Церковь в эпоху дворцовых переворотов кратко

Обновлено: 07.07.2024

По указу 1702 г. свобода вероисповедания предоставлялась всем иностранцам, проживающим в России. Но свобода вероисповедания для иностранцев не означала признания равноправия вер. Категорически запрещалась пропаганда иностранцами своей веры в России. Каралось совращение православных в иную веру, но всячески поощрялся переход в православие. Иностранца-неправославного запрещено было хоронить на православных кладбищах 203 .

Важнейшим актом в конфессионатьной политике Петра I явилось подчинение церкви в политико-административном отношении, что выразилось в упразднении института патриаршества и учреждении взамен его высшего светского коллегиального органа по церковным делам – Святейшего Синода. Этот акт знаменовал собой начало нового, синодального, периода в истории Русской Православной Церкви.

Петр I с подозрением относился к российскому духовенству, усматривая в нем противодействующую силу своим преобразованиям. Для этого у него были резонные основания. Действительно, большинство иерархов Русской Православной Церкви не поддерживало петровские реформы, поэтому Петр нашел себе сторонников не среди церковников России, а на Украине, главным образом среди питомцев Киево-Могилянской духовной академии.

Духовный Регламент состоит из трех частей: в первой дано определение нового устройства церковного управления (Духовной коллегии), во второй определен круг компетенции и функций Духовной коллегии, в третьей подробно перечислены обязанности архиереев и приходских священников, об учреждении системы духовных учебных заведений (см. Приложение 3.1).

2. Конфессиональная политика при преемниках Петра I (1725–1762)

Репрессии обрушились и на архиереев. В 1730–1736 гг. прокатилась волна судебных архиерейских процессов, к которым был причастен и Феофан Прокопович. Первым в 1730 г. был осужден воронежский архиепископ Лев (Юрлов), обвиненный в том, что при получении известия о воцарении Анны Иоанновны не отслужил торжественного молебна. По той же причине осужден киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) и был сослан простым монахом в Кириллов Белозерский монастырь. Затем пострадали противники петровских церковных реформ и недружелюбно относившиеся к Феофану Прокоповичу: архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и архимандрит Гедеон (Вишневский). Всего в 1730–1736 гг. пострадали 6 архиереев. Репрессии против высших духовных лиц продолжались и после смерти Феофана Прокоповича в 1736 г., даже с еще большей суровостью. Известны имена не менее 10-ти архиереев, пострадавших в 1736–1740 гг. 215

Первая попытка провести секуляризацию церковных имений была предпринята в короткое царствование Петра III. Изданный 21 марта 1762 г. указ объявлял об изъятии у монастырей и архиерейских домов земель и крестьян и передаче их в казну. Однако этот указ реальной силы не имел. На места он дошел только летом 1762 г., когда император был уже свергнут с престола.

3. Конфессиональная политика Екатерины II и Павла I

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Комиссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного советника Г.Н. Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Козловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влиятельных вельмож из духовных и светских лиц 226 . 29 ноября 1762 г. последовала специальная инструкция, которая определяла ее компетенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комиссию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крестьянские повинности. Комиссия составила об этом основной законопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монастырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екатериной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 – июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повинностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных имений было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. 227 , действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, которые составили подробные описания монастырских владений.

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппозицию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имуществ) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированного Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтийского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иерусалимского некоторых епископов, а придворных священников возвел в звание кавалеров ордена.

4. Перемены в политике по отношению к старообрядчеству в последней трети XVIII века

Екатерина II подтвердила эти указы и даже предоставила ряд новых уступок старообрядцам. Она предписала местным властям, чтобы вышедшим из-за рубежа старообрядцам они оказывали покровительство, защищали их и не чинили принуждения в ношении указанного платья и бритья бороды.

В 1762 г. старообрядцам, вышедшим из Польши, она разрешила поселиться в Саратовском Заволжье по р. Иргизу, где им было отведено 70 тыс. десятин земли. В данном случае преследовалась цель колонизации этого слабо заселенного края. С той же целью в 1785 г. наместнику Новороссии Г.А. Потемкину было поведено поселить старообрядцев в Таврической губернии. Был принят и ряд мер на устранение административно-юридической обособленности старообрядцев.

В Стародубье и Новороссии открылось несколько единоверческих церквей и монастырей.

Цель занятия – рассмотреть положение Церкви в период церковных переворотов.

Задачи:

  1. Рассмотреть положение дел в Святейшем Синоде и его отношения с государственной властью в период после смерти Петра I и до восшествия на престол императрицы Елизаветы.
  2. Рассмотреть изменения, произошедшие в Святейшем Синоде по воцарении императрицы Елизаветы.
  3. Рассмотреть политику правительства в отношении монастырских владений при императрице Елизавете и императоре Петре III.
  4. Рассмотреть историю правки Библии и ее издания в 1751 г.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание церковной реформы Петра I.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
  2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. Минск, 2007.

Дополнительная литература:

Ключевые понятия:

  • Святейший Синод;
  • Обер-прокурор;
  • Секуляризация.

Проверочные вопросы:

  1. Каковы причины борьбы, возникшей в Синоде после смерти Петра I?
  2. Каким было положение Феофана Прокоповича в Святейшем Синоде? Благодаря чему ему удавалось держать власть в своих руках?
  3. Какие изменения в Святейшем Синоде произошли с восшествием на престол императрицы Елизаветы?
  4. Почему при императрице Елизавете остро встал вопрос о церковных землях? Какие меры она предпринимала для его решения?
  5. Как отнеслись члены Святейшего Синода к реформе Елизаветы? Каким образом решился вопрос о церковных землях при Петре III?
  6. Расскажите о том, как происходило исправление Книг Священного Писания до его печати в 1751 г. Каково значение этого издания Библии?

Иллюстрации:

Императрица Елизавета Петровна
Екатерина I Алексеевна
Пётр II. Картина художника И. П. Люддена. 1728 г.

Видеоматериалы:

Сухова Н.Ю. Лекция 28. Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века

Β конце апреля 1725 года он был арестован и подвергнут розыску. Во время розыска открылись за ним еще разные злоупотребления по епархии и то, что всех своих домовых служителей он осмелился обязать особой присягой на верность себе, вроде государственной присяги. За все свои вины он был лишен сана и под именем чернеца Феодоса заточен в карельский монастырь, где через 5 месяцев и умер в тесной и холодной тюрьме.

Екатерина I Алексеевна

На место его в Новгород был переведен Феофан и стал первым членом Синода. Но в то же время вторым членом назначен был неприятный ему Феофилакт Лопатинский; затем императрица, чувствовавшая себя не совсем твердой на престоле и угождавшая всем партиям, в угоду партии старого боярства, не любившего архиереев-черкас, третьим членом назначила архиерея великоросса Георгия Дашкова Ростовского. Это был человек малообразованный, но практический, энергичный, сильный связями среди боярства и опасный недоброжелатель всех черкас. За ним в Синод попал еще один великоросс, горицкий архимандрит Лев Юрлов. Таким образом Святейший Синод получил такой состав, в котором заключались элементы неизбежной партийной борьбы. Борьба эта действительно вскоре и началась, имея во главе на одной стороне Феофана, а на другой Георгия.

Сошедшись с духовником Анны Иоанновны, архимандритом Варлаамом, Родышевский хотел было и при ней продолжать свои нападения на Феофана; в своем Симоновском заточении он начал составлять против него новые обвинения, написал несколько тетрадей, в которых, кроме указанных сочинений, подверг резкой критике написанный Феофаном указ 1724 года о монашестве и самый Духовный регламент. Но при императрице Анне настали уже другие времена, когда вошли в силу не обвинения в ересях, а доносы политические, а этим оружием Феофан умел владеть лучше своих противников.

Самую крепкую опору он нашел себе в господствовавшей при дворе немецко-курляндской партии, с интересами которой множеством нитей связывались его собственные интересы. Та же самая партия старинных людей, которая угрожала недавно ему, была теперь грозой и нового курляндского правительства. Последнее живо чувствовало свою ненациональность и слабость в России, хорошо знало, что право на престол, по завещанию Екатерины I, принадлежало не Анне Иоанновне, а дочерям Петра Великого с их потомством, и подозрительно прислушивалось ко всяким заявлениям в народном и православном духе и к толкам о цесаревне Елизавете, о сыне покойной царевны Анны Петре Голштинском и даже ο царице Евдокии Лопухиной. Полемика против немецких ересей и обвинение в них кого-нибудь при таких обстоятельствах легко становились признаком политической неблагонадежности самих обвинителей и полемистов и влекли за собой неизбежные допросы в тайной канцелярии.

За падением верховников скоро последовало и падение поддерживаемой ими великорусской партии в Синоде. Первым из архиереев попался в политическом деле Лев Юрлов, на которого было донесено из Воронежа, что, по получении здесь первого сенатского указа ο восшествии на престол императрицы Анны, он не отслужил торжественного молебствия, а стал для того ждать еще особого указа из Святейшего Синода, в ожидании же этого несколько запоздавшего указа распорядился поминать царствующее семейство по порядку старшинства, начиная с царицы Евдокии. Β Синоде, по влиянию Георгия и Игнатия, отнеслись к этому доносу легко и отложили его рассмотрение до новых разъяснений из Воронежа. Но вслед за этим все члены, кроме Феофана, вдруг были уволены из Синода и на места их назначены другие - Леонид Крутицкий, Иоаким Суздальский и Питирим Нижегородский – все такие архиереи, которые вполне подчинялись Феофану; тогда же, кроме архиереев, в состав Синода опять, как при Петре, введены были архимандриты и протоиереи.

По делу Льва началось следствие, к которому притянуты были и его доброжелатели, Георгий с Игнатием; все трое были признаны противниками царствующей императрицы, обвинены, кроме того, в разных злоупотреблениях по своим епархиям и по лишении сана разосланы в разные монастыри.

После его смерти поднятые им розыски продолжались своим чередом. Лишились кафедр архиереи Досифей Курский (1736), Иларион Черниговский (1738), Варлаам Псковский (1739). Несчастный Феофилакт, содержавшийся до сих пор под синодальным арестом, в 1738 г. попал в тайную канцелярию, измучен пытками, лишен сана и посажен в Выборгский замок. Множество духовных лиц было заточено по монастырям и крепостям и сослано в Сибирь.

Императрица Елизавета Петровна

Страшное время бироновщины кончилось с восшествием на престол Елизаветы Петровны, которое и в духовенстве, и в народе встречено было общим восторгом. Проповеданное слово с церковных кафедр прославляло новую государыню, как спасительницу России от иноплеменного ига, восстановительницу Православия и народности. Всем были известны ее русский характер, чисто русское благочестие, любовь к духовенству, духовным книгам и проповедям, к богослужению и благолепию церковной обрядности. Такой же осталась она и на престоле – ездила на богомолья, в Троицкую лавру ходила раз пешком, соблюдала все посты, делала пожертвования по монастырям и церквам. Ее духовник протоиерей Феодор Дубянский был важной силой при дворе. Православно-церковного направления был и самый близкий к ней вельможа, Алексей Григорьевич Разумовский, родом из простых малороссов. Началось возвращение из заточений и ссылок всех страдальцев бироновского времени. Из известных нам лиц до этого счастья дожили Лев Юрлов, М. Родышевский и Игнатий Смола (скончавшийся, впрочем, всего через месяц по воцарении Елизаветы); прочие уже умерли. Феофилакт тоже скончался в 1741 г. еще при правительнице Анне Леопольдовне, восстановленный в своем сане всего за 4 месяца до кончины.

Отталкиваясь от трагедии измены ему сына, Петр Великий сломал закон о престолонаследии и отдал монарху право назначать себе преемника. Как раз этот революционный принцип и породил сплошные смуты и дворцовые перевороты в течение всего ХVIII века. Спасала положение только тоненькая ниточка легитимизма.

Елизавета, вступившая в нелегитимный брак с певчим из ее придворного церковного хора, Алексеем Григорьевичем Разумовским, и не имевшая детей, должна была использовать свое новое право назначения себе наследника. Идя по легитимной линии, Елизавета имела несовершеннолетнего племянника, сына своей уже умершей сестры (дочери Петра Великого), выданной замуж за Герцога Шлезвиг-Голштинского, тоже вскоре умершего. Осиротевшему детищу от этого брака при воцарении Елизаветы шел уже 14-й год. Воспитывался он в глухой неметчине и лютеранстве, прозывался Карл-Петр-Ульрих. Привезенный в Россию и наскоро обрусенный по языку, оправославленный по религии, с новым именем Петра Федоровича, Петр III ничуть не переработался в русского человека.

После смерти Петра на императорский престол вступила его вдова Екатерина I (1725-1727), мало подготовленная к управлению империей. Указом Сената в 1726 году был учреждён Верховный тайный совет, который и стал фактически управлять государством. Святейший Синод стал подчиняться уже не монарху, а Тайному совету. Синод потерял название Правительствующий.

Управление Россией было доверено любимцу императрицы Бирону. Главой кабинета министров стал немец Остерман. Была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел. Тысячи невинных жертв были брошены в тюрьмы по подозрению в недовольстве правительством.

К Канцелярии примкнул и Феофан Прокопович, отвечавший за чистку архиерейских рядов. Десятки архиереев и влиятельных архимандритов было подвергнуто пыткам, низложено и заточено по отдалённым монастырям лишь за то, что неодобрительно высказались о деятельности императрицы или самого Прокоповича.

Воцарение Елизаветы Петровны в 1741 году стало избавлением России от ужасов бироновщины и происков Феофана Прокоповича, который умер в 1736 году.

Приказом новой императрицы из ссылок и тюрем были возвращены опальные епископы.

Елизаветы была очень набожна, лично интересовалась делами духовенства, члены Синоды вхожи были к ней без посредников.

Большую заботу о делах церковных имел и граф Разумовский тайный муж императрицы. Обер-прокуроры при Елизавете не играли такой роли в Синоде как в Петровские времена. На архиерейские кафедры Елизавета специально привлекала не малороссов.




РПЦ в XIX в.

В начале царствования император Александр I мало интересовался церковными делами. Окружение молодого императора составляли мало церковные люди. Один только М.М.Сперанский хорошо знал церковные дела. Он первый поднял вопрос о состоянии Церкви, о духовном образовании и положении духовенства. Для подготовки реформ был назначен новый обер-прокурор друг юности царя князь А.Н.Голицын. Голицын был очень далёк от Церкви, увлекался католичеством, мистицизмом, но как ответственный человек всерьёз отнёсся к делу реформы. С новым обер-прокурором связано чрезмерное усиление в Синоде власти этой фигуры.

По совету Голицына император учредил особый комитет в который вошли митрополит Амвросий (Подобедов), сам Голицын, Сперанский. Комитет составил план реформы духовного образования (разделения семинарского и академического образования, введения русского языка), а также должен был изыскать способы лучшего обезпечения духовенства. Духовное образование разделялось на три ступени: училище-семинария-академия. Академий стало три (Петербургская, Московская и Киевская), семинарий должно было быть по одной в епархии. К 1824 году в России стало 344 духовные школы. В 1814 году Московская академия была переведена в стены Троице-Сергиевой лавры, а семинария в Московский Николо-Перервинский монастырь. После реформы значительно улучшаются бытовые условия в духовных школах. Началось строительство новых помещений, улучшилось содержание учителей и учащихся. Но средств, как всегда не хватало.

После войны в умонастроениях общества настало отрезвление. Прежняя французомания сменилась патриотизмом и религиозным поиском. Душевный перелом пережил и император Александр I. Он стал очень религиозен, но склонен к нездоровому мистицизму. Император благосклонно относился к появлению в стране множества сект, таких как хлысты, скопцы. Усилилось влияние масонов.

В 1813 г. было основано Петербургское Библейское общество. Благое дело распространения Слова Божия было омрачено тем, что активистами общества были люди, порой враждебно настроенные к Русской Церкви. Пасторы Паттерсон и Пинкертон, возглавлявшие общество выражали надежды на то, что скоро роль Церкви сойдёт на нет.

В 1817 г. Русская Церковь претерпела новый сокрушительный удар. Было учреждено Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения. Одним из четырёх отделений министерства стало отделение по делам Греко-российского исповедания, наряду с Евангелической консисторией и Духовным управлением евреев.

Против такого унижения Церкви выступил митрополит Амвросий (Подобедов) за что и был удалён из Синода в Новгород, где и вскоре скончался. Однако в 1824 г. Голицын был вынужден подать в отставку.

По его воспоминаниям, всё его религиозное воспитание сводилось к тому, что его учили в какой момент службы нужно кланяться, совершенно не интересуясь его внутренним духовным состоянием. Он был искренне верующим, но довольно поверхностно знаком с глубиной христианского вероучения. Его детские интересы были направлены на военное дело. Николай и вырос солдатом.

Епархии были разделены на благочиннические округа. Благочинный обязан был дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею состояние дел в приходах.

Протасову претила широкая веротерпимость екатерининской и александровской эпох. Империю Протасов видел как абсолютно моноконфессиональную, однако Церковь для него была лишь одной из опор государства. С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволял себе кричать на них, и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он заботился о внешнем престиже Синода и не позволял смежным министрам вмешиваться в церковные дела. Часто Протасов брал на себя смелость решать чисто церковные дела, а иногда даже вопросы богословского характера.

Передача в ведение обер-прокурора сфер деятельности Синода путем подчинения ему старых учреждений и создания новых привела к усилению института обер-прокуратуры. Из органа надзора он постепенно превратился в орган власти, что явилось итогом реформ. С 1835 г. Обер-прокурор Синода приглашался на заседания Государственного совета и Комитета министров для объяснений по делам своего ведомства. Поэтому, можно говорить о том, что в середине XIX в. обер-прокурор Синода играл в церковном управлении центральную роль. Подавляющее большинство исследователей считало и продолжает считать его должность равной министерской.

Скончался Протасов на месяц раньше императора Николая.

После смерти Николая I (1855) митрополит Филарет добился возобновления трудов по переводу Библии.

Митрополит Филарет (Дроздов) родился в семье диакона в 1782 г. Учился в Коломенской, а затем в Троицкой семинарии, где и остался преподавателем. В 1812 году стал ректором Петербургской академии. Через два года он первым в России получил степень доктора богословия. В столице поражал прихожан глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В 1817 году рукоположен в епископа Ревельского. В 1826 г. уже митрополит Московский. Ему очень доверяли лично Александр I и Александр II. Ему было поручено составить текст манифеста об освобождении крестьян.

Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Филарет вступил в Российское Библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент. Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна. Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири (1822), сделанному прот. Павским в сотрудничестве с Филаретом. В 1823 году вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием Филарета.

Мнение Московского святителя оказалось решающим, и дело русского перевода Священного Писания получило ход.

Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины в 1876 г.

Скончался святитель в 1867 г.

После смерти митрополита Филарета Дроздова Московским митрополитом был поставлен Иннокентий (Вениаминов) (1867–1879), успевший прославиться своей миссионерской деятельностью. Это был выдающийся иерарх, первый просветитель Российского Дальнего Востока. 16 лет был миссионером на Алеутских островах. С большой самоотверженностью и часто риском для жизни, отец Иннокентий просвещал народы, населявшие русскую Америку. Первым начал перевод Священного Писания на алеутские языки. 27 лет возглавлял новооткрытую Камчатскую епархию. Участвовал в разделе границы России с Китаем, в результате которого Россия приобрела Амурский край.

Преемником митрополита Иннокентия на московской кафедре стал Макарий (Булгаков) (1879- 1882). Много лет был ректором Санкт-Петербургской академии. Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал деятельность митрополита Макария в качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии:

Обратил в христианство из язычников и мусульман и присоединил из старообрядчества 6679 человек, причем лично им крещено 406 человек. Для улучшения быта кочевников построил 20 селений для новокрещённых, воздвиг в разных местах 28 церквей и молитвенных домов, выстроил более 30-ти зданий — школ, больниц, аптек, библиотек.

В течение своего 17-летнего епископства, до самой своей смерти не оставлял любимой своей миссионерской работы, постоянно совершая поездки по инородческим селениям, научая вере и христианской нравственности новокрещенцев. Его простое сердечное слово и любовь производили глубокое впечатление и служили утверждением к христианской вере. Кроме неутомимой проповеднической деятельности, он переводил и издавал на алтайском языке богослужебные и другие книги.

Политика Александра II по отношению к Церкви велась в русле либеральных реформ 60-х годов.

Реформы в Церкви связаны с личностью обер-прокурора графа Д.А.Толстого. Не любил архиереев “Всякий архиерей в глубине души лелеет мечту, чтобы сделаться Папой. Создайте для архиереев более самостоятельное положение, и они употребят все усилия, чтобы подчинить государство”.

В 1880 году он был смещен. Ходила басня — на великую пятницу смещен, а на пасхальной заутрене придворные приветствовали друг друга словами — “Толстой смещен — воистинну смещен”. Так его ненавидели.

Последовательный государственник, которого недолюбливали не только в либеральных кругах, но и в среде духовенства, совмещавший этот пост (1865-1880 г.) с постом министра народного образования, в 1867 - 1869 г.г. Толстой проводит реформу всей системы церковного образования. Во внутреннем управлении духовных школ утверждается выборное начало, уточняются учебные планы, увеличивается количество часов, отведенных на философию, вводится преподавания педагогики. Семинарское образование сближается со светским. Целью ставилось выпускать образованных служителей церкви, способных совмещать пастырскую деятельность с учительством.

В 1867 году было отменено разделение епархий на классы и титулы архиереев были обращены в их личное преимущество. Границы епархий были привязаны к границам губерний. Было открыто 13 новых епархий (Саратовская, Томская, Камчатская, Рижская, Варшавская, Самарская и т.д.).

С увеличением количества епархий и открытия ряда викариатств, встал вопрос о кадрах. В 70-е годы стали чаще рукополагать принявших постриг вдовых священников.

В 1869 г. последовала реформа духовных академий, уставы которых, к негодованию иерархии, во многом повторяли университетские уставы 1863 г. Толстой расширил сеть церковно-приходских школ и повысил уровень преподавания в них, выпускникам семинарий открыт доступ в университеты.

Другой задачей реформы было расширение прав духовенства. Закон 26 мая 1868 г. объявил детей духовенства не принадлежавшими к сословию, но сохранил за ними льготы и права, в том числе свободу от рекрутской повинности и право поступать в духовно-учебные заведения. 30 апреля 1871 г. принят другой закон, по которому, в зависимости от положения отцов, дети получали права дворян или почетных граждан. Это создавало новые возможности продвижения на поприще светской жизни.

Однако в результате проведенных реформ так и не произошло ослабления государственного контроля над духовным управлением. Это связано с тем, что развитие абсолютистского государства требовало ограничения самостоятельности Русской Православной Церкви. Сам Александр II был убежден в том, что наиболее оптимальной (если не единственно возможной) формой политического устройства для России в данный период времени является монархия, обладающая абсолютной властью во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Поэтому он не мог допустить восстановления самостоятельности церкви или пойти на ослабление ее зависимости от государства.

Незавершенность преобразований, нежелание и даже неспособность государства пойти на уступки церкви имело негативные последствия: кризис Русской Православной Церкви заключался в ослаблении ее авторитета в обществе, но он так и не был преодолен. Только ослабление зависимости церкви от государства могло вернуть к ней доверие и уважение общества. В рассмотренный период шагов в данном направлении проделано не было.

После смерти Александра II (1881 г.) новое правительство признало неудачной церковную реформу на том основании, что она не оправдала ожидаемых надежд.

В царствование императора Александра III в русском обществе начался медленный возврат к вере. На смену либеральному брожению 60-х годов пришли консервативные настроения. Началась эпоха реакции на либеральные реформы 60-х годов. В то же время это были годы быстрого экономического роста России и усиления её позиции на мировой арене.

Победоносцев не понимал и не любил богословия, опасался ярких проявлений святости таких подвижников как: Феофан Затворник или Иоанн Кронштадтский. Он выступал против прославления прп. Серафима Саровского.

Не доверял он и иерархии. Опасаясь её самостоятельности, Победоносцев выступал за самый жёсткий правительственный контроль.

Однако в правление Победоносцева были сделаны и важные улучшения церковной жизни. По всей стране строятся новые сельские храмы, издаются религиозно-назидательные книжки для народа, появились окружные архиерейские соборы. Были собраны соборы епископов южных и западных епархий, епархий Поволжья, Сибири и др.

В царствование Александра III продолжают открываться новые и возобновляться ранее закрытые монастыри. За этот период открылось более 70 обителей. Этот процесс начался ещё в начале XIX в. Если в результате реформы Екатерины в России было 386 монастырей, то к 1907 году их стало 970! Царская власть начинает рассматривать монашество как традиционную опору существующему государственному порядку. Монастыри получают право приобретать ненаселённые участки земли, принимать пожертвования благотворителей.

После смерти Петра I на императорский престол вступила его вдова Екатерина (1725-1727), совершенно неподготовленная к управлению великой державой. Указом Сената в 1726 году учрежден Верховный Тайный Совет, в руках которого и сосредотачивалась вся полнота правительственной власти. В результате этой административной реформы Синод оказался зависимым не прямо от миропомазанного монарха, как это было установлено при Петре, а от коллегии, лишенной всякой сакральности, к тому же не вполне православной по вероисповеданию своих членов, ибо в Тайный Совет наряду с русскими вельможами входил лютеранин барон Остерман. Пониженный на лестнице высших государственных учреждений, Синод изменил и свое наименование - вместо Правительствующего стал называться Духовным.

Новым царствованием в истории России открывалась эпоха временщиков, внезапного возвышения одних и стремительного падения других. Страшное падение выпало и на долю первого вице-президента Синода архиепископа Новгородского Феодосия. После смерти Петра он осмелился открыто заговорить об унижении Церкви светской властью, о бесправии архиереев, о тайном разорении монастырских вотчин и расстройстве монастырей. Покойного царя он по жестокости сравнивал с Иваном Грозным, с пренебрежением высказывался о новой императрице, а против всесильного временщика Меньшикова позволял и оскорбительные выпады. Неосторожность переоценившего свои силы иерарха дала сильное оружие против него его главному сопернику архиепископу Феофану, обвинившему его в государственной измене.

В апреле 1725 года архиепископ Феодосий был арестован и подвергнут розыску. В ходе расследования обнаружилось, что своих слуг он обязал присягой на верность себе, вроде государственной присяги. Суд приговорил его к лишению сана, и под именем чернеца Федоса некогда всесильный церковный сановник был заточен в тюрьму Корельского монастыря на далеком севере, где через пять месяцев страданий скончался.

Вместо него Новгородскую кафедру занял сам Феофан, ставший первым членом Синода. Но вторым членом Синода стал давний обличитель Феофана архиепископ Феофилакт (Лопатинский), а третьим членом - Ростовский митрополит Георгий (Дашков), выходец из старинной боярской семьи, сильный связями в родовитом дворянстве.

Но Феофану было мало одной жертвы. Он готовил обвинительный материал против покровителей заключенного архиерея - митрополитов Игнатия и Георгия. Главной уликой против них была попытка замять дело архиепископа Льва. Митрополит Георгий в ходе расследования, не дожидаясь его конца, попросился на покой, но и этот шаг не спас его от расправы. 28 декабря 1730 года он был лишен архиерейского сана и простым монахом отправлен в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Митрополита Игнатия после лишения священного сана сослали в Свияжский Богородицкий монастырь.

Архиерейские процессы шли своим чередом. Ссылаясь на неопределенность известий из столиц, молебен о воцарении Анны отказался служить Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович). Феофан назначил розыск. По заключению следственной комиссии Синод лишил преосвященного Варлаама сана и выслал его простым монахом в Кирилло-Белозерский монастырь.

В Сибирь отправили и епископа Платона (Малиновского). Многие из архиереев уволены были со своих кафедр. Лишили кафедр архиереев: Досифея Курского, Илариона Черниговского, Варлаама Псковского.

Но главной заботой Феофана было устранение его давнего противника и обличителя архиепископа Феофилакта (Лопатинского). Святитель Феофилакт был родом из Малороссии, образование получил в Киеве, в 1704 года переехал в Москву, вскоре назначен был ректором Московской Академии. В свое время вместе с префектом Академии архимандритом Гедеоном (Вишневским) он обличал всесильного любимца Петра и ставленика на архиерейскую кафедру Феофана в неправославии.

В 1740 году, после смерти Анны Российский престол перешел к ее внучатому племяннику младенцу Иоанну Антоновичу. Правителем регентом стал Бирон. В правящей клике начались раздоры. Генерал Миних арестовал Бирона. Мрачная эпоха оскорбительной для православного русского народа тирании иноземцев подходила к концу. Начались амнистии осужденных. Вскоре, в 1741 году произошел новый переворот. Царственного младенца заключили в казематы Шлиссельбурга. Зачинщики заговора гвардейские офицеры возвели на престол дочь Петра Елизавету.

Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы (1725-1741)

Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы (1725-1741) Впервые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у

Дворцовые события с 1725 по 1741 год

Дворцовые события с 1725 по 1741 год Законом 1722 г., как мы видели, отменялся обычный порядок престолонаследия, действовавший в Московской Руси, и монарху предоставлялось право назначения наследников. При таком порядке важное значение получало завещание монарха. Но Петр умер

Управление и политика с 1725 по 1741 год

Управление и политика с 1725 по 1741 год Администрация и сословия. Мы видели при обзоре деятельности Петра Великого, что он создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под

Период временщиков (1725–1741)

Период временщиков (1725–1741) § 116. Вопрос о престолонаследии после кончины Петра Великого. Петр Великий не оставил после себя никакого распоряжения о престоле и не успел воспользоваться законом 1722 года о престолонаследии. По составу императорской семьи нельзя было решить,

Петр I — Великий царь, император и самодержец всероссийский Годы жизни 1672–1725 Годы правления 1682–1725

Петр I — Великий царь, император и самодержец всероссийский Годы жизни 1672–1725 Годы правления 1682–1725 Отец — Алексей Михайлович, царь и великий государь всея Руси.Мать — вторая жена Алексея Михайловича, царица Наталья Кирилловна Нарышкина.Петр I Великий — русский царь (с 1682

Император Иван VI Годы жизни 1740–1764 Годы правления 1740–1741

Император Иван VI Годы жизни 1740–1764 Годы правления 1740–1741 Отец — принц Антон Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люненбургский.Мать — Елизавета-Екатерина-Христина, в православии Анна Леопольдовна Брауншвейгская, внучка Ивана V, царя и великого государя всея Руси.Иван VI Антонович

Императрица Елизавета Петровна Годы жизни 1709–1761 Годы правления 1741–1761

Императрица Елизавета Петровна Годы жизни 1709–1761 Годы правления 1741–1761 Отец — Петр I Великий, император Всероссийский.Мать — Екатерина I, императрица Всероссийская.Будущая императрица Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года в Москве, еще до заключения ее

В империи без императора (1725–1741)

В империи без императора (1725–1741) Петр I умер, не оставив наследника. После его смерти гвардейские полки возвели на престол Екатерину I. Два с небольшим года длилось ее правление. Столь же недолгим было и правление императора Петра II.Впрочем, смена правлений мало что

1. Внутренняя политика 1725–1741 гг

1. Внутренняя политика 1725–1741 гг Основное содержание внутренней политики, проводимой сперва Верховным тайным советом (1726–1730), а затем Кабинетом министров (1730–1741), в значительной степени определялось кризисным состоянием финансов страны после смерти Петра I. Длившаяся 21

2. Внешняя политика 1725–1741 гг

2. Внешняя политика 1725–1741 гг Характер и направленность внешней политики в эти годы определялись в первую очередь нерешенными проблемами на юге и юго-востоке. Еще при Петре I было продолжено продвижение России на юге, где в результате Персидского похода были захвачены

Глава 5 ВОЙНЫ ВРЕМЕНИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ (1725–1741)

Глава 5 ВОЙНЫ ВРЕМЕНИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ (1725–1741) При Екатерине I (1725–1727) никаких существенных войн не велось. При Петре II (1727–1730) армия и особенно флот пришли в упадок, столица была перенесена в Москву. Россия нырнула в Политический период и занималась внутренним

Петр I — Великий царь, император и самодержец всероссийский Годы жизни 1672–1725 Годы правления 1682–1725

Петр I — Великий царь, император и самодержец всероссийский Годы жизни 1672–1725 Годы правления 1682–1725 Отец — Алексей Михайлович, царь и великий государь всея Руси.Мать — вторая жена Алексея Михайловича, царица Наталья Кирилловна Нарышкина.Петр I Великий — русский царь (с 1682

Император Иван VI Годы жизни 1740–1764 Годы правления 1740–1741

Император Иван VI Годы жизни 1740–1764 Годы правления 1740–1741 Отец — принц Антон Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люненбургский.Мать — Елизавета-Екатерина-Христина, в православии Анна Леопольдовна Брауншвейгская, внучка Ивана V, царя и великого государя всея Руси.Иван VI Антонович

Императрица Елизавета Петровна Годы жизни 1709–1761 Годы правления 1741–1761

Императрица Елизавета Петровна Годы жизни 1709–1761 Годы правления 1741–1761 Отец — Петр I Великий, император Всероссийский.Мать — Екатерина I, императрица Всероссийская.Будущая императрица Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года в Москве, еще до заключения ее

Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы(1725-1741)

Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы(1725-1741) Впервые шестнадцать-семнадцать лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной – на нем сменилось пять монархов. Россия пережила несколько

Дворцовые события с 1725 по 1741 год

Дворцовые события с 1725 по 1741 год Законом 1722 года, как мы видели, отменялся обычный порядок престолонаследия, действовавший в Московской Руси, и монарху предоставлялось право назначения наследника. При таком порядке важное значение получало завещание монарха. Но Петр

Читайте также: