Черкесский вопрос это кратко
Обновлено: 02.07.2024
Не подлежит сомнению, что вокруг черкесского вопроса, заключающегося, прежде всего, в преодолении трагических для побежденных последствий Кавказской войны 1763-1864 годов, сконструировано заметное количество исторических и псевдоисторических мифов. Значительная их часть сформирована внутри самого черкесского общества, в том числе представителями академических и политических кругов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что способность к мифотворчеству не является эксклюзивной культурной особенностью кавказских народов. В результате, черкесский вопрос в настоящее время является поводом для создания не только эндогенных, но и – не в меньшей степени – экзогенных мифов.
Наиболее устойчивым и распространенным среди них является следующий: черкесский вопрос возник лишь с момента решения МОК о проведении Белой Олимпиады-2014 в г. Сочи. Известно, что в его окрестностях, на территории современного поселка Красная Поляна, 21 мая 1864 года состоялось последнее сражение Кавказской войны, ставшее началом трагического (в том числе и насильственного) исхода большей части черкесского и абхазского народов за пределы Российской империи. Особо подчеркивается заметное участие в инициировании и чрезмерной политизации черкесского вопроса различных политических, в том числе враждебных сил, находящихся за пределами Российской Федерации.
Безусловно, полностью отрицать роль олимпийского фактора в сегодняшнем обострении проблемы, как и участие в процессе внешних сил, было бы нелепо. Вместе с тем, попытки реабилитации абхазского, адыгского и абазинского народов (общее иноназвание – черкесы) впервые были предприняты еще в рамках Горской Республики в 1918 году. Кроме того, в течение последних 25 лет состоялся ряд знаменательных событий, непосредственно связанных с черкесским вопросом, что служит убедительным свидетельством несостоятельности данного экзогенного мифа в целом.
Особенно существенно, что в минувшие два десятилетия черкесский вопрос находился в фокусе внимания не только общественности, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Республики Абхазия. 7 июля 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР об осуждении геноцида черкесов в годы Кавказской войны. 15 ноября 1997 года аналогичное постановление было принято Народным собранием -Парламентом Республики Абхазия. 29 апреля 1996 года Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея обратился к Государственной Думе РФ с требованием признания геноцида черкесов на федеральном уровне.
Болезненно острое отношение черкесов к созданию на территории Красной Поляны горнолыжного комплекса и перспективе проведения в г. Сочи и его окрестностях Белой Олимпиады стало отправной точкой для создания еще одного экзогенного мифа: о некоей особой щепетильности кавказцев по отношению к местам, казалось бы, давным-давно отгремевших и забытых битв. Безусловно, народ, которому слишком хорошо известны потенциальные возможности бесчеловечности, острее воспринимает малейшие ее проявления. Между тем, было бы неверным полагать, что стремление черкесов и абхазов добиться достойного отношения к знаковым местам их национальной истории и памяти павших соплеменников, объясняется особенностями их этнической психологии и культуры. Напротив, подобное стремление является общечеловеческим и свойственно, в том числе, и русскому народу. Достаточным подтверждением может служить возмущенное отношение нашей общественности к конфликтной ситуации, вызванной планом постройки дачного поселка на территории Бородинского поля. Наиболее яркой стала реакция известного русского поэта Андрея Дементьева:
ПОЗОРНЫЙ ТОРГ
Недаром помнит вся
Россия про день Бородина!
Торгаши продают
Бородинское поле.
Наша горькая память идет с молотка.
Эту землю, омытую кровью и болью,
Расчленяют, словно
старую тушу быка.
По великому полю
настроят заборы…
И российские воины,
павшие здесь,
Из далекой дали вслед посмотрят с укором
На манкуртов,
утративших совесть и честь.
Что ж молчишь ты,
любимая матерь-Россия?!
Ведь сыны твои здесь
защищали тебя.
Или ты сохранить
нашу славу не в силах?
Иль живешь ты,
уже никого не любя?
Трудно предполагать, что, принимая решение о подаче заявки на проведение Зимней Олимпиады-2014 в Сочи, российское руководство исходило из некоей кощунственной злонамеренности. Скорее тут дело в элементарной неосведомленности и это уже серьезный упрек отечественным академическому и экспертному сообществам. Тем не менее, реалии таковы, что отзыв заявки нанесет серьезнейший ущерб международному престижу России.
В этой непростой ситуации лучшим выходом, позволяющим снять остроту проблемы, могло бы стать принятие компенсаторных мер в рамках комплексной и. последовательной политики РФ по решению наиболее острых проблем черкесского народа: демографических, территориальных, политических, экономических, культурных.
В рамках этой политики представляется разумным объединение черкесов в рамках одного Федерального округа, включив в состав СКФО Краснодарский край и Республику Адыгея. Восстановить прежнее наименование Шапсугского национального района (ныне -Лазаревский район Краснодарского края), демонтировать памятник генералу Лазареву и запретить установление памятников наиболее одиозным царским генералам времен Кавказской войны на территории СКФО. Решить весьма острый земельный вопрос в КБР.
После окончания Кавказской войны пределы Российской империи вынуждено было покинуть значительное число черкесов и абхазов – по некоторым данным, до 90 процентов народонаселения. Понятно, что возвращение потомков махаджиров на историческую родину – одна из основных составляющих черкесского вопроса. Вместе с тем, программа РФ по возвращению соотечественников и предусматривает льготы, в том числе и облегченный порядок предоставления гражданства, тем соотечественникам, которые направляются для проживания в определенные регионы РФ, в число которых не входят республики Северного Кавказа. Между тем, возвращение именно на родину предков является принципиальным для черкесской диаспоры. Следует ожидать, что последние события в арабских странах, где проживает значительное число черкесов диаспоры, могут актуализировать эту проблему. В связи с этим необходимо внести изменения в Закон РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ и Государственную программу РФ по возвращению соотечественников о льготах черкесам-репатриантам. В рамках этого проекта необходимо также создать единое информационное пространство для черкесов РФ и диаспоры: российский спутниковый канал с вещанием на черкесском языке. Формированию благоприятного имиджа РФ в мире, притоку в страну инвестиций послужит создание сети российских культурных центров в странах диаспоры по обучению русскому и родному языку черкесов, поддержка и активизация контактов с черкесскими национальными организациями, системное привлечение черкесов в российские вузы.
Достойным шагом стало бы внесение 21 мая в число памятных дней РФ – как Дня памяти всех павших в Кавказской войне 1763-1864 годов, установление памятного знака в Красной Поляне, проведение там 21 мая 2014 года, в 150-летнюю годовщину окончания Кавказской войны, Дня общенациональной памяти, скорби и примирения. Выло бы гораздо справедливей поклониться в такой День памяти простых русских солдат, чем возводить памятники прославленным жестокостью их генералам.
Нельзя забывать и о чрезмерной активности вокруг черкесского вопроса, проявленной в последние годы Республикой Грузия. Изменение позиции РФ, конкретные действия, направленные на решение проблемы, позволят успешно противостоять недружественным усилиям соседнего государства и его политических покровителей.
Что же до собственно Олимпиады-2014, то организация ее мероприятий в этнографическом черкесском ключе не только сделает ее оригинальным, единственным в своем роде праздником мира и спорта, но и послужит развенчанию еще одного устойчивого экзогенного мифа о российском Кавказе, сформированного за пределами нашей страны. В нем Кавказ неизменно представляется зоной перманентного вооруженного конфликта и агрессивной исламской экспансии, на которую, в свою очередь, обрушена вся репрессивная мощь российского государства. Включение черкесского и абхазского культурного наследия в церемонии Открытия и Закрытия Игр, создание черкесской этнографической деревни, отражение национальных мотивов в олимпийской символике и другой сувенирной продукции позволит представить мировой общественности Кавказ как полноправный регион Российской Федерации, где государственная политика направлена на сохранение прав и самобытности населяющих его народов.
Таким образом, очевидно, что дальнейший отказ от решения черкесского вопроса не только осложнит ситуацию вокруг Зимних Олимпийских Игр 2014 года, но и, что гораздо важней, сохранит его как фактор дестабилизации обстановки не только в регионе, но и на всей территории страны. Что же до собственно Олимпиады, то придание ее культурной составляющей черкесского этнографического характера позволит ей стать ярким и запоминающимся международным мероприятием, успешно работающим на улучшение имиджа Российской Федерации в мире.
Историческая память об этой трагедии стала важным элементом национальной идентичности для народов Северного Кавказа, принадлежащих к адыгской группе. Этим обуславливается устойчивое внимание адыгской интеллигенции к проблеме махаджирства, высокая актуальность этой темы в повестке дня современных адыгских национальных организаций, действующих как в России, так и за рубежом.
Среди адыгских народов усиленно раздувается миф и болезненные воспоминания, которые порождают высокий эмоциональный накал очень характерный для публичных выступлений представителей национальных организаций адыгов, посвященных махаджирству. Традиционным для них стало обвинять власти Российской империи в политике геноцида, направленной против адыгов, а также в обязательном порядке переадресовывать эти обвинения современной России.
К большому сожалению, голоса историков говорящих правду о событиях более чем столетней давности практически не слышны. Мы видим больше вымысла и необоснованных обвинений в адрес России. Появились и подпевалы в этом вопросе, уже проведшие в Москве не один, весьма однобокой направленности, круглый стол, на которые, как ни странно, далеко не все занимающиеся этим вопросом могли попасть. Что происходит? Почему молчит власть? Или они думают, что все растает, как бы между прочим. Но совершенно ясно, что этого не произойдет. Россию ждут очень большие испытания и неприятности в 2014 году, если не предпримут незамедлительные меры.
Весь период так называемой Кавказской войны XIX в. был не просто войной России с народами Северного Кавказа, а войной России с Англией, Францией, стоявших за спиной Турции. Английские агенты с помощью турок постоянно находились на Кавказе, подстрекая местное население, вооружая его против России. Да, война уносила тысячи жизней с одной и другой стороны, вот только агенты оставались живы. К началу 60-х годов война стала заканчиваться, и вот тут-то султанское правительство Османской империи спровоцировало с поощрения Англии массовое переселение горцев в Турцию.
В 1861 году издание указа об отмене крепостного права в России вызвало в них стопор. Они понимали, что должны были теперь дать своим соплеменникам, всем зависимым сословиям свободу, наделить их землей… А кто же будет работать на них? Ведь черкесская знать никогда, по своему положению, не умела что-то производить, да и самим работать, для них было попросту невозможно.
Все это не просто констатация факта, это суть менталитета местных черкесских тфокотлей. А тут еще в конце 1862 г. русская администрация на Кавказе объявила, о своей готовности признать вышедших из гор холопов свободными и поселить их на удобных землях. На мирских сходах общинники принимали решения не платить оброка князьям, поскольку с окончанием войны отпала нужда в них как в военной защите. В результате князья, теряя прежнее свое значение, становились в оппозицию к России. Эти факты были в те годы подмечены всем военным командованием России, об этом множество свидетельств было приведено Р. Фадеевым, Д. Милютиным и другими.
Не желая лишаться средств производства и высокого общественного статуса, верхушка тфокотлей в союзе с частью родовитой аристократии спровоцировала переселенческое движение. Как отмечал М.В. Покровский, при этом имелось в виду не просто переехать в единоверную державу, но переместить туда сложившуюся в горах социальную структуру, воспроизвести на новом месте прежний порядок жизни. Другими словами черкесские верхи и в Турции желали оставаться эксплуататорским сословием.
Данные требования проистекают из особой, не поддерживающейся официальной историографией, трактовки Кавказской войны XIX вв., как трагического события, не имеющего мировых аналогов, в ходе которого Россия разрушила единую черкесскую цивилизацию и произвела беспримерный геноцид адыгского народа. За последние 20 лет адыгскими историками и общественными деятелями была создана довольно стройная и внешне убедительная для обывателей концепция Кавказской войны, возлагающая всю ответственность за саму войну и за поражение адыгов исключительно на Россию, выставляющая черкесов как жертву геноцидоносной и преступной имперской политики и называющая Россию и ее действия главной причиной всех современных проблем черкесской нации.
Вернуть проживающую за рубежом (в основном в Турции и в арабских странах) и насчитывающую по разным оценкам до 5 млн чел., адыгскую диаспору на Кавказ. При этом нужно учитывать, что далеко не все зарубежные адыги сохраняют черкесскую этническую идентичность и чувствуют сильную связь с исторической Родиной. Только малая их часть (измеряемая максимум в сотнях тысяч человек) при наличии определенных, привлекательных условий согласится переселиться на Кавказ.
Для этого черкесские лидеры требуют предоставить этническим адыгам безусловное право на возвращение, не зависящее ни от каких обстоятельств, а в случае их отказа на возвращение раздать всем этническим адыгам российские паспорта, сделав их полноценными гражданами РФ.
Для создания в зарубежной адыгской среде заинтересованности в эмиграции в Россию лидеры черкесских общественных организаций требуют, чтобы Россия выдвинула особые финансовые условия для репатриантов, выплачивала им серьезные подъемные, построила для них на Северном Кавказе рабочие места, жилье, инфраструктуру, организовала программу их акклиматизации.
Некоторые, особо радикальные представители адыгских националистических кругов требуют от России выплаты всем адыгам обильных компенсаций за имущество, утерянное 150–200 лет назад, в ходе Кавказской войны их предками.
Существует ряд иных, менее значимых требований адыгских общественных организаций, в результате которых, по их мнению, Россия должна восстановить историческую справедливость и загладить свою вину перед адыгским народом.
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели, видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования – натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX-XX в.в… связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскою империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного – черкесского (адыгского) народа.
Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр. Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б, ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы.
Необходимо отметить, что за последние 20 лет данная концепция (с небольшими вариациями) получила широкое хождение в адыгских республиках РФ и среди зарубежной черкесской диаспоры и пользуется в этих кругах широкой поддержкой. Значительная часть представителей адыгского этноса искренне убеждена в том, что геноцид в действительности имел место и в том, что требования восстановления исторической Черкесии и предоставления адыгам исключительных прав справедливы.
Наиболее радикальной и последовательной националистической организацией является Черкесский конгресс, который действует в Республике Адыгея (Мурат Берзегов), Кабардино-Балкарии (лидер – Руслан Кештов) и в Карачаево-Черкесии (Беслан Махов).
Черкесская диаспора за рубежом. Помимо Кавказа, черкесы живут в Турции, Сирии, Иордании, Израиле, Египте, Ираке, Германии, Голландии, США и некоторых других странах (всего – около 4 млн. лиц черкесского происхождения). Многие диаспоры сталкивается с реальной угрозой ассимиляции (прежде всего в Турции, где проживает значительная часть черкесов диаспоры), что заставляет их в практической деятельности смещать акценты в сторону культурно-просветительской работы (фестивали, изучение языка и т.д.).
Основные организации черкесов Турции:
Иордания. Около 100 тыс. адыгов (в том числе кабардинцев). Диаспора занимает серьезные позиции в Королевстве. Несмотря на языковую ассимиляцию, иорданские черкесы сохраняют свою этническую идентичность и имеют ряд объединений, которые играют активную роль среди черкесского зарубежья.
Объединенные Арабские Эмираты. Диаспора занимается в основном бизнесом, налаживанием торговых связей. Стала более заметной в последние несколько лет.
Анализируя ситуацию, можно утверждать, что попытки консолидировать черкесскую диаспору на антироссийской основе в период до сочинской Олимпиады–2014 интенсифицированы усилиями не только традиционных игроков – США, Израиля, Англии, некоторых стран Западной Европы при участии определенных турецких кругов, но в особенности Грузией, которая уже используется в качестве организационной площадки.
Вся эта антироссийская деятельность ведется грузинским руководством уже не первый год. Используется любой повод для того, чтобы подорвать авторитет России на международной арене, дискредитировать ее действия на Кавказе с целью привлечь внимание международного сообщества к проблеме возврата в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии, вывода с их территории российских войск. Одним из направлений этой деятельности сегодня является замысел Тбилиси сорвать проведение Олимпиады-2014 в Сочи.
Усиливающийся раскол общества на Северном Кавказе, ментальное дистанцинирование адыгов от России, их стремление решить свои этнические задачи, даже если это потребует выхода из Российского конституционного поля и даже с созданием независимого адыгского государства на территории Северного Кавказа. Необходимо отметить, что подобные цели публично ставит определенная часть зарубежной черкесской диаспоры.
Выполнение требований адыгских организаций, даже в частичном виде, вызовет огромный социальный взрыв на Кавказе, т.к. приведет к доминированию одной нации без учета интересов всех остальных этносов. Он может стать примером и основанием для появления огромного числа аналогичных требований к России от других наций, тоже имеющих исторические претензии и желающих переиграть неудачные для них войны.
Вторая – юридическое обеспечение возможности репатриации адыгов диаспоры на историческую родину.
Третья. В долгосрочной перспективе – это возможность объединения части территорий трех субъектов РФ Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также территории, населенной шапсугами Причерноморья, в единый субъект – Черкесию – в рамках Российской Федерации.
При стабильности этих целей с 1990-х гг, во второй половине 2000-х гг. у различных черкесских общественных организаций РФ появились, в зависимости от региона, свои приоритеты, о чем говорит анализ экспертных интервью с лидерами черкесских организаций РФ, проведенных в 2010-2011гг.
Сочи, черкесское национальное движение и Олимпиада 2014 года
В исторической памяти адыгов Сочи, город, принимающий олимпийские игры, и летняя резиденция президента России, занимает особое, по-своему символическое место. В 2014 году, в год проведения олимпиады в Сочи, исполнится ровно 150 лет со дня окончания Кавказской войны, официальной датой которого считается 21 мая 1864 г. В этот день в местечке Кбаада в верховьях реки Мзымта молебном и парадом царских войск было отпраздновано завершение Кавказской войны и, таким образом, была подведена черта под существованием исторической Черкесии.
В течение второй половины 1990-х гг. тема геноцида адыгов стала актуализироваться региональной исторической наукой. В адыговедении оформилось целое направление, посвященное анализу проблем Кавказской войны: динамике военных действий, формированию доктрины Петербурга по отношению к черкесам, трансформациям традиционной культуры в ходе войны и т.д.
Однако вплоть до 2005 года тема геноцида адыгов никак не была обозначена в политическом дискурсе федерального центра, поскольку ни на одно из обращений в Москву региональные парламенты не получили официального ответа. Она вновь актуализируется только в 2005 году, когда в связи с кремлевским проектом укрупнения регионов возникли риски слияния Республики Адыгея с Краснодарским краем.
Именно начиная с этого времени проблематика геноцида стала вновь подниматься, но теперь не официальными местными политическими элитами, как это было в 1990-е, а общественными движениями и организациями. Тема сохранения государственности Республики Адыгея для адыгских общественных организаций в 2005 году увязывалась с признанием геноцида адыгов в Кавказской войне.
Очевидно, что снижение в целом политической остроты вокруг черкесского вопроса возможно за счет публичности и системного диалога с черкесскими элитами, с лидерами черкесских общественных организаций, как проявляющими лояльность, так и формулирующими протестные смыслы.
В 2010 году парламент Республики Адыгея также обратился в Олимпийский комитет России с предложением учитывать историю и культуру черкесского (адыгского) этноса как коренного народа Российского Причерноморья в информационной и культурной программе предстоящей Олимпиады, что соответствует принципам Олимпийской Хартии МОК, и использовать образ центрального героя нартского эпоса – Саусрыко, возвратившего огонь людям, в комплексе олимпийских мероприятий.
Сегодня пропагандистское обеспечение олимпийских игр (рекламные ролики, речи российских чиновников, промоутерские акции) ведется при полном умолчании о черкесах, на чьей исторической родине эти игры будут проводиться. Не говоря уже о том, что в брендировании олимпиады до сих пор нет ни малейшей попытки использовать символику и фольклорные образы черкесов, хотя традиция обращения к культуре коренного населения тех мест, где проводятся олимпийские игры, является характерной для мирового олимпийского движения. Так было в Сиднее, Лиллехамере, так было в Ванкувере в 2010 году.
Такие тенденции и отсутствие диалога возмущают и политизируют даже тех черкесов, которые не входят в общественные организации и обычно проявляют низкую общественную активность. Обращу внимание на то, что в черкесской среде существуют неформальные группы влияния, как правило, состоящие из спортсменов, не включенных ни в одну из черкесских организаций и не проявляющие себя публично, но связанные с лидерами некоторых из них и проявляющие острый интерес к черкесской проблематике.
В среде черкесских общественников РФ в середине 2011 года можно говорить о появлении новой тенденции. Не так давно появился Меморандум о безусловной поддержке черкесскими общественниками Олимпиады. Под Меморандумом стоят только три подписи – лидера Союза Абхазских добровольцев Казбека Яхогоева, председателя уже не существующего Координационного совета адыгских общественных организаций КБР Жиляби Калмыкова и председателя КБОО “Адыгэ Хасэ”, вице-президента Международной Черкесской Ассоциации Мухамеда Хафицэ.
Во-первых, текст меморандума не обсуждался публично с остальными черкесскими общественниками, что и вызвало критику подписантов в адыгском медиа-пространстве, вплоть до необходимости поставить вопрос о снятии М. Хафице с поста вице-президента МЧА.
Проблема репатриации
Черкесское движение, тем не менее, структурируется не только вокруг темы признания геноцида и олимпийской проблематики. Внутри черкесского движения в последние два-три года появились отдельные акторы, которые считают, что постоянное возвращение к теме геноцида и событиям XIX века формируют у черкесского народа комплекс жертвы, что Олимпиада является событием спортивным, а не политическим и ее проведение никак не может быть увязано с решением таких глобальных для черкесов проблем, как, в частности, проблема репатриации.
Опыт репатриации косовских адыгов показал, что есть возможности спрогнозировать риски, которых эксперты и аналитики ожидали от репатриации. Они минимальны и практически сводятся к нулю. Опасения по поводу того, что большой приток адыгов-мусульман изменит полностью демографическую и, в особенности, конфессиональную карту Северо-Западного Кавказа, оказались несостоятельными. Во-первых, адыги-репатрианты отличаются законопослушностью и лояльностью по отношению к принимающему государству. Это давно отмеченное экспертами качество адыгов позволяло им успешно заниматься военным отходничеством в Польшу и Османскую Турцию в средние века и новое время, а в современный период позволяет потомкам мухаджиров быть идеально интегрированными в силовые структуры и армию Израиля, Турции и Сирии. Во-вторых, репатрианты приносят с собой те трудовые навыки, которыми местные черкесы не обладают. Стоматологические кабинеты, магазины, маленькие ресторанчики типа фаст-фуд, небольшие фабрики по производству куриного мяса, фабрики по пошиву одежды, школы обучения иностранным языкам, строительные фирмы, открытые репатриантами, не только создают рабочие места в Майкопе, Нальчике и в тех аулах, где селятся наши соотечественники, но являются тем уникальным опытом организации своего личного пространства, к которому российские черкесы еще не привыкли. Отличительной особенностью такого опыта является мотивация человека не только на государственную поддержку, но и на личную инициативу и амбиции.
Интересные процессы, позволяющие определить тенденции репатриации, происходят сейчас в Иордании и Турции. Здесь выросло целое поколение молодых людей, связывающих свое будущее с исторической родиной. В Иордании черкесы, хотя и остаются частью политического класса этой страны, постепенно теряют те преимущества, которыми они обладали при короле Хусейне. В Турции, стремящейся в Евросоюз, все более усиливается черкесский национализм, выражением которого стали многотысячные митинги с требованием предоставить возможности для изучения и поддержки черкесского языка и культуры. Один из таких митингов прошел в Анкаре весной этого года. В октябре 2011 года Стамбул стал принимающей стороной для заседания Исполкома Международной Черкесской Ассоциации, собравшего представителей черкесской диаспоры со всего мира.
Ситуация изменилась в 2008 году. Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”.
Федеральным законом теперь устанавливается возможность приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, гражданства РФ в упрощенном порядке. Т.е., без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории РФ, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком.
Тема репатриации поднималась на встрече представителей МЧА с депутатами Государственной Думы РФ весной 2011 года. Отметим, что в новейшей истории это первая встреча черкесских активистов, представляющих черкесские организации США, Турции, Сирии, Израиля, с российскими политиками такого высокого уровня. Члены МЧА, представляющие черкесскую диаспору, говорили о необходимости работы с черкесской диаспорой, о большом потенциале, которым обладают черкесские элиты в таких странах, как Турция, Сирия, Иордания, о возможности предоставления двойного гражданства для адыгов диаспоры, желающих репатриироваться. Пока что результат встречи можно сформулировать кратко – были обозначены проблемы и высказано желание работать над этими проблемами.
В 2010-2011 году в Адыгее и Кабардино-Балкарии заключаются соглашения с Россотрудничеством (Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству). Хотя Россотрудничество не занимается проблемами репатриации, такие соглашения существенно расширили возможности республик Адыгеи и Кабардино-Балкарии и позволят в будущем как продвигать уже имеющиеся проекты (летние поездки на родину для черкесских детей, проживающих в Турции, Иордании, Израиле; обмен студентами; прием преподавателей из черкесов диаспоры для стажировок в АГУ и КБГУ по методике преподавания черкесского языка; организация преподавания в странах диаспоры черкесского языка преподавателями из России и т.д.), так и инициировать новые.
Грузинский вектор
Я хотела бы обратить внимание на то, что связи Северного Кавказа и, в частности, адыгов с Грузией неоднозначны и имеют давнюю историю и традиции. С одной стороны, грузинская военная элита была частью российской политической элиты и сама участвовала в покорении Западного Кавказа. С другой стороны, в 1960-1970-е годах Грузия и Тбилиси были центром академической и интеллектуальной активности на Северном Кавказе. Через Тбилисский университет прошла почти вся гуманитарная черкесская интеллигенция, которой сейчас от 65 до 75 лет. Эти люди знают грузинский язык и хранят добрую память об университетской традиции и своих грузинских учителях.
Конфликтность во взаимоотношениях Грузии и Северного Кавказа связана с началом 1990-х годов, а именно с грузино-абхазской войной, в урегулировании последствий которой принимали участие все лидеры республик с черкесским компонентом. Валерий Коков и Аслан Джаримов, в то время президенты КБР и Адыгеи, вопреки позиции официальной Москвы, негласно поддерживали добровольческое движение в Абхазию, принимали и трудоустраивали беженцев, активно участвовали в миротворческих инициативах.
Таким образом, политика возвращения Грузии на Северный Кавказ в качестве регионального лидера, и именно в таком инструментальном качестве она обращается в 2009 году к черкесскому вопросу, реализуется в условиях наличия далеко неоднозначного образа своей страны и своих элит в восприятии народов Северного Кавказа.
Решения тбилисской конференции вызвали разную реакцию черкесских организаций. На одном полюсе оказалась Международная Черкесская Ассоциация, назвавшая тбилисскую конференцию антироссийской. (Для справки – МЧА создана в 1991 году. Ее руководитель министр юстиции Юрий Калмыков, подавший в отставку в знак протеста против ввода войск в Чечню. Со времен Ю. Калмыкова МЧА претерпела динамику и в настоящее время постепенно уходит от обсуждения острых политических вопросов, сосредоточившись на решении культурно-просветительских и гуманитарных проблем).
В мае 2011 года парламент Грузии накануне 21 мая, дня памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне, признал геноцид черкесов, совершенный Российской империей в период Кавказской войны. МЧА на решение грузинского парламента не отреагировала, в КЧР лидеры черкесских общественных организаций направили благодарственное письмо в парламент Грузии. Это письмо подписали председатель общественного движения “Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент Карачаево-Черкесской Республики” Мухамед Черкесов, председатель Карачаево-Черкесского республиканского благотворительного фонда ”Хэкужь” Альберт Адамоков, председатель общественного движения” Молодежная Адыгэ Хасэ” Карачаево-Черкесской Республики Тимур Жужуев и председатель Карачаево-Черкесского регионального общественного движения “Черкесский конгресс” Анзор Этлешев.
Для большинства черкесских лидеров нет иллюзий относительно политических намерений Грузия использовать черкесскую тему в своих целях. Сегодня самые яркие фигуры черкесского общественного движения в России, открыто или в частных беседах, признают, что заявление грузинского парламента о геноциде черкесского народа со стороны Российской империи, безусловно, является частью геополитической игры Грузии на Северном Кавказе, что черкесская проблема, черкесская трагедия послужила инструментом для активизации процессов возвращения Грузии на Кавказ. Очевидно также, что контакты черкесских организаций с Грузией обусловлены тем, что политическая элита России в течение многих лет замалчивала те обращения, которые направлялись в Центр черкесскими общественными организациями России.
Второй характерной особенностью новейшего времени является появление закрытых международных черкесских сетевых Интернет-сообществ. Они не нуждаются в легитимизации со стороны государственных или традиционных общественных организаций и вполне способны структурировать свои проекты самостоятельно. По своим функциям они фактически являются общественными организациями, хотя и лишены свойственной им бюрократической структуры. Для их участников характерны высокий уровень образованности, политизированности и мобильности, а также включенность в другие сетевые сообщества, профиль которых также связан с Северным Кавказом. Средний возраст участников и активных пользователей таких сообществ составляет 27-45 лет.
Так, в деятельности некоторых российских черкесских общественников, их единицы, заметен перенос акцента с темы признания геноцида, что было характерно для 1990-х годов, на требования возможности репатриации.
Cухум. 4 марта 2022. Абхазия-Информ. Подразделения МЧС Абхазии произвели на площади Свободы в центре Сухума флешмоб в поддержку Специальной военной операции России на Украине.
Календарь событий
Мы в Фейсбуке
Прогноз погоды
ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС ДЛЯ РОССИИ: ПОРА СКАЗАТЬ ВСЮ ПРАВДУ О ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦАХ ИСТОРИИ
МОСКВА (ИА Реалист). Республика Абхазия находится в точке пересечения интересов различных государств региона. При наличии определенного понимания и гибкости с российской стороны, она может сыграть положительную роль в нормализации отношений между Россией и многочисленными черкесскими диаспорами, проживающими в Турции и в других государствах Ближнего Востока. Здесь важна уникальность Абхазии как части большого черкесского мира, но при этом страны близкой и лояльной к России.
Сейчас черкесский вопрос остается достаточно опасным для России как в плане внутрироссийской, так и региональной политики. В современном мире практически нет стран, у которых была спокойная и бесконфликтная история. Россия и Кавказ – не исключения.
На современное мировоззрение народов данного региона большое влияние оказывает память о Кавказской войне XIX в., ее социокультурные и демографические последствия. Черкесский вопрос для Кавказа остается болезненным и находится в центре не только российской внутренней политики, но актуален в международном контексте для многочисленной черкесской диаспоры.
Черкесский вопрос является значимым фактором в международных отношениях. Причем, к сожалению, в определенном антироссийском контексте. В этой ситуации Республика Абхазия может сыграть важную роль в установлении конструктивного диалога России и черкесских диаспор, но при соблюдении определенных условий. Для абхазского народа, как в самой Республике Абхазия, так и в диаспоре, события, связанные с самим ходом и последствиями Кавказской войны XIX века, сейчас находятся в безусловной тени от факта признания Россией независимого абхазского государства и помощи Москвы в его становлении и развитии. Но память о трагических событиях позапрошлого века также присутствует.
Для других народов эта тема является значительно болезненней. Абхазия, как суверенное государство, обладает большим и полезным для России потенциалом посредника во взаимоотношениях с черкесским миром и решении задачи по нормализации отношений с теми, кто к нему относится. Она может показать реальный опыт положительного взаимодействия с нашей страной на основе взаимного уважения и признания Российской Федерацией государственности абхазов.
Роль Республики Абхазия и абхазской диаспоры в любом случае будет для России положительной. Но только от России зависит, будет ли положительный эффект стратегическим или он ограничится снятием симптоматических проблем без стратегического решения.
Речь идет о давно назревшей с моральной и политической точек зрения необходимости признания Российской Федерацией факта геноцида черкесов в Российской империи в период Кавказской войны XIX века. Для автора статьи эти трагические события являются неоспоримым историческим фактом.
Ставилась ли в Российской империи задача уничтожения черкесов? Конечно, нет. Привели ли логика развития военных действий и их последствия к такому результату? Да, к сожалению, привели к тяжелейшим потерям черкесского населения, поставившим народ на грань выживания.
Признание этого трагического факта нашей совместной истории и то, что в России официально почтут память жертв, будет иметь важное моральное значение для нормализации отношений во всем регионе. Тем более что у России было мужество принять закон о реабилитации репрессированных в советский период народов. Нужно решиться и на признание факта геноцида черкесов в императорский период. Однако есть существенное различие.
Выплата компенсаций репрессированным в советский период имеет юридическое основание, поскольку Российская Федерация является правопреемником Советского Союза. В отношении же Российской империи ситуация совершенно иная.
Российская Федерация не является ее правопреемницей и не может нести правовой и материальной ответственности за события, которые происходили в тот исторический период.
Если в Российской Федерации официально признают такую правопреемственность, и это будет принято мировым сообществом, то тогда основания для юридической и материальной ответственности появятся.
В России кавказские народы имеют свою национальную государственность, сохраняют свои язык и культуру, являются ее полноценными и лояльными гражданами. Но замалчивание трагических событий позапрошлого века мешает развитию отношений в рамках российской государственности. Признание факта трагических событий, связанных с ходом и последствиями Кавказской войны, будет способствовать нормализации психологического климата в самой стране и снимет большое количество угроз безопасности России, как актуальных уже сейчас, так и потенциальных.
Трудно найти народы, между которыми не было подобных трагических событий. Например, взаимоотношения англичан и шотландцев при Генрихе VIII и ранее. Действия англичан трудно назвать иначе, чем геноцид шотландцев. Причем это ставилось именно как основная цель. Но сейчас Англия и Шотландия, помня о трагической истории, живут и развиваются в рамках объединенного государства. В настоящее время черкесский вопрос активно используется во вред интересам России в Кавказском регионе.
Гражданский мир и согласие возможны только в том случае, когда трагические страницы общей истории не загоняются в глубину, а их обсуждают. Представители народов, которые в наибольшей степени пострадали во время Кавказской войны и от ее последствий, прекрасно знают свою историю и аргумент, что если начать говорить о геноциде горских народов, то мы актуализируем опасную для российской государственности тему, не может быть принят.
Эта тема есть и ее опасность заключается именно в отсутствии должного уважения к памяти жертв тех трагических событий. Современная Россия имеет важнейший элемент государственной политической идентичности, которая позволяет поддерживать достаточно гармоничные отношения между народами России в целом, особенно имеющие противоречивую и трагическую совместную историю. Гражданские ценности позволяют снижать межнациональную напряженность даже в тех случаях, когда есть достаточно жесткие исторически обусловленные противоречия и конфликты, доставшиеся в основном в наследство от советского периода и периода начала 1990-х гг. Но для того, чтобы государственная политическая идентичность наиболее эффективно сыграла свою положительную роль, нужна честность в отношениях и возможность признать даже самые трагические факты совместной истории.
Нас объединяют не только и не столько проблемные страницы истории, но и те ее страницы, которыми мы все можем по праву гордиться. Но выйти на позитивную повестку в межнациональных и международных отношениях можно только после того, как будет сказана вся правда о страницах трагических.
Читайте также: