Тайна гибели титаника кратко

Обновлено: 04.07.2024

106 лет назад, 14 апреля, в своей первый и, как оказалось, последний рейс отправился круизный лайнер "Титаник". Этот рейс должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории морского пароходства.

Когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, оказалось, что эвакуацию организовать никто не смог, в результате полторы тысячи человек утонули в ледяных, темных водах Атлантики. Те семьсот, кому посчастливилось занять места на немногочисленных спасательных шлюпках, пережили кошмар, ожидая спасения под крики тонущих людей.

Катастрофа потрясла мир и вызвала споры, которые не утихают до сих пор. А началось все с того, что в голову владельца британской судоходной фирмы "Уайт Стар Лайн" Брюсу Исмею пришла идея создать лайнер лучше, чем у компании-конкурента. Незадолго до этого его главный соперник "Кунард Лайн" в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием "Лузитания".

Строительство "Титаника" началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Корабль преследовали неудачи задолго до того, как на его борт поднялись 2207 пассажиров и членов экипажа. Во время строительства на верфях судостроительной компании "Харланд энд Вулф" погибло шесть рабочих, большинство из них от падения с высоты. 246 человек получили травмы, из них 28 — стали инвалидами. Как только корабль отчалил от пристани, в него едва не врезался пароход "Нью-Йорк".

Провидение посылало знаки "Быть беде!", но на них не обратили внимание. Получить билет на заветный рейс хотели тысячи людей разных сословий и достатка. И никто не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно — сколько людей погибло на "Титанике".

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты были распроданы еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Курс "Титаника" пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений.

Сделаем небольшое отступление от первых часов трагического рейса. Можно сказать, что его исход был предсказан британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Он опубликовал вымышленный рассказ о крушении Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок. И это история уже оказалась пророческой. Ровно через 20 лет случилась трагедия "Титаника". Насмешкой судьбы наверно можно назвать тот факт, что на этом лайнере оказался и сам журналист. Спастись Томасу Стеду не удалось.

А радист в этот момент оборвал радиообмен с кораблем "Калифорниан", который предупреждало о близкой опасности. Получить координаты айсберга она не успел: был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса.

В 23:39, на расстоянии всего 650 м прямо по курсу, был замечен "черный" айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.

Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным — он был "черным", практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы "барашки" вокруг льдины. На "Титанике" не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в "вороньем гнезде" их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью — по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.

Тайны гибели Титаника. 7787.jpg

Когда в 00:05 был отдан приказ спускать шлюпки, пассажиры отказывались садиться в них, так как "Титаник" казался им непотопляемым — в шлюпке № 1 было занято всего 12 мест из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки на воду из-за того, что корабль тонул просто на глазах. Первая была спущена на воду в 00:45, последняя — в 02:05. Те, кому посчастливилось попасть в шлюпки, не спасали людей в воде и старались отплыть от места крушения, опасаясь, что их перевернут тонущие или шлюпки затянет в воронку, создаваемую тонущим судном.

У людей, которые попали в открытый океан, не было шанса выжить даже при наличии спасательных жилетов и навыков плавания. В ту ночь температура воды в Атлантическом океане опустилась до +2…+4 С. При такой температуре летальный исход наступает через 5-15 минут пребывания в воде. Из воды живыми было подобрано всего шесть человек из полторы тысячи.

Между тем достаточно близко от "Титаника" находились еще три судна. На борту подавали сигнал бедствия, но использовали сигнальные ракеты не красного, как было положено при кораблекрушении, а белого цвета — других ракет просто не было на судне…

Именно поэтому не пришел на помощь корабль "Калифорниан", который проходил по курсу всего в нескольких милях — там подумали, что на "Титанике" дают праздничный салют. Только в 5:30 радист получил известие о бедствии, но когда корабль прибыл на место крушения, всех выживших уже подобрали.

Столкновений с айсбергом произошло в 23:40, а уже в 02:18 "Титаник" разломился на две части, в 02:29 врезался в дно океана на глубине почти 4 тысячи метров. В 04:10 на помощь людям в спасательных шлюпках пришел корабль "Карпатия", который поднял 712 уцелевших пассажиров и членов экипажа на борт и в 08:50 взял курс на Нью-Йорк. Вместе с "Титаником" утонул и его капитан — Эдвард Джон Смит, самый опытный из капитанов компании "Уайт Стар Лайн".

Тайны гибели Титаника. 7786.jpg

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.

Одна из последних гипотез — еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем — строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем — забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя "Титаник" до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Кроме того, был полный штиль, и идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, — все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря показаниям выживших пассажиров. Воспоминания некоторых некоторых их них были опубликованы и навсегда останутся в истории.

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Состав экипажа и пассажиров

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле – так он провёл последние часы

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Я думаю, что все знают про гибель легендарного лайнера "Титаник". Все помнят красивую историю любви Джека и Розы. а я хочу рассказать вам про версии затопления корабля. Так как версий несколько, то я решила сделать серию постов про затонувшее судно.

Тайны

В ночь с 14-того на 15-тое апреля 1912 года в северной Атлантике произошла трагедия, которая открыла печальный список самых громких катастроф ХХ века. Потребовалось всего три часа, чтобы после столкновения с айсбергом на дно ушел “Титаник” - самый большой и самый совершенный корабль из когда-либо созданных людьми. И это случилось не в бурю, не в шторм, а тихой весенней ночью всего на четвертый день его первого плавания.
Обломки “Титаника”, унесшего с собой на дно полторы тысячи жизней, покоятся на глубине четырех километров. Гибель “Титаника” по-прежнему окружена тайной.

По горячим следам весной 1912 года сначала в Нью-Йорке, а затем в Лондоне велось расследование по делу о гибели “Титаника”. Были опрошены около 100 свидетелей, рассматривались различные версии причин трагедии, материалы следствия составили том в 1200 страниц.

Официальное судебное заключение гласит:
“Гибель корабля произошла от столкновения с ледяной горой, вызванного, в свою очередь, высокой скоростью, с которой вели корабль”
И все. Не названы главные виновники трагедии, ни слова о причинах нарушений правил безопасной навигации, вскрытых на следствии, полное молчание о других версиях катастрофы.

Итак, я предлагаю вам погрузится в тайны гибели "Титаника".
Это первая версия гибели огромного судна:

Был ли это взрыв?

Содержание статьи

Каюты и помещения корабля делились на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться услугами плавательного бассейна, двумя кафе, рестораном, кортом для игры в сквош, гимнастическим залом. Во всех трех классах были обеденные и курительные помещения, закрытые и открытые пространства для прогулок. Каюты и салоны первого класса поражали своей роскошью и богатством. Они были оформлены в разных стилях с использованием дорогостоящих материалов (дорогие породы дерева, шёлк, хрусталь, позолота, витраж). Интерьеры третьего класса были оформлены предельно просто: белые стальные стены, обшитые панелями из дерева.

Версия крушения №1. Официальная


Версия крушения №2. Страховая авантюра


Версия крушения №3. В погоне за голубой лентой Атлантики


Версия крушения №4. Пожар и взрыв



Так началась самая ужасная ночь в прекрасной долгой жизни Эдварда Джона Смита. Капитан провёл в море более сорока лет. За это время с ним никаких особых неприятностей не случалось. Теперь же на его долю выпала тяжкая ответственность за одну из самых страшных морских катастроф всех времён. За считанные часы погибнет более полутора тысяч пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.

Построение непотопляемого корабля.

Первые статьи об ужасной трагедии героизировали фигуру капитана.

Памятник капитану Смиту.

Но действительно ли он умер?

Приговор капитана Смита

Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.

Почему сначала не было никакой паники

Дело в том, что люди просто не осознавали всей глубины опасности. Когда их впервые вызвали на палубу около полуночи той ясной безоблачной ночью, никто даже представить себе не мог, чем это в итоге закончится. Никто не знал, например, что спасательных шлюпок было примерно вдвое меньше необходимого. Или что корабль, видимый вдалеке, не придёт на помощь. Или что столь знаменитый, гигантский корабль действительно затонет.

Безусловно, когда стало не хватать спасательных шлюпок, началась некоторая паника. Потом корабль начал заметно крениться, и всё, что не было прибито к полу, превратилось в высокоскоростной снаряд. Но даже несмотря на это, паники в полном смысле этого слова не было и тогда. Популярные фильмы и другие инсценировки катастрофы показывают отдельные случаи хаоса и трусости, но большинство выживших рассказывают совсем другую историю.

Спасательных шлюпок не хватало на всех, но об этом тогда никто не знал.

Погрузка женщин и детей в спасательные шлюпки.

Музыканты, которые до последнего играли на палубе тонущего корабля и пошли на дно вместе с ним.

Катастрофа в замедленном движении

Люди до последнего отказывались верить, что этот красавец-лайнер может пойти ко дну.

Читайте также: