Аристотель о политическом строе спарты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аристотель сообщел по этому поводу:
"…законодатель [Ликург], желая, чтобы все государство в его целом стало закаленным, вполне достиг своей цели по отношению к мужскому населению, но пренебрег сделать это по отношению к женскому населению: женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши… При таком государственном строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами управляют женщины, что и наблюдается большей частью живущих по-военному воинственных племен".
Насчет роскоши - это вряд ли (законы Ликурга запрещали роскошь), но в плане ролей, вероятно, Аристотель был прав.
Просто оценим ситуацию процедурно.
Жена - собственность мужа, но при этом:
Муж проводит время в войнах, военных учениях и при исполнении общественных обязанностей.
Жена управляет домохозяйством (а кто же еще?)
Жена также управляет воспитанием наследников (а кто же еще?)
И, поскольку женщина-мать полностью определяет жизнь мальчика-наследника до его перехода во взрослое общество, она вероятно и далее остается для него главным авторитетом (таковы закономерности психологии).

Разумеется, обществу приходится приинимать такие правила. чтобы женщина была способна воспитать наследника, соответствующего реалиям эпохи. Поэтому (как сообщает Ксенофонт и позже Плутарх) законодатель Ликург предписал для спартанских девушек состязания в беге, борьбе, метании диска и копья.
У-упс.
. А средний современный европеец уверен, что при матриархате (или феминизме) появляются поколения изнеженных мужчин. И что лишь патриархальные нравы создают общество сильных мужчин. Для такого современного европейца - слова Аристотеля (напомним) "мужчинами управляют женщины, что и наблюдается большей частью живущих по-военному воинственных племен".
Вот так: спартанские воины, 300 лет наводившие ужас на всю Грецию и Малую Азию, были воспитаны женщинами-хозяйками.
А современные парни, воспитанные властными папашами, мыслящими в дискурсе мужского государства, вырастают трусливой дрянью, обожающей издеваться над слабыми но неспособной дать отпор серьезному противнику.

Welcome to the real world (The Matrix)

Я не собираюсь утверждать, что спартанское общество было хорошим или образцовым.
Напротив, оно было крайне консервативным и бесперспективным.
Но его исторический опыт дает хорошую пищу для размышлений о том, как устроена психика человека и социальная психология общества на самом деле.
Между прочим - Спарта с законами Ликрга оказалась одним из самых стабильных обществ в античности (и вообще в истории). Более 300 лет от становления до заката.
. Такие дела.

Социальная и экономическая свобода спартанок

Действительно, известно, что ещё Ликургом были введены состязания в беге для девушек. Объяснялось это решение тем, что подобные спортивные занятия закаляют их, позволяя в будущем родить более сильных и здоровых детей. Плутарх прибавляет, что помимо бега спартанки также занимались борьбой, метали диски и копьё – в общем различия от спортивной программы юноши были совершенно минимальные.

Кроме того, в отличие от других греческих женщин (например, афинянок), вынужденных свои дни проводить за ткацким станком и другими домашними обязанностями, спартанки были освобождены от этой унылой монотонной деятельности. Всю тяжёлую работу выполняли рабы; женщина лишь заботилась об общем попечении о домашнем хозяйстве и воспитании детей (и то, когда мальчику исполнялось 7 лет, его забирали в воспитательный дом, и бремя ответственности по уходу за ребёнком слагалось с плеч матери).

Экономическая свобода спартанок заключалась в том, что при отсутствии сыновей земельный участок наследовали дочери. Почти половина земли полиса принадлежала женщинам (в чём Аристотель видел едва ли не первостепенную причину упадка Спарты). От своих родителей девушки получали богатое приданое, которым могли в полной мере распоряжаться, а в общем наследстве доля дочери была приблизительно равна доле сына. Женщины Афин могли только позавидовать их степени экономической эмансипации.

Так был ли у спартанцев матриархат?

Конечно, не был. Лаконофобы чересчур преувеличивали влияние спартанок в греческом обществе и на политическом поприще. Так, в вопросе выбора мужей у них было немногим больше свободы, чем у постоянно упоминаемых нами афинянок. Отец (или наследник отца, если его не было уже в живых) отвечал за обручение детей. И даже спартанка-сирота не могла сама выбрать себе супруга – в таком случае выбор осуществлял один из спартанских царей.

Богатства, которыми якобы обладали лакедемонянки, не могли возникнуть во время Ликурга, поскольку основным владельцем наделов считался мужчина-спартиат. Положение изменилось с принятия закона Эпитадея, установившего, по сути, режим частной собственности и позволявшего каждому гражданину свободно распоряжаться своим имуществом. Случилось это после Пелопоннеской войны, в ходе которой победу одержала Спарта, и, как говорит Плутарх, наводнившие полис золото и серебро помутнили рассудок лакедемонян. Неудивительно, что большая часть земель в этот период сконцентрировалась в женских руках.

Спартанских цариц нам известно немного, и примеров прямого влияния женщин царственных особ на своих мужей или сыновей у нас не сказать что бы намного больше. Таковыми были, например, мать царя Агиса IV, Агесистрата, и его бабка Архидамия. Своему большому влиянию в государстве они были обязаны, прежде всего, богатству и полученным с помощью него должников и клиентов.

1 Не говоря уже о д-ре Томасе Арнольде и об английских закрытых средних школах для мальчиков.

ны и ни проданы, а, согласно закону, переходили от отца к сыну (их можно было, однако, завещать по наследству). Каждый землевладелец получал от илота, обрабатывавшего его участок, 70 медимнов (около 105 бушелей) зерна для себя, 12 медимнов — для своей жены и определенную долю вина и плодов ежегодно [1]. Все, что оставалось сверх этого количества, являлось собственностью илота. Илоты, как и спартанцы, были греками и глубоко негодовали на свое рабское положение. Когда они могли, они восставали. Спартанцы имели значительную тайную полицию для борьбы с этой опасностью, но в дополнение к этой предосторожности они имели в своем распоряжении еще одно средство: один раз в год они объявляли войну илотам, так что их молодые люди могли убивать каждого, кто казался им непокорным, не подвергаясь законному обвинению в убийстве. Илотов могло освобождать только государство, но не их господа; их освобождали довольно редко — за исключительную храбрость, проявленную в сражении.

1 J. В. Bury. History of Greece. Vol. I, p. 138. По-видимому, спартанцы-мужчины ели почти в шесть раз больше, чем их жены.

Земельные участки простых спартанцев представляли собой наделы общинной земли, предоставляемые им государством; аристократия же имела свои собственные поместья.

Свободные обитатели других частей Лаконии, называвшиеся периэками, не имели политических прав.

Единственным занятием гражданина Спарты была война, к которой его готовили с самого рождения. Болезненных детей после осмотра их старейшинами умерщвляли; позволялось воспитывать только тех детей, которых признавали здоровыми. Всех мальчиков до достижения двадцатилетнего возраста обучали в одной большой школе; цель обучения состояла в том, чтобы сделать их смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными. В Спарте не болтали чепухи о культурном или научном образовании; единственной целью было подготовить хороших солдат, целиком преданных государству.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания, М., 1987, т. 1. c. 106.

Женщинам не разрешалось проявлять какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они могли выражать презрение к трусу, и их хвалили, если это был их сын; но они не могли проявлять свое горе, если их новорожденного ребенка приговаривали к смерти как слабого или если их сыновья были убиты в сражении. Остальные греки считали спартанок исключительно целомудренными. В то же самое время бездетная замужняя женщина не должна была возражать, если государство приказывало ей проверить, не окажется ли какой-либо другой мужчина более удачливым, чем ее муж, в произведении на свет новых граждан. Законодательство поощряло рождение детей. Согласно

Аристотелю, отец трех сыновей освобождался от военной службы, а отец четырех сыновей не выполнял никаких повинностей.

Нас несколько удивляет, что Спарта вызывала восхищение у остальных греков. Первоначально она значительно меньше отличалась от других греческих городов. В более ранний период в Спарте имелись такие же хорошие поэты и актеры, как и в остальной Греции. Но около VII века до н.э. или, возможно, даже позднее ее государственный строй (создание его неправильно приписывается Ликургу) выкристаллизовался в той форме, которую мы сейчас рассматриваем; все было принесено в жертву успехам в войне, и Спарта перестала принимать участие в том вкладе, который Греция сделала в мировую цивилизацию. Для нас спартанское государство представляется в миниатюре образцом того государства, которое установили бы нацисты, если бы они одержали победу. Грекам это представлялось иначе. Как говорит Бэри:

1 J. В. Bury. Op. cit., p. 141.

Одной из причин, вызывавшей у других греков восхищение Спартой, была ее устойчивость. Во всех других греческих городах происходили революции, но спартанское государственное устройство оставалось неизменным в течение веков, если не считать постепенного увеличения власти эфоров, что происходило законным путем, без насилия.

В течение долгого времени спартанцы были непобедимы на суше. Они сохраняли свое превосходство вплоть до 371 года до н.э., когда их победили фиванцы в битве при Левктрах. Это был конец их военного величия.

Исключая войну, действительность Спарты никогда не была точно такой, как ее теория. Геродот, живший в период величия Спарты, с удивлением отмечает, что ни один спартанец не мог устоять перед взяткой. Это происходило, несмотря на тот факт, что презрение к богатству и любовь к простоте жизни были одним из основных правил, внушавшихся в спартанском воспитании. Нам говорят, что спартанские женщины были целомудренными, однако несколько раз случалось, что предполагаемый наследник царя отвергался на том основании, что он не был сыном мужа его матери. Нам говорят, что спартанцы были непоколебимыми патриотами, однако царь Павсаний, победитель при Платее, окончил свою жизнь как предатель, подкупленный Ксерксом. За исключением таких скандальных дел, политика Спарты была всегда мелочной и провинциальной. Когда Афины освободили греков Малой Азии и соседних островов от персов, Спарта держалась в стороне. До тех пор пока считали, что Пелопоннес находится в безопасности, спартанцы равнодушно относились к судьбе других греков. Все попытки создать конфедерацию эллинского мира терпели крах из-за партикуляризма Спарты.

Аристотель продолжает далее обвинять спартанцев в корыстолюбии, которое он приписывает неравномерному распределению собственности. Он говорит, что, хотя земельные участки не могли быть проданы, их можно было дарить или завещать по наследству. Две пятых всей земли, добавляет он, принадлежит женщинам. Последствием этого является значительное уменьшение числа горожан: говорят, что некогда в Спарте было 10 тысяч человек, но во время поражения, нанесенного Фивами, там было менее одной тысячи.

Аристотель критикует все институты государственного устройства Спарты. Он говорит, что эфоры часто бывают очень бедны и поэтому их легко подкупить; и их власть так велика, что даже цари вынуждены ухаживать за ними, так что государственный строй превратился из аристократии в демократию. Далее говорится, что эфоры слишком своевольны и их образ жизни не соответствует общему духу государственного строя, между тем как строгость по отношению к остальным гражданам так невыносима, что они тайно предаются противозаконным физическим удовольствиям.

Миф о Спарте для средневековых и современных читателей был создан Плутархом. В то время, когда он писал, Спарта принадлежала к романтическому прошлому. Период величия Спарты был так же далек от времени Плутарха, как Колумб — от нашей эпохи. Историк, изучающий институты государственного устройства, должен с величайшей осторожностью относиться к тому, что говорит Плутарх, но особенно это важно для историка, изучающего мифы. Греция всегда оказывала влияние на мир не непосредственно через политическую власть, но воздействуя на воображение, идеалы и надежды людей. Рим создал дороги, которые в значительной мере сохранились до сих пор, и законы, которые являются источником многих современных кодексов законов, но именно римские армии сделали эти вещи важными. Несмотря на то что греки были замечательными воинами, они не совершили завоеваний, потому что тратили свою военную ярость главным образом друг против друга. Полуварвару Александру довелось распространять эллинизм на Ближнем Востоке и сделать греческий язык литературным языком в Египте и Сирии, а также во внутренних частях Малой Азии. Греки никогда не смогли бы осуществить эту задачу не из-за недостатка военных сил, но вследствие своей неспособности к политическому единству. Политические средства распространения эллинизма всегда были неэллинистическими: но именно греческий гений вдохновлял другие нации распространять культуру тех, кого они завоевали.

Для историка, изучающего всемирную историю, важное значение имеют не мелкие войны между греческими городами или ничтожные ссоры за власть между теми или иными партиями, но воспоминания, сохраненные человечеством после окончания этого краткого эпизода истории, подобно тому как у путешественника, взбирающегося на гору, в течение тяжелого дня борьбы со снегом и ветром сохраняется светлое воспоминание о восходе солнца в Альпах. Эти воспоминания, постепенно стираясь, оставили в умах людей образы определенных вершин, которые необычайно сверкали в лучах начинающегося дня, сохраняя живым знание того, что за тучами все еще продолжает сохраняться сияние, которое может проявиться в любой момент. Из этих вершин Платон был наиважнейшим в эпоху раннего христианства, а Аристотель — для средневековой церкви, но после эпохи Возрождения, когда люди начали ценить политическую свободу, они обратились главным образом к Плутарху. Плутарх оказал глубокое влияние на английских и французских либералов XVIII века и на основателей Соединенных Штатов; он оказал влияние на романтическое движение в Германии и продолжал, главным образом косвенно, влиять на немецкую мысль вплоть до настоящего времени. В некоторых отношениях его влияние было положительным, в других — дурным; что касается Ликурга и Спарты, то оно было дурным. То, что Плутарх говорил о Ликурге, имеет важное значение, и я кратко скажу об этом, даже если придется допустить повторение.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания, с. 95.
2 Там же.
3 Там же, с. 99.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания, с. 100.
2 Там же.
3 Там же, с. 105.
4 Там же, с. 106.

Однополая любовь у мужчин, да и у женщин была признанным обычаем в Спарте, и ее роль признавалась в воспитании юношей. Любовник какого-либо мальчика пользовался или не пользовался уважением в зависимости от поведения мальчика. Плутарх сообщает, что одного любовника оштрафовали за трусость, проявленную его мальчиком, который закричал от боли во время борьбы.

На любой стадии жизни спартанца свобода его была ограничена.

Спартанцам не разрешалось путешествовать, а иностранцев допускали в Спарту только по делу, поскольку было опасение, что чужие обычаи развратят добродетельных лакедемонян.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания, с. 116.
2 Там же, с. 117.
3 Там же, с. 121.

Влияние Спарты на Платона, которому мы уделим в свое время особое внимание, станет совершенно очевидным из описания его Утопии, чему будет посвящена следующая глава.

Политический строй Спарты критиковал Аристотель. Один из тезисов - в древнем государстве женщины правят мужчинами. Девочки в Древней Спарте. Жизнь

В среду, 6 мая, футбольный агент Олег Артёмов сообщил, что доволен включением своего подопечного в список лучших игроков французской Лиг.

Порой энергетические потоки могут быть настолько сильными, что оказывают на нас огромное влияние. Если человек обладает потенциальными интуитивными или

1. Офисному работнику на заметку: если в ваш кабинет часто входят без стука, повесьте с внутренней стороны на дверь мишень для дартса. Проверено!2.


Ученые всегда считали, что Луна слишком мала для того, чтобы поддерживать настоящую геологическую активность, а ее недра остыли давным давно, а последние

Читайте также: