Тула народные промыслы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Тула является не только кузницей русского оружия, но и родиной самовара, пряника и, даже, Российского велоспорта. Здесь расположен старейший в России велотрек, которому в 1997 году исполнилось 100 лет.

Кроме военного снаряжения, тульский завод выпускал предметы хозяйственного обихода и различные орудия для сельского хозяйства. Была здесь обязательная для всех крупных производств мастерская, в которой изготавливались необходимые заводу инструменты и машины - всевозможные клещи, молоты, резцы, сверла, молотки, ножницы.

Неиссякаемой была смекалка и энергия народных мастеров, приспосабливающихся к новым потребностям производства.

Из документов известно, что в XVII веке на Тульском заводе выделывались инструменты более 70 видов. Изготавливались они сугубо ремесленным способом, в ручную, так как попытки ввести механизацию коснулись только производства оружия.

С XVIII в. в Туле получают развитие производства самоваров, пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий.

Тульские народные промыслы имеют глубокую историческую традицию, восходящую к языческим временам славянского племени вятичей. В своем развитии они испытали могучее влияние христианской культуры. Определенное воздействие на них оказало местное сырье и другие природные факторы. Решающую роль в формировании своеобразных художественных традиций сыграли даровитые мастера, прославившие произведения народных промыслов Тульского края как в России, так и во многих странах мира.
В настоящее время в Тульской области активно развиваются и пользуются популярностью 43 вида промыслов и ремесел, в которых работают более 1000 мастеров декоративно-прикладного творчества.

Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:

филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);

изготовление пряничных досок (г. Тула);

Белёвская глиняная игрушка (Белёвский район)

Тула славится как город мастеровых людей – оружейников, самоварщиков, гармонных и прочих мастеров. На территории Тульского края известно много промыслов, ремесел и производств, необходимых для жизнедеятельности человека. Вместе с традиционными народными ремеслами в Тульской области возрождаются такие виды декоративно-прикладного искусства как: резьба по дереву, плетение из лозы, вышивание, ручная ковка по металлу (Узловский и Алексинский район), гончарное дело, плетение лаптей (Богородицкий район), инкрустация дерева металлом и перламутром (всечка).


Приобретают все большую популярность современные виды творчества: цветная графика, авторская керамика, инкрустация, изделия из стекла, цветы из ткани, гильоширование, фриволите, мукосол (тестопластика), бисероплетение.

Самовар в России издавна ассоциируется с Тулой. Имя изобретателя этого очень важного бытового прибора осталось неизвестным.

Но основателей промышленного самоварного производства – оружейников братьев Назара и Ивана Лисицыных, открывших в 1778 году в Туле первую фабрику по изготовлению водогрейных аппаратов, - туляки помнят. Вскоре появились в городе и другие подобные предприятия. К концу XIX века их насчитывалось более полусотни, наиболее известные – фабрикантов Баташевых, Тейле, Шемариных.

Самовары делали из меди и мельхиора, а экземпляры, предназначенные для высокопоставленных особ, покрывали позолотой или серебрили.

Самовары стали символом благополучия русской семьи. В городских и крестьянских домах самовар был атрибутом праздника и радости.

Чай, заваренный кипятком из тульского самовара, необыкновенно вкусен и ароматен – вот почему тульские самовары сегодня так популярны.

Старинный промысел существует в Туле и поныне.

Тульское оружие

В те времена, когда Тула являлась центром обороны средневекового Московского государства на самом опасном южном направлении, в городе постоянно существовала потребность в ремонте и изготовлении оружия.

Самой жизнью было востребовано появление целой прослойки ремесленников, специализировавшихся на ружейном деле. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство кузнецов и самопальщиков.

В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор своим указом освободил тульских оружейников от земских повинностей и податей, обязав их изготавливать оружие для казны. Так появились знаменитые тульские слободы – улицы свободных ремесленников. Для обеспечения оружейников рудой в окрестностях Тулы возникли первые железоделательные заводы, а топливо доставлялось из огромных лесных массивов, окружавших город, - в ряде деревень было налажено производство древесного угля.

В 1712 году царь Петр I издал указ о строительстве первого государственного оружейного предприятия – Тульского оружейного завода. Его строили в течение двух лет, и уже в 1714 году началось серийное производств оружия. Продукция ТОЗа была очень важна для российской армии. С тульским оружием одержано много побед, принесших славу России.

Здесь была создана знаменитая трехлинейка образца 1891 года, автором которой стал выдающийся конструктор Сергей Мосин. Эта винтовка использовалась еще в начале Великой Отечественной войны.

Тульское оружие - это сложившийся бренд русских оружейников. В наше время тульское оружие производится на Тульском оружейном заводе.

Тульская гармонь

Тульская земля является колыбелью гармонного и баянного производства в России. Здесь появилась на свет первая гармонь отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика.

В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрел совершенно новую разновидность гармони – хроматическую.

Новинку изготовил по его заказу талантливый мастер Л. Чулков, представитель знаменитой династии Чулковых, которые славились огромными достижениями в области конструирования язычковых инструментов. Новая гармошка получила удивительное звучание и была изысканно оформленной. Спектр из 12 звуков в сочетании с отделкой из древесины кипариса и слоновой кости делали гармонь произведением искусства. Впоследствии инструмент был еще более усовершенствован, и превратился в трехрядную хроматическую гармонику, которая сейчас имеет название баян.

Белобородов стал также организатором первого в мире оркестра гармонистов.

В почти двухсотлетней истории становления музыкального инструментария, тульская гармонь за короткий срок прошла большой путь: от игрушки, которая была способна издавать всего пару аккордов, до профессионального музыкального инструмента, получившего мировое признание. Тульская гармонь сохранила в себе лучшие традиции и обычаи уникального и неповторимого народного промысла.

Белевская пастила

Белевская пастила является старинным деликатесом. Технология ее приготовления весьма трудоемка. Это абсолютнонатуральный продукт, в ее
состав входят только натуральные яблоки сорта антоновка и деревенские куриные яйца. Пастила очень богата пектином, который содержится в печеных яблоках, поэтому ее можно с уверенностью назвать полезной сладостью.

Прохоровская пастила – это главное детище известного русского купца Амвросия Павловича Прохорова. Это старинный деликатес, поставляемый на экспорт с 1888 года к царскому двору, к столу высоких особ Франции, Испании, Италии, Болгарии, Грузии и многих других стран. В Москве продавалась только в фирменных магазинах.

В России Белёвская пастила отрезается как хлеб, подается с теплым или холодным молоком, чаем с молоком, медом и чаем, по праздникам с медовухой, настойками, любым десертным вином, сметаной и брусникой. Детям можно добавить пломбир.

Во Франции белевская пастила подается к сухому белому вину, к полусладкому вину, шампанскому. С молочными коктейлями. В Англии – к кофе, к кофе с молоком, в равных долях с вбитыми сливками тонко нарезанная, наверх немного мяты. В Испании – с мандариновым желе, козьим молоком, с черным кофе, а дольку пастилы смазывают сливочным маслом. В Голландии в одном из ресторанов дольки пастилы подавали с двумя-тремя видами мягкого сыра.

Тульские пряники

Печатный тульский пряник - удивительный русский деликатес. По сути это лакомство, по форме - сувенир, открытка, лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях.

Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.

Пекли пряники обычно к Рождеству Христову, к Пасхе, другим православным праздникам, а также к поминальным дням. Постными пряниками "утешались" православные в дни Великого и Рождественского поста. Пряники дарили на именины и тогда, когда давали имя ребенку.

Пряник дарили невесте на свадьбе, в а конце пиршества распределяли его кусочки среди гостей, это означало: пора расходиться по домам. На следующий день после свадьбы молодожены брали другой пряник, специально выпеченный на этот случай и шли на дом к родителям молодой, чтобы там положили деньги и подарки.

Пряникам приписывались целебные свойства, ими лечились, в этих случаях на них изображали магические знаки или начальные буквы имен святых.

Самой излюбленной утехой и лакомством были пряники для детей. Легко представить, какую радость вызывали у них душистые сладости в виде игрушек, а пряники с изображением отдельных букв служили своего рода азбукой.

Тульский печатный пряник и в наши дни остается замечательным душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.

Какие бывают пряники?

В давние времена существовало несколько рецептов тульских пряников, но в начале XX века пряничное производство едва не погибло: после революции на некоторое время о пряниках пришлось забыть, хозяева и мастера исчезли - кто за границу уехал, кого репрессировали. А мастера-пряничники в своей работе никогда не пользовались гирями, заменяли их разновесами в виде камешков и кусочков железа, которые прятали в укромных местах. Рецепты хранились в глубокой тайне и передавались по наследству. Уникальные традиции были, казалось, потеряны и остались лишь в преданиях старины глубокой.

В 1930-х годах бывший подмастерье "пряничных" купцов Гречихиных Степан Савостьянов взялся за возрождение пряничного дела. Сохранилась легенда, что помог ему в этом случай: когда-то в праздничный день Степан прокрался в мастерскую хозяина и взвесил все его тайные "разновесы" - главный секрет тульских мастеров. Так из многих рецептов до наших дней дошел лишь один.

Нынешние пряники отличаются разнообразием формы и начинкой. Всего существует более десятка различных видов пряников весом от 130 граммов до 16 килограммов с фруктово-ягодной и молочной начинками.

Яснополянская керамика

Ясная Поляна может по праву гордиться своей оригинальной керамикой. Мастерами-керамистами создан новый, прежде не существовавший художественный стиль, наиболее полно передающий светлый поэтический образ Ясной Поляны. Его основа - растительный орнамент, выполненный росписью ангобами (разноцветными глинами). Основная тематика росписи - стилизованные растения Ясной Поляны, птицы.

В продаже: керамические колокольчики, вазочки, подсвечники с росписью ангобами (цветная глина), матрешки, мелкая пластика, плакетки

На заказ: декоративные гончарные формы с росписью, большие матрешки-копилки, пасхальное яйцо, вертеп, карусель.

Яснополянская флористика

Одно мгновение летнего дня на яснополянской лужайке, в лесу, на берегу реки Воронки можно запечатлеть, нажав на кнопку фотокамеры. Но по-настоящему сохранить его получится не у фотографа, а у мастера-флориста.

Флористика тесно связана с традициями семьи Толстых. Многочисленные гости Ясной Поляны во время прогулок по усадьбе составляли букеты из цветов и трав. Эти букеты в вазах можно увидеть на мемориальных фотографиях, запечатлевших интерьеры дома писателя. Жена Льва Николаевича Софья Андреевна составляла гербарии – они и сейчас хранятся в фондах музея, не утратив яркости красок и природной красоты цветов.

Все флористические сувениры, предлагаемые музеем, сделаны из яснополянских цветов и трав. Их собирают с ранней весны до глубокой осени в различных усадебных уголках и бережно сушат, не подкрашивая и не обрабатывая – так, чтобы вы смогли увидеть их подлинную красоту. Наши мастера разработали новые, порой неожиданные способы создания флористических работ: композиции на спилах дерева, декорирование фотографий, создание флористических коллажей.

В продаже: флористические картины, календари, закладки, декорированные свечи, магниты, чехлы для сотовых телефонов, открытки, панно

На заказ: флористические картины большого формата, часы механические на спиле дерева.

Яснополянские куколки-скелетцы

Авторская костюмная кукла

Филимоновская игрушка

Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверху накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.

Тульская городская игрушка

Белевская глиняная игрушка

Белёвская глиняная игрушка – промысел доселе малоизвестный, малоизученный и потому уникальный.

Народная глиняная игрушка, воистину, является носителем национальной духовной культуры. Она приносит в нашу жизнь драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты.

Богородицкая глиняная игрушка

Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные дымковская, филимоновская, тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.

Почти 20 лет в г. Богородицке по старым записям стараются восстановить, возродить утраченный промысел.

Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии.

Увлеченный краевед, знающий многое из истории не только Богородицкого края, Потапов Виктор Иванович вновь открывает мир богородицкой игрушки. Обращают на себя внимание игрушки-свистульки самодеятельного мастера. Талант художника позволяет Виктору Ивановичу вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чуть и вкусу, и в то же время сохранить традиции изготовления богородицкой глиняной игрушки. Мастер продолжает развивать игрушку новыми сюжетными идеями: сказочные персонажи, герои мифов и легенд. Каждая из них особенная, но традиционность не утрачивает.

Белевское кружево

Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево. Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет белевского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.

Тульская всечка

Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.

Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.

Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации.

В настоящее время техника всечки практически забыта. Тула осталась одним из немногих городом, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной, в ход идет, можно сказать, все, что попадается под руку — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА - ОДОЕВСКИЙ РАЙОН

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века
Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

БЕЛЁВСКОЕ КРУЖЕВО - Г. БЕЛЁВ

ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР

Военные планы Петра I требовали всё большего оружия. В начале 1712 года им был подписан указ о строительстве завода, при тульской оружейной слободе, который в последствии и стал называться Тульским оружейным заводом (ТОЗ).

Тульские ремесленники занимались не только производством оружия, но и изготавливали всевозможные предметы быта и украшения – поражающие тонкостью работы и неуёмной фантазией. Ещё в начале XVIII века развился своеобразный промысел со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву – Тульская всечка. Истоки этого промысла берут своё начало всё на том же оружейном заводе, когда тульские работники под руководством немецких мастеров украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Однако технология, которой обучали немецкие мастера на тульской земле, претерпела изменения. По первоначальной технологии приклады ружей украшались полоской металла вставляемой плоской стороной(плашмя) в вырезанную канавку шириной равной ширине полоски, что затрудняло укладывание её по вырезанному рисунку, особенно на его закруглениях, так как изгибать полоску металла по кромке очень сложно. В этом случае помогла опять русская смекалка – наши мастеровые люди повернули полосочку на 90° по отношению к украшаемой плоскости и стали вбивать её, в прорезанное в древесине углубление, равное толщине полосочки металла, что и явилось самобытностью художественных работ.

Подлинный расцвет прикладного искусства породил образ легендарного тульского мастерового Левши. Тульские мастеровые делали различные вещи не только для дворцов и царских особ, их изделия в большом количестве расходились на рынках Москвы, Петербурга и других городов. Для оказания помощи кустарям занимавшимся гравировка, чеканкой, выколоткой, просечкой, насечкой, всечкой, мутуаром, травлением, патинированием и т.д. в 1896 году создаётся общество содействия развития кустарных промыслов в Тульской губернии. Это общество сыграло немаловажную роль в создании в 1903 году тульской художественно-ремесленной учебной мастерской, при которой в последствии была создана артель, занимавшаяся изготовлением разного рода изделий по технологиям тульских мастеров.

И в настоящее время многие мастера нашего города изготавливают вещицы радующие глаз и душу. Один из таких – Горбунов Сергей, научивший Вашего покорного слугу, азам мастерства всечки. Вряд-ли Вы найдёте в словарях значение этого слова, точно также как и слова казюк – присущие только нашему региону и не многие наши современные жители знают смысл этих слов и их происхождение.

Окунёмся немного опять в дела давно минувших дней. После строительства оружейного завода в Туле, для работы на нём набирали мастеровой люд, которому было определено место проживания на левом берегу реки Упы. Эти работники получали жалование от казны и являлись казёнными людьми, в связи с этим их называли казюками, в отличии от других жителей города, но в последствии с расширением завода так стали называть всех жителей нашего города. Итак казюк – туляк, как просто, а слово-то заковыристое.

Хотелось-бы остановиться ещё на одном аспекте этой прекрасной технологии всечки. Некоторые современные мастера называют её инкрустацией, но как известно слово инкрустация происходит от латинского слова incrustation – покрывать чем либо, а это самостоятельная область декоративно-прикладного искусства, где по технологии в основу вставляются плоские вставки из различных материалов. Посмотрите работы знаменитого французского мебельщика Андре Шарля Буля и моментально будет видно различие всечки и инкрустации.

Наша технология тульской всечки немного схожа с технологией Дагестанских мастеров из высокогорного аула Унцукуль, однако основное отличие тульской всечки в том, что линии её рисунка связаны одна с другой и выходят одна из другой, как ветвь дерева выходит из ствола – соединение элементов не заметно – в этом и состоит мастерство выполнения узора всечки и её отличие и самобытность!

Но время берёт своё и постепенно современные мастера начинают сочетать всечку со вставками из всевозможных материалов – поделочных камней, янтаря, стекла, и т.д., что отвечает вкусам различных слоёв населения.

С Уважением к Вам и наилучшими пожеланиями в творчестве и в жизни Казюк !

Читайте также: