Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях кратко

Обновлено: 06.07.2024

Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира место человека в нем отразились в ранних мифах народов мира. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские учения такие, как : буддизм, конфуцианство, даосизм и многие другие.
Обратившись к представлениям людей далекого прошлого о мире и самих себе, мы сможем глубже понять истоки и направленность эволюции этих взглядов, особенности мировосприятия современного человека.

Миф (от древнегреческого μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования.

Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия). Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь превращаясь в мифологическое сознание.

Всякий человек, живущий в мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека — не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода — не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова. Род человека неотделим от мира. Род человека — это и славные предки тоже, но главное — это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее.Так же мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.

Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления остаются в массовом сознании до сих пор.

Древнейшие из индийских мифов отражают культуры арийских племен, которые мигрировали из Центральной Азии во II тысячелетии до н.э. Их мифы были записаны как священные тексты, известные под названием "Веды", где рассказывается о богах, управлявших миром природы и способных влиять на жизнь людей.

Так же еще одним учением является йога. Йо́га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологичекими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Примерно в V в. до н.э. в Индии возникла новая философия- буддизм. Будди́зм— религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Но в период Чуньцю (722 до н. э. — 481 до н. э.) появляется новое учение- конфуцианство . Конфуциа́нство— этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют.

Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова. Древнегреческая философия оставила ярчайший след в истории философской мысли. Взгляды многих ее представителей заслуживают обстоятельного рассмотрения. Рассмотрим взгляды на общество и государство крупнейших мыслителей- Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. до н.э.) размышлял над образом совершенного города-государства. Власть в таком государстве должна принадлежать немногим людям, обладающим знанием идей и уже поэтому являющимся добродетельными. Их Платон именует философами. К отбору лучших должна была привести предлагаемая Платоном система образования. Между 10 и 20 годами все дети получают одинаковое образование. Важнейшими предметами на этом этапе являются гимнастка, музыка и религия. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя уже особое внимание математике. После 10 лет обучения-новый отбой. "Лучшие среди лучших" еще 5 лет изучают философию, а затем 15 лет активно участвуют в жизни общества, приобретая навыки управления. После этого столь тщательно отобранная и хорошо отобранная элита берет управление государством в свои руки.

В представлениях Платона единичное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) стал величайшим ученым и философом древности. Развивая идеи Платона, Аристотель наряду с государством выделил еще две разновидности сообщества- семью и поселение. Аристотель не отрицал частную собственность и считал что средние слои общества есть основа и опора государства.

К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных личностей, предотвращение излишнего накопления гражданами имущества.

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства интересов государства перед запросами личности.

Миф — сказание, предание. Некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой.

Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики.
Люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу.

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Упанишады - в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. Карма стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем.

Еще одним способом освобождения души является йога. Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация. Смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия — буддизм. Буддой назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни. Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром.

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Миф — сказание, предание. Некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой.

Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики.
Люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу.

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Упанишады - в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. Карма стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем.




Еще одним способом освобождения души является йога. Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация. Смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия — буддизм. Буддой назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни. Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром.

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Человек издавна задумывался о себе самом, своём месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми и т.д. Картина мира и место человека в нём отразилась в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские идеи и учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции.

Слово "миф" происходит от греческого mythos - сказание, предание. Учитывая это значение некоторые отождествляют миф с легендой сказкой. Для древнего человека то, о чём говорится в мифах, не было вымыслом.

Мифологическое сознание - это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из древних типов восприятия мира.

Для мифологического сознания все, что существует — одушевлено. Мифологическое пространство — это пространство души.

  1. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения. их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
  2. Древний человек всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие.
  3. Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через переодичность и ритм человеческой жизни.
  4. Мир воспринимался как арена борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.
  5. Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам.


Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература ("веда"- знание) - обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200-600 гг. до н.э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.

Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов, появившихся позднее, - Упанишады (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах была впервые выражена идея реинкарнации - переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек после смерти, зависит от его кармы. "Карма", означающая "деяние, поступок", стала ключевым понятием в индийской философии. По правилам кармы, каждый получал то, что он заслуживает.

Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия, которую нередко называют "атеистической" религией, - буддизм. Буддой-просветлённым - называли основателя нового учения, после того как он обрёл знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни.

Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда называл нирваной. Будда провозгласил четыре "благородные истины": мир полон страданий; причина человеческих страданий - в физических желаниях, мирских страстях; если устранить желание, тогда умрёт страсть и человеческим страданиям придёт конец; чтобы достичь состояния, в котором нет желаний, надо следовать определённому - "восьмеричному" - пути.

Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.


По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий тёмное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое серединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь и ян. Лучшее поведение для человека - это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип "у вэй"). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: "Обернётся несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится в несчастье".

Эти положения развивали сторонники даосизма ("учения о пути") - одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы.

В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило - не делай другим того, чего не желаешь себе.

Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам "правильного" государственного устройства. Само государство - это одна большая семья, где государь "сын Неба" и ""отец и мать народа". Регулирующую роль в этой "семье" выполняют прежде всего моральные нормы.

Древнегреческая философия оставила ярчайший след в истории философской мысли. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства . Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

1. Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Пытаясь охватить мир
сегодняшний, мы черпаем из
словаря, сложившегося в мире
вчерашнем
Антуан де Сент-Экзюпери

4. Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)

- форма общественного сознания, мировоззрение древнего
общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и
реалистическое восприятие окружающей действительности.
– повествование, передающее представления людей о мире,
месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и
героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
1)
происхождение Вселенной, Земли и человека;
2)
объяснение природных явлений;
3)
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

5. Основные функции мифа

Объяснение происхождения и устройства мира
Обоснование и оправдание существующего
образа жизни людей
Регулирование отношений между людьми
Обеспечение преемственности духовной
традиции общества

6. Особенности мифологического мировоззрения

7. Мифологическое сознание древнего человека

8. Первые философские учения

9. Древнекитайская философия: общие черты

10. Древнекитайская философия: основные направления

направлен
ия
основатели
периоды
Даосизм
Лао Цзы
кон. VI –
нач. V вв. до
н. э.
кон. VI – пер.
пол. V вв. до
н. э.
IV-III вв. до н.
э.
Конфуци
анство
Легизм
Конфуций
Шан Ян

12. Даосизм

13. Конфуцианство

16. Легизм

Человек обладает изначально злой природой.
Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы.
Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны.
Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и
жестоко карать провинившихся.
Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед
наказанием.
Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения
наказания должны являться законы.
Законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к
простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили
законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи
должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству).
Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право
вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

17. Древнеиндийская философия: общие черты

Веды (знание) - сборники гимнов богам,
песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных
формул (1200-600 гг. до н.э.)
Причина твоих страданий в тебе
самом, ты заслужил это своими
поступками в прошлом

Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиознофилософского характера. Являются частью Вед (VIII-III вв
до н.э.)
Впервые выражена идея
реинкарнации – переселения душ.
Карма – деяние, поступок – ключевое
понятие индийской философии. Закон
кармы (твоя реинкарнация зависит от
поступков. Вел себя плохо – родишься
придорожным камнем или
крокодилом). Карму можно изменить.
Йога – один из путей изменения
кармы)

1. Существование человека
неразрывно связано со
страданием.
2. Причиной страдания является
жажда, ведущая через радости и
страсти к перерождению,
рождению вновь.
3. Устранение причин страдания
заключается в устранении этой
жажды.
4. Путь, ведущий к устранению
страданий - восьмеричный путь.
верили в живую Вселенную,
человека считали неотделимой
частью этого организма, так
как жизнь для них не сводилась
лишь к биологической ее форме,
они имели право стремиться к
бессмертию в других мирах и
свято верили в бессмертную
душу, стараясь не засорять ее
злом и безобразными
поступками

24. Буддизм

Основные направления
буддизма
Хинаяна
Махаяна
• Идеалом считается монашеская
• Считает, что благочестие мирянина
жизнь, только монах может достичь
сопоставимо с заслугами монаха и
спасения и избавиться от
обеспечивает спасение
перевоплощений
• На пути спасения никто не может
• Появляется институт бодисатв —
помочь человеку, все зависит от его
святых, достигших просвещения,
личных усилий
которые помогают мирянам, ведут
их по пути спасения
• Отсутствует пантеон святых,
• Появляется большой пантеон
которые могут заступиться за
святых, которым можно молиться,
людей
просить у них помощи
• Нет понятия рая и ада. Есть только • Появляется понятие о рае, куда
нирвана и прекращение
душа попадает за добрые дела, и
воплощений
аде, куда она попадает в наказание
за грехи
• Отсутствуют обряды и магия
• Придает большое значение обрядам
и чародейству
• Отсутствуют иконы и культовая
• Появляются скульптурные
скульптура
изображения будд и бодисатв

1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов
к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина
сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на
слепую веру, не апелляцию к
сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое
осмысление мира и человеческой жизни.

27. Этапы античной философии

античная философия включает в себя этапы:
1)
древнегреческая философия
(625 в до н.э. - 322 до н.э.)
2) древнеримская и эллинистическая философия
(4 в. до н.э. – 529 г. н.э.)
Первым античным философом считается
Фалес, а последним — Боэций.

28. Античная философия: основные направления

Направления
Софизм
Киники
Стоицизм
Идеализм
Материализм
Эпикуреизм
Основатели, представители
Периоды
Протагор,
Сократ
Диоген Синопский
V – пер. пол. IV вв. до н. э.
Сенека,
Марк Аврелий
Платон
III в. до н. э. – III в. н. э.
Аристотель
IV в. до н. э. Перипате́тики –
школа Аристотеля
Эпикур
втор. пол. IV – пер. пол. III вв.
до н. э.
V-IV вв. до н. э.
кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.

29. Софизм

30. Киники

Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне
связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) и проверка данного
образа жизни на себе.
Особенности:
асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
добровольный разрыв социальных связей;
отсутствие постоянного места жительства;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным
законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии
людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

31. Стоицизм

Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при
этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
Главная идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей)
и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
Особенности:
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они
добродетельны;
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной
философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и
пороков и невозможности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих
пороков;
признание стремления к счастью высшей целью человека.

32. стадии общественного развития (Платон)

1) династия, состояние общества без
бедных и богатых, без писаных законов,
властью распоряжались старейшины
родов;
2) аристократия - большие поселения
людей, законодательство, выборная
власть. В эту эпоху и появляется
государство.
3) идеальное государство, которым правят
мудрецы-философы, частная
собственность только для низших слоев земледельцев и ремесленников

33. Идеализм (линия Платона)

34. Материализм (линия Демокрита) Аристотель

36. Материализм (Эпикуреизм)

37. Подведение итогов темы

Первые философские учения исходят из тесной связи человека с
природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно
не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт
на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу
человека. При этом философы древности описывают человека и
общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм,
Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель,
Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм,
стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях
неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон,
Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в
подчинённом положении и его интересы не могут быть выше
коллективных и государственных.

38. В эпоху Средневековья

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок: Обществознание – 10 класс

Тема: Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Образовательные: Расширить и углубить знания о человеке и обществе в ранних мифах. Показать, как зарождалось мифологическое сознание человека.

Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.

Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 20 07. 416 с.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

3. Работа по плану урока.

1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

- Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием.

Мифологическое сознание

мир природы наделялся человеческими характеристиками. В сознании человек и природа не противостояли друг другу.

между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы

не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все реальное (сны)

Все явления отвечают законам мира

Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие.

сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и как это происходит?

идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.

восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.

Мир развивается по законам

2 ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СПАСТИСЬ ОТ СТРАДАНИЙ МИРА

Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от нее?

1. не вредить живым существам.

2. не брать чужого.

3 воздерживаться от запрещенных половых контактов.

4. не вести праздных и лживых речей.

5. не пользоваться опьяняющими напитками.

Вывод: Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

1. - человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания).

3. В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до н. э.) жил приблизительно в то же время, что Будда и Пифагор (греческий философ и математик). Уже в молодости Конфуций стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и дошли до нас его мысли.

Суть учения:

1. В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека.

2. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми.

3. В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами:

а) не делай другим того, чего не желаешь себе.

а) государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников.

г) обязанности каждого члена этого сообщества определяются его социальным положением;

.Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И сегодня оно играет важную роль в китайской культуре и обществе.
Вывод: Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии. Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми.

4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: РАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЧАЛА ПОСТИЖЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

2. Примерно в VI в. до н. э. несколько мыслителей (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит), пришли, каждый своим путем, к выводу: Они не описывали божество-предка или прародителя, они искали вполне, как сказали бы в дальнейшем, материальные основы сущего.

3. Один видел их в воде, другой — в огне. Демокрит выдвинул даже идею о том, что основой всего являются некие неделимые частицы — атомы.

Взгляды на общество и государство

К отбору лучших должна была привести предлагаемая Платоном система образования.

- Между 10 и 20 годами все дети получают одинаковое образование;

- Важнейшие предметы на этом этапе - гимнастика, музыка и религия.

- В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя уже особое внимание математике;

- После 10 лет обучения — новый отбор;

- После этого столь тщательно отобранная и хорошо подготовленная элита берет управление государством в свои руки.

основные задачи государства:

- недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных личностей;

- предотвращение излишнего накопления гражданами имущества;

- Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, они рабы по природе и могут подчиняться лишь воле других.

благодаря новой системе образования образуются три социальных класса:

1. купцами, ремесленниками, земледельцами (главная добродетель — умеренность)

2. будущие управляющие и воины -стражи (главное достоинство которых — мужество)

не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

наилучшей из возможных форм правления является умеренная демократия.

Платон был противником частной собственности

не отрицал частную собственность и считал, что средние слои общества должны быть опорой государства.

был противником сохранения семьи у представителей высших классов частные интересы и отвлекали бы людей от заботы об общем благе

4. Подведение итогов урока.

Читайте также: