Чудов монастырь история возникновения кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале XIV века ордынский хан Узбек, под властью которого находились русские княжества, решил положить конец былой чингисхановой религиозной толерантности и принялся насаждать в своих владениях ислам. Как знать, удалось бы Русской Церкви сохранить свою былую независимость. Но целая череда чудес привела к тому, что жена Узбека, Тайдула, стала заступницей православных христиан, а на ханском дворе в Московском дворе появился Чудов монастырь, который до начала ХХ века находился в самом центре российской истории.

Несомненно, Святитель Алексий с трепетом отнесся к вызову. Перед отъездом он отслужил молебен с водосвятием в Успенском соборе Кремля перед гробом своего предшественника на митрополичьей кафедре Святителя Петра. И получил доброе предзнаменование — во время богослужения в храме сама собой загорелась свеча. Митрополит Алексий разделил свечу на несколько частей, раздал людям с наказом молиться, а одну частичку взял с собой вместе со святой водой.

По преданию, за несколько дней до прибытия Митрополита Тайдула увидела сон — как архиерей идет к ней в сияющем облачении, а рядом с ним множество священников. Ханша была так потрясена, что, проснувшись, велела тут же сшить точно такое же облачение, какое видела.

Ее старания и молитвы Митрополита Алексия были вознаграждены в день Чуда архангела Михаила в Хонех. Святитель зажег чудесную свечу, окропил больную святой водой, и Тайдула снова начала видеть.

Исцеление Тайдулы

В благодарность ханша добилась, чтобы исцелившему ее Митрополиту передали территорию, на которой в Кремле ордынцы собирали дань. Там был заложен мужской монастырь с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

В древности неподалеку от фригийского города Иераполя был целебный источник. Однажды во сне Архангел Михаил велел немой дочери местного язычника выпить воды из источника, чтобы исцелиться. Когда так и произошло, вся семья крестилась во имя Господа Иисуса Христа, а отец девочки основал у источника храм во имя Архистратига Михаила.

На Руси смысл праздника в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех видели в защите Православной Церкви от язычников и надежде на духовные победы. Символом таких побед и стал Чудов монастырь в Московском Кремле, который еще называли Великой Лаврой.

Митрополит Алексий, который почитается Русской Церковью как святой, скончался в 1378 году, когда в Чудове монастыре уже возвели каменные церкви. Чувствуя приближение кончины, он сам начал читать по себе отходную молитву, но не сумел ее окончить. В своем смирении Святитель просил похоронить себя не в церкви, как положено, а рядом с ней. И князю Дмитрию Донскому пришлось немало поломать голову над тем, как исполнить волю Архиерея, но вместе с тем оказать ему дань уважения. Так местом захоронения был выбран Благовещенский придел Чудова храма.

Когда позже храм перестраивали, открылось, что мощи Святителя остались нетленными. Тогда их поместили в драгоценной раке в соборный храм. А рядом поместили жезл Митрополита и то самое облачение, что подарила Тайдула.


Спустя полтора столетия Великий князь Василий III молился в Чудове монастыре о рождении наследника. И когда Елена Глинская родила ему сына Иоанна, будущего Ивана Грозного, князь от радости подарил для мощей Святителя Петра золотую раку, а для Св. Алексия — серебряную.

С Иоанна Васильевича и пошла традиция крестить царских детей в Чудове монастыре под присмотром двух святителей. Тут Патриарх Филарет крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича. Тут был крещен Петр I. В этом же монастыре крестили и другого великого реформатора — Алексея II Освободителя, отменившего крепостное право. Тогда, к слову, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке Святителя Алексия, испрашивая благословения для своего внука.

Чудов монастырь находился в самом центре русской истории. В 1382 году его вместе с Москвой разорил Тохтамыш. В 1441 году в обители был заключен низложенный Митрополит Исидор, который поддержал Флорентийскую унию и подчинился Папе Римскому. Он стал последним Московским Митрополитом иностранного происхождения. В 1602 году из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. Спустя несколько лет в обители был пострижен в монахи Василий Шуйский.

В в 1612 году Чудов монастырь стал местом подвига и гибели Святителя Гермогена, Патриарха Московского, который до самого конца призывал русских людей бороться за свободу Родины. Здесь же два Патриарха - Александрийский и Антиохийский - лишили патриаршества Никона.

В войну 1812 года французы испоганили обитель и ее храмы. Мощи Святителя Алексия были выброшены, а в алтаре соборного храма маршал Даву устроил свою спальню. Архивы захватчики отправили в выгребные ямы.

Горести ХХ века не обошли монастырь. В 1905 году в Алексеевскую церковь принесли кровавые ошметки тела Великого князя Сергея Александровича, которые его жена - будущая великомученица Елизавета Федоровна - собрала своими руками у Никольской башни Кремля после взрыва запущенной террористами бомбы.

Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной

В ночь на 17 декабря 1929 года соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех был взорван. Художникам не позволили демонтировать и сохранить самые ценные фрески, а реставратор Петр Барановский успел лишь вынести раку Св. Алексия. Мощи Святителя хранились в Архангельском соборе до 1947 года, когда их перенесли в Елоховский собор, где они остаются до наших дней.

Спустя год от монастыря не осталось и камня на камне. На его месте построили здание для военной школы, затем в нем располагались Верховный совет, а потом Кремлевский театр. Только в 2016 году уродливый новодел снесли, а на его месте устроили археологические окошки, через которые можно увидеть сохранившиеся фрагменты фундамента.

Вопрос о том, будет ли когда-нибудь восстановлен монастырь, через который прошли века российский истории, не имеет ответа до сих пор.


Дорога в Орду была всегда для русских опасной – никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще. Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России – и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование – святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года – за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела.


По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон - как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, - и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители.

Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой – и Тайдула прозрела. Радости обеих враждовавших сторон не было предела – хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды – именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, только эту землю отдали Москве, а ханский двор перевели в Замоскворечье на Болвановку. Забелин же полагал, что святитель, воспользовавшись удобным случаем, сам попросил у хана эту территорию и определил ее для строительства мужского монастыря с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

Уже само по себе освящение благодарственного храма во имя этого праздника глубоко символично. Однако, больше того, историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось (или могло совершиться) в самый сентябрьский день этого праздника – ведь примерно к тому времени святитель и прибыл в Орду. И оттого, что Провидением, незримым Промыслом Божиим чудесное исцеление произошло в день именно этого праздника, ему и был посвящен новоустроенный московский монастырь. Если историки, утверждавшие, что исцеление Тайдулы произошло в день праздника, правы, то это было невообразимым, немыслимым Чудом Божиим, дарованном России. Если же нет – то и само посвящение благодарственного храма монастыря именно этому празднику свидетельствует о том, насколько велика была радость Москвы об этом чудесном исцелении и помощи, воистину дарованной Руси, - и насколько глубока была ее духовная православная мудрость.

В древности, в малоазийской Фригии близ города Иераполя существовал целебный источник. Дочь одного язычника, жителя города Лаодикии страдала немотой, - и однажды во сне ее отцу явился св. Архангел Михаил и открыл, что чадо его исцелится, если выпьет воды из того источника. Отец поверил в это видение, отвез дочь к источнику, и испив из него, девушка чудесно обрела дар речи. Обрадованная семья вместе с исцеленной приняла христианское крещение, а отец возвел в том месте рядом с источником храм во имя св. Архангела Михаила. Вслед за этим семейством к благотворному источнику потянулись местные жители. Многие из них были язычниками – и там они с сердечной радостью принимали веру Христову. А в новооснованном храме св. Архангела Михаила служил благочестивый священник Архипп, который горячо проповедовал о Христе и никогда не уходил из своей церкви.

Смысл этого Чуда трактовали как защиту православного христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу. Так в Москве появился великий Чудов монастырь.

Владением Чудова были и Хамовники со знаменитой Никольской церковью, выстроенной в XVII веке как слободская для царских ткачей, делавших белое хамовное полотно. Прежде же, до 1626 года, местность Хамовников именовалась по кремлевскому монастырю Чудовкой - и здесь, на окраине, стояли митрополичьи конюшни. Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение.

В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Забелин считал, что так великий князь Дмитрий Донской не исполнил воли святого, однако святителя похоронили все же в приделе храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви – и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой.

А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами – Благовещенским и св. Алексия, - куда с благоговением перенесли его святые мощи. В соборном же храме Благовещенский придел был тогда упразднен.

А в 1504 году во время великого строительства в Кремле был заново перестроен и соборный храм Чудова монастыря. Возможно, что и над ним трудились те же самые итальянские мастера, возводившие Кремль – архитектурные приемы давали основание предполагать его зодчим самого Алевиза Нового, автора Архангельского собора. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся.

А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе – как известно, в то время она уже существовала. Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, родственникам Грозного, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах. Народ не принял Лжедмитрия – всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга – как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

Святитель еще на свободе требовал крещения Марины Мнишек, выступал против замысла венчать на русский престол ее сына, поддерживал Михаила Романова, но за отказ благословить Владислава на русский престол был посажен под арест поляками и умерщвлен голодной смертью. Ведь именно этот отказ Гермогена и его благословение подняли москвичей на бой за Отечество. Мощи его перенесли в Успенский собор при царе Алексее Михайловиче, а канонизирован он был только в 1913 году. Тогда в Успенском соборе соорудили величественную гробницу, а в подклете соборного храма Чудова монастыря, где умер святитель, освятили храм во его имя.

В 1626 году Чудов монастырь сгорел. Царь Михаил Федорович велел вылить большой колокол на поминовение отца и повесить его на монастырской колокольне. И в 680 году началась перестройка Алексеевской церкви по чертежам царя Федора Алексеевича. Освящение ее состоялось в мае (по старому стилю) 1686 года на праздник обретения мощей святителя. Накануне торжества юные цари Петр и Иван (Петр некоторое время правил вместе с братом по желанию бунтовавших московских стрельцов) вместе с первыми сановниками Государства Российского подняли на руки гроб святителя Алексия и поместили в новоустроенном храме под звон Ивана Великого.

В стенах Чудовой обители были похоронены знатные московские вельможи - Трубецкие, Стрешневы, Куракины, Хованские. Могилу князя Сергея Хованского, почившего в 1768 году, дореволюционные историки называли последним захоронением на территории древнего московского монастыря. На его надгробии была высечена мудрая надпись, выразившая суть канонов православного русского погребения:

Всяк прочтет сию таблицу, внемли,

Коль кратка есть жизнь наша на земли

Для того ставятся на гробах приметы,

Дабы память была в вечные леты.

Однако в 1905 году в Чудовом монастыре состоялось еще одно погребение – тогда похоронили московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Каляевым в Кремле неподалеку от монастыря. Усыпальницу для него в новоустроенном приделе, освященном по тезоименитству покойного во имя преп. Сергия Радонежского, сооружали под руководством архитектора Р.И. Клейна. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году – и тогда закопаны обратно!)

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.


В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров. Страшен урок истории.


И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

Лицевой летописный свод, отражающий освещение Церкви Чуда архангела Михаила, XVI век
Чудов монастырь, 1883 год. Могила патриарха Гермогена, 1912 год.
В 1438 году верх Церкви Чуда архангела Михаила обрушился, здание снесли и на его месте поставили богаче украшенную каменную церковь, но меньших размеров. Уже в 1501 году она была разобрана, спустя два года возвели пятиглавый четырёхстолпный собор, его освятили 6 сентября 1503 году. Купол собора украсили золотой главой с крестом. В 1485 году рядом с Церковью Чуда Архангела Михаила была построена церковь Святителя Алексия, куда перенесли мощи митрополита Алексия.

В 1506 году в монастыре открыли патриаршее училище, которое стало центром научного знания Русского государства. В нём монахи переписывали и переводили церковные книги и манускрипты. В 1515 году в монастырь приехал монах Афонского Ватопедского монастыря Максим Грек, который основал библиотеку для князя Василия Ивановича. Монастырь пострадал от пожара в 1574 году. Были уничтожены 32 иконы, погорели сооружения монастыря. В середине XVI века монастырь вновь расписали, а сгоревший иконостас заменили новым в 1626 году.
Предполагается, что в период с 1601 по 1602 годов в монастыре жил Григорий Отрепьев, позднее известный как Лжедмитрий I. Игумен монастыря Пафнутий, при котором Отрепьев пришёл в обитель, был активным участником событий Смутного времени на стороне Романовых. С 1619 по 1633 год в монастыре работало греко-латинское училище, в котором преподавали иеромонахи Арсений Грек и Епифаний Славинецкий. С 1610 по 1612 год в монастыре был заточён московский патриарх Гермоген, который призывал к борьбе с польской интервенцией и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы, под стражей он умер от голода.

В 80-х годах XVII века Чудов монастырь реконструировали: Перед кончиной Алексий завещал положить тело в основанный им монастырь за алтарём, а не в храме, но Дмитрий Донской велел перенести тело в храм. К нему присоединили двор боярина Бориса Морозова, на этой территории возвели новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Фёдора Алексеевича, он был разделён на мужскую и женскую половины с отдельными входами. В 1686 году его освятили[14]. Также в эти годы строится церковь Святого Апостола Андрея Первозванного.
С 1653 года в монастыре работает церковная школа. Настоятели монастыря часто служили на высоких архиерейских местах, поэтому в 1723 году был подписан указ, разрешающий брать в послушники только монахов, достойных быть руководителями в духовном ведомстве. В 1744 году по указу Елизаветы I в монастыре учредили кафедру Московского архиерея.
Известно, что до 1764 года монастырю принадлежали 18 600 крестьян и несколько подворий в Москве. В него свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и упразднённых обителей. Благодаря притоку денежных средств от множества паломников монастырь постоянно достраивался и поддерживался в хорошем состоянии. Он также занимался благотворительностью: нищим выдавалась милостыня, на праздники Чудов монастырь отправлял в тюрьмы продукты и деньги для узников.

Трапезная палата с готическим крыльцом.
Усыпальница великого князя Сергея Александровича, 1908 год.
В 1812 году во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками монастырь в очередной раз разграбили, некоторую церковную утварь переплавили, книги сожгли. На территории был разбит штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви устроили спальню маршала Луи Николя Даву. После окончания Отечественной войны монастырь восстановили и вернули часть украденного. В нём также начали работать Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. Когда эти учреждения переезжали, их помещения переоборудовали в братские кельи. Так, в 1896 году в братстве монастыря насчитывалось 50 человек.

В 1820 году дом митрополита был переоборудован в Малый Николаевский дворец, в 1824-м к нему пристроили третий этаж. При Николае I монастырь стал центром общественной жизни Москвы и местом проведения государственных праздников. В ноябре 1826 года в нём отмечали первую военную победу над Персидской империей в Русско-персидской войне. Во время высочайших визитов царской семьи в Москву Чудов монастырь наряду с кремлёвскими соборами включался в обязательный маршрут церковно-государственных церемоний и юбилейных торжеств, особенно частых в конце XIX – начале XX веков. Шествие в монастырь обычно совершалось после литургии в Успенском соборе и поклонения мощам московских святителей, которые там находились. В 1870 году в монастыре построили помещение для 45 икон из Синодального архива. К 1913 году коллекция увеличилась до 300, и на её основе провели Романовскую выставку памятников церковной старины.

В начале XX века монастырь входил в группу пятнадцати самых богатых русских храмов. По данным 1897 года, его капитал составлял 498 тысяч рублей. В 1911 году в Чудовом монастыре построили церковь во имя святителя Иосафа Белгородского. В это же время в Чудовом монастыре было организовано захоронение великого князя Сергея Александровича, усыпальницу соорудили в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора Василия Загорского. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия.

Храм Чуда Архангела Михаила был разрушен 17 декабря 1929 года (его место было отведено для курсантского административного корпуса), а остальные постройки монастыря – сносились до 1932-го. В день сноса храма архитектор-реставратор Пётр Барановский, последний человек, видевший интерьеры Чудова монастыря, успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. Останки митрополита перенесли в Успенский собор, а 1947-м – в кафедральный Богоявленский собор в Елохове. Курсантский корпус, известный как 14-й корпус Кремля, на месте разрушенных зданий построили в 1934 году по проекту архитектора Ивана Рерберга или Владимира Апышкова. Позже в нём находился Президиум Верховного Совета СССР, а затем – подразделения Администрации президента России.

Здесь молились и крестили детей цари, здесь хоронили митрополитов. Отсюда бежал Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I.

Чудов монастырь

В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.

Деревянная церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех встала на месте конюшни. Но есть версия, что на этой территории в Кремле размещался Ханский двор. Митрополит Алексий попросил похоронить его в Благовещенском приделе Чудовой церкви. Когда в 1485 году рядом построили храм Святителя Алексия, мощи митрополита перенесли туда. В 1438 на месте обветшавшей церкви Чуда архангела Михаила поставили новую каменную. Но уже 1503 году ее перестроили.

В 1506 в Чудовом монастыре открыли патриаршее училище. Там монахи переписывали и переводили церковные книги. С 1619 по 1633 год в обители работало греко-латинское училище. А в 1653 в монастыре открылась церковная школа.

Смутное время не обошло стороной Чудов монастырь. В 1610 году здесь устроили тюрьму для патриарха Ермогена, так как он призывал к борьбе с поляками и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы. В 1612 году патриарх умер в обители от голода. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Ермоген, освятили храм в его имя.

Чудов монастырь

Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, Александра II. На территории обители хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.

В 1680-х к Чудову монастырю присоединили двор боярина Морозова, и на этой территории поставили новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Федора Алексеевича. В церкви были мужская и женская половины с отдельными входами.

Оставил след в истории обители и Чумной бунт 1771 года: тогда народ разгромил монастырь в поисках митрополита Амвросия, который запретил молиться у Боголюбской иконы Богородицы из-за опасности распространения чумы. Обитель разграбили вновь в 1812 году. Тогда на территории Чудова монастыря устроили штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви поставили спальню маршала Даву.

После окончания Отечественной войны обитель восстановили, и в ней разместились Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. После переезда этих заведений на их месте устроили монашеские кельи.

А в 1820 году дом митрополита перестроили в Малый Николаевский дворец. После этого Чудов монастырь стал местом проведения праздников (например, здесь отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне) и обязательным пунктом в маршруте церковно-государственных церемоний. Здесь же устроили усыпальницу убитого революционерами великого князя Сергея Александровича.

14-й корпус Кремля

Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.

После революции монахов изгнали, а кельи заняли различные учреждения. В 1918 году в Чудовом монастыре открыли пулеметные курсы. Затем их преобразовали в Военную школу имени ВЦИК. И хотя обитель признали памятником архитектуры, в 1929-1932 все ее здания разрушили. Петру Барановскому удалось спасти лишь раку святителя Алексия. Сейчас мощи святого находятся в Елоховском соборе.

На месте разрушенного монастыря в 1932-1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту Ивана Рерберга. Затем в здании работал Президиум Верховного Совета СССР и подразделения Администрации Президента.

В 2014 году Владимир Путин предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле. Но так как не сохранилось чертежей и обмеров построек, от этой идеи отказались. На месте снесенного 14-ого корпуса устроили сквер. В планах — открыть здесь музейное пространство.

Говорят, что. . с 1601 по 1602 год в Чудовом монастыре жил Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I .

Кремль: мини-путеводитель по территории А вам есть что добавить к рассказу об истории и архитектуре Чудова монастыря в Кремле?

Читайте также: