Чс это кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.

2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Внеклассное мероприятие в форме “Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям”.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозапись чрезвычайных ситуаций (видеокассеты были взяты в методическом центре проката видеокассет г. Энгельса), раздаточные листы с чрезвычайными ситуациями, обучающее лото.

I. Представление экспертных групп:

    Эксперты в области наводнений.

“Для нас преград не существует”

“Наш класс хоть в космос отправляй”

“Нам по плечу любое дело”

“Нас ждут великие дела”

“Себя в обиду не дадим”

– Внимание на экран.

/Видеозапись землетрясений, пожаров, наводнений, произошедших в различное время в разных местах/

– Что вы сейчас увидели?

– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?

– Что самое ужасное от этих стихий?

– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

(Параллельно с ответами детей на доске появляется схема. Рисунок 1 )

– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?

– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?

/На доске остаются названия следующих чрезвычайных ситуаций./

III. – Весной время паводков и наводнений.

– Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу.

Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).

Что делать при наводнении

Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все. ” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.

– Ураганы – что это такое?

Выступление 2 экспертной группы.

Ураганы, бури, тайфуны, смерчи

Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).

Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.

Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

Что делать при стихийных бедствиях

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.

/Видеофильм “Ураганы в Америке”./

– Это били природные стихии. А как может навредить себе сам человек, расскажет 3 группа экспертов в области пожаров.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Основные поражающие факторы пожара:

Что делать при пожаре

При пожаре нужно звонить 01.

Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!

Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!

Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.

Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.

Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.

Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.

– Как действовать при пожаре, если он случился в школе. Внимание на экран.

– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.

– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ.

Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.

Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.

Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.

Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.

Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка.

Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.

Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.

Что делать в случае угрозы химического заражения

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.

Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.

В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.

При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:

  • двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
  • избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
  • на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.

– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.

Что делать в экстремальной ситуации

Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.

Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск.

Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.

Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.

Что нужно сделать, чтобы успокоиться:

Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.

Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.

Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.

Занятиеознакомит детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx 41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: ознакомить детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: географическая карта России; раздаточные листы для воспитанников; памятки; карточки для самостоятельной работы; кроссворд.

-Что такое чрезвычайная ситуация?

(Выслушиваются предположения детей.)

- Чрезвычайная ситуация - это опасность, угрожающая сразу многим людям. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным

Давайте рассмотрим подробнее эти природные явления Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать. Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.

(Воспитатель вешает на доску карту.)

В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.)

А теперь посмотрите на доску и прочитайте о том, что такое наводнение.

Наводнение - временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганного ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длительными (более двух недель).

-Итак, что такое наводнение?

(Временный подъем воды в реке, озере или море.)

-Из-за чего происходят наводнения?

(Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров.)

Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки. Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.

Что же делать во время наводнения? Послушайте рассказ об этом.

(Рассказывают заранее подготовленные Воспитанники.)

  • Если наводнение застало внезапно, главное - выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Как можно быстрее поднимитесь на возвышенное место, чтобы вода не смыла.
  • При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды. Самостоятельно из затопленного района можно выбираться только в случае реальной угрозы для жизни.
  • И, наконец, главное правило: не нужно терять надежду на спасение. Надо помнить: убивают человека не голод и жажда, а отчаяние и покорная готовность умереть. На помощь обязательно придут спасатели.)

После спада воды, перед тем как войти в пострадавшее здание, надо убедиться, что оно не представляет опасности для жизни.

(Дети перечисляют правила действий людей во время наводнения.)

Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, - землетрясение.

Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло несколько миллионов жизней.

Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.

Больше шансов уцелеть у людей на верхних этажах домов, а также на первом и втором этажах (они проваливаются в подвал, где также увеличиваются шансы выжить).

Самые безопасные места в доме - углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.

А теперь давайте прочитаем правила поведения при землетрясении.

(Воспитатель раздает детям памятки.)

Если землетрясение застало вас в доме.

  • Отключите газ, электричество, загасите открытый огонь (печь, камин).
  • Постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов.
  • Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не выбегайте на лестницу, не пользуйтесь лифтом.
  • Не прячьтесь под мебелью. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.
  • Успокойтесь сами и успокойте других. Не паникуйте.

Если землетрясение застило вас на улице

  • Отойдите на открытое место.
  • Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.
  • Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.
  • Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Если вы оказались в завале

  • Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, попытайтесь остановить его подручными средствами.
  • Берегите силы до прибытия спасателей, не падайте духом.
  • Устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки.
  • Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях.

Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час?

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири, Вдруг раздался страшный гром, Разбежались мыши вон!

Знакомство с новым материалом

Перед нами прошли стихии земли, воды, остался - воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.

Посмотрите на доску и прочитайте все, что говорится о ветрах.

(Дети читают текст о ветрах.)

Бури, ураганы, тайфуны, смерчи

Ураганы - очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 20м./ч). На Дальнем Востоке их часто называют тайфунами.

Бури - это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. В пустынях их называют самумами. А бурю на море называют штормом.

Смерч - это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстро вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

  • Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать? (Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.)
  • Что такое ураган? (Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. Такой ветер сметает постройки, переносит с места наместо автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли. Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.)
  • Что такое смерч? (Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.)

Смерч - это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. В Америке его называют торнадо, в Европе - тромб.

Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути. Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.

В апреле 1974 года над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо. Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 м, скорость его движения достигает 40 км/ч.

Поднять в воздух человека для смерча не проблема. Жители американских штатов, где торнадо проходят часто, обычно имеют рядом с домом укрепленный погреб, куда можно спрятаться.

- Вспомните, как звали сказочную героиню, перенесенную в другую страну сильным ветром.

- Волшебным ли было такое перемещение? (Нет.)

Но для человека, попавшего в такой смерч в жизни, а не в сказке, дела заканчиваются, как правило, плачевно. Как же надо вести себя при смерче или урагане?

Прочитаем памятку 2.

Как вести себя при смерче или урагане

  • Если вы видите воронкообразный столб воздуха в небе, спрячьтесь в надежное укрытие. Таким укрытием может быть место под мостом, железобетонным навесом, подвал, погреб,, хорошо укрепленное здание и сооружение.
  • Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.
  • Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
  • Остерегайтесь оборванных электропроводов.
  • Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль, плотнее закройте его двери и окна.

Закрепление пройденного материала

Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)

Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке.

Для этого разгадайте кроссворд.

3. Сильный вихрь в Америке. 4.Ураган на Дальнем Востоке.

6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.

8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.

1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.

2. Специально обученные люди, оказавшие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.

7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.

По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8.Землетрясение. По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5.Буря. 7. Смерч.

Молодцы! Справились с заданием.

- Возьмите в руки карточки с вопросами. Подпишите их. Прочитайте вопросы и на свободных строчках напишите ответы:

  1. Что такое наводнение?
  2. Что такое ураган?
  3. Если при землетрясении вы находитесь дома, куда надо спрятаться?
  4. Что надо сделать, если есть время, перед тем как покинуть, дом при наводнении?
  5. Перечислите стихийные бедствия, которые вы знаете.

(Дети выполняют задание и сдают работы.)

Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Надеюсь, что вам не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное - не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на занятии [a] .

Поговорим немного о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают. Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать, уметь обойти. Наверное, за это мы и любим наших отважных героев фильмов, книжек и видео игр Задумайся, ведь и Буратино, и Иванушку, Герду и Элли, Робинзона и Гулливера, Рэмбо и Илью Муромца, разведчиков и сотрудников уголовного розыска мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать опасности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

А теперь спроси себя: можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и удачливым, как наши герои? Что нужно для этого? Сразу ли полководцы и космонавты, герои моряки и танкисты стали умными и отважными? Конечно же, нет.

И Герои России, и чемпионы мира сначала были такими же девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто в отличие от тех, кто не очень стремился к победе, они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, лучше умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру!

С чего начать нашу подготовку к безопасной жизни?

Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Попробуем очертить пространство, в котором мы живем. Назовем все места, в которых мы бываем, и где нас могут ожидать не только обыденные дела, но и опасности.

  • Дома: в ванной, на кухне, на балконе.
  • В подъезде, в подвале, на чердаке, на елке.
  • На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке.
  • В гостях, на дне рождения, на елке.
  • В парке, на стадионе, в лесу, на пляже.
  • В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке.
  • В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.
  • На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, в поезде, самолете, на вокзале.
  • В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажешь ты. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями. Это огонь, газ, электричество, острые и тяжелые предметы, скользкие поверхности, стекло, ядовитые вещества, больные животные, злые люди и многое другое, отрицательно влияющее на человека, угрожающее его здоровью, жизни или имуществу. Некоторые опасности спрятаны до поры до времени, как гвоздь в табуретке или разбитая бутылка в траве. А другие видны сразу: кипящий чайник, разлитое масло, пьяный человек, собака с пеной у рта. Независимо от того, видим мы их или нет, все неблагоприятные факторы создают нам большие или малые опасные ситуации.

Теперь попытаемся уточнить некоторые понятия.

Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания. Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без продуктов питания, упал с лестницы или простудился. … Все это опасные ситуации. Но некоторые из них могут стать экстремальными.

Крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества называются чрезвычайными ситуациями. К ним относится эпидемии, наводнения, землетрясения, ураганы, аварии на атомных станциях, крупные транспортные катастрофы, вооруженные конфликты.

В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих вредных факторов опасные ситуации подразделяются на: техногенные (аварии или катастрофы с техникой), социальные (конфликтные и криминальные ситуации) и природные (стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения, наводнения).

При крупномасштабных массовых бедствиях (эпидемиях, наводнениях, крупных катастрофах, социальных и вооруженных конфликтах, других ЧС) на помощь пострадавшим приходят специальные государственные службы, общественные и частные фонды, все общество под руководством Президента и Правительства России.

Но чаще всего в своей жизни ты будешь сталкиваться с такими опасностями, которые угрожают именно тебе, когда твое спасение будет зависеть, прежде всего, от твоих действий. Как, например, при переходе через дорогу с оживленным движением или при переправе через бурный поток по канату.

Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях.

Развивающие: развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой помощи.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об опасных ситуациях, и что надо делать в таких случаях.

Опасности могут возникнуть по вине человека. Назовите их.

Дети: Пожар, взрыв газа, потоп, ДТП и др.

Воспитатель: Это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям. К такой ситуации относится пожар.

Слайд 2, Слайд 3.

Воспитатель: От чего может возникнуть пожар?

Дети: От спички, от электроприборов, от газовой плиты и др.

Воспитатель: Нужно обязательно знать правила как вести себя во время пожара. Давайте их вспомним.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды (на электроприборы нельзя).

После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма. Не прячемся под кровати, столы и по углам.

Когда придут на помощь взрослые или приедут пожарные, мы во всём их слушаемся.

Воспитатель: Ребята, есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, земли и др. Их называют чрезвычайными ситуациями.

ЧС - это опасность, угрожающая многим людям.

Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом вам помогут вопросы.

- Временное затопление суши из-за подъёма воды. Наводнение.

- Очень сильный ветер. Ураган.

- Очень сильная буря на море. Шторм.

- Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. Землетрясение.

Какие ЧС бывают в нашем городе?

Дети: Наводнение.

Воспитатель: Из-за чего происходит наводнение?

Дети: Из-за сильных дождей, быстрого таяния снегов.

Воспитатель: Вследствие наводнения происходит разрушение домов и зданий, мостов; размыв железнодорожных и автомобильных дорог; уничтожение урожая; гибнут люди и животные.

Воспитатель: Какое сооружение помогает городу избежать наводнения? Дамба.

Дамба - земляная, каменная или из др. материала насыпь на берегу реки, которая предохраняет берег от затопления, служит для удержания воды.

Действия во время наводнения:

Собрать документы, необходимые вещи, питьевую воду, лекарства, запас еды на 2-3 дня. Если позволяет время, закрыть окна ставнями, или досками.

Перейти на верхние этажи здания, в одноэтажном доме - забраться на крышу.

До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас обнаружить.

В лесу - выйти на возвышенное место, гору, холм, влезть на дерево.

Если оказался в воде - нужно плыть по течению к ближайшему не затопленному участку, нужно держать за проплывающие мимо нетонущие предметы.

Воспитатель: Ребята, ветер тоже может навредить человеку.

В нашем городе тоже бывают ураганы.

Какие разрушения может вызвать ураган?

Дети: Свалить дерево, рекламу, сорвать крышу и др.

Воспитатель: Если налетел ураган и вы дома, в квартире, что нужно сделать?

Закрыть все окна и двери, лучше отключить газ и электроэнергию, сделать запас воды. Укрываться лучше всего в подвале или в жилых помещениях первого этажа.

Если вы на улице, в лесу?

Найдите укрытие в других прочных помещениях. Следует понимать, что машина не защитит вас при ураганном ветре, поэтому лучше её покинуть, ветер легко поднимет машину в воздух.

Избегайте линий электропередач (при их обрыве высока вероятность смертельного исхода для тех, кто окажется поблизости).

Избегайте рекламных щитов, знаков, киосков, машин и т.д. (всё это может быть поднято ветром и угодить в вас).

Держитесь подальше от отдельно стоящих деревьев (ветер запросто может свалить их).

Если укрыться в здании не удалось - найдите канаву, яму какую-нибудь. Лягте на живот и закройте голову руками,

Воспитатель: Ребята, на помощь нам всегда приходят спасатели.

Эта профессия считается одной из самых опасных. Спасатели приходят на помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя собственной жизнью.

Цель: закреплять знания детей о профессиях МЧС, их предназначении и наличие предметов, которые помогают этим людям в работе.

Дети по очереди подбрасывают кубик. Цифра, выпавшая на кубике, указывает на сектор круга с тем же номером. Ребёнок объясняет для чего и в какой ситуации предназначены предметы спасателям, изображенные в данном секторе.

1 сектор: ЛЕСНОЙ ПОЖАР: бульдозер для расчистки полос от кустарника, завалов, также окапывает лес, чтобы огонь не перемещался дальше; применяют самолеты, оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих веществ; лесные огнетушители, напоминают насос.

2 сектор: ПОЖАР: огнетушитель, конусное ведро.

3 сектор: ПРОИСШЕСТВИЕ В ГОРАХ: упал в ущелье: трос, веревка, чтобы достать, поднять человека из ущелья, на гору; вертолет, лошадь помогает добраться к месту происшествия.

4 сектор: КОГДА ЗАТОНУЛО СУДНО: ласты, акваланг (баллон с сжатым воздухом, трубка), гидрокостюм.

5 сектор: НАВОДНЕНИЕ: спасательный жилет, круг, лодка.

6 сектор: ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ, СХОД ЛАВИНЫ, ЗАВАЛЫ, ВЗРЫВЫ: поисковая собака, носилки, лопата.

От места старта участник бежит до куба, на котором лежит треугольник, подает сигнал (звенит в треугольник) и бежит обратно. Передает эстафету следующему.

В результате взрыва разрушен дом. Спасателям необходимо быстро разобрать завалы.

Очень часто в чрезвычайных ситуациях необходима помощь более слабым или получившим травмы людям. Спасатели должны прийти на помощь пострадавшим, оказать медицинскую помощь.

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились со стихийными бедствиями, помните об опасности и всегда соблюдайте правила безопасности!

Читайте также: