Чувственное познание и абстрактное мышление кратко
Обновлено: 05.07.2024
Логика -раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Предмет - Логика изучает структуру мышления и его различные свойства, которые отделяют сферу абстрактного-логического, рационального мышления.
Значение логики состоит в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;
2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;
3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.
Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.
Чувственное познание, или живое созерцание, - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.
Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.
Особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.
Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.
Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.
Мышление изучается не только логикой, но ещё такими науками, как, например, психологией, педагогикой, причем каждая из них изучает мышление в определённом аспекте.
Логика изучает абстрактное мышление как средство познания мира. Логика исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Мышление – это процесс познания. Цель познания - установление истины. А истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений, процессов природы, общества и мышления. Истину можно получить благодаря органам чувств и абстрактному мышлению. Критерием истины является практика. Практика – предметное, целеполагающая деятельность человека, направленная освоение и преобразование мира и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
Существует два уровня познания – чувственный и абстрактный.
Чувственное познание – это когда предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредствам абстрактного мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение – либо истинно, либо ложно.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, выводятся новые знания.
Мышление отражает действительность в обобщенных образах и неразрывно связано с языком. •Мышление — процесс активного и опосредованного отражения действительности.
Понятие о логической форме и логическом законе.
Формальная логика –это наукао законах и формах правильного мышления.
Логическая форма — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Выделяют 3 логические формы: понятие, суждение, умозаключение.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.
Логический закон — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Логические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и желания людей. Они носят общечеловеческий характер, состоящий в том, что во все исторические эпохи люди мыслят по одним и тем же законам.
Законы, изучаемые формальной логикой – закон тождества, закон непротиворечия, закон достаточного основания, закон исключенного третьего.
Основные этапы развития логики.
Уровни познания: чувственный и абстрактный.
Познание осуществляется в двух основных уровнях - в форме чувственного и в форме абстрактного мышления.
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые и являются формами чувственного познания.Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.
Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредствам абстрактного мышления, как более сложной формой познания. Оно отражает мир и его процессы глубже и полнее.
Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение – либо истинно, либо ложно.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.
Иначе, логика - наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).
Задачи логики как науки:
- Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
- Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.
Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
- специфические закономерности правильного мышления ;
- наука , изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
- закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
- определенная последовательность действий человека .
Этапы развития логики:
Современная формальная логика - интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:
- традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
- математическая (или символическая) логика.
В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.
Классическая (или традиционная, двузначная) логика:
- суждение может быть:
- либо истинным (все соколы - птицы),
- либо ложным (все свидетели дают истинные показания).
- имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).
Мышление как объект логики
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление отражает действительность в обобщенных формах.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:
- подготовка;
- созревание;
- вдохновение;
- проверка истинности.
Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
Специфика чувственного и абстрактного познания
Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.
Существуют две ступени познания:
- чувственное познание (познание фактов) ;
- абстрактное мышление (познание законов) .
Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.
Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление - более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них.
Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.
Формы чувственного познания
Выделяют три формы чувственного познания:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.
Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.
Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта . Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).
Представление - это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:
- воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
- творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).
Формы абстрактного познания
Основными формами абстрактного мышления являются:
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).
Суждение - форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:
- простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
- сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.
- Все углеводы - горючи. Сахар - углевод. Сахар - горюч.
- Все взяточники - преступники. Осужденный Иванов - взяточник. Осужденный Иванов - преступник.
- Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
- Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.
Первые два суждения называются посылками , третье суждение — заключением .
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.
Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.
Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.
Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.
Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.
Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.
Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.
Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.
Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.
Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.
Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.
Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:
Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Читайте также: