Зачем иван калита перевел в москву из владимира кафедру русского митрополита кратко

Обновлено: 04.07.2024

В конце XIII века митрополит Максим перевез православную кафедру из разоренного Киева во Владимир. Через несколько лет, с 1305 года новый митрополит Петр из Владимира часто ездил в Московское Царство. В это время там правил Иван Калита. Перенос резиденции митрополита в Москву произошел, прежде всего, из-за доверительных отношений между духовником Петром и князем Иваном.

В 1325 Иван Калита становится единоличным московским князем. В этот же год митрополит Петр переносит кафедру в Москву. Таким образом, Московское княжество становится единым центром православия на Руси. Кроме того, историки говорят о ряде важных последствий:


Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву – важный шаг в становлении русского государства и в возвышении Москвы. Уникальное географическое положение, рост влияния Московского княжества в северо-восточных землях и присоединительная политика московских князей очень быстро сделали Москву новым центром русской державы.

Предпосылки возвышения

Хроники, написанные уже после смерти Андрея Боголюбского, упоминают о Москве, как о городе, в котором живут московиты – жители Москвы. Имя города встречается в летописях многих военных событий того времени. Москва стала точкой на карте, в которой встречают друзей и отражают натиск врагов. Небольшой недавний городок быстро становится особым городом личного княжения. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву не состоялся бы, если бы к середине четырнадцатого века последняя не обладала нужным размером и влиянием.

перенос митрополичьей кафедры из владимира в москву дата

Формирование нового православного центра

Знаменитый Иван Калита сделал Москву центром не только политической, но и религиозной жизни. До этого центром богослужения и постоянным местом жительства митрополита был Владимир на Клязьме. Течение времени и постоянное лавирование между строптивыми князьями, татарскими ставленниками и собственным мятежным людом снизили значение Владимира. Битва за статус центра русского православия разгорелась между Москвой и ее вечной соперницей - Тверью.

Борьба за митрополита

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира сопровождался ожесточенной борьбой между Москвой и Тверью. Князья этих земель наперебой стремились угодить татарскому хану, стараясь склонить всесильных монголов на свою сторону. Между тем монах одного из тверских монастырей написал в Константинополь жалобу на митрополита Петра. Были высказаны факты симонии (раздачи церковных должностей) и пренебрежения церковными обязанностями.

Для владыки всея Руси возникла реальная угроза низложения. Но такое мероприятие не было бы возможным без одобрения многочисленного русского духовенства, а в дела церковные татарские ханы и их посредники предпочитали не вмешиваться. Для них важнее были подати и дани, регулярно приносимые русскими князьями. А духовную сторону жизни ханы предпочитали не обсуждать и на политику церкви влияния не оказывали.

перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

Восхождение Петра на престол митрополита не обошлось без влияния московских князей. Обретя духовную власть над православными, Петр не забыл оказанных услуг и всецело поддерживал московских правителей. Он подолгу жил в Москве, там же и умер, и был похоронен. Многочисленные подношения и ходатайства московских князей сделали свое дело – покойный митрополит Петр был канонизирован под именем первого московского и всея Руси чудотворца. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира на Клязьме в Москву стал уже наполовину решенным вопросом.

Преемник чудотворца

Преемником Петра стал новопризванный грек Фиогност. В конце 1327 года константинопольский патриарх Исайя назначил его Киевским митрополитом с постоянным местом служения в Москве.

В 1328 году Фиогност посетил северо-восточные русские земли, которым, по просьбам Галицких и литовских князей, была выделена отдельная митрополия. Но Фиогноста не устраивала скромная должность патриарха уездного городка. Он задался целью объединить северную и восточную Русь под одним православным крестом. Именно при нем стал окончательно возможным перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата предстоящего события была согласована с Константинополем. Фиогност задался целью превзойти все известные русские города и сделать Москву единым центром православного мира.

 перенос митрополичьей кафедры из владимира в москву год

Благоустройство столицы

Возможно, перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву при князе Калите и не состоялся бы, если бы не было такой активной поддержки нового митрополита. При нем было закончено строительство Успенского храма, а в 1328 году были выстроены две каменные церкви – неслыханное новшество для столицы. Церковь святого апостола Петра и преподобного Ивана Лествичника стали еще одним этапом укрепления значимости Москвы.

перенос митропольичей кафедры из владимира в москву

Торжественный перенос

В середине 30-х годов 14 века активная работа Феогноста на посту митрополита принесла первые значимые результаты. Канонизация чудотворца Петра привлекла в Москву массу паломников и священнослужителей. Постоянная бурная религиозная деятельность не прошла незамеченной в константинопольском патриархате – влияние нового митрополита распространялось на все русские земли.

перенос митрополичьей кафедры из владимира

Последствия переноса

Данное событие было знаковым для Московского князя. Оно многократно усиливало позиции светской власти, уравнивая ее с духовной. Фиогност был целиком на стороне Ивана Калиты, помогая последнему в деле присоединения соседних земель к Московскому княжеству. Например, Фиогност широко пользовался привилегией римских пап накладывать и снимать проклятия не только на отдельных людей, но даже на города и земли. Так он наложил проклятие на жителей Пскова и его окрестностей за то, что те отказались выдать тверского князя хану Улугбеку, тем самым провоцируя хозяина Золотой Орды на новые набеги и разрушения. Анафема дала ощутимый результат – князь тверской Александр Михайлович покинул Псков и выехал в Литовское княжество. После этого проклятие было снято.

Становление Москвы как центра православного мира

Трудно дать полную оценку всех благ, которые принес новой столице перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата этого события (1326 год) отражена во многих летописях и хрониках как переломный момент в жизни московского княжества.

Согласно старинному представлению об устройстве вселенной, и мирская, и духовная власть равнозначны и едины. Поэтому то, что в царствующем городе одновременно жили и государь, и митрополит, было естественным и желаемым.

 перенос митрополичьей кафедры из владимира на клязьме в москву

Политика и церковь

Это было время сравнительно мирного сосуществования Московского княжество и Золотой орды – Москва богатела и процветала. Княжеский двор и двор митрополита располагались рядом, и по пышности и богатству не уступали друг другу. Пышные крестные ходы и богослужения по случаю представления в епископы собрали в столице весь цвет церковной иерархии с высокими гостями из восточных русских земель и из самого Константинополя. Все пышные празднества устраивались в Москве при большом скоплении народа. Можно было оспаривать претензии Москвы на близлежащие земли, но религиозная власть была неоспорима: игнорирование московского митрополита грозило отлучением от церкви.

Почему так произошло

Одним из самых важных фактов, из-за которых перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву все-таки состоялся, было предоставление различных значимых льгот и денежных довольствий. По сравнению с тем, что получили представители церковной власти в соседних княжествах, льготы были неслыханными, а денежные пожертвования – огромными. Московские князья ничем не рисковали – их положение было настолько прочным, что они могли с уверенности выбирать среди епископов наиболее лояльных.

перенос митрополичьей кафедры из владимира в москву при князе

Немалую роль сыграло и уникальное географическое положение Москвы, и близость отношений с Константинополем. Немаловажным аргументом послужило и то, что митрополит всея Руси не ущемлял ничьих интересов среди церковных властей, поэтому был одинаково лоялен ко всем епископам. Митрополит Петр начал становление превосходства Московского патриархата, а его преемник достойно закончил превращение Москвы в столицу православной веры.

Митрополит Феогност перенёс кафедру митрополита из Владимира в Москву в 1328 году. По какой причине? Я не понимаю.

Одним из самых важных фактов, из-за которых перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву все-таки состоялся, было предоставление различных значимых льгот и денежных довольствий. По сравнению с тем, что получили представители церковной власти в соседних княжествах, льготы были неслыханными, а денежные пожертвования – огромными. Московские князья ничем не рисковали – их положение было настолько прочным, что они могли с уверенности выбирать среди епископов наиболее лояльных. Немалую роль сыграло и уникальное географическое положение Москвы, и близость отношений с Константинополем. Немаловажным аргументом послужило и то, что митрополит всея Руси не ущемлял ничьих интересов среди церковных властей, поэтому был одинаково лоялен ко всем епископам. Митрополит Петр начал становление превосходства Московского патриархата, а его преемник достойно закончил превращение Москвы в столицу православной веры.

В начале 14-го века Русь продолжала страдать от татаро-монгольского ига. В то время митрополит Петр постоянно посещал вотчины разных русских князей, хотя его кафедра официально находилась во Владимире. Люди на Руси одновременно страдали от татарских набегов и междоусобиц между князьями. Великокняжеский престол тогда достался самому властному и сильному из них Михаилу Ярославичу Тверскому.

Митрополит Петр

Москва в начале 14-го века была слабой и неприглядной. В 1315 году князь Иван Даниилович Калита первый раз встречал у себя митрополита Петра, который сразу же полюбил его и москвичей. В это время была заложена основа для его будущего переезда в Москву.

В 1318 году умер Михаил Ярославич Тверской. Хан Узбек наградил великокняжеским ярлыком его сына Александра, который противостоял Ивану Калите. Митрополиту Петру приходилось постоянно примирять князей, но в итоге он отдал предпочтение Москве.

Иван Даниилович неоднократно предлагал митрополиту перенести его кафедру в свой город, но Петр решился на этот шаг только в 1325 году. С этого времени Москва превратилась в русский церковный центр, а Московское княжество укрепило свое значение на Руси.

Иван Даниилович Калита услышал от митрополита Петра пророчество об освобождении Руси от татаро-монгольского ига и будущем возвышении Москвы в качества центра Руси. Петр продолжил примирять русских князей и способствовал их объединению для борьбы с общим врагом.

Читайте также: