Церковная реформа екатерины 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Церковная политика в России кардинально изменилась при Петре I, и те монархи, что правили позже, в целом, эту политику секуляризации, умаления Церкви в правах и имуществе только продолжали и усугубляли. Не являлась исключением из этого правила и императрица Екатерина II.

Упорядочить религиозную жизнь

Именно при этой российской императрице появилось исламское духовное управление, которое выстроило всех российских мусульман в подобие некоей общей иерархии. Тоже самое получилось и с польскими католиками, которые после раздела Речи Посполитой стали подданными Российской Империи.

Все эти преобразования с политической точки зрения преследовали одну цель: упорядочить религиозную жизнь империи и дать необходимые рычаги управления этой жизнью главе государства.

Секуляризация церковных земель

Суть секуляризации церковных земель носила не только экономический, но и политический характер. Перестав быть землевладельцем, Церковь ставилась на государственное жалование. Священство и епископат становились ещё более связаны с государственной властью, превращаясь, по сути, в компонент вертикали власти.

Что же касается непосредственно секуляризации церковных земель, то внутри церковной среды не было единомыслия по данному вопросу. Часть иерархов приветствовала эту идею, видя сближение с государством – несомненным благом.

Однако, были у этой реформы и противники. И одним из самых яростных и непримиримых стал митрополит Арсений (Мацеевич), который в 2000 году был канонизирован, как священномученик Русской Православной Церковью.

Личность это была, прямо скажем, незаурядная и темпераментная. Периодически характер Мацеевича и обрекал его на ссылки и гонения. А усугубляло всё то, что он был действительно талантливейшим и убедительнейшим проповедником.

Потом, конечно, необходимость денег на глобальные проекты екатерининской эпохи, да и на многочисленных фаворитов, весь этот либерализм нивелировали, и сделали императрицу одним из апологетов крепостничества.

Но поначалу, крестьяне поверили в то, что скоро они станут свободными, что периодически приводило к открытым столкновениям с монастырями ещё до манифеста 1764 года. Подавлять которые пришлось в том числе и царской армии.

Критика из ссылки

Личный допрос доставленного ко двору Мацеевича только подтвердил опасения императрицы. Более того, Арсений сказал ей нечто такое, что она заткнула уши и повелела заткнуть ему кляпом рот.

Дальнейшая судьба митрополита была печальна, в ходе первого процесса над ним, его сделали простым монахом, лишив епископского достоинства и сослав в монастырь. Но Мацеевич при всей своей темпераментности был по свидетельству современников ещё и очень простым и прямолинейным человеком.

В итоге на Мацеевича донесли, и в ходе второго процесса он был уже расстрижен и из монахов, и под именем Андрея Врала посажен в Ревельскую крепость, в режиме жесточайшей изоляции.

Смерть в крепости

Секуляризация в 1764 году в итоге состоялась. Она нанесла удар по монастырям, количество которых сократилось в России больше, чем на две трети, с 1201 до 387. Мацеевич, как непримиримый политический оппонент был устранен, но и крестьянским надеждам на раскрепощение не суждено было сбыться. Церковь же получила сильнейший финансовый, да и в целом материальный урон со времён Петра I.

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Император Петр 3

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название - экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Разрушенный монастырь и церковь

Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год - в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год - в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год - в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Политика государства в отношении церкви в нашей стране кардинально менялась несколько раз.

Наиболее резкие изменения произошли в правление императора Петра I Великого.

А вот следующий шаг, полностью продолжавший замысел Петра Великого, сделала его духовная наследница, Екатерина II Великая.

Почему нужна была реформа?

Как это ни странно, причина банальна - если в стране что-то не работает, нужно реформировать так, чтобы заработало.

В Средние Века церковь по всей Европе претендовала на главенство над светской властью. У католиков даже была в ходу "теория двух мечей" (сформулирована Папой Римским Геласием в конце V века).

Эта теория гласила, что власть не должна концентрироваться в одних руках. Однако, Господь, заключая с людьми Новый завет, вложил в руки первого Папы два меча - власть духовную и власть светскую. Светскую власть Папа передал королям и императорам, а духовную оставил себе. И поскольку во-первых, духовное преобладает над мирским, во-вторых, Папа дал власть королям, а не наоборот, то на церковь возложена функция контроля за светской властью королей.

Т.е. Папа главнее любого императора или короля. Папа - главный в Европе властелин.

Разумеется, светская власть эту концепцию не любила и стремилась от нее избавиться.

В России же, церковь весь период Ига оставалась той единственной общей для всех русских людей силой, которая объединяла разрозненные территории, сплачивала перед лицом врага и помогала сохранить культуру и историю.

За время от освобождения из-под Ига и до правления Петра I, церковь набрала огромную власть, в том числе мирскую. Патриарх Московский и Всея Руси был не только владыкой церкви, но и важной политической фигурой, претендовавшей на главенство. А монастыри в России плодились и множились, забирая себе земли и крестьян, как бы изымая их из общего экономического оборота.

Петр стремился ограничить власть Патриарха, угрожавшую его непопулярным, но необходимым реформам. И в итоге ввел Священный Синод - чисто гражданское министерство, заведовавшее церковью. Московский патриархат на Руси исчез и не появлялся вплоть до 1917 года.

Однако, в руках церкви оставались огромные финансовые и человеческие ресурсы. Растущей империи, осваивавшей огромные новые территории (Польшу, Новороссию, Северную Америку, даже колонии в Калифорнии были), такие богатства бы очень пригодились.

В итоге для Екатерины, с одной стороны шедшей заветами Петра Великого, а с другой - крайне практично относившейся к государственному управлению, жиреющие монастыри и священники стали проблемой, которую необходимо было решать.

Не секуляризацией единой.

Не стоит думать, что церковная реформа состояла исключительно из "обдирания жирка" с церкви. Помимо упорядочивания владений церкви и монастырей, Екатерина впервые в русской истории взялась за устроение дел в других конфессиях.

Особо русскую царицу почитают буддисты. В 1764 году Екатерина Высочайшим указом своим учредила пост Пандита Хамбо-ламы, что-то вроде патриарха у буддистов. Пост этот позволял навести порядок в среде буддистов Восточной Сибири и Забайкальского края. До этих пор эти земли подчинялись в религиозном смысле, иерархам монгольских и тибетских приходов.

В ответ на это буддисты уже в 1766 году признали в царице воплощение Белой Тары - одной из богоподобных сущностей в буддизме.

Кроме того, Екатерина первой из русских правителей, навела порядок и в среде мусульман. Ислам, в плане организации, религия чуть более тонкая, гибкая и рассыпчатая. В каждом почтенном мулле можно увидеть "начальника", который несет людям свое толкование священных текстов. И тем не менее, Екатерина справилась.

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

В 1773 году Синод издает указ "О веротерпимости". Отныне архиереям Русской Церкви запрещалось вмешиваться в дела иноверцев. Следом за этим Екатерина санкционировала строительство мечетей и, самое главное, открытие медресе (духовных учебных заведений мусульман). По всей стране учреждались муфтияты (примерный аналог епархий в православии), а в 1782 году в России учредили Оренбургское магометанское духовное собрание. Эта организация объединила под собой всех мусульман Империи, структурировала денежные потоки, обучение и назначение мулл и муфтиев и вообще - организовывала религиозную жизнь мусульман в государстве.

Наладив религиозные дела в стране, Екатерина получила обширные ресурсы для казны, лояльные и управляемые религиозные организации. Из самой церкви очередной раз вытряхнули самовольных епископов, которые осуждали политику Империи в отношении церкви.

Может показаться, что Екатерине в этом плане просто повезло подобрать удачные комбинации, но нет.

В иностранной политике Екатерина использовала ровно такой же прием, но обратила его в огромный плюс для России.

Видишь иезуита? А он - есть!

В XVI-XVII веках орден иезуитов был одной из самых сильных религиозных организаций в католичестве. Иезуиты какое-то время даже выглядели, как личные доверенные лица Папы Римского. Однако, к концу XVIII века этот феномен пошел на спад и в 1773 году орден был упразднен Папой Клиементом XIV.

Случилось так, что к этому времени иезуиты были широко распространены на территории Речи Посполитой. Вернее, на тех территориях, которые это государство занимало до его раздела между Пруссией, Австрией и Россией. Вместе с поляками, западными беларусами и украинцами в Российскую империю пришло огромное число католиков. Управлять этими верующими было сложно - структуры управления разделяли между собой иезуиты и католический клир, подконтрольный лично Папе.

И тут случается непредвиденное - орден расформировывают! Екатерина же подарку только обрадовалась. Поскольку в то время общение между людьми было не такое скорое, как сейчас, весть о расформировании ордена достигла русских подданных иезуитов довольно поздно и неофициально. Официальная цензура Екатерины II эту папскую буллу просто не пропустила.

В результате сложилась уникальная ситуация - во всем мире иезуиты расформированы, а в России - нет. И Екатерина еще и печется о благе своих подданных и ордена, помогает кому деньгами, кому решением проблем.

В результате у католического клира во враждебной иноверческой стране появляется мощный и лояльный иноверцам конкурен, который быстро прижимает к себе остатки влияния.

Я категорически отказываюсь верить, что это блестящее решение, заставившее Папу Римского, нехотя, признать, что орден "как бы и не распущен" - это простое совпадение.

Понравилась заметка?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, прочитайте старые публикации (этим Вы очень меня поддержите и замотивируете!).


В 1762 году на престол Российской империи вступила императрица Екатерина II. Одним из событий её царствования стала церковная реформа. Власти провели изъятие церковных владений и упразднили несколько сотен монастырей в государстве. Такая политика в XVIII веке была типичной для европейских королевств периода просвещённого абсолютизма.

Подготовка и причины проведения реформы

Подготовка секуляризации связана с правлением императрицы Елизаветы Петровны и её распоряжением от 1757 года.

Пётр III

Рис. 1. Пётр III.

В начале 1762 года император Пётр III отдал приказ ускорить подготовку соответствующего манифеста. К 21 марта 1762 года относится его указ о передаче недвижимого имущества церкви под управление Сената. В распоряжение этого органа власти также планировалось передать Коллегию экономии, которая занималась управлением земельными владениями духовных лиц. Власти решили прекратить дотировать неспособные себя обеспечить монастыри.

Православная церковь встретила этот указ негативно. Были и более радикальные проекты, например, обер-прокурор синода Иван Мелиссино предложил провести реформу церкви с целью внедрения элементов Просвещения и Реформации.

Причиной проведения церковной реформы следует считать распространение освобождённых от налога церковных земель. Последствием стало снижение поступлений в казну. Церковное землевладения выглядело пережитком удельных времен, то есть ещё XV–XVI веков. В некоторых случаях монастыри занимались спекуляцией земли.

Проведение реформы началось с издания указа о секуляризации в 1764 году. Он был опубликован 26 февраля. Суть манифеста заключалась в том, что государство изымало в казну монастырскую собственность земли и крепостных крестьян. Под управление Коллегии экономии перешло 900 тыс. крепостных мужчин и 8,5 млн десятин земли.

Екатерина II

Рис. 2. Екатерина II.

Ход и значение реформы

Манифест от 26 февраля предусматривал и такие меры:

Согласно данным Синода, на 1 января 1762 года на территории Российской империи было 954 монастыря с 11 тыс. монахов и монахинь. Преобладали мужские монастыри, женских было 221. Власти упразднили 418 монастырей. Из оставшихся 226 были переведены на государственное содержание, а ещё 310 монастырям следовало жить на пожертвования народа, а от монахов требовалось самостоятельно обрабатывать землю.

С 1764 года монастыри делились на 1, 2 и 3 классы. Критерием отбора стали богатство и значимость. В зависимости от класса они получали финансовое содержание. В 1786 году действие церковной реформы было распространено на Киевскую, Черниговскую и Новгород-Северскую губернии, а спустя два года — на Курскую, Харьковскую, Воронежскую и Екатеринославскую. Некоторые закрытые монастыри были возобновлены к началу XIX века. К 1810 году, уже при императоре Александре I, на территории Российской империи насчитывалось 452 монастыря.

Духовенство встретило реформу глухим ропотом. Наиболее известным критиком секуляризации стал Ярославский и Ростовский митрополит Арсений. Он был лишён сана и осуждён. Скончался Арсений в Ревельской крепости в 1772 году, а реабилитирован только в 1918.

Секуляризация церковных земель при Екатерине II

Рис. 3. Секуляризация церковных земель при Екатерине II.

Что мы узнали?

Кратко секуляризацию церковных земель при Екатерине 2 изучают в школьном курсе истории 7 класса. Итогом реформы стало закрытие более чем 400 монастырей. Оставшиеся перестали быть духовными феодалами-землевладельцами, их перевели на государственное содержание.

Читайте также: