Чернец в поэме это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Главный герой

Мцыри

Мцыри — юноша, рождённый в горах Кавказа. В шестилетнем возрасте он был пленён русским генералом и увезён из родных мест. Тяжёлого пути в Тифлис мальчик не выдержал и заболел. Генерал оставил ослабевшего маленького пленника в христианском грузинском монастыре, в котором и прошла его последующая жизнь.

Вылечивший мальчика монах стал учить его грузинскому языку. Мцыри был окрещён священником и стал воспитываться в духе христианства. Но он никогда не забывал свою родину, отцовский дом, отца в кольчуге, с оружием и с непреклонным взором, своих сестёр и долгие рассказы перед очагом о прежних временах.

Юноша мечтал попасть на родину и перед самым пострижением в монахи решился на побег. Но, воспитанный в монастыре, он не мог ориентироваться в лесу, заблудился и вышел снова к монастырской обители. За 3 дня блужданий он многое испытал и рассказал об этом в своей исповеди старику-монаху.

Для Мцыри жить — это значит быть свободным человеком. Стремясь к свободе, он не боялся трудностей, был терпелив, страдая от жажды и голода.

Тоска по родине была у юноши так сильна, что после того, как его, потерявшего сознание, принесли в монастырь, он не стал бороться за свою жизнь. Ведь ему уже совсем не мила стала жизнь на чужбине. Он готов был променять на несколько минут в родной стороне вечность в раю. В исповеди Мцыри звучит печаль по родине. В конце исповеди он просит, чтобы его вынесли перед смертью в то место в саду, откуда видны Кавказские горы. Образ Мцыри привлекает читателей цельностью, вольнолюбием, патриотизмом и храбростью этого гордого юноши.

Подробная характеристика Мцыри здесь.

Другие персонажи

Отец Мцыри (глава 7)

Сёстры Мцыри (глава 7)

Сёстры Мцыри — они тоже являются в его воспоминаниях. Он помнил их прекрасные очи, их речи и песни над его колыбелью.

Русский генерал (глава 2)


Русский генерал — взял шестилетнего мальчика из горного аула в плен, очевидно, после гибели его отца. Генерал повёз его в Тифлис, но трудностей далёкой дороги мальчик не перенёс и сильно заболел. Генерал, понимая, что в пути ребёнок может погибнуть, оставил его в христианском монастыре на попечении монаха, который стал его лечить. Под образом русского генерала подразумевается генерал А. П. Ермолов.

Старый монах (главы 3, 10, 25)

Грузинка (главы 12–14)

Барс (главы 16–18)

Какова композиционная роль образа чернеца в поэме Лермонтова Мцыри?

Вообще поэма Лермонтова очень говорящая благодаря многим образом, которые создал классик в ней. Конечно любимым его героем был Мцыри, который видел свою жизнь в борьбе, а не в спокойном существовании за стенами монастыря. Поэтому он и предпринимал неоднократные побеги. В последнем ему удалось на воле пробыть целых три дня, и за это время он многое понял и словно для себя открыл совершено иной мир. Монастырь - одиночество и неволя, он жаждал свободы для души и для тела, и он ее получил пусть даже на такое короткое время. Образ чернеца, или черного иеромонаха в заключительной части здесь тоже не менее главный, потому что именно ему удалось понять главного героя. Мцыри перед смертью исповедуется монаху чернецу и именно эта исповедь и ложится в основу данного произведения. Чернец единственный кто понимает внутреннюю сущность юноши.


Образ старого монаха, чернеца, очень важен для развития сюжета поэмы "Мцыри". Этот монах не произносит слов, но он слушает. Именно ему рассказывает мцыри не только историю своего побега, но также доверяет свои мечты, страсти.

Умирающий Мцыри решает рассказать чернецу свою исповедь. Так Мцыри называет свой рассказ и мы понимаем, что это действительно исповедь. Обращаясь к чернецу Мцыри именует его стариком, высказывает сожаление, что когда-то тот спас ему жизнь, и мы понимаем, что именно этот монах когда-то приютил больного ребенка и выходил его. Таким образом чернец оказывается словно вторым отцом Мцыри, отцом, который все равно не смог заменить юноши родного отца. Это духовный наставник мцыри, благодаря которому тот собирался принять постриг, дать монашеский обет.

И Мцыри обращается к нему как к судье, но при этом не ищет оправданий, они ему не требуются, ведь Мцыри уверен в своей правоте. Зато Мцыри просит монаха, излагает ему свою последнюю волю - похоронить себя в саду, у кустов акации от которых виден Кавказ.

Монах немой слушатель, но без него Мцыри некому было бы доверить свои переживания, свои устремления, свои рухнувшие надежды.

Когда Мцыри после своего побега вновь оказался в монастыре, он не хотел никого видеть и слышать, не хотел ни с кем разговарить, отказывался от еды. И только старый монах смог разговорить юношу, только ему смог открыть душу.

Поэтому образ монаха занимает значимое место в поэме. Ведь поэта - это не просто рассказ событий, а исповедь Мцыри своему наставнику, монаху, чернецу. Таким образом автор поэмы показывает, насколько Мцыри доверяет чернецу и чувствует, сто только мудрый старик сможет понять молодого Мцыри.

Думаю, без образа монаха композиция поэмы была бы неполной, менее проникновенной.

Поэма "Мцыри" - это рассказ умирающего молодого героя о том, как он провел на свободе три дня, о том, как он стремился вернуться в страну отцов и Мцыри в своей исповеди много раз говорит об этом страстном желании.

Уже в начале поэму Мцыри признается воспитавшему его монаху, что давно его обуревали страстные мечты об отчем доме, что свою жизнь он считает рабством, и что жить в плену для него совершенно невыносимо.

Он говорит, что мечтает оказаться там, где люди вольны как орлы, и подразумевает под этим Родину.

Мцыри признается в желании обнять родного ему человека, пусть даже незнакомого, но одной с ним крови. Мцыри дает клятву обрести свободу.

Он признается монаху, что много раз видел у других людей родных, Отчизну, дом, но у него самого ничего этого не было. Он даже не мог кому-то сказать слов Отец или Мать. И конечно мцыри очень страдал от этого. Ему тоже хотелось обрести дом, Родину, родных. И Мцыри постарался исполнить эту мечту.

И первое, что вспоминается Мцыри, вырвавшемуся на свободу, - это его отчий дом, его отец, сестры, просто старики.

Желание Мцыри в поэме выражено в его клятве, его мечтах, его стремлениях.

Очень много: примерно одна эпоха(правда Байрон старше всех), титульное происхождение при бедности, стремление к свободе. Байрон оказал огромное влияние на творчество юного Пушкина, но всё-таки А.С. - оппонент творчеству Байрона. У Пушкина поэзия более жизнеутверждающая, более светлая и оптимистичная, пронизана любовью к женщине, вообще к человеку, к отечеству. Более схож с Байроном Лермонтов своими трагическими нотами, в творчестве которого, я бы сказала продолжилось бунтарство Байрона. Это сходство можно выразить словами: "Ни в чем с людьми я сердцем не сходился. " А это пагубно и для человека и для поэта.

Причиной второй ссылки Лермонтова стала дуэль и военный суд. В феврале 1840 года у графини Лаваль на балу Лермонтов столкнулся с сыном французского посланника Барантом. Естественно причиной ссоры стало соперничество из за княгини М.А.Щербатовой, которой был увлечён Лермонтов и которой был заинтересован Барант. Ссора из за женщины переросла в защиту национального достоинства.

18 февраля между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль. Дуэль закончилась примирением дуэлянтов. Лермонтов, несмотря на примирение был передан под военный суд. Но находясь под арестом между ними снова состоялось объяснение, которое только усугубило ход дела.

В апреле был отдан приказ о том, что бы перевести Лермонтова в Тенгинский пехотный полк, что был на Кавказе.

Михаил Лермонтов был любимым поэтом Тараса Григорьевича Шевченко.

Шевченко читал стихотворения Лермонтова и очень восхищался ими. Двух поэтов роднило одиночество, тонкое понимание человеческих чувст и переживаний, любовь к природе, родному краю, людям.

Когда Шевченко был в ссылке, он просил друзей прислать ему стихи любимого поэта.

Трудно сказать, какое именно стихотворение было самым любимым.

Скорее всего, что это Умирающий гладиатор. Есть даже рисунок Шевченко на эту тему.

Это может быть Выхожу один я на дорогу или любое другое стихотворение.

Ашик-Кериб является главным персонажем этой сказки. Он молод и беден. Играл и пел на саазе. Ашик-кериб трудолюбив, у него смелый характер. Поставил себе цель стать богатым. Ради любимых готов свернуть горы.

Другой персонаж Магуль-Мегери является дочкой богача-купца. Она красива, умна, скромна, верна и решителна.

Ещё одним персонажем этой сказки является Куршуд-Бек. Этот персонаж труслив и завистлив. Он богат и хочет обманным путём получить согласие Мугуль-Мегери.

Мама Ашик-Кериб любит его всей душой. Она мудра и от пролитых слёз ослепла.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Краткий и полный анализ поэмы раскрывают приемы, которые позволили достичь глубокого погружения в мир Мцыри.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: У каждого человека есть духовная потребность в свободе.

Проблема: В условиях несвободы общественные устои и правила сковывают личность человека, не позволяют раскрыть его потенциал, ведут к потере смысла жизни.

Если старик-монах сам пришел к выбору монашеской жизни, то у Мцыри выбора не было. Он не по своей воле с детства стал узником, и это морально подкосило его.

Тема: Конфликт между мечтой и реальностью.

Проблема: Герой не может принять реальность и смириться с той жизнью, которая ему уготована другими. Он всегда хотел жить иначе и искал способ исполнить свою мечту-клятву.

Тема: Любовь к родной земле и своему народу.

Проблема: Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб ощутить свое единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни.

Тема: Вынужденное одиночество и бессилие.

Проблема: Убежище теряет свою спасительную функцию и превращается для героя в тюрьму. Монастырская жизнь становится средой, убивающей все жизнеспособное и человечное. Мцыри одинок в монастыре, хотя он полон людей.

п.2. Идея и пафос

Судьба Мцыри глубоко трагична, потому что он почти всю жизнь провел в чуждом ему обществе, вдали от дома, родственников и своей культуры.

Православные монахи выходили мальчика и спасли его от смерти, дали кров и пищу, обучили и подготовили к подвигу чистой монашеской жизни. Однако все это не соответствовало стремлениям мальчика. Усвоив внешние правила, Мцыри всегда тяготился пребыванием в монастыре и мечтал о вольной жизни. Он хотел вернуться на родину, обнять близких, почувствовать тепло понимающей души, познать любовь.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Мцыри — юноша-горец, послушник при храме. Был взят в плен русским генералом в возрасте шести лет и оставлен в православном монастыре на попечение старого монаха. Всегда стремился попасть на родину, но решил это осуществить только в юношестве, накануне пострига в монахи. Убежав из храма, скитается по округе три дня, не достигая родины.
Успевает пережить на воле массу впечатлений, чувств и ощущений. Истощенный и раненый в битве со снежным барсом, он снова оказывается у монастыря, так как сбился с пути и сделал круг. Умирает, так как не в силах смириться с существованием в неволе.
Старик-чернец — православный русский монах, спасший от смерти пленного горского мальчика. Он главный слушатель его исповеди после побега и возвращения, он же провожает юношу в последний путь. Единственный человек, с которым контактирует Мцыри. Это подчеркивает одиночество Мцыри и его отчужденность от общества, в котором он так и не смог прижиться.

п.4. Литературные приёмы

✓ Олицетворение – природа в рассказе Мцыри описана так, словно она живая и полностью откликается на его чувства. Живыми оказываются и горы, и реки, и грозовая стихия – все природные явления

(я как брат обняться с бурей был бы рад; потока…вечный спор с упрямой грудою камней; и все природы голоса сливались тут). Природа то противник Мцыри, то помощник, то отражение его состояния.

✓ Эпитет – сердитый вал, голос живой, думы пылкие, золотая тень, сладкая тоска, взор кровавый, туманный лес и др.

✓ Метафора – следы небесных слез; кудри виноградных лоз; зной дышал от уст ее и щек; вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной; миллионом черных глаз смотрела ночи темнота и т.д.

✓ Что касается языковых средств, Лермонтов использует и другие приемы художественной выразительности – восклицания и риторические вопросы, обращения, инверсию (непрямой порядок слов), сравнения, гиперболы.

✓ Картины природы как отражение психологического состояния героя (гроза в момент побега, ревущий шум горной реки, ночной пугающий шорох леса или, наоборот, тихое утро как символ умиротворения в душе героя).

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт заключается в традиционном для романтизма противостоянии двух состояний – свободы и неволи. Герой всеми силами рвется на свободу, хочет жить вольной жизнью, но его существование в монастыре предопределено на долгие годы.

Это не конфликт между Мцыри и спасшими его монахами. Они не враги, да Мцыри и не сражается с ними, просто не может смириться с такой жизнью, не приемлет ее.


Основные персонажи

Тезисный пересказ

Маленького больного мальчика русский генерал оставляет в кавказском монастыре, чтобы монахи вылечили и воспитали его. Ребенок растет и готовится принять постриг. В один день молодой человек бесследно исчезает, а через три дня его, израненного, находят неподалеку.

Юноша рассказывает свою историю о том, как чуть не упал с обрыва, встретил прекрасную девушку, а ночью, потерявшись в лесу, наткнулся на барса, с которым вступил в борьбу. Послушник убил зверя, но тот успел нанести ему смертельные раны. Мцыри выходит наугад из леса и в итоге оказывается там, откуда бежал. Монахи подбирают юношу и относят его в келью, где тот умирает.

Краткое содержание

Ниже представлено краткое содержание по главам поэмы “Мцыри”, по которому можно составить общее впечатление о произведении.

Глава 1
На пересечении рек Арагвы и Куры стоит разрушенный монастырь. В нем живет старый монах, который сметает пыль с могильных плит и вспоминает прошлое.

Глава 2
В Тифлис из гор едет русский генерал. Он привозит в монастырь мальчика-горца. Ребенок болен, но мужественно переносит мучения. Монахи оставляют больного у себя на воспитание. Мальчик взрослеет, думает принять обет, но в один из дней внезапно исчезает. Через некоторое время его находят под стенами монастыря, израненного. Мцыри не открывает старцам, где он был, и тогда к нему присылают чернеца, который ранее служил воспитателем. Ему-то юноша и поведал свой рассказ.

Глава 3
Молодой человек благодарит старца, что тот решил его выслушать. Он признается, что все это время жил в монастыре, как в плену, лелея лишь мечту о свободе и не испытывая вину за эти мысли.

Глава 4
Мцыри знает о том, что старик вылечил его, но не рад этому. Когда ему было особенно одиноко в монастыре, он дал себе клятву найти хоть кого-то из родных.

Глава 5
Мцыри не боится смерти, лишь жалеет, что не увидел мир, не успел испытать сильных чувств. Он говорит старику, что завидует ему, ведь тот успел пожить и у него есть ценные воспоминания. А ему так и не было суждено узнать, каково это.

Глава 6
Далее юноша рассказывает, что во время побега видел природу, горы, облака, стаи птиц. Смотрел на горные хребты и, кажется, начал вспоминать свои корни, чувствуя, что когда-то жил в тех местах.

Глава 7
Мцыри вспомнил, как жил в отцовском доме, около которого собирались на совет старики. Отец приходил в кольчуге, а сестры пели песни над колыбелью.

Глава 8
Три дня, которые юноша провел на воле, были блаженны. Мцыри задумал сбежать уже давно, чтобы узнать, для чего же он родился на свет, подальше от монашеских стен, где нет истинной жизни.

Главы 9, 10
Долго бежал он, пока не устал и не упал в траву. В ночной тиши юноша впервые слышал крики шакала, шорох от проползающей мимо змеи. Но ему совсем не было страшно прятаться среди скал.

Утром юноша проснулся от шума водопада. Оказалось, что он лежит на краю обрыва.

Глава 11
Вокруг него был лес и виноградники. Птицы слетались сюда, чтобы насытится. Молодой человек прислушивался к незнакомым звукам, пытаясь уловить человеческую речь, мечтая найти родных. К полудню его одолела жажда.

Глава 12
Юнога спустился по лозе к источнику, чтобы напиться, и вдруг услышал звук песни. Недалеко показалась молодая грузинка, которая нежным голосом напевала незамысловатый мотив. Мелодия навсегда сохранилась в сердце юноши.

Глава 13
Девушка с кувшином на голове пробирается к источнику и набирает воду. Мцыри с замиранием сердца следит за ней, прийдя в себя, лишь когда та возвращается в хижину и закрывает за собой дверь. Молодой человек сетует, что старик не понимает его печали.

Глава 14
Наступает ночь, юноша засыпает, и ему снится молодая грузинка. Внезапно он просыпается под светом луны. В хижине девушки он замечает огонек, но не решается подойти туда и покидает местность, несмотря на голод. Однако найти обратную дорогу стало не просто.

Глава 15
Молодой человек теряется в лесу, пытаясь пройти сквозь кусты, влезть на дерево и увидеть дорогу, но все безуспешно. Впадая в отчаяние, он рыдает и грызет землю, как дикий зверь.

Глава 16
Мцыри вспоминает, что плакал без стыда, хотя до этого такого никогда не бывало. На поляне появляется барс, который играет с костью и не видит притаившегося гостя. Юноша берет в руки палку и чувствует, как в нем просыпается кровь предков и жажда боя.

Главы 17, 18, 19
И вот барс замечает Мцыри, готовится напасть. Первым ударом юноша бьет зверя в лоб, рассекая ему кость. Зверь со стоном падает, но не умирает. Бой продолжается.

Барс кидается Мцыри на грудь, они сплетаются в поединке и падают на землю. Наконец, юноша убивает зверя. Барс умирает в бою, как и положено величественному хозяину гор.

На груди юноши остаются глубокие раны, в которые попала земля. Он уходит в полусознании в глубь леса.

Глава 20
Вскоре Мцыри выходит к аулу, смутно понимая, что вернулся обратно к монастырю, откуда так рьяно хотел сбежать. Звон колоколов подтверждает его догадки. Юноша отчаивается, осознавая, что все его мечты оказались пылью и он никогда не найдет свою семью.

Главы 21, 22
Юноша говорит, что принимает свою судьбу. Сравнивает себя с цветком, который рос в тени, и после того, как его вынесли на солнце, лучи сожгли его лепестки.

Мцыри долго лежал в траве, слушая звуки природы. Рядом проскользнунула змея, игравшая на солнце.

Глава 23
Юноша хотел было встать, но не мог. Хотел кричать, но горло было абсолютно сухим. В предсмертном бреду казалось, что он лежит на дне реки, а вокруг плавают рыбы, которые поют какую-то песню. Они будто призывают остаться на дне, где будут о нем заботиться.

Далее молодой человек теряет сознание.

Главы 24, 25, 26
Мцыри находят монахи, на этом его рассказ заканчивается. Он жалеет, что умирает не на родной земле и родственники даже не будут знать, что он погиб, и скорбеть о нем.

Юноша прощается с монахом, говоря, что дух его по-прежнему требует свободы. И хотя рай — это тоже свобода, он бы променял его на несколько минут у родного дома.

Мцыри просит перенести его после смерти в сад под акации и похоронить там, чтобы видеть оттуда родные горные хребты. Он никого ни в чем не винит и лишь готовится умереть.

Основная идея автора

Читайте также: