Скульптурные шедевры эллинизма кратко

Обновлено: 19.05.2024


Прогрессивной чертой искусства эллинизма было более широкое, нежели в
классике, отражение различных сторон действительности, выразившееся в
появлении новой тематики, что в свою очередь повлекло за собой
расширение и развитие системы художественных жанров.
Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в
эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая
необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая
важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной
скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные
рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были
применены в ансамбле Пергамского алтаря).
Три мойры своими бронзовыми
булавами наносят смертельные
удары Агрию и Фоанту

• Наряду с мифологической тематикой в эллинистической
монументальной пластике встречается и историческая
тематика, например, эпизоды битвы пергамцев с
галлами.


Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма
занимал портрет. Греческая классика не знала столь развитого портрета.
Первые попытки внести в портрет элементы душевного переживания, при том
еще в очень общей форме, были сделаны Лисиппом. Эллинические
портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации,
несравненно более индивидуализированно передают не только черты
внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели.
Эпикур
Александр Македонский


В искусстве эллинизма впервые получила широкое развитие скульптура
жанрового характера. Однако такого рода произведения уступали по своей
идейно-художественной значительности произведениям мифологической
тематики. В эпоху эллинизма еще не могла быть осознана подлинная
значительность образов и явлений повседневного бытия и красоты труда, в
силу чего относящиеся к этому времени произведения бытового жанра
нередко страдают поверхностностью, мелочностью, чисто внешней
занимательностью; в них сильнее, чем в любом другом жанре, проявились
натуралистические тенденции.
Сходные черты проявились и в так называемом живописном рельефе, в
котором бытовые сцены изображались на фоне пейзажа (пейзаж впервые
начал изображаться в скульптуре именно в эпоху
эллинизма). Новым видом пластики явилась
садовая декоративная скульптура, широко
применявшаяся при украшении парков.


Одним из лучших произведений ранней эллинистической
пластики является знаменитая статуя Ники Самофракийской.
Греческие мастера многократно изображали богиню победы в
монументальной скульптуре, однако никогда еще они не
достигали "такого эмоционального подъема, никогда не
выражали с такой яркостью чувства победы, как в
самофракийской статуе.
Другим характерным памятником
раннеэллинистического искусства
является так называемый
саркофаг Александра найденный в Сидоне мраморный
саркофаг местного правителя с
рельефами работы греческих
мастеров.
На двух сторонах его - продольной и поперечной изображены сцены битвы между греками и персами,
на двух других сторонах - сцены охоты на львов с
участием греков и персов.


Нужно упомянуть и еще одно прославленное произведение мастеров родосской
школы, относящееся уже к I в. до н.э., - скульптурную группу "Лаокоонт" .
Троянский жрец Лаокоонт подвергся страшному наказанию богов,
покровительствующих грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять
грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали
на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоонта и его самого.
Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из
тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв.
Бесполезность борьбы, неотвратимость
гибели очевидны. Античный ваятель,
даже передавая сильнейшую боль, все
же подчинил свою статую требованиям
красоты. Это самая поздняя по времени
создания из дошедших до нас
подлинных греческих скульптур.
К традиционному представлению греков
о власти рока теперь примешивается
мысль о беспомощности человека.
На исходе эллинистической эпохи от
идеала свободного, почти богоравного
человека остается лишь внешняя
оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка.

• В эпоху эллинизма скульптура значительно расширила
арсенал средств художественной выразительности,
хотя и потеряла некоторые черты классического стиля.
Скульпторы эллинизма научились передавать
различные эмоции, движения, строили сложные
композиции для многофигурных групп и рельефов,
пытались создать скульптуры, которые можно
рассматривать с различных точек зрения.

Скульптура Древней Греции: фото

Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

Архаика

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Скульптура

"Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Скульптура

"Курос из Пирея", украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика

Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.

В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.

Афродита Книдская

Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Эллинизм

Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.

В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.

Лаокоон и его сыновья


Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

После смерти А. Македонского в 323 г.до н.э. произошел распад македонской державы на области, которыми управляли сподвижники Македонского — диадохи. На местах происходит слияние государственной системы восточной деспотии с системой греческого полиса. Среди свободных граждан существовало сильное имущественное расслоение и появляется аристократия.

Эллинистические страны

  • Сирия с центром в Антиохи на Оронте;
  • Египет со столицей в Александрии — центре науки и культуры;
  • Части Персидской державы, Македония, Греция;
  • Некоторые страны Малой Азии – Пергамское царство.

Греция постепенно превращалась в провинцию. Мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако, она оставалась главным средоточием эллинизма — художественной системы восприятия мира.

Искусство после смерти Александра Македонского называют эллинистическим, потому что местные школы в каждой стране продолжали подражать эллинскому (греческому) стилю.

Особенности искусства эллинизма

Были общие черты, роднившие искусство разных областей.

Осуществляются фантастические проекты : горы превращались в города, создавались исполины, наподобие медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.

Художники стремятся выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов . Дионисийское начало захлестывает искусство. Искусство полно сильных страстей и бурного движения. Искусство не утратило равновесия форм. Художник привержен к греческому идеалу красоты, хотя жизнь предстает более сложной и драматичной, чем в греческом искусстве эпохи классики.

Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов , утрата архитектурной цельности и органичности содержания и выдвижение вперед проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Действительность воспринимается человеком как сила, враждебная человеку, полная опасностей. Это порождало трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний.

Внутренний перелом приводит к вычурности и громоздкости. Потеря естественности и простоты. Грациозность переходит в жеманство. Внешний идеал остается, внутренний идеал не найден. Искусство эллинизма не представляет из себя единого целого. Самостоятельные художественные школы существуют в Александрии (в скульптуре бытовая точность до отталкивающего натурализма), Пергаме, на острове Родос (скульпторы предпочитали кровавые, бьющие по нервам сюжеты, тяготели к намеренно театральным эффектам), в городах Сирии и других центрах.

Архитектура эллинизма

Строились и пышно расцветали города. Но теперь они строились не по живописному принципу, то есть в синтезе с природой и ландшафтом, как в Древней Греции. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы. Площади украшали храмы, появлялись новые типы зданий общественного назначения: библиотеки, музеи. Широкое развитие получила архитектура жилых домов и вилл.

Пергамский алтарь (Алтарь Зевса) — пример синтеза архитектуры и скульптуры.

Пергам — столица Пергамского царства (ныне г.Бергама в современной Турции). Был одним из самых красивых городов эпохи эллинизма. Строительство на акрополе велось в III-II веках до н.э. Расцвет царства — II век. Главная святыня города, храм богини мудрости Афины, имел весьма внушительный вид. Другие постройки сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие с моря.


Искусство эпохи Эллинизма в первую очередь характеризуется сочетанием греческих и восточных художественных традиций.
Архитектура не претерпела существенных изменений. Строятся в основном периптеры и небольшие храмики – простили.

Новые направления развития получает изобразительное искусство:
1. Идеализирующая традиция.
2. Традиция реалистического искусства.

Камея Гонзага. Птолемей II и Арсиноя. Сардоникс. Эрмитаж.


Камея Гонзага. Птолемей II и Арсиноя. Сардоникс. Эрмитаж. Идеализированные образы.

Наряду с образом идеализированной красоты разрабатываются традиции Лисиппа - реалистичного изображения живого человека.

Статуя Демосфена. 280 г. до н.э. Скульптор Полиевкт.


Статуя Демосфена. 280 г. до н.э. Скульптор Полиевкт.
Очень точно раскрывает образ знаменитого оратора и государственного деятеля.

Александрия

Кроме культовой скульптуры в Александрии получила распространение декоративная скульптура, дворцово-парковая, для украшения дворцов и частных домов.
Одним из излюбленных образов стал образ Афродиты.
Богиня остается по-прежнему прекрасной, но утрачивает величавость олимпийского божества.

Афродита Медицейская. Сыновья Праксителя.


Афродита Медицейская. Сыновья Праксителя.

Аллегория Нил. Римская копия с бронзового оригинала.


Аллегория Нил. Римская копия с бронзового оригинала. Кон. 3 – нач. 2 в. до н.э. 16 малюток – 16 локтей подъема воды.

В реалистическом направлении появились изображения в бытовом жанре.

Мальчик с гусем. Римская мраморная копия с оригинала.


Мальчик с гусем. Римская мраморная копия с оригинала. Кон. 3 – нач. 2 в до н.э.

Изображались даже типы с физическими недостатками – горбуны карлицы.

Статуэтка танцовщицы карлицы из Махдии.


Статуэтка танцовщицы карлицы из Махдии. Бронза. 2 в. до н.э.

Пергам

Перга́м


Перга́м (Пергамо́н) — античный город на побережье Малой Азии, бывший центр влиятельного государства.
Ведущими в пергамской художественной школе были традиции реализма. Два памятника посвящены отражению нашествия варваров галлов.

Дары Аттала


Драматизм. Обернулся, торжествуя, что умирает свободным. образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.

Алтарь Зевса в Пергаме

Алтарь Зевса в Пергаме

В берлинском Пергамском музее, построенном в 1910 — 1930 гг. специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора.
Данное сооружение не является копией античного алтаря — воссоздана только основная, западная сторона. Плиты фриза других сторон алтаря размещены в том же зале возле стен.

Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь — священное место — был вынесен за пределы храма и превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.
Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь был виден со всех сторон.



Алтарь представлял собой поднятый на ступенчатом фундаменте высокий цоколь. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическими колоннами. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3-4 м).
По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м).
Основная тема рельефных изображений — битва богов олимпийцев с гигантами.



В XIX в. турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуманн. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. Хуманну пришлось использовать всё своё влияние для того, чтобы предотвратить уничтожение части открытых мраморных руин в известково-газовых печах.

«Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращённый к нам мускулистою спиною, голова повёр­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевёртывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро — я чувствую твою близость, Зевс! Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот ещё ку­сок — ногтями я соскабливаю землю — это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы, группа Афины получила прекраснейший пандан (предмет, парный с другим)… Глубоко потрясённые стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.
Карл Хуманн. Пергамский алтарь.

Рельефы Пергамского алтаря


Нерей, Дорида и Океан


Нерей, Дорида и Океан

Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.


Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.

Родосске ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон.


Родосске ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Нач. 3 в. до н.э. Прониктута настроением безнадежного отчаяния и ужаса.Очень дробно, у юношей пропорции взрослых – признаки упадка искусства.

Лаоко́онт (Лаокоон) — в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Взял жену против воли Аполлона и произвел на свет детей; по Евфориону, Аполлон гневался на него, ибо тот сочетался с женой перед его статуей.
Лаокоонт - прорицатель, предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины, и змеи укрылись под щитом у ног статуи Афины (либо змеи приплыли с островов Калидны и превратились в людей). Троянцы решили, что это произошло, так как Лаокоон метнул копье в троянского коня. По Арктину, змеи убили Лаокоонта и одного из его сыновей. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.

Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская.


Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская. 2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива).
Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции — 86х69х93 при росте 164см.

Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. База с подписью автора также утрачена.

Нике Самофракийская.


Нике Самофракийская. 3 в. до н.э. Стояла в виде победного монумента на о. Самофракия. Как бы взлетает с постамента, оформленого в виде носа корабля.

Нике Самофракийская.

Читайте также: