Цирковая гимнастика это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что искусство цирка было востребовано всегда. Оно является своеобразным мостиком в страну чудес и поэтому, является одним из популярных видов искусств. Для каждого из нас, цирк- это не пустое слово. Это самое чудесное место, где сбываются наши сокровенные фантазии. Цирк вновь и вновь доказывает, что мечты могут стать реальностью. Но никто не знает, что скрывается за кулисами манежа, никто не знает, с каким усердием артисты добились своих результатов. Мы улыбаемся на манеже и плачем, обрабатывая раны, мы дарим зрителям радость и улыбки, получая от вас наслаждение, несмотря на поражения за спиной. Цирк- это мир сильных людей, желаний, радости, удовольствия, смеха и улыбок. Свои рассуждения о цирковом искусстве я изложу в заключении. Ну а пока переходим к научному изложению.

Итак, целью моей курсовой работы исследование особенностей педагогической работы при преподавании воздушной гимнастики.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему развития преподавания гимнастики в детских творческих коллективах.

2. Определить педагогические условия преподавания гимнастики в цирковых (самодеятельных) коллективах.

Методика исследования: развитие координальных способностей у детей младшего школьного возраста, обучающихся гимнастике на подготовительных курсах ГУЦЭИ, будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:

- учет возрастных особенностей детей;

- применение соответствующей методики развития координальных способностей;

- включение в систему работы комплекса специально подобранных упражнений.

Объект исследования: учащиеся подготовительных курсов.

Предмет исследования: особенности педагогической работы при преподавании гимнастики.

Методы исследования: анализ и обобщение данных литературы, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, , заключения и списка литературы.

Глава 1.Специфика циркового искусства.

&1.1. Специфика циркового искусства

Цирк (от лат. circus-круг)- это вид искусства, сформированный с народных площадок, гуляний, ярмарок. Заключается он в создании образа с помощью трюков, движений и актерского мастерства. Главное в цирке – манеж. Первооснова цирка - номер. Особенности производственного пространства, многожанровость, структура представления, действительность реализма, вот что является спецификой циркового искусства. [2]

Трюк - цирковое действие, одно из главных выразительных средств циркового искусства. Через трюки в ходе номера раскрывается сценический образ исполнителя, выявляются его профессиональные возможности и достижения. Большое значение для номера в целом имеет режиссерское решение, музыкальное сопровождение, художественное оформление - словом все компоненты циркового произведения. Создание циркового номера процесс сложный основная роль здесь принадлежит артисту.[2]

За долгие годы своего существования цирковое искусство выбрало строгие соблюдения норм. В любом цирке манеж имеет в диаметре 13 метров. Этим обуславливается наиболее удобное расстояние между лошадью, бегущей по кругу, и дрессировщиком, что управляет ею, находясь в середине манежа.

Ранее под куполом цирка висела огромная люстра, но с появлением воздушных номеров, ее убрали.

Круглый манеж постоянных размеров, окруженный со всех сторон амфитеатром. Несмотря на предельную простоту, форма манежа таит в себе целый ряд художественных моментов, определяющих своеобразия построения цирковых номеров.

Благодаря форме манежа (круг) построение номеров было крестообразным и диагональным с акцентированием комплиментами во все те стороны, которым артист не был, повернут лицом при исполнении трюка.

Таким образом, рассмотренные особенности цирка - круглый манеж постоянных размеров, полусфера купола сцена и оркестр, размещенный над форгангом и центральным проходом.

&1.2. Воздушная гимнастика.

Цирковая гимнастика – жанр, сущностью которого является показ физического развития и красоты человеческого тела, демонстрируемых в художественно-образной форме с помощью специально подобранных упражнений, выполняемых на гимнастических снарядах, применяемых в цирке.

Элементы гимнастики входили в систему физического воспитания еще в глубокой древности в Китае, в Египте и Персии. Особенное развитие гимнастика получила в Древней Греции. Из прошлого привнесен в цирк корд – де - волан. [2]

Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнение на снарядах и аппаратах прикрепленных на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратах подвешенных высоко над манежем).

Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов:

- партерная – упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов, брусья.

В 30 – е гг. 20в. начался новый этап становления воздушной гимнастики: оснащение электромоторами и электролебедками гимнастических снарядов и декорирование их под самолеты, ракеты, и т.п.

Цирк это своеобразное искусство, помимо спорта это еще и шоу.

Спортивный театр, где клоуны, гимнасты в первую очередь актеры, что и может являться доказательством того, что цирк искусство!

Итак, мы рассмотрели историю и своеобразие воздушной гимнастики. Об истории воздушной гимнастики более подробно сказано в реферате по истории цирка.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

  • Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления активности.
  • Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражненияхи опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачёте (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 — у женщин, 6 — у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896 года.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только даёт определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи), или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.

Командная гимнастика

Командная гимнастика зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки. Ей присущи музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, оптимальная сложность упражнений.

Цирковая гимнастика

Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты — на партерных и воздушных.

Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приёмов работы): партерная— упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная [2] — упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях, полотнах, кольце, сфере.

Акробатическая гимнастика

Акробатическая гимнастика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

Уличная (дворовая) гимнастика

Уличной гимнастикой занимаются, как правило, непрофессиональные спортсмены. Для многих это как увлечение, хобби, стиль жизни, способ развития и поддержания мышечного тонуса, ловкости, гибкости суставов. Ей можно заниматься практически на любой дворовой спортивной площадке, а в некоторых случаях — просто на улице.

У уличной гимнастики много различных стилей: workout, паркур, freerun, шведская гимнастика и т. д.

Цирк

ЦИРК (от лат. circus, букв. — круг),
1) особый вид искусства, одним из основных выразительных, средств которого является трюк.
2) Обобщённое наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности.
3) Спец. зрелищное сооружение с куполообразным покрытием, манежем, амфитеатром с сиденьями для зрителей.

Акробаты жонглеры. Средневековье

Стенная роспись Египет

Деятели цирка 1950-60 гг.

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО

Почтовые марки

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых средств — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков с другими актерскими действиями составляют номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.

Эскизы цирковых костюмов

В создании полноценного художественного образа в искусстве цирка большую роль играют и такие виды искусств, как музыка, танец, пантомима, живопись и даже архитектура. Таким образом, над созданием циркового произведения трудится коллектив, состоящий как из самих артистов, так и режиссера, художника, балетмейстера, композитора и многих других.

Искусство цирка оптимистично и гуманно, его главная задача — прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека.

Искусство цирка известно с древних времен и связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты — гистрионы.

Большое значение для развития циркового искусства имели рыцарские турниры и другие конные состязания, показ искусной верховой езды и др. Изменения в технике и тактике конного боя привели к тому, что сначала в Италии (12в.), а потом и в других странах Европы стали создаваться школы верховой езды. В 1770 году кавалерийский капрал в отставке Ф. Астлей открыл в Лондоне школу верховой езды. Затем он построил амфитеатр и начал давать в нем представления. Амфитеатр Астлея считают первым в мире стационарным цирком. В 1782 году Астлей выстроил в Париже еще один стационарный цирк, в котором позднее стали давать представления семейство Франкони. Постепенно цирки получили большое распространение.

В России, начиная со 2-ой половины 18 века, постоянно выступали гастролирующие группы. Наиболее известные из них, прибывшие в Петербург Гверры, Лежара и Кюзана.

Цирк все больше ориентировался на демократическую аудиторию, используя опыт народных гуляний.

В русских цирках появились первоклассные исполнители во всех жанрах… (канатоходцы — Блонден и Молодцов, акробаты — Сосины, гимнасты — Леотар, клоунада — братья Дуровы, Лазаренко, музыкальные клоуны Бим-Бом и др.)

Были созданы крупные антрепризы, в которых выступали преимущественно русские артисты (цирк Чинизелли, цирк Саламонских, цирк братьев Никитиных и др.).

ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gуmnazo -тренирую, упражняю, а также gymnas — обнажённый; в Др. Греции гимнасты занимались обнажёнными), жанр циркового искусства, включает демонстрацию упражнений на спец. снарядах и аппаратах.

В средние века гимнастика пришла в упадок и лишь в 1770-х гг. начала возрождаться в странах Европы, в первую очередь в Германии.

В гимнастических школах и залах занятия велись на изобретённых спортсменами снарядах — параллельных брусьях, турнике, козлах, коне. Вклад в развитие снарядной гимнастики внесли шведы, придумавшие и внедрившие приспособления, существующие поныне, — шведскую стенку, бум, низкую скамью.

В середине 19 в. в Европе распространилась мода на занятия спортом. Наиболее способные и подготовленные спортсмены стали переходить, по примеру Ж. Леотара, из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами — турниками, трапециями, кольцами — в цирк, потеснив наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление приняло массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол.

1900 в Венсенне (пригород Парижа) состоялся первый международный конкурс гимнастики, который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец. Директора цирков нередко обменивались с владельцами театров и варьете лучшими гимнастическими номерами.

В современном цирке гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты — на партерных и воздушных. Партерная гимнастика включает упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гимнастика — упражнения на трапециях всех родов, корд де парели, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Соответственно именуются и гимнасты: гимнасты на турниках (турнисты), на кольцах (кольцевики), на трапециях (трапецисты), гимнасты на корд де волане, на рамке и др. С 60-х гг. 19 в. большое распространение получил один из наиболее романтичных видов воздушной гимнастики — полёт.

Таким образом становиться ясно, что гимнастика — неотъемлемая часть циркового искусства, и самым разнообразным и выразительным жанром в цирке. Гимнастика прекрасно сочетается с массой других цирковых жанров (в основном: с акробатикой, эквилибром).

Известные исполнители и их репертуар

АГДГОМЕЛАШВИЛИ семья цирковых артистов, гимнасты на турниках.

С 1960 в семейный номер А. вошла жена Георгия — Людмила Александровна А. (р. 17.3.1937). Окончила ГУЦЭИ (1957). Мастер спорта по акробатике (1957). Их сын — Георгий (р. 26.10.1958), ученик отца. На манеже с 1972. Освоив на турнике сложные трюки, подавал их в комическом плане. С 1979 стал руководителем номера, где вместе с ним с 1992 работают его дети: дочь Юлия (р. 15.7.1979) и сын Георгий (р. 22.7.1980) — представители четвёртого поколения цирковой семьи.

АНЗОРГЕ И ГОЛИКОВ воздушные гимнасты

АНЗОРГЕ И ГОЛИКОВ воздушные гимнасты. Эльга Георгиевна Анзорге (30.7. 1939-3.4.1995), вольтижёр. Окончила ГУЦИ (1960). Виктор Владимирович Голиков (р.2.12.1928), ловитор. Окончил ГУЦИ (1949).

АНЗОРГЕ И ГОЛИКОВ воздушные гимнасты

До 1960 работал в воздушных полётах п/р Ф. Конева (1949-51), Ю. Рябинина (1951-53), А. Вязова (1954-59). В 1960-68 работал с Анзорге. Из трюков: Анзорге, сделав полтора задних сальто-мортале, с плеч партнёра попадала ногами в его руки; половина бланж-сальто с рамки в руки ловитора. Своеобразен был финал: обхватив ногами подвешенный под куполом канат, Голиков спускался по нему вниз головой, держа в руке партнёршу. В номере трюковая сложность сочеталась с лёгкостью, пластичностью и красотой исполнения. А. и Г. — лауреаты Всесоюзного конкурса (1964).

ХЕРЦ, семья цирковых артистов. Всеволод Георгиевич Xерц (20.7.1912-20.3.1991), атлет, борец, силовой жонглёр. Засл. арт. Молд. ССР (1954). В 1929 начал работать в цирке как силовой акробат (партнёр — Г. Нестеров). Как атлет и борец (ученик И. Заикина) выступал во мн. чемпионатах борьбы, в т. ч. с участием И. Под-дубного. Как силовой жонглёр легко и эффектно оперировал штангами весом 14, 68 и 140 кг, жонглировал ядрами 5-8 кг. За активную пропаганду спорта награждён медалью им. И. Заикина. С 1967 — режиссёр Союзгосцирка.

Большинство из вышеперечисленных и вообще артистов России (РФ), были студентами ГУЦЭИ. Кто-то поступал, но их не принимали, и они пытались снова, кто-то поступал с первой попытки, давайте же узнаем, что это за учебное заведение…

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА (ГУЦЭИ)

В 60-70 годах в ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры, новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища: Ю. Мандыч, Н. Степанов, С. Морозов, Н. Бауман, С. Каштелян, Ф. Земцев, Н.А. и В.Н.Кисс.

Эстрадное отделение также подготовило целую плеяду ярких артистов: Е. Камбурову, В. Спесивцева, С. Власову, Ж. Бичевскую, Г. Хазанова, И. Сиренко, Е. Шифрина.

В 1962-74 годах в ГУЦЭИ работало вечернее отделение клоунады и музыкальной эксцентрики. Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча. Педагоги ГУЦЭИ преподают в школах Франции, Италии, Канады, США. В ГУЦЭИ стажировались артисты из Вьетнама, Ганы, Зимбабве, Лаоса, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран.

В конце 50-х годов была проведена капитальная реконструкция здания училища и строительство общежития (вступили в строй в 1961). В 1976 начато строительство нового здания ГУЦЭИ.

Сегодня практически все дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи — выпускники училища.

ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Франции, Австрии и других стран.

Почему же иностранные артисты предпочитают учиться в России, хотя цирковые школы есть во многих других странах? Дело в том, что русское цирковое образование существенно отличается от западного. За границей нет обязательной учебной программы. А в России (ГУЦЭИ — единственное в стране профессиональное цирковое училище) существует определенная, проверенная временем методика обучения, которая подразумевает наличие учебных планов и программ государственного образца. Такой подход к обучению будущих артистов цирка считается классическим и самым удачным.

Огромную роль в формировании культуры и профессионального мастерства, будущих артистов, играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Среди педагогов училища — известные режиссеры, балетмейстеры цирка и эстрады…

Л. Горбачева и Ю. Лысенко

Ю. Лысенко и Л. Дудойт

Юрий Антонович Лысенко становится папой для только что появившегося на свет ребёнка, Константина. Костя растёт в цирке, общается в основном с артистами, и их детьми, ребёнок много времени проводит в цирках России, переезжая вместе с родителями из одного города в другой.

Помучившись с дитём с некоторое время, отец передаёт эстафету матери, которой удается заставить ребёнка заниматься. Пусть ей и приходилось всё свободное время уделять тренировкам и обучению Кости (причём через советы и чуткое руководство Юрия), но сын начинает достигать некоторых результатов.

К. Горбачев

После окончания девятого класса средней школы, было принято поступать в ГУЦЭИ. На вступительные экзамены Константин поехал вместе со своим педагогом и руководителем коллектива Еленой Георгиевной Логвиновой, её дочерьми Натальей и Юлией, которые тоже ехали поступать, и ещё двумя членами коллектива Леонидом Ермаковым, и Марией Орловой.

Их радости не было предела, потому что поступили все!

В конце второго курса, с ним начинает работать режиссёр Т. В. Крымко, и педагог О. В. Цветкова.

В 1960г. В Училище открылось детское отделение, и на этот детский приём поступила Ольга Васильевна Цветкова.

В дальнейшем этот номер пользовался популярностью и за рубежом.

Сейчас Ольга Васильевна и Татьяна Владимировна с Горбачёвым Константином, работают над созданием воздушного номера на трапеции, за основу взято творчество и жизнь А. Вертинского, чтобы понять и прочувствовать этот замысел Костя прослушал большинство песен, прочитал некоторые стихи из творчества А. Вертинского, так же изучил его биографию.

Сейчас в цирке появилась тенденция освоения мужчинами классически женских жанров (хула-хупы, воздушные номера…), сольные мужские трапеции в динамике (в каче) сейчас можно пересчитать по пальцам, трудно даже назвать хоть несколько фамилий таких исполнителей, поэтому Константин надеется преуспеть и стать одним из первых.

Так что Константин, набрав в лёгкие побольше воздуха, рассчитывая на собственное упорство, и немножечко удачи, делает уверенный шаг вперёд, к успеху…

Ирхи н А. Ф., Правила техники безопасности, санитарии и гигиены в цирковых предприятиях, 2 изд., М., 1977.

News image

Кашин Дмитрий Викторович

News image

Волков Юрий Михайлович

News image

род. 21 января 1968 г., Харьков акробат 1995 - в Гомеле вошел в .

Мараногли Евгений Даутович

News image

Брусникин Александр Евгеньевич

News image

род.1954, 26 июля, Орехово-Зуево, Моск. обл. Гимнаст, полетчик 1965 - поступил в сп.

Оскотский Борис Михайлович

News image

Цирки в мира

Ярославский цирк

News image

Цирк. Самый яркий и необыкновенный праздник детства. Волшебная арена, обрамленная низким бархатным барьером, до которого можно дотронуться во время антракта. Ор.

Цирк Ужасов (The Circus of Horrors)

News image

Малая сцена

News image

История Нижегородского цирка

News image

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о ци.

История возникновения гимнастики

история возникновения гимнастики

ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gуmnazo - тренирую, упражняю, а также gymnas - обнажённый; в Др. Греции гимнасты занимались обнажёнными), жанр циркового искусства, включает демонстрацию упражнений на спец. снарядах и аппаратах. Элементы Г. входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии. Особенное развитие гим. получила в Др. Греции, где занятия велись с раннего возраста в спец. заведениях - гимнасиях под наблюдением опытного педагога-гимнаста. В зрелищной форме элементы Г. включались в выступления странствующих артистов во время празднеств и пиров. Они упражнялись на вертикальных канатах, одни из которых были прикреплены к потолку и полу, другие - только к потолку (второй конец утяжелялся грузом). Артисты работали как на одном канате, так и на двух, висящих рядом на расстоянии 50-60 см. Канатоходцы, выступавшие на горизонт, канате, крутили на нём солнце , вращались на подколенках, зацепившись носками за канат и вися вниз головой, стреляли в цель из лука. В Др. Риме циркуляторы (так называли артистов, которые циркулировали по всей Италии и её колониям) освоили такой сложный гимнастический снаряд, как пентарион. Из прошлого привнесён в цирк корд де волан. В средние века гимнастика пришла в упадок и лишь в 1770-х гг. начала возрождаться в странах Европы, в первую очередь в Германии. В гимнастических школах и залах занятия велись на изобретённых нем. спортсменами снарядах - параллельных брусьях, турнике, козлах, коне. Вклад в развитие снарядной гимнастики внесли шведы, придумавшие и внедрившие приспособления, существующие поныне, - шведскую стенку, бум, низкую скамью. В России гим. укоренилась сравнительно поздно. А. В. Суворов насаждал гимнастические упражнения в армии; с 1830 в некоторых военных учебных заведениях были введены занятия Г. Первый гимнастический кружок образован в Петербурге в 1863. А. Чехов и В. Гиляровский организовал в 1883 Рус. гимнастическое общество . Первое научное обоснование системы физического воспитания, в т. ч. гимнастики дал П. Лесгафт (1837-1909). В сер. 19 в. в Европе распространилась мода на занятия спортом. Наиболее способные и подготовленные спортсмены стали переходить, по примеру Ж. Леотара (см. ст. Полёт), из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами - турниками, трапециями, кольцами - в цирк, потеснив наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление приняло массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол. В 1900 в Венсенне (пригород Парижа) состоялся первый международного конкурс гим., который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец. Директора цирков нередко обменивались с владельцами театров и варьете лучшими номерами гим. В современном цирке гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты - на партерных и воздушных. Партерная гимнастика включает упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гим. - упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Соответственно именуются и гимнасты: гимнасты на турниках (турнисты), на кольцах (кольцевики), на трапециях (трапецисты), гимнасты на корд де волане, на рамке и др. С 60-х гг. 19 в. большое распространение получил один из наиболее романтичных видов воздушной гим. - полёт. В 30-е гг. 20 в. начался новый этап становления воздушной гим.: оснащение электромоторами и электролебёдками гимнастических снарядов и декорирование их под самолёты, ракеты, торпеды, семафоры и т. п. В сер. 40-х гг. получили распространение вращающиеся аппараты - вертушки , при помощи которых стало возможным осуществлять такие зрелищные эффекты, как выхватывание гимнаста гимнастом из водного бассейна или из зрительских рядов.

Читайте также: