Чехов ранние годы кратко
Обновлено: 05.07.2024
Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Ранние годы
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца, который держал небольшую лавку. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова было непростым: отец держал сыновей в строгости, заставлял много репетировать и петь в церковном хоре.
Обучение будущий писатель проходил в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Начало литературного пути
Поздние годы. Смерть писателя
Биография Антона Чехова содержит еще один переезд: больному туберкулезом писателю врачи рекомендовали переехать в Ялту, где климат был более подходящим для легочных больных. Здесь с ним встречаются Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899–1902 гг., а также 1903 годах.
Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Содержание
Биография
Ранние годы
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Начало литературного пути
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.
Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
Антон Павлович Чехов известен далеко за пределами России. Его книги проникнуты глубоким пониманием русской души. За свою жизнь он написал около трехсот произведений, которые экранизируются и ставятся в театрах. Творчество автора известно не только в России, но и за границей.
Его талантом и умом стоит восхищаться. Детство и юность Чехова изучают в школе, чтобы проследить становление личности этого замечательного писателя.
Детские и юношеские годы
Родился русский классик 29 января 1860 г., а умер в 1904 году. Детство свое провел в Таганроге. У Чехова были четыре брата и одна сестра. Он родился третьим ребенком в семье. Дед Антона Павловича был крепостным и работал на Ольховатском заводе. В 1841 г. он смог купить свободу себе и семье, обеспечив тем самым достойную жизнь родным. Дед Чехова обладал:
- умом;
- упорством;
- дикими нравами;
- деспотичным характером.
Нелегкий характер деда косвенно повлиял на детство Антона Павловича.
Павел Егорович обладал многими талантами. Он играл на скрипке, рисовал картины. Чехов говорил, что талант ему достался от отца, а душевная красота — от матери. Кроме того, каждый ребенок в семье писателя должен был выучиться какому-либо купеческому делу. Чехов учился портняжному ремеслу. Но это занятие вовсе его не привлекало.
Влияние отца на писателя нельзя рассматривать только с плохой стороны. Павел Чехов хотел для своих детей только лучшего, поэтому прививал им любовь к:
Юный Антон был уверен в том, что наказание ремнем и церковь — это неотъемлемая часть воспитания.
Важно рассказать в краткой биографии Чехова о том, как сильно влияла мать писателя Евгения Яковлевна на своих детей. Именно она воспитала в них положительные качества.
Если бы не мать, трудно представить, что случилось бы с характером и внутренним миром маленьких Чеховых, испытывающих на себе деспотизм и самодурство отца. Евгения Яковлевна по себе знала, что такое угнетение, поэтому была добра и нежна к своим детям. Детство Чехова кратко может охарактеризовать цитата следующего содержания:
Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет.
Если смотреть на портрет великого автора, то можно увидеть больше сходства с матерью, нежели с отцом.
Обучение в гимназии
При описании детства Чехова важно выделить такую ступень в его жизни, как учеба в школе. В 1868 г. писатель поступает в гимназию в Таганроге, там начинают формироваться его взгляды на жизнь и любовь к литературе. Это старое и солидное учебное заведение. Там же юноша получает прозвище Чехонте, которым одарил его учитель.
Обучение протекало не очень гладко, так как в школе царила жестокость. Из-за малейшего проступка учеников били линейкой. Но, несмотря на это, после окончания восьми классов учебного заведения учащиеся могли поступить в любой институт. Именно в школьные годы юноша стал много читать и увлекаться литературой. В это время начинается литературная деятельность Чехова. Он пишет юмористические рассказы под псевдонимом Чехонте.
Когда Антону исполнилось 16 лет, он был вынужден остаться в Таганроге один и зарабатывать на жизнь самостоятельно, давая уроки. Все это случилось из-за того, что отец Чехова разорился и переехал в Москву.
Период учебы в гимназии — очень важный этап в жизни Антона Павловича. В это время у Чехова начали появляться мысли, которые впоследствии легли в основу его произведений.
Медицинский университет
В 1897 году Чехов переезжает в Москву и поступает в медицинский университет. Там он был студентом известных врачей Склифосовского и Захарьина. Молодой человек с трудом совмещает роль студента и писателя. Он начинает писать рассказы в юмористические журналы.
Антон Павлович становится авторитетом в семье. Братья прислушиваются к нему, его желаниям, а отец становится мягче. В тот же год брат Чехова Иван заканчивает учебу и переезжает работать в Воскресенск, где получает огромную квартиру.
В летом того же года вся семья приезжала в гости к Ивану. Там Чехов познакомился с доктором Архангельским, от которого позаимствовал много медицинских знаний.
В 1882 году Антон Павлович помогал сотрудникам больницы. Здесь он получил первый опыт, которым должен обладать врач. Уже в 1883 г. писатель начинает работать выездным доктором.
Тема детства в произведениях Чехова
В своих работах он показывал, что может скрываться за счастливой жизнью и благополучием многих семей.
Автор мог проиллюстрировать всю боль, которую впитывали в себя дети, находясь рядом с родителями, выражающими свое недовольство.
Содержание
Биография
Детство, юность и молодые годы
В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского:
Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды [5] .
Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
Становление
Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.
Сахалин
На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет.
Возвращался Чехов осенью и зимой 1890-го, по Индийскому океану через Суэцкий канал, посетив по дороге остров Цейлон. 7(19) декабря родные встречали его в Туле.
Поздние годы
Смерть
Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.
Творчество
Особенности драматургии
Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни [11] . |
Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни [12] . |
В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.
Псевдонимы Чехова
Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа). Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя, известных чеховедению к концу прошлого века:
- А. П.,
- А. П.Ч-в,
- Антоша,
- Антоша Ч.,
- Антоша Ч.***,
- Антоша Чехонте,
- А-н Ч-те,
- Ан. Ч.,
- Ан. Ч-е,
- Анче,
- Ан. Че-в,
- А. Ч.,
- А.Ч-в,
- А.Че-в,
- А Чехонте,
- Г. Балдастов,
- Макар Балдастов,
- Брат моего брата,
- Врач без пациентов,
- Вспыльчивый человек,
- Гайка № 6,
- Гайка № 9,
- Грач,
- Дон Антонио Чехонте,
- Дяденька,
- Кисляев,
- М.Ковров,
- Крапива,
- Лаэрт,
- Прозаический поэт,
- Рувер,
- Рувер и Ревур,
- Улисс,
- Ц.,
- Ч. Б. С.,
- Ч. без с.,
- Человек без селезёнки,
- Чехонте,
- Ч.Хонте, А.,
- Шампанский,
- …въ,
- Z [15] .
Библиография
Значение творчества
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском… |
Чехов-писатель и Чехов-врач
Окончив университет, Чехов попытался занять вакансию педиатра в одной из детских клиник, однако по неизвестной причине этого назначения не произошло.
Однако от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта и т. п. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов.
Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891 — 1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.
Парадокс состоял в том, что изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника.
Читайте также: