Циклические и волновые теории жизни общества кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня можно наблюдать перманентные изменения в обществе, оказывающие влияние на жизнь людей, на их деятельность, мысли, чувства, мировоззрение и мнение о самих себе. В чем же заключается смысл данных изменений? В истории общественной мысли сформировались разные вариации ответа на данный довольно-таки фундаментальный вопрос, от ответа на который зависит также смысл персонального существования каждого индивидуума.

Линейные теории

В соответствии с одной точкой зрения, общественные трансформации, которые происходят в истории человечества, носят прогрессивный характер. Исторический прогресс трактуется в качестве поступательного развития мирового сообщества от более низких, менее совершенных форм социального устройства, к высшим, наиболее прогрессивным и совершенным.

Идея исторического прогресса получила широкое распространение в общественной мысли XVIII–XIX столетия и базировалась на убежденности в мощи человеческого разума, который в состоянии сформировать безупречное и даже совершенное устройство мира, где каждый человек будет счастлив.

К примеру, знаменитый философ из Германии - Г. Гегель был уверен, что пиком социального развития стоит считать правовое государство, где свобода каждого гражданина будет находиться под защитой закона, гарантирующего гармоничное развитие персональных (частных) и общественных интересов.

Противовесом идеи Г. Гегеля стала концепция К. Маркса, который видел государство как орудие эксплуатации человека человеком, а также был полностью уверен, что с ликвидацией классов, личной собственности людей должно быть впоследствии ликвидировано и государство, на замену которому придет особенная форма социального самостоятельного управления – коммунизм.

Коммунизм в трактовке Маркса рассматривался в качестве сообщества свободных от эксплуатации людей, для которых труд становится жизненной потребностью. В доктрине коммунизма критерий исторического прогресса есть развитие научно-технических знаний, которые бы способствовали формированию материальной базы социального благополучия.

Невзирая на различное толкование целей, путей, критериев исторического прогресса, универсальным для большинства философов и мыслителей стало признание общего характера, предлагаемого ими идеального социального устройства: каждый из народов раньше или позже придет к нему, и путь данный станет единым и единственным для всех. В социуме будущего целиком будут решены все общественные несоответствия и противоречия, будет царить гармония частного и общественного.

Данные концепции исторического прогресса впоследствии были названы линейными, так как общественное развитие мыслилось в качестве неуклонного и непрерывного движущегося по восходящей прямой к единой конечной цели, являющейся общей для всех наций и государств.

Циклические теории

С точки зрения Н. Я. Данилевского, в мире есть большое количество культур, каждая из которых наделена лишь для нее характерными особенными чертами, а также имеет свою собственную дорогу развития.

Исторический прогресс заключается в осуществлении каждой культурой всей полноты своих особенных возможностей, которые находят свое проявление в научно-техническом прогрессе, искусстве, религии, хозяйстве, праве.

Правда, по достижению вершины развития, каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, покидает историческую сцену, уступая место новому общественному организму. Таким образом, историческое движение будет иметь циклическую форму: каждой культуре предстоит пройти циклы рождения, становления, расцвета, зрелости, старения, упадка либо гибели.

В XX столетии идея линейного исторического прогресса была в решительном ключе раскритикована. Признание равноценности культур, народы которых наделены правом на выбор личного пути развития, стало противоречить идее необходимости осуществления единой модели общества.

Другой не менее известный представитель немецкой философии – Освальд Шпенглер, развивая точку зрения Н. Я. Данилевского, решительно отрицал любые представления о линейном прогрессе. Философ, который пережил разрушительную Первую мировую войну, а также ставший очевидцем установления немецкого фашизма, обладал довольно пессимистичным взглядом на историю. Шпенглер был уверен, что любой культуре, как бы величественна и плодотворна она не была, будет суждено погибнуть, окончив, таким образом, свой жизненный цикл.

Социальное развитие на сегодняшний день подтвердило точку зрения о том, что такие критерии исторического прогресса, как материальное благополучие, развитие науки и техники далеко не всегда могут улучшить жизнь населения той или иной страны.

Высокий уровень развития экономики далеко не всегда будет сопровождаться ростом духовных потребностей, а, скорее, наоборот: человек индустриального и постиндустриального социума становится частью процесса бездумного потребительства, а также довольствуется низкопробными продуктами массовой культуры. Научно-технический прогресс, помогая сделать жизнь людей наиболее комфортной, несет в себе угрозу создания технологий, способных стереть человечество с лица земли.

Однако прав ли был О. Шпенглер, когда выносил приговор всем культурам, участвующим в этой грядущей мировой трагедии?

Он выделил в человеческой истории восемь специфических культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. Цикл жизни каждой культуры, по Шпенглеру, состоит из следующих фаз: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат (смерть). Эти фазы образуют два этапа жизни любого общества:

Восхождение культуры. Это и есть собственно культура. Для культуры характерна органическая и развивающаяся политическая, социальная, художественная, религиозная жизнь.

Книга О. Шленглера, изданная в 1918 г., произвела фурор среди читающей публики Европы и Америки. Это было время окончания Первой мировой войны, распада Германской, Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. Европа лежала в руинах, а Шпенглер предвещал новые мировые войны и закат европейской цивилизации…

К. Ясперс в своей теории развития общества совмещает формаци-онный и цивилизационный подход, принципы технического и духовного детерминизма. Однако предпочтение отдает цивилизационному взгляду на мир, развивающийся в направлении роста духовности человека.

Между циклическими и волновыми теориями развития общества трудно провести четкую разграничительную черту. Действительно, и для циклического, и для волнового движения характерны колебательные процессы. Колебания, по мнению некоторых социологов,[26] — универсальное свойство движения и развития общества, ибо они лучше всего отражают двойственную природу всяких изменений: соотношение поступательного и циклического движения. Именно колебание и является первичным звеном волнового процесса. Волновые колебательные процессы присущи и природе, и обществу. Любые биосоциальные изменения имеют определенный ритм, будь то биение сердца, работа мозга, ежесуточная смена труда и отдыха, недельные, месячные, годовые ритмы, пяти-, десяти-, двадцатилетние планы, смена поколений, культурные и цивилизационные циклы.


Рис. 14. Процесс развития советского общества (по Н. Яковлеву)

Современные американские социологи Н. Макклоски и Д. Залер за критерий (или за оси) колебаний берут капиталистические ценности (частная собственность, борьба за максимальный доход, свободный рынок, конкуренция) и демократические ценности (равенство, свобода, социальная ответственность, общее благо).

Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889–1968) предложил концепцию смены социокультурных суперсистем. Она также основана на волновом колебании в развитии общества, но волна в этом случае супердлинная.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава девятая Духовное в жизни общества

Глава девятая Духовное в жизни общества Мы переходим к изучению самой возвышенной сферы жизнедеятельности общества и человека. Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной (и в действительности таковой является), ибо именно здесь воочию рождается и

9.4. Общественное сознание в жизни общества

[3) Кенэ о трех классах общества. Дальнейшее развитие физиократической теории у Тюрго: элементы более глубокого анализа капиталистических отношений]

[3) Кенэ о трех классах общества. Дальнейшее развитие физиократической теории у Тюрго: элементы более глубокого анализа капиталистических отношений] Теперь мы просмотрим ряд мест частью для пояснения, частью для доказательства приведенных выше положений.У самого Кенэ, в

2. Основные сферы жизни общества

2. Основные сферы жизни общества Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности:

Духовность индивида как исходная составляющая духовной жизни общества

Духовность индивида как исходная составляющая духовной жизни общества Духовность индивида в настоящем разделе будет рассматриваться с опорой на положения, развиваемые в теме 4, где анализировался человек как особая форма живой материи, как биофизиологическая и

Целостность марксистской теории коммунистического преобразования общества

Целостность марксистской теории коммунистического преобразования общества [633] В Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС проводится огромная работа по изучению и публикации теоретического наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные ее результаты воплощены в 50-томном

К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА от Теории структуры жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА от Теории структуры жизни Сначала рассмотрим пару общеизвестных сентенций.1. Человек с возрастом осознаёт, что года его бегут, причём с ускорением. Проносятся годы, а потом и десятилетия. И чем старше возраст, тем быстрее бегут года. Тем быстрее, по

3. Политика и ее роль в жизни общества

3. Политика и ее роль в жизни общества Политика – явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась

4. Ценности и их особая роль в жизни общества

Циклические Вселенные

4.3. Циклические вселенные

4.3. Циклические вселенные Читая публичные лекции о моделях космологии, я не раз поражался тому, сколь многие из моих слушателей радостно принимали идею циклической вселенной. Эта модель больше всего соответствует древним космологическим мифам, а также системе индуизма.

2.2 Философские проблемы экономической жизни общества

2.2 Философские проблемы экономической жизни общества Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества

Квантовая механика и волновые амплитуды

Квантовая механика и волновые амплитуды Квантовая механика зависит от допущения существования амплитуды ? для всякого события, вроде частицы, в положении х в момент t. Эту амплитуду можно записать как ?(х, t). Таким образом,?(х, t) = амплитуда (х, t).В этом случае амплитуда,

Он выделил в человеческой истории восемь специфических культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. Цикл жизни каждой культуры, по Шпенглеру, состоит из следующих фаз: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат (смерть). Эти фазы образуют два этапа жизни любого общества:

Восхождение культуры. Это и есть собственно культура. Для культуры характерна органическая и развивающаяся политическая, социальная, художественная, религиозная жизнь.

Книга О. Шленглера, изданная в 1918 г., произвела фурор среди читающей публики Европы и Америки. Это было время окончания Первой мировой войны, распада Германской, Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. Европа лежала в руинах, а Шпенглер предвещал новые мировые войны и закат европейской цивилизации…

К. Ясперс в своей теории развития общества совмещает формационный и цивилизационный подход, принципы технического и духовного детерминизма. Однако предпочтение отдает цивилизационному взгляду на мир, развивающийся в направлении роста духовности человека.

Для циклического и волнового процесса характерны колебательные движения, поэтому достаточно трудно разграничить эти теории общественного развития. Колебания, по мнению некоторых социологов, – универсальное свойство движения и развития общества, лучше всего отражающие двойственную природу всяких изменений: соотношение поступательного и циклического движения. Волновые колебательные процессы присущи и природе, и обществу. Любые биосоциальные изменения имеют определенный ритм, будь то биение сердца, работа мозга, ежесуточная смена труда и отдыха, недельные, месячные, годовые ритмы, пяти-, десяти-, двадцатилетние планы, смена поколений, культурные и цивилизационные циклы.

При спаде экономики наблюдается сокращение числа рабочих мест, вследствие – маргинализация, нарастание пессимистических настроений в обществе.


Рис. 14. Процесс развития советского общества (по Н. Яковлеву)

Современные американские социологи Н. Макклоски и Д. Залер за критерий (или за оси) колебаний берут капиталистические ценности (частная собственность, борьба за максимальный доход, свободный рынок, конкуренция) и демократические ценности (равенство, свобода, социальная ответственность, общее благо).

Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889–1968) предложил концепцию смены социокультурных суперсистем. Она также основана на волновом колебании в развитии общества, но волна в этом случае супердлинная.

Описание модели социокультурных динамических процессов, в основе которой лежит представление о повторяемости, обратимости. Сравнительный анализ концепций циклического развития общества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.А. Бардеева, К. Ясперса.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.12.2013
Размер файла 25,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Институт образования и социальных наук

Кафедра общей социологии и политологии

Выполнила: Джегутанова Л.Р.

Проверил: доцент Белашов Иван Иванович

Содержание

1. О циклическом развитии

2. Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер

3. А. Тойнби и Н.А. Бардеев

Список использованной литературы

Циклическая теория развития -- описание модели социокультурных динамических процессов, в основе которой лежит представление о повторяемости, обратимости.

Под циклом в данном случае понимаются обобщённые представления об универсальной форме внутренней динамики макросоциокультурного объекта (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада.

Каждая культура проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию.

Историки средневекового Китая, арабские философы позднего средневековья, европейские просветители Нового времени, придерживаясь идеи цикличности, направляли движение своей мысли против примитивной, линейной интерпретации истории.

Объектом исследования является циклическая теория развития общества.

Предмет - сравнительный анализ концепций циклического развития общества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби, Н.А. Бардеева, К. Ясперса. Цель данной работы - определить и сравнить циклические теории развития общества разных авторов.

Структура реферата: данная работа состоит из введения, в котором дается определение циклической теории развития общества, раскрываются идеи цикличности. В первой главе рассматривается теория цикличности в общем понимании, во второй- циклическая теория Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, в третьей - А. Тойнби и Н.А. Бардеева, в четвертой - К. Ясперса.

социокультурный обратимость циклический общество

1. О циклическом развитии

Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Разрушение социального организма не происходит бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь с ним возникших на его месте образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных обществ, которые в эпоху Возрождения и Новое время обогатили многие унаследованные достижения римской культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся обществ.

Существует множество повторяемых событий в развитии обществ. Выделяют, например, такие циклы (волны) реформ и контрреформ в России (циклы модернизации): реформы Александра I и контрреформы Николая I; реформы Александра II и контрреформы Ааександра III; реформы Витте -- Столыпина и контрреформы советской власти; реформы Хрущева -- Косыгина и контрреформы Брежнева -- Суслова; реформы Горбачева и Ельцина -- контрреформы Путина. Эту повторяемость исследовал А. Ахиезер и другие ученые.

Очевидно, что циклическое понимание общественного развития (историческая цикличность) предполагает выделение в развитии прогресса и регресса, которые находятся в разных отношениях на каждой ступени цикла. Исторический цикл является единством процессов расцвета и распада социальных систем и отражает тот факт, что общество (как и все) в его формационной и цивилизационной составляющей имеет свой срок жизни. Становление нового сопровождается распадом старого, причем достаточно сильным. Например, ельцинский период становления буржуазно-социалистической цивилизации: одновременно налицо становление новой национальной идеологии, демократической государственности, рыночной экономики, предприимчивых людей. На этапе расцвета новое одерживает победу над старым, ассимилирует его остатки, но одновременно порождает "сверхновое" в обществе, которое становится противоположностью нового, постепенно превращая его в старое. На стадии упадка это новое начинает разрушаться. И так до бесконечности или до ликвидации в целом данного общества, как нередко было в истории человечества: римляне, ацтеки, татары и т.п.

2. Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер

Одну из наиболее цельных, законченных циклических теорий жизни общества создал российский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885)- известный русский философ, этнограф и публицист, разрабатывавший проблемы славянизма и создавший первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса.

В конце 60-х годов XIX века Д. предложил своеобразный способ исследования национальной психологии, опубликовав фундаментальную работу "Россия и Европа" (1869), в которой в альтернативу западным ученым выдвинул социологическую теорию обособленных "культурно-исторических типов" людей, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Согласно ей существуют десять культурно-исторических типов в общей и отнюдь не единой, но взаимосвязанной человеческой цивилизации, которые возникли в силу самостоятельного исторического пути различных народов. Каждый из них проходит свои циклы развития: от зарождения до дряхления и гибели, от расцвета до деградации.

Все же они в целом отличаются друг от друга тремя главными особенностями:

1) этнопсихологическими (на языке Д. "племенными" качествами, выражающимися в своеобразии "психического строя" народов);

2) различиями исторического воспитания, способствующими объединению людей в единые этнические общности;

3) различиями в духовном начале (религиозными).

Исторически перспективным Д. считал молодой "славянский тип", вступающий в стадию расцвета и наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада. Д. последовательно рассмотрел все его основные характеристики, противопоставляя их преимущественно европейскому (романо-германскому) типу. Большинство культурно-исторических типов, как считал Д., пережило свою историю, исчерпало возможности своего развития. Будущая история, по мнению Д., за славянским типом, который более богат по своему содержанию.

В отличие от других типов, славянский тип - четырехосновной. Он более выраженно совмещает в себе четыре элемента - религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Славянский тип может реализовывать себя в будущей всеславянской православной федерации, которая обеспечит развитие всех основ этого типа.

Для отыскания своеобразия культурно-исторического типа Д. предлагал избрать путь не описания, а вычленения и изучения таких черт национального характера, которые накладывают отпечаток и проявляются в исторической действительности, во всей национально-культурной жизни народа и поэтому являются действительно существенными, важными, реально проявляющимися у всех представителей данного культурно-исторического типа.

Значение учения Д. о культурно-исторических типах состоит в том, что каждый из них выражает развитие разных по своим характеристикам людей по-своему, а все они вместе, взятые как единое целое, составляют обобщенный образ человечества. Однако предложенная Д. концепция и его взгляды были в то время еще недостаточно аргументированы и слабо подкреплены прикладными исследованиями, в ряде случаев они отличались субъективностью и тенденциозностью. Воззрения Д. в общественно-философской мысли России получили неоднозначную оценку. Известный русский философ В. Соловьев подверг идеи Д. критике в своей книге "Национальный вопрос в России". Он показал, что некоторые взгляды Д. заимствованы у немецкого историка Рюккерта. Другой же русский мыслитель К. Леонтьев, считавший себя последователем Д., отмечал, что труды Д. предвосхитили весьма похожие идеи немецкого философа начала XX в. О. Шпенглера.

Он выделил в человеческой истории восемь специфических культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. Цикл жизни каждой культуры, по Шпенглеру, состоит из следующих фаз: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат (смерть). Эти фазы образуют два этапа жизни любого общества:

Восхождение культуры. Это и есть собственно культура. Для культуры характерна органическая и развивающаяся политическая, социальная, художественная, религиозная жизнь.

Книга О. Шленглера, изданная в 1918 г., произвела фурор среди читающей публики Европы и Америки. Это было время окончания Первой мировой войны, распада Германской, Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. Европа лежала в руинах, а Шпенглер предвещал новые мировые войны и закат европейской цивилизации…

Шпенглер развил учение о культуре как множестве "замкнутых" организмов, выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, культура перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в который господствует техницизм.

3. А. Тойнби и Н.А. Бардеев

Как видно, А. Тойнби был противником технического детерминизма, зависимости развития общества от развития науки, техники и технологий. Он видел развитие общества в прогрессе культуры, которую понимал идеалистически. Цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов: появления творческого меньшинства (элиты) и не совсем благоприятных условий, "бросающих вызов" творческому меньшинству. Цивилизация - это ответ творческого меньшинства на этот исторический вызов в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т.п. Стержнем цивилизаций является всегда та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. Цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации. А. Тойнби выделяет пять живых цивилизаций: 1) христианскую (западное общество); 2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны); 3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока); 4) индуистскую (Индия); 5) буддистскую (Китай и другие страны).

К. Ясперс в своей теории развития общества совмещает формационный и цивилизационный подход, принципы технического и духовного детерминизма. Однако предпочтение отдает цивилизационному взгляду на мир, развивающийся в направлении роста духовности человека.

Заключение

Оценивая вклад представителей циклической концепции общественного развития в развитие философской науки, нельзя не замечать того резонанса, который вызвали эти идеи в научном мире, пробудив к жизни бурную и плодотворную дискуссию по многим фундаментальным вопросам бытия, как природного, так и человеческого. Несмотря на то, что механизмы функционирования человеческого общества еще далеки до своего окончательного выявления, многое было понято в ходе этого спора. Как можн заметить, представителям циклической концепции свои взгляды так и не удалось доказать в достаточной мере убедительно, аргументировано и строго. Данный факт не должен, однако, вести к отрицанию всякой правоты циклического подхода. Сложности его развития отражают сложность самого объекта его познания, области социального, представляющей собой нечто отличное и от неживой материи, и от биологического мира. Несмотря на определенную схематичность и хрупкость теоретических построений всех рассмотренных авторов, их труды внесли большой вклад в понимание человечеством окружающего мира и себя самого.

Список использованной литературы

1. Араб-оглы Э. А. Философия истории Арнольда Дж. Тойнби // Вопросы философии. 1955. №4. С. 113-121.

5. Кутлунин А. Г. Критика исторического метода О. Шпенглера // Философские науки. 1987. №1. С. 84-89.

6. Орлов Ю. Я. К значению философии Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера для методологии немецко-фашистской пропаганды // Вестник Московского университета. Серия 10. 1993. №1. С. 51-69.

7. Патрушев А. И. Миры и мифы Освальда Шпенглера // Новая и новейшая история. 1996. №3. С. 122-144.

10. Тавризян Г. М. Наука и миф в морфологии культуры О. Шпенглера // Вопросы философии. 1984. №8. С. 103-116.

Подобные документы

Сущность концепций социальных изменений в современной социологии. Теория революционного преобразования общества К. Маркса и Ф. Энгельса. Циклические теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Теория модернизации и причины появления эффекта "квази".

реферат [16,6 K], добавлен 26.07.2009

Теория развития общества. Циклическая и линейная модели социального развития. Развитие человеческого мышления. Теория социального конфликта, поступательного развития общества. Глобализация современного общества. Проблемы классов современного общества.

реферат [18,6 K], добавлен 17.09.2008

Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

реферат [33,3 K], добавлен 26.07.2010

Ознакомление с понятием и характерными чертами "массового человека", анализ условий и причин его формирования согласно трудам Ницше, Шпенглера, Ортеги-и-Гассета. Изучение концепций развития "постиндустриального общества" как социокультурного явления.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 26.09.2010

Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ – концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени и приводящих социальную систему в исходное или подобное исходному состояние. Эти теории возникли уже в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.

Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются адекватными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т.е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному.

Наличие незамкнутых циклов (длинных волн) исторического развития было показано в работах русского экономиста и социолога Н.Д.Кондратьева. Среди наиболее известных авторов, разрабатывавших или продолжающих разрабатывать различные аспекты теории длинных волн в развитии общества, можно назвать Й.Шумпетера, Ф.Симиана, Э.Лабрусса, Ф.Броделя, И.Уоллерстайна, Э.Манделя, Дж.Голдстайна. Фактически волновой подход к исследованию развития общества в настоящее время представляет собой самостоятельное направление научной и философской мысли, отличающееся от классических теорий цикличности.

1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Киев, 1994;

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо–Романскому. М., 1991;

3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989;

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;

5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995;

6. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995, с. 26–49;

7. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997, с. 355–432;

8. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993;

9. Шлезингер А. (мл.). Циклы американской истории. М., 1992;

Читайте также: