Чохов царь пушка кратко

Обновлено: 08.07.2024

Самым выдающимся оружейником этого времени был пушечных дел мастер Андрей Чохов. В молодости он был учеником Кашпира Ганусова — немецкого мастера, работавшего при дворе Ивана Грозного. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников своими талантами. В те времена ученичество длилось более 10 лет. С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льёт пушки.

Свое самое знаменитое орудие Чохов отлил в царствование Федора Иоанновича, в 1586 году. Это прославленная Царь-пушка — 40-тонный гигант почти метрового калибра.


Для ее перемещения с Пушечного двора на Красную площадь потребовалось 200 лошадей. Правда, свое название Царь-пушка получила не за небывалые размеры, а за литое изображение царя Федора Иоанновича на своем стволе. Кстати, это еще и первый портретный барельеф в истории русского изобразительного искусства.

Надпись на стволе Царь-пушки гласит:
Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине.
Слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.

Царь-пушка. Фото 1904 г.

Известно, что Царь-пушка ни разу не стреляла. Однако это вполне боевое, а не декоративное орудие. Второе ее название было Дробовик, и предназначалась она для стрельбы каменной дробью, а не теми огромными ядрами, которые ныне находятся возле нее. Царь-пушка и сегодня готова к бою — хоть сейчас заряжай и пали. Только предварительно надо снять ее с лафета (иначе сорвет) и вкопать в грунт.

Литой орнамент на лафете Царь-пушки

В 1588 году Андрей Чохов еще раз подтвердил репутацию лучшего артиллерийского мастера своего времени, отлив 100-ствольную пушку, стрелявшую ядрами размером с гусиное яйцо. Ничего подобного не имела в то время ни одна страна в мире. Долгое время это орудие охраняло Москворецкие ворота Китай-города.

Свои высокие боевые качества русская артиллерия XVI века подтверждала не раз. Во время Ливонской войны трех ее залпов хватило, чтобы обрушить стены Полоцка, тогда еще польско-литовского. А во время нашествия крымской орды Кази-Гирея на Москву в 1591 году огонь русской артиллерии навел на татар такой страх, что они в панике бежали и больше уже никогда не появлялись под стенами первопрестольной.

В этих и многих других славных победах русского оружия немалая заслуга принадлежит и Андрею Чохову, отдавшему пушечному делу 60 лет своей жизни.

Умер Андрей Чохов в 1629 году.

24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль "Скоропея" . Бронза, масса 3669 кг. 1590 г.

"Аспид" и деталь украшения. 1590 г.

30-пудовая осадная мортира, 1605 г.

Пищаль. 1629 г. Видимо, это последнее орудие А.Чохова

О Царь-пушке в России знают практически все. Любой скажет, что она очень старинная, что стоит в Кремле, и что самая большая в мире. Многие добавят, что никогда не стреляла, что шедевр русского литейного искусства, и что вообще это один из главных национальных символов.

Неплохо знакома Царь-пушка и иностранцам – тысячи туристов видели её в Москве лично своими глазами; миллионам других она известна заочно, по многочисленным фотографиям.

Разумеется, такой экстраординарный объект издавна привлекал внимание исследователей. Ещё с XVIII века вокруг необычной пушки шли многочисленные дискуссии.

Так, специалисты пытались определить, является ли она настоящим боевым орудием, или это лишь рассчитанная на устрашение иностранных послов пропагандистская поделка. Те, кто считал, что верно первое, спорили, чем же в таком случае Царь-пушка должна была стрелять – ядрами или картечью, и действительно ли ей так и не довелось сделать ни единого выстрела. Не было согласия и относительно её классификации: одни причисляли это орудие к бомбардам, другие – к мортирам.

Такой раздрай в рядах исследователей был вызван не только своеобразной конструкцией самой Царь-пушки, но и историей её появления, а также особенностями ранней русской артиллерии в целом.

От Тохтамыша до Чохова

Будущий знаменитый мастер начинал свою деятельность ещё во времена правления Ивана IV Грозного, в 1560-х годах. Ремеслу обучался на московском Пушечном дворе у известного литейщика Кашпира Ганусова (судя по всему, иностранца). Первая самостоятельная работа Чохова датируется 1568 годом, последняя – 1629-м.

Царь-пушка – самая знаменитая работа Андрея Чохова. По замыслу мастера лафета у неё не было – нынешний декоративный лафет и ядра были отлиты из чугуна лишь в 1835 году.

Царь-пушка – самая знаменитая работа Андрея Чохова. По замыслу мастера лафета у неё не было – нынешний декоративный лафет и ядра были отлиты из чугуна лишь в 1835 году.

Внешний вид и царские ТТХ

Андрей Чохов отлил свою Царь-пушку из бронзы в 1586 году, в начале правления царя Фёдора I Иоанновича, сына Ивана Грозного. Новому царю, который, как считается, был слаб умом, тогда было всего 11 лет.

В соответствии с традициями русских литейщиков того времени Царь-пушка великолепно художественно оформлена. Её дульный и казённый срезы украшены выступающими над поверхностью ствола поясами с шестилепестковыми розетками, между которыми отлиты ещё четыре неполных орнаментальных пояса.

Технические характеристики пушки поражают. Во-первых, у неё беспрецедентно огромный вес – 2400 пудов, что равняется 39.312 килограммам. Своей массой Царь-пушка на момент её появления намного превосходила все когда-либо созданные артиллерийские орудия Европы.

Во-вторых, детище Андрея Чохова обладает поистине царскими размерами. Длина Царь-пушки составляет 5,34 метра при наружном диаметре (не считая декоративных поясов) в 120 сантиметров. Канал ствола имеет длину 3,18 метра при средней толщине стенок около 15 сантиметров. В казённой части канал переходит в пороховую камору длиной 1,74 метра и диаметром около 44 сантиметров. Здесь толщина стенок доходит до 0,4 метра и примерно столько же – около 0,42 метра – составляет толщина задней стенки орудия.

Наконец, у Царь-пушки просто невероятный калибр – 890 миллиметров. По этому показателю она оставалась непревзойдённой среди всех типов артиллерийских орудий мира аж до 1857 года, когда в Великобритании создали так называемую мортиру Маллета калибром 914 миллиметров.

Если же не причислять творение Андрея Чохова к мортирам, то она до сих пор остаётся самой крупнокалиберной пушкой планеты.

Хитросплетения классификаций

Дело в том, что попытки классифицировать Царь-пушку связаны с несколькими объективными трудностями.

Прежде всего, проблема заключается в том, что стандартизация в артиллерийском деле появилась сравнительно поздно. В России, в частности, унифицированная калибровка и артиллерийская шкала были введены лишь в 1707 году Петром I. До этого каждый мастер лил свои пушки, ориентируясь лишь на собственный опыт и представления о том, как должен выглядеть конечный результат. Отсюда и характерный для русской артиллерии допетровского времени колоссальный разнобой пушек по их конструкциям, калибрам, длине и весу.

Естественным следствием такой разносортицы стало возникновение не слишком последовательной артиллерийской терминологии, которая к тому же постоянно менялась. Многие названия, бытовавшие в конце XVI века, впоследствии вышли из употребления, а те, что сохранились, зачастую стали обозначать нечто совсем иное, нежели во времена Андрея Чохова. Изменились и принципы артиллерийской классификации.

К тому же у Царь-пушки отсутствуют такие необходимые для мортиры элементы, как цапфы – специальные цилиндрические стержни для укладки ствола на станины лафета. Вдобавок на её торели (то есть на казенном срезе) нет винграда – особого фигурного выступа, которому обычно придавали вид виноградной кисти или шара. Всё это делает её очень похожей на западноевропейские бомбарды, отчего многие специалисты до сих пор относят Царь-пушку именно к этому типу артиллерийских орудий.

Характерный плоский срез казённой части Царь-пушки дал основание некоторым исследователям причислить её к бомбардам.

Характерный плоский срез казённой части Царь-пушки дал основание некоторым исследователям причислить её к бомбардам.

В Западной Европе бомбардами с конца XIV века называли в основном образцы тяжёлой осадной артиллерии, главной задачей которых было разрушение толстых стен большими ядрами. Они были длиннее мортир (обычно 5 – 8 калибров) и ввиду отсутствия цапф стреляли со специального ложа из массивных деревянных колод, упираясь при этом плоской казённой частью в землю, кирпичные стены и тому подобное.

Споры вокруг снаряда

Немало копий было сломано и по вопросу о типе снаряда кремлёвского чудо-орудия. Традиционно большинство специалистов отвергало возможность того, что Царь-пушка стреляла ядрами своего калибра. Однако не всё в этом вопросе так однозначно.

Версия с дробом основывалась на том, что Царь-пушка после отливки находилась у Спасской башни Кремля, где, как считалось, должна была картечными залпами уничтожать живую силу противника, переправлявшегося здесь через Москву-реку со стороны Замоскворечья. И действительно, стрелять картечью по наступающим вражеским войскам было бы гораздо эффективнее, чем громадными ядрами.

В самом деле, расчёты порохового заряда и веса ядер, а также рассуждения о возможной эффективности каменного дроба были всего лишь теорией. На практике же Царь-пушка не только ни разу не участвовала в боевых действиях, но и, судя по всему, вообще никогда не стреляла (во всяком случае, никаких свидетельств тому не сохранилось).

Это дало повод предположить, что Царь-пушка – на самом деле бутафория, рассчитанная на устрашение иностранцев (в первую очередь крымско-татарских послов), и что её настоящим призванием было лишь символически олицетворять русскую военную мощь.

Точка в спорах

С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве проходили XXII летние Олимпийские игры. Соревнования блестяще завершились триумфом советских спортсменов, завоевавших в общей сложности 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей.

Широко известно, что при подготовке к проведению Олимпиады в столице было построено много спортивных и инфраструктурных объектов. Но не каждый знает, что в преддверии состязаний было отреставрировано и немало знаковых для Москвы памятников истории и культуры. В их числе оказалась и чоховская Царь-пушка, которая к тому времени стояла на Ивановской площади Кремля.

Вообще, за свою 430-летнюю жизнь Царь-пушка не раз меняла местоположение. Пролежав некоторое время у Спасской башни, в 1626 году она была перемещена к Лобному месту на Красной площади. В начале XVIII века в связи с постройкой Петром I Цейхгауза орудие оказалось в Кремле. Сперва оно располагалось во дворе Арсенала (как позже стал называться петровский Цейхгауз), а затем, с начала XIX века, – у его главных ворот.

Находясь там, Царь-пушка обзавелась декоративным чугунным лафетом, который в 1835 году был отлит на петербургском заводе Чарльза Берда. Эскизы для его изготовления выполнил художник Александр Павлович Брюллов, а чертежи – генерал-майор Пётр Яковлевич де Витте. Также были изготовлены и полые ядра весом в одну тонну каждое. В таком новом виде пушка простояла у Арсенала до 1843 года, когда её вновь перенесли – на этот раз к Оружейной палате.

Декоративный чугунный лафет и ядра для Царь-пушки были отлиты в 1835 году на петербургском заводе Чарльза Берда.

Декоративный чугунный лафет и ядра для Царь-пушки были отлиты в 1835 году на петербургском заводе Чарльза Берда.

В 1960 году из-за постройки Кремлёвского Дворца съездов здание Оружейной палаты (и не только) было снесено, и 14 февраля того же года Царь-пушка оказалась на Ивановской площади, неподалёку от церкви Двенадцати апостолов. Отсюда её зимой 1980 года и вывезли на реставрацию на завод войсковой части № 42708 города Серпухова.

В ходе реставрационных работ главное творение Андрея Чохова было тщательно обследовано специалистами, и в результате вскрылись два важных факта. Во-первых, выяснилось, что у Царь-пушки нет ведущего в пороховую камору запального отверстия: углубление на казённой части орудия оказалось слепым.

Полученные в том теперь уже далёком олимпийском году данные позволяют современным историкам достоверно утверждать, что Царь-пушка создавалась не с целью обороны Кремля, а для укрепления властных позиций молодого царя Фёдора. Своим внушительным видом она как бы демонстрировала государеву мощь всем потенциальным её оппонентам – как внутри государства, так и за его пределами.

Заключение

Сегодня, как и до реставрации, Царь-пушка стоит на Ивановской площади Московского Кремля. Ежегодно, знакомясь с достопримечательностями столицы, на неё приходят посмотреть десятки тысяч туристов. И пусть теперь известно, что из неё никогда не стреляли (в том числе и прахом Лжедмитрия, как нафантазировал один пассионарный лжеучёный), и что на самом деле она – орудие государственной пропаганды, а не реальная боевая единица, Царь-пушка всё равно остаётся выдающимся шедевром отечественного литейного искусства и неотъемлемой частью русской истории.

Оцените также наш Instagram , где мы выкладываем самые лучшие фото и видео со всего мира.

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
.


.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи:

По длине ствол пушки имеет 6 калибров. По современной классификации она является мортирой. Однако в XVII—XVIII веках её именовали пушкой или бомбардой, так как длина ствола мортир в те годы доходила всего до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир — до 3,5 калибра.


Отлита из бронзы в 1586 году, во времена правления царя Фёдора Ивановича, на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым.

Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.

Изначально задуманная для обороны Кремля oт захватчиков, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).

Долгое время бытовала теория, что Царь-пушка была создана лишь для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. Так, по словам писателя Альберта Валентинова,



.
Копия Царь-пушки в Йошкар-Оле
.
В 2007 году в Йошкар-Оле перед зданием Национальной художественной галереи на площади им. Оболенского-Ноготкова была установлена копия московской Царь-пушки выполненная в масштабе 1:2. При этом сходство неполное: рисунок части рельефов изменён, либо отсутствует; изменены либо отсутствуют некоторые другие детали. Вес пушки с ядрами около 12 тонн, ствол и лафет — стальные, колёса — цельнолитые, на стволе с каждой стороны размещаются по три скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Отлита на Звениговском судостроительно-судоремонтном заводе им. Н. С. Бутякова. Изначально рельефы вырезались из дерева, и только потом отливались из металла. Копия Царь-пушки пригодна для стрельбы, поэтому в ствол было вварено ядро. Рядом с пушкой расположены четыре декоративных пушечных ядра.
.


Испытания пушки проводились с 16 августа 1869 года путём стрельбы с берега через реку Кама (ширина реки здесь от 0,8 до 1 км). Позднее испытания орудий также путём стрельбы через реку проводились здесь вплоть до конца Перестройки — в советские годы здесь был огромный полигон. На испытаниях пермского гиганта присутствовал начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Ф. В. Пестич. При испытаниях Пермской царь-пушки сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем. В результате проверена прочность орудия, оптимизирован вес порохового заряда. При этом заряд постепенно увеличили до 120 килограммов чёрного пороха. В качестве боевого был установлен заряд в 53 кг. Дальность стрельбы составляла до 1,2 километра.
.
Характеристики Пермской царь-пушки:

длина ствола — 4,9 м;
калибр — 20 дюймов (508 мм);
толщина стен орудия, у дула — 180 мм; в казенной части — 450 мм;
вес только ствола — 2800 пудов (45,9 т), что больше общего веса московской Царь-пушки, составляющего 2400 пудов (39312 кг);
вес лафета — 6000 пудов (98,3 т);
вес ядра — 30 пудов (459 кг);
вес порохового заряда — 4 пуда.
Модель Пермской царь-пушки в натуральную величину была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Однако ей не суждено было попасть в Кронштадт: гигант был возвращен с дороги в Пермь. Связано это с тем обстоятельством, что инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов из Златоуста разработал технологию получения высокопрочной пушечной стали. Основав завод в Санкт-Петербурге, он начал производство более легких орудий, которые заряжались с казённой части (система Круппа), и пермская царь-пушка технически устарела.

Решением императора Александра II она была сохранена как историческая реликвия.

Царь-пушка является артиллерийским орудием. Его отлил в 1586 году русский мастер Андрей Чохов. Сооружение литейного искусства шестнадцатого столетия располагается в Кремле города Москвы.

В 1586 году в Москве на Пушечном дворе, занимающий в то время уже достаточно солидную площадь берега реки Неглинка, по повелению государя Федора Ивановича отлили гигантскую пушку. Ее назвали Царь-пушка. Имя Андрея Чохова, который создал это произведение искусства, запечатлено на стволе орудия.

Снаряды

Осмотр ствола, который был проведен при реставрационных работах в 1980 году, обнаружил, что этот памятник имеет отношение к отдельному типу артиллерийских орудий, который близок к мортирам. Чтобы совершить выстрел из этой пушки, скорее всего, необходима была картечь. Ядра из чугуна, которые лежат около пушки, являются декоративными. Возможно, из орудия ни разу не стреляли. Однако, бесспорно, ее отливали в качестве боевого орудия.

Практически за четыре столетия Царь-пушка несколько раз переносилась на новое место. Сначала ее установили на Красной площади рядом с Лобным местом. После приказа Петра Первого о возведении в Кремле Москвы Арсенала ее в начале восемнадцатого столетия, используя специальные катки, переставили в Кремль. При пожаре в 1812 году опоры Царь-пушки и остальных орудий, выполненные из дерева, сгорели. Судостроительный завод Берда в Санкт-Петербурге стал местом изготовления опор из чугуна. В это же время была сделана опора для пушки Единорог. В начале марта 1835 года опоры отправили в Москву. Заводом был отправлен собственный мастер для установки опор.

Чтобы поставить на опоры огромные орудия, необходимы были мастера с опытом. По этой причине объявили торги, которые выиграл подрядчик, крестьянин Михаил Васильев. Ему заплатили за работу одну тысячу четыреста рублей.

В 1835 году пушку поставили на новую опору из чугуна. В 1843 году переместили от основных ворот Арсенала к Оружейной палате. Там Царь-пушка стояла до 1960 года. Позднее ее установили на Ивановской площади, около церкви Двенадцати апостолов.

Творец медных гигантов


В конструкции пушки Чохов применил новый прием: отошел от принципа одинакового диаметра дульной и казенной части, сделав последнюю в два раза тоньше первой: 44 см против 92 см, но при этом усилил стенки пороховой камеры до 38 см. После отливки Царь-пушку перевезли на Красную площадь на специальных катках, изготовленных из толстых бревен. Волокли пушку 200 с лишним лошадей, а канаты цепляли к восьми толстым скобам, расположив попарно по сторонам ствола. Поскольку лафета для этого типа пушек в те времена не предусматривалось, ее положили прямо на землю, недалеко от москворецкой переправы.


Творения Чохова сформировали целую эпоху в развитии русской артиллерии и находились на службе армии вплоть до рубежа XVII–XVIII веков, когда морально устарели, и Петр I приказал переплавить часть из них, чтобы получить столь необходимый для нужд войны металл. К счастью, Царь-пушка этой судьбы избежала. Умер мастер Чохов в 1629 году, передав свои знания доброму десятку учеников — будущих знаменитых пушечных и колокольных литейцев.

Читайте также: