Борьба с влиянием католической церкви кратко

Обновлено: 07.07.2024

Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.

Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.

Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.

В XVI веке вслед за Германией реформация охватывает и другие европейские страны: Англию, Скандинавию и др. Здесь реформацию осуществили сами короли. Они закрыли монастыри, отняли у церкви её земли, раздали их дворянам. Церковь в этих странах перестала подчиняться римскому папе; её главой стал король.

Реформация произошла также в Швейцарии. Здесь особенно сильна была буржуазия. Поэтому не князья, как в Германии, и не короли, как в иных- странах, а буржуазия оказалась во главе реформации. Смелой швейцарской буржуазии, вождём которой был Кальвин, удалось осуществить то, чего не смогла сделать трусливая немецкая буржуазия: полностью подчинить себе церковь. Кальвинистская церковь управлялась выборными старейшинами из числа самых именитых горожан. Эта церковь благословляла богачей. Её проповедники учили, что богатому и удачливому бог покровительствует, а бедняков и неудачников он отвергает.

  • лютеранство и
  • кальвинизм.

Лютеранство, помимо Северной Германии, стало господствовать в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания; кальвинизм распространился в Нидерландах и Франции. Много протестантов появилось в Англии.

Так в XVI веке раскололась и ослабла католическая церковь. И хотя протестантская церковь была далека от бедняков и служила буржуазии, ослабление католицизма сильно испугало папу римского и его сторонников.

Борьба папства против реформации.

Силы католической церкви были далеко ещё не сломлены- Она по-прежнему господствовала реформации. в Испании и её колониях, в Португалии, Италии, Польше, Франции, Южной Германии. Оправившись от полученных ударов, католическая церковь перешла в контрнаступление против реформации. С новой силой задымились костры инквизиции. В Риме был учреждён центральный

инквизиционный суд, который разбирал дела наиболее опасных для церкви еретиков. Был составлен список запрещённых книг, за чтение которых людям грозило предание суду инквизиции. Этот список существует и пополняется римскими папами и ныне. В него папы вносят в первую очередь произведения передовых учёных и писателей, подрывающие религию, развивающие науку, защищающие интересы трудящихся.

Орден иезуитов был очень богат. Иезуитам принадлежали огромные земли, промышленные предприятия, корабли. Члены ордена занимались ростовщичеством, выманивали у богачей завещания в пользу ордена. Богатства иезуитов использовались ими для пропаганды католицизма, подкупа нужных людей и содержания наёмных убийц.

Чтобы завербовать церкви большее число приверженцев, иезуиты создавали свои школы. Воспитанники этих школ на всю жизнь становились послушными рабами церкви.

Иезуиты помогали католическим государствам в борьбе против других стран. В начале XVII века они были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили в начале XVII века короля, который провозгласил равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке иезуиты захватили целую страну - Парагвай и сделали её оплотом колониального гнёта, закрепощали индейцев, жестоко подавляли их восстания.

Орден иезуитов существует и поныне. В наше время иезуиты - верные слуги империализма и реакции, злейшие враги коммунизма.

Варфоломеевская ночь.

Во Франции католическая церковь сохранила своё господство, но её положение сильно пошатнулось. Среди горожан распространялось протестантское учение. Многие феодалы, недовольные сильной властью короля, тоже перешли в протестантство.

Такими методами католическая церковь пыталась упрочить свое пошатнувшееся положение.

ПРИЛОЖЕНИЕ - ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ В ОПИСАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ИСТОРИКА

  1. Одних убивали в их жилищах, заставляя отдать сперва всё имущество как бы для спасения жизни;
  2. других тащили в тюрьмы;
  3. но большую часть последних убивали на улицах, бросая трупы в реку.

Представьте себе улицы, вымощенные трупами; оглушительный шум, проклятия убийц, вопли жертв, неумолкаемый грохот пистолетных выстрелов; треск выламываемых дверей и окон, из которых выбрасываются обезглавленные трупы, падающие на улицу с каким-то странным свистом; телеги, нагруженные награбленной добычей и мертвецами, которых спешат бросить в реку, когда со всех сторон струятся кровавые потоки. Утончённый придворный так же спокойно убивал и грабил, как и бродяга. Принцы и сам король воспользовались десятой частью награбленного у богатых ювелиров. Вельможи оканчивали свои судебные процессы ударом кинжала.

Борьба католической церкви против Реформации называлась Контрреформация. Ее временные рамки начинались в 1545-1563 году на Тридентском Соборе, а закончились подписанием Вестфальского мира, поставив точку в Тридцатилетней войне в 1648 года, которая носила во многом религиозный характер, так как противостояли друг другу протестанты и католики. Итогами этой борьбы была реформа в самой католической церкви, усиление ее влияния в Польше и Франции, организация духовных семинарий и новых орденов. Однако минусом для нее стал выход многих стран из под духовной опеки Папы, и потеря им политического влияния в мире.

В статье изложена краткая история раскола Христианской Церкви на Православие и Католицизм. Великая Схизма 1054 года была настоящей трагедией, которая разделила христианский мир на восток и запад, но что ей предшествовало? Автор рассматривает причины возвышения Римской Церкви, а также четыре этапа ее отделения от Православия.

Одной из самых страшных трагедий в истории христианства является раскол Церкви на православных и католиков в 1054 году. Раскол можно сравнить с разводом – в нем много ненависти, интриг, лжи, боли и обиды. Единство — это признак любви, желания слышать друг-друга. Те, кто еще вчера клялись в любви друг другу, сегодня даже есть за одним столом не будут. Особенности церковного раскола в том, что он далеко не всегда проходит со временем. Он принципиальный. И, конечно, за прошедшие 1000 лет история обросла мифами и стереотипами, которые буквально въелись в сознание обывателя и даже вошли в учебники. Любая попытка избавить от этих мифов и кратко изложить причины расхождения воспринимается некоторыми как предательство или отступничество от веры. Ты обязательно должен сыпать проклятиями и злостью.


Как Римская Церковь получила первенство?

Первая половина I века. Ближний Восток. Горстка учеников Иисуса Христа начинает проповедовать новое учение о прощении грехов и воскрешении из мертвых через Богочеловека Мессию Иисуса из города Назарет. Первых христиан мало, их жизнь полна опасностей, у них нет политического влияния, нет союзников и кажется, что весь мир против них. Но уже через пару десятилетий весь греко-римский мир наполнится христианскими общинами. Поначалу они были независимыми друг от друга. Они управлялись епископом или поставленным им пресвитером. Никакой единой структуры в виде Поместных Церквей или Римо-Католической жесткой вертикали власти в первые годы еще нет. Только епископ/пресвитер и община. На заре истории Церкви условный центр находился в Иерусалиме. Оттуда шла миссия в диаспоры, и именно там собирались апостолы – свидетели жизни, учения и воскрешения Иисуса Христа. Конечно, они следят за порядком в Церкви, рукополагая епископов и наставляя общины, но их контроль не тотальный. Да и сложно себе это представить в I веке.

В 60-х годах I века все резко меняется. Начинаются гонения на христиан. Одновременно с этим, националистические настроения среди евреев в Иерусалиме достигли пика. Начался открытый бунт против оккупации Рима. Как вы понимаете, это восстание было обречено на провал, т.к. небольшие силы восставших не шли ни в какое сравнение с военной машиной Римской империи. Итог, думаю, вам известен. Иерусалим окружили. Там начался голод, приведший к каннибализму. Через некоторые время город взяли штурмом и сравняли с землей. Центр христианского мира был уничтожен, и Церковь была вынуждена учиться выживать в новых условиях.

В таких условиях начинает выделяться община города Рим. Тому есть ряд причин:

Это все только самые очевидные причины, которые привели к тому, что сразу после падения Иерусалима в кратчайшие сроки Римская кафедра занимает лидирующее положение в Церкви. НО! Мы можем точно сказать, что, не смотря на уважение, влияние и авторитет папа римский никогда не считался выше остальных собратьев (по крайней мере, на востоке, в древних общинах). Он не мог сместить другого епископа, назначить или отменить решение поместного собора. Да, он мог метать громы и молнии, разрывать общение, но, если вся остальная Церковь считала это лишь его капризами, никто на это не обращал внимание (возьмите, к примеру, конфликты с Константинопольским патриархатом где римские папы разрывали общение и низлагали патриархов и получали полный игнор со стороны всех христиан востока, словно никто этих проклятий не замечает). Впоследствии эти функции у него появились на западе среди новых общин, но об этом позже.


Шаг первый: перенос столицы из Рима в Константинополь

Шаг второй: Разделение Римской империи и политический кризис на Западе

Римская империя была слишком огромной. Управлять ей становилось все сложнее. Поэтому после смерти императора Феодосия Великого в 395 году она была разделена на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. И это событие также повлияло на грядущий раскол. Если раньше все христианские общины находились в рамках одной империи и в одинаковых условиях, то теперь они четко делятся на две стороны.

На Востоке древние общины долгое время существовали в условиях сильной власти императора и относительного мира. Церковная самостоятельность там была сильно подавлена. На Западе дела обстояли совсем иначе. Там царили политический хаос и постоянная борьба за власть. В итоге, глубокий политический и экономический кризис привел к тому, что в V веке варварские народы просто уничтожили ее, разделив между собой и основав новые государства. В таких условиях единственным источником стабильности была Римская Церковь, по-прежнему связывающая запад в единое целое. Поместные церкви запада в таких условиях сплачиваются вокруг Римского папы и полностью теряют свою независимость, де-факто превращаясь в назначенных им управляющих.

В новых условиях Римская Церковь полностью переориентируется в политическом плане на новые варварские государства, все дальше удаляясь от Византийской империи и пытаясь выжить в меняющемся мире. Это очень хорошо заметно в VII – VIII веках. Там произошло сразу два политических скандала, связанных с Римской Поместной Церковью.


Карта папского государства до его ликвидации

Возникновение папского государства

В 756 году на карте Европы возникает уникальное государство – Папская область. Король франков, уставший постоянно защищать Рим от набегов варваров, подарил Римской Церкви целую провинцию в центре Италии. Таким образом, епископ Рима стал не просто главой всех Поместных Церквей запада, а правителем Рима. Восточная Римская Империя не признала этого, т.к. считала, что эти земли по праву принадлежат ей, а римский папа вступил в сговор с варварами-захватчиками.

Коронация Карла Великого императором

В 800 году в базилике св. Петра папа Лев III короновал Карла Великого императором Рима. Вы представляете, какую реакцию это вызвало у Византии? Епископ по своему желанию дает императорский титул, да еще и кому?! Варвару! Захватчику! Стоит ли говорить, что теплоты в отношения востока и запада это не добавило? Однако, это привело к другим последствиям.


Шаг третий: разное устройство Церкви

Как я уже говорил, первоначально, Православная Церковь была семьей равных независимых Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, были объединениями общин данной области во главе с епископом самого крупного (или древнего) города. Империя хоть и внесла особенности в это устройство постоянным вмешательством в дела Церкви, но кардинально ничего не изменила. Все поместные Церкви равны, независимы и отличаются лишь почтением (уважением).

Но, в силу написанного мною выше, Римская Церковь на западе рождает новую, ранее неизвестную на востоке, модель устройства Церкви. В Центре ее стоит Рим. Епископ Рима, как наместник апостола Петра обладает абсолютной властью над Вселенской (Кафолической/Католической) Церковью и стоит выше всех прочих епископов. Конечно, на востоке никто не признавал это нововведение, но на западе дела шли иначе. Там постепенно образовался свой мир. Причем, стоит отметить, что нормального общения между древними Поместными Церквями Востока и Поместными Церквями Запада не было. Весь запад представляли посланники папы римского. Подозреваю, что это нежелание общаться было взаимным.

Это новое учение о Церкви, в сочетании с нарастающим конфликтом с патриархом Константинополя и политическим кризисом Востока и Запада, и стало, в итоге, главной причиной раскола 1054 года. Начиная с папы Льва I с каждым столетием папы все меньше считали себя равными прочим патриархам, и все больше считали себя особенными, обладающими абсолютной властью в Церкви. В итоге, это привело к серии конфликтов между Римом и Константинополем. Последним из которых стала схизма 1054 года. Конечно, никогда не подчинявшиеся Римской Церкви древние общины востока и в этот раз отказались ей подчиняться. Весь восток поддержал патриарха Константинополя. Лишившись общения с восточными Церквями, Римская кафедра осталась в своей вселенной, где она была центром всего христианского мира и уже никто не мог претендовать на ее место. Можно сказать, что Римо-Католическая Церковь окончательно сформировалась именно во второй половине XI века, когда они разорвала все контакты с христианами востока и осталась вариться в собственном соку. В итоге, учение о первенстве Римского Папы продолжало эволюционировать. При таких папах как Иннокентии III Римские епископы фактически правили всей Европой. К сожалению, чем выше росла власть Римского епископа тем больше он отдалялся от восточных собратьев, которые по-прежнему не считали его выше себя.

Шаг четвертый: открытая агрессия

Самое удивительное, что схизму 1054 года первоначально никто не воспринимал как конец света. Да, было разорвано общение и начались ожесточенные споры, но в сознании многих христиан запада и востока еще оставалась память о потерянном единстве. Это хорошо показывают династические браки православных и католических правителей, а также воспоминания св. Марка Эфесского, участника Ферраро-Флорентийского собора. К примеру, Жена императора Священной Римской Империи Генриха IV Евпраксия была сестрой Владимира Мономаха, православной.

Хорошо, но когда же настал окончательный разрыв, если не в 1054 году? Ответ прост: он был постепенным.

Далее последовали Крестовые походы. Конечно, они начались по просьбе Византийской империи, которая терпела поражения от мусульман. Всю Европу охватил ажиотаж. Святая Земля рисовалась в головах людей раем на земле, где течет молоко и мед. Десятки тысяч людей, от детей и нищих до профессиональных солдат целыми армиями шли на Восток, помогать восточным христианам. Проблема заключалась в том, что в освобожденных городах крестоносцы начали ставить своих епископов, а не возвращать местных. Это тоже было сигналом к тому, что никто ни с кем договариваться не собирается.

Еще одним доказательством того, что за братьев восточных христиан уже не считают стало разграбление Константинополя в 1204 году. Участники IV Крестового похода захватили и разграбили столицу Византии, установив там Латинскую Империю. В сознании многих поколений православных это стало символом агрессии и желания уничтожить Православие.


Православные и Католики

История раскола христианского мира на православие и католицизм — это трагедия, которая не может быть преодолена уже почти 1000 лет. Я не утверждаю, что указал все причины. Но, я хотел лишь обратить внимание на то, что за любой трагедией кроется длинная история, в которой тесно переплетается множество факторов. Люди часто становятся лишь жертвами обстоятельств и большой игры политиков.

Читайте также: