А зори здесь тихие история создания кратко

Обновлено: 25.04.2024

История создания.

Б. Васильев хотел написать о реальном подвиге семи бойцов, которые в 1942 году ценой свой жизни остановили неприятеля. Однако вскоре он понял, что подобных примеров было очень много в годы войны, и решил написать о подвиге девушек, подняв одну из важнейших проблем — о роли женщин в победе над фашизмом.

Первая экранизация повести – в 1972 г. Режиссёр – Станислав Ростоцкий.

Темы: подвиг женщин на войне, война глазами женщины.

Композиция.

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова. Он вспоминает события, произошедшие на переезде в годы войны, о девушках, о том, как каждая из них погибла. Всё происходящее читатель видит глазами Васкова, чувства и мысли героя передаются им.

Автор также включает рассказы о прошлом героев, о том, как девушки оказались на фронте.

Жанр – повесть.

Литературное направление – реалистическая военная проза.

Смысл названия.

Основная мысль заключена в названии повести.

Природа живёт мирно, тихо, спокойно. Человек же создаёт проблемы, убивает себе подобных, приносит боль и несчастье. Природа – прекрасный учитель, словно показывающий нам, людям, как надо жить на этой земле.

Основная идея произведения – важность сохранения мира и преемственности поколений, памяти прошлого, трагические страницы которого не должны повторяться. Война не различает пола и возраста, нужно помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.

Основные проблемы произведения:

  • важность сохранения мира на земле;
  • проблема ужаса и бесчеловечности войны;
  • проблема памяти о трагических страницах истории страны;
  • проблема истоков подвига и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны;
  • проблема роли женщин на войне, их вклада в победу;

Сюжет.

Старшина Федот Васков — комендант 171-го разъезда в карельской глуши, где расположены зенитные установки. Командование посылает сюда два отделения девушек-зенитчиц.

Рита Осянина, одна из зенитчиц, во время очередного посещения деревни, где живут её сын и мать, заметила в лесу двух немецких диверсантов. Васков понимает, что они планируют пройти к железной дороге- важному стратегическому объекту.

Он с группой зенитчиц из пяти человек собирается захватить немцев.

Однако оказывается, что диверсантов не двое, а 16 человек. Васков посылает за помощью Лизу Бричкину, но та не смогла выполнить задание, утонув по неосторожности в болоте. В результате неравного столкновения с немцами девушки погибли: весёлая, смелая красавица

Женя Комелькова, интеллигентная еврейка Соня Гурвич, воспитанница детдома Галя Четвертак и серьёзная Рита Осянина. Васков сумел захватить оставшихся в живых диверсантов в плен при помощи хитрости (гранаты без запала), он вёл их к советским позициям и на пути встретил своих.

Заканчивается повесть эпилогом, в котором показано, как Васков и его приёмный сын Альберт (сын погибшей Риты Осяниной) приехали на место гибели девушек установить памятник. Их увидели молодые люди, здесь отдыхавшие. Они тоже прониклись чувством уважения к тем девушкам, не успевшим пожить на земле, отдавшим жизнь за мирное небо над головой.

Главные герои произведения:

Федот Евграфович Васков,

Маргарита Осянина.

Елизавета Бричкина.

Евгения Комелькова.

Галина Четвертак.

Софья Гурвич.

ТАБЛИЦА.

Как попали на фронт.

На фронте Рита, чтобы отомстить фашистам за смерть мужа. Она сначала была санинструктором, потом окончила зенитную школу и стала зенитчицей.

Краткая история создания повести

История создания

История создания

Васильеву показалось, что это подходящая ситуация для его замысла, когда человек самостоятельно, не по приказу решает, что врага не пропустит. Он начал работать с сюжетом, но через пару страниц понял, что недоволен написанным. Получался скорее очерк о частном героизме. Ничего нового, по сути, не было, после войны подобными случаями было, к сожалению, не удивить. Повести не хватало драматизма, остроты ситуации. А потом вдруг придумалось, что в подчинении у командира будут не мужчины, а молодые девчонки. После этого сразу все встало на свои места, работа пошла.

Сюжет

Действие книги разворачивается в карельских лесах в мае 1942 года. Коменданту 171-го разъезда Федоту в подчинение отправляют молоденьких девушек-зенитчиц, только закончивших обучение.

Одна из девушек ночью замечает в лесу диверсантов. Васков отправляется на боевое задание, взяв с собой группу из 5 человек. В ходе слежки выясняется, что врагов намного больше, силы неравны. В итоге Федоту удается захватить немцев в плен, но в живых остается он один, все девушки погибли.

Проблематика

В сознании любого человека сражения ассоциируется, прежде всего, с мужчинами. Васильев сделал главными героями девушек, этим книга резко выделялась на фоне других, посвященных войне. О подвиге женщин на фронте в то время практически никто не рассказывал. Борис Васильев на 5 примерах описал многих девушек военного времени. Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина — у каждой свой, уникальный, но правдоподобный характер, своя судьба, мечты. Ни одну из них война не пощадила. А ведь женщин на фронте было сотни тысяч, им там было особенно трудно. Разве можно было просто забыть и молчать про них?

Федот Васков, теряя одну за другой своих солдаток, с горечью и ужасом думает о том, насколько неправильно и противоестественно происходящее: то, что воюют вчерашние девочки, молодые женщины. Эта мысль рефреном проходит через все произведение. Женской мягкости и нежности не место среди жестокости и бесчеловечности того времени. Автор показывает не просто глупые в своей несправедливости смерти юных, неопытных девушек. Ни одна из убитых зенитчиц не станет женой и матерью, ни одна теперь не подарит жизнь детям. О войне написано много книг, но эта занимает особенное место. Она — памятник погибшим там женщинам и прервавшимся поколениям.

В основе повести лежит эпизод незначительный в масштабах войны в целом, да и в реальности такой истории не было. Но было множество других битв, которые происходили с участием женщин, не менее жестоких и страшных. Поэтому такой художественный вымысел не просто имел право быть, он должен был появиться, чтобы отдать дань уважения воевавшим женщинам, выразить им благодарность.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие…” будет полезен учащимся 8 классов при подготовке к урокам литературы. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о женщине на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, кадровый военный, прошедший всю войну – Борис Львович Васильев.


Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.

И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Тема новая для военной прозы: драматизм и трагизм положения женщины, ставшей солдатом на войне. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина Васков с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжает на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести, звучит как мысль о том, что жизнь продолжается. Спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в названии повести: в природе всё тихо и мирно, но за это спокойствие отдали свои жизни совсем молодые люди, девушки, жизнь которых только начиналась.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “солдаты” были более опытны и подготовлены. Но война не ждёт готовности, смерть на войне не всегда подвиг, иногда случайность, которая произошла по глупости или неопытности. В этой правде – секрет успеха произведения и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. Повесть как бы говорит будущим поколениям: война – это страшно, она не различает пола и возраста, и мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Произведение написано в популярном жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто, пройдя фронтовые дороги младшим офицером, стал писателем, освещая события, пережитые в годы Великой Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее оттого, что рядом со смертью соседствуют атрибуты мирной жизни женщины – забота о чистоте, о внешности, желание нравиться, мечты о любви. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Книжный континент

суббота, 6 июля 2019 г.






Силы были определенно неравны – у наших в наличии семеро раненых бойцов, включая сержанта, и только один пулемет. Сержант единственный остался в живых, его, отстреливавшегося из пулемета, всего изрешетило пулями и осколками. Но до подхода подкрепления малочисленная группа советских бойцов фрицев к железнодорожному полотну не подпустила.






На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых – сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал.


Изображение героизма девушек стало новаторским в военной литературе. А повесть Васильева стала популярной. Подтверждением этого стала неоднократная экранизация произведения.





И сегодня, спустя десятилетия, фильм считается классикой советского кино и одним из лучших фильмов о войне.




Популярность фильма даже привела к созданию ремейка: в 2005 году, в честь 60-летия Великой Победы, китайские телевизионщики при участии российских специалистов сняли 19-серийный телесериал по повести Бориса Васильева. Роли в этой версии исполняют российские актеры, а исходный материал писателя, не без его участия, был дополнен.




А в 2015 году вышла новая экранизация книги (реж. Ренат Давлетьяров). Как говорят ее создатели, фильм не является ремейком фильма С. Ростоцкого. А хуже он или лучше, пусть судят зрители.


Читайте также: