. В 1950 г. прямые капиталовложения США в Азии составили 1001 млн. долларов, в Африке - 287 млн., а в Латинской Америке - 4735 млн. долларов.

Экономическая зависимость была неразрывно связана с глубокой зависимостью стран Латинской Америки в их внешней и внутренней политике от американского империализма. Как правило, латиноамериканские правительства не занимали самостоятельной позиции на междуна-родной арене и во внешнеэкономических вопросах шли в фарватере стратегии Вашингтона.

Развитие экономики в условиях деформированной экономической структуры имело следствием: консервацию отсталых форм общественной жизни, низкий жизненный уровень широких народных масс, стремление правящих кругов не допустить назревших социально-экономических преобразований. Тем не менее, ускоренная индустриализация привела к важнейшим сдвигам в социальной структуре стран континента. Выросла доля самодеятельного населения, занятого в промышленности и строительстве, достигнув в наиболее развитых странах 1/5 (Мексика, Венесуэла) и других 1/3 (Аргентина, Чили) самодеятельного населения. Наряду с увеличением промышленного населения происходил рост занятости в сфере обслуживания. Удельный вес городских жителей составил 1/5 населения, выдвинув Латинскую Америку на первое место среди развивающихся стран по темпам и уровню урбанизации. Высокой степени достиг процесс классовой дифференциации.

Политические перемены в странах Латинской Америки после 2-й мировой воины. Подъем демократического и революционного движения. Его антиимпериа-листическая направленность. Крах диктаторских режи-мов в Гватемале, Уругвае, Бразилии, Чили и других странах континента.

Подъем рабочего движения сопровождался усилением борьбы крестьян за радикальное решение аграрной проблемы. Разрозненные и стихийные крестьянские выступления, проходившие под лозунгами частного ха-рактера, все более превращались в массовое движение, развивающееся под знаком проведения коренных преобразований в деревне. Участились случаи вооруженных выступлений, самовольного захвата и раздела, земель латифундистов. Приняло широкий размах забастовочное движение сельскохозяйственных рабочих.

Повышение политической активности интеллигенции. Создание широких поликлассовых коалиций. Роль левых партий и организаций в проведении прогрессивных преобразований.

В октябре 1975 г. была основана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) - экономическое сообщество стран Латинской Америки. Его учредителями и членами стали 25 стран региона, в том числе Куба (из 26 независимых стран региона на дату учреждения в ЛАЭС не приняло участия только Содружество Багамских островов). ЛАЭС - первая общерегиональная организация латиноамериканских стран, членом которой не стали США. Создание ЛАЭС отразило растущее стремление латиноамериканских государств к единству действий в защиту национальных интересов.

Шло создание и субрегиональных группировок. Так, в апреле 1969г. министры иностранных дел Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая подписали соглашение о создании Объединения стран бассейна Ла-Платы. К ним присоединилась и Боливия. Внутри новой группировки не было единства, поскольку за господство в этом важном стратегическом и экономическом районе, боролись между собой Бразилия и Аргентина.

В мае 1969 г. была образована еще одна группа - Андская, в состав которой вошли Колумбия, Перу, Чили, Эквадор и Боливия. На совещании в Лиме в ноябре 1969 г. страны - участницы Андской группы приняли декларацию, в которой заявили о своем суверенном праве на национальные природные ресурсы, осудили всякое вмешательство других государств во внутренние дела латиноамериканских стран, что имело очевидную антиамериканскую направленность.

Таким образом, интеграционные процессы в регионе на рубежи 70-х годов объективно имели своей целью видоизменить периферийный характер латиноамериканской экономики, модернизировать и включить ее в процесс мирового разделения труда на качественно иной - более симметричной (равноправной) основе. Однако из-за непоследовательности экономического курса буржуазных правительств, неблагоприятной мировой конъюнктуры и вмешательства империалистических сил указанные процессы не получили завершенной формы.

Никарагуанская революция 1979 г. Приход к власти Сандинистского фронта национального освобождения и начало демократических преобразований. Нарастание внутренней напряженности под влиянием внешнеполитических факторов. Победа на выборах 1990 г. Национального союза оппозиции и причины поражения сандинистов. Роль Контадорской группы в урегулировании конфликтов в Центральной Америке. Альтернативные варианты выхода из кризиса в регионе.

Социальная структура и политическая система современного латиноамериканского общества (общее и особенное). Тоталитаризм и. авторитаризм ~ причины и сущность, национальная специфика латиноамериканских стран. Церковь и освободительные процессы. Межэтнические противоречия. Деятельность наркомафии. Экологические проблемы и политическая борьба. Территориальные конфликты и споры. Внешняя политика стран региона. СССР (Россия) и Латинская Америка.

Антиимпериалистическое, антиолигархическое содержание революционных процессов на континенте. Борьба за политическое решение конфликтов в Центральной Америке. Процесс демократизации в Южной Америке. Отход военных от власти в Боливии (1982г.), Аргентина (1983г.), Уругвай (1984г.), Бразилия (1985г.), Суринам (1987г.), Чили (1989г.) и других странах. Причины сохранения политической нестабильности в регионе.

Программные установки, стратегия и тактика ведущих политических партий (по группам стран). Общественно-политическая роль латиноамериканских профсоюзов. Борьба коммунистов за создание антиимпериалистических, антиолигархических коалиций. Латиноамериканские партии националистической, популистской ориентации.

Несоциалистические концепции развития стран Латинской Америки. Идеология и практика апризма. Буржуазный и мелкобуржуазный национализм. Трабальизм. Ультралевые концепции о путях и движущих силах революции.

Следует, в современном мире различия между цивилизациями и культурами, расами и народностями, отдельными странами закладывают объективную основу для диалектического общего. НВС может быть основано на синтезе позитивных элементов национального и регионального развития. Реализация интеграционной стратегии зависит от способности государств региона совместно с другими суверенными и демократическими странами выработать общий контекст экономических, дипломатических и политических отношений, основанный на уважении общих интересов, а не политическом доминировании и эксплуатации одних другими. Интеграционная политика и возможность обеспечения реального общеконтинентального суверенитета в рамках НВС. Футурологический прогноз: перспективы развития латиноамериканских стран на рубеже третьего тысячелетия.

Тайны старых цивилизаций Латинской Америки тревожат не одно поколение туристов, учёных, и просто, любознательных жителей нашей планеты. На сегодняшний день известны творения рук старых зодчих: знаменитые Awiwayala, Pukara, Tiawanaku, знаменитый Мачу Пикчу и почти все остальные, всё это — очень большая сеть городищ, направленные с учётом движения небесных тел и строго по сторонам света, a некие имеют даже точнейшие каменные календари. По достоверным сведениям исследователей, цивилизации Южной и Центральной Америки зарождались как минимум 150 веков назад (15000 лет), а некие находки, о коих в учёном мире не очень любят говорить, указывают на нереально-ранний период - до 50 тысяч лет до нашей эры. Интересно, что это притом, что основываясь на данные учёных, Америка была заселена приблизительно тридцать тысяч лет назад.

Чёткого определения, какие страны относятся к Латинской Америке, не существует. Согласно политическому принципу к Латинской Америке относятся американские территории, ранее принадлежавшие Испании или Португалии, и на которых преобладают испанский или португальский языки: Мексика и большая часть Центральной Америки, Южная Америка и Вест-Индия (или Карибский регион). В таком понимании это синоним понятия Иберо-Америка.

Политически Латинская Америка делится на 20 независимых стран и 13 колоний, так и не получивших независимость. Бразилия — самое крупное государство Латинской Америки, как по площади, так и по населению. Португальский язык, являющийся государственным языком Бразилии, выделяет её из других латиноамериканских стран, в большинстве которых государственным языком является испанский.

Список использованной литературы

Культурология /Под ред. Багдасарьян Н.Г. 3-е изд., испр.. и доп. - М.: Высшая школа, 2007. - 511 с.

Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Проект, 2006. - 336 с.

Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарики, 2006. – 446 с.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 2007. - 304 с.

Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2006. - 102 с.

Бахмин В. И., Бергер Я. М. и др. Культурология. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. – 342 с.

Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов 2006. - 576 c.

Малюга Ю.Я. Культурологи Учебное пособие 2-е изд. М.: Инфра-М, 2007. – 333 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Культурология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. – 352 с.

Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс, 2008. – 612 с.

Читайте также: