Чувственное познание и абстрактное мышление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логика -раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Предмет - Логика изучает структуру мышления и его различные свойства, которые отделяют сферу абстрактного-логического, рационального мышления.

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;

2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.

Чувственное познание, или живое созерцание, - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.

Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.

Особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.

Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.

Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.

Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.

Мышление изучается не только логикой, но ещё такими науками, как, например, психологией, педагогикой, причем каждая из них изучает мышление в определённом аспекте.

Логика изучает абстрактное мышление как средство познания мира. Логика исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Мышление – это процесс познания. Цель познания - установление истины. А истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений, процессов природы, общества и мышления. Истину можно получить благодаря органам чувств и абстрактному мышлению. Критерием истины является практика. Практика – предметное, целеполагающая деятельность человека, направленная освоение и преобразование мира и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Существует два уровня познания – чувственный и абстрактный.

Чувственное познание – это когда предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредствам абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение – либо истинно, либо ложно.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, выводятся новые знания.

Мышление отражает действительность в обобщенных образах и неразрывно связано с языком. •Мышление — процесс активного и опосредованного отражения действительности.

Понятие о логической форме и логическом законе.

Формальная логика –это наукао законах и формах правильного мышления.

Логическая форма — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

Выделяют 3 логические формы: понятие, суждение, умозаключение.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Логический закон — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Логические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и желания людей. Они носят общечеловеческий характер, состоящий в том, что во все исторические эпохи люди мыслят по одним и тем же законам.

Законы, изучаемые формальной логикой – закон тождества, закон непротиворечия, закон достаточного основания, закон исключенного третьего.

Основные этапы развития логики.

Уровни познания: чувственный и абстрактный.

Познание осуществляется в двух основных уровнях - в форме чувственного и в форме абстрактного мышления.

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые и являются формами чувственного познания.Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредствам абстрактного мышления, как более сложной формой познания. Оно отражает мир и его процессы глубже и полнее.

Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение – либо истинно, либо ложно.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.

Иначе, логика - наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).

Задачи логики как науки:

    • Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
    • Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.

    Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

      1. специфические закономерности правильного мышления ;
      2. наука , изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
      3. закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
      4. определенная последовательность действий человека .

      Этапы развития логики:

      Современная формальная логика - интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:

        1. традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
        2. математическая (или символическая) логика.

        В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.

        Классическая (или традиционная, двузначная) логика:

        1. суждение может быть:
          • либо истинным (все соколы - птицы),
          • либо ложным (все свидетели дают истин­ные показания).
        2. имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).

        Мышление как объект логики

        Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

        Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

        Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

        1. формирование и усвоение понятий;
        2. решение проблем.

        Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.

        Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

        В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

        Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

          • подготовка;
          • созревание;
          • вдохновение;
          • проверка истинности.

          Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

          Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

          Специфика чувственного и абстрактного познания

          Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.

          Существуют две ступени познания:

            1. чувственное познание (познание фактов) ;
            2. абстрактное мышление (познание законов) .

            Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.

            Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление - более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них.

            Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

            Формы чувственного познания

            Выделяют три формы чувственного познания:

              1. ощущение;
              2. восприятие;
              3. представление.

              Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.

              Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.

              Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.

              Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта . Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).

              Представление - это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:

              • воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
              • творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).

              Формы абстрактного познания

              Основными формами абстрактного мышления являются:

              Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).

              Суждение - форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:

                • простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
                • сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).

                Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.

                1. Все углеводы - горючи. Сахар - углевод. Сахар - горюч.
                2. Все взяточники - преступники. Осужденный Иванов - взяточник. Осужденный Иванов - преступник.
                3. Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
                4. Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.

                Первые два суждения называются посылками , третье суждение — заключением .


                О чем эта статья:

                10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

                Определение познания

                Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

                Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

                Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

                Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

                Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

                Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

                • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
                • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

                Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

                Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

                Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

                Методы познания

                Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

                Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

                Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

                Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

                Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

                Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

                Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

                Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

                Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

                Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

                Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

                Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

                Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

                Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

                Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

                Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

                Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

                Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

                Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

                Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

                Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

                Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

                Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

                Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

                Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

                У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

                Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

                Чувственное познание

                Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

                Формы чувственного познания:

                Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

                Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

                Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

                Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

                Рациональное познание

                Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

                Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

                Формы рационального познания:

                Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

                Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

                Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

                Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

                Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

                Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

                То, которое получается по аналогии.

                Сравнение чувственного и рационального познания

                Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

                Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

                Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

                Опора на результаты чувственного познания.

                Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

                Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

                Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

                Основные виды и формы знаний

                Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

                Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

                Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

                Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

                Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

                Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

                Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

                Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

                Читайте также: