Церковь сен дени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis ) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.

Содержание

История

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Каттуллиак. Согласно преданию, сюда, с отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия — более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597).

В Сен-Дени хранился королевский штандарт — орифламма. Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребенных выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной.



В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

Аббатство Сени-Дени воистину является одним из самых известных символов Средневековой Франции, монастырь, кафедральный собор, усыпальница французских королей.

Аббатство Сен-Дени расположилось в одноименной коммуне к северу от Парижа, регион Иль-де-Франс, всего в 9 километрах от столицы. Во времена расцвета аббатства, оно находилось в уединении и было далеко от столичной суеты, но сейчас мегаполис подступает все ближе к этом святому месту. Согласно изначальной идее постройки, предполагалось, что аббатство станет бенедиктинским монастырем, что и произошло, но в дальнейшем монастырь стал использоваться как усыпальница французских королей. Сегодня базилика Сен-Дени открыта для всех желающих взглянуть на нее изнутри, и миллионы туристов ежегодно посещают это святое место.


История собора Сен-Дени

Французские историки и современные теологи приписывают важное значение самому месту, где было возведено аббатство. Уже в I веке нашей эры на месте базилики располагалось небольшое римское поселение. Согласно преданию, именно сюда с Монмартра пришел первый парижский епископ Дионисий после своей казни, неся отрубленную голову в руках. Тем не менее, только в 475 году с благословления блаженной Женевьевы на месте захоронения святого была отстроена первая базилика, а в последствии во время правления короля Дагобера I к базилике был пристроен бенедиктинский монастырь.

К сожалению, в ходе Великой французской революции, в связи с отторжением всего, что было связано с монархией, аббатство было разграблено, а усыпальницы королевских семей разорены. Революционеры уничтожили надгробия, а останки захоронений выбросили на площадь и в прилегающий ров.

Во время наполеоновских войн по приказу императора в Сен-Дени располагался своеобразный французский институт благородных девиц. Лишь в 1869 году аббатство было отреставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком и было превращено в объект национального достояния.


Отреставрированное аббатство Сен-Дени выглядит практически также, каким его сделал аббат Сугерий еще в XII веке. Основная базилика построена в стиле ранней готики, которая в дальнейшем определила развитие данного архитектурного стиля в средневековой Франции и оказала большое влияние на архитектуру в целом. Кроме того, более поздние составляющие архитектурного ансамбля выполнены в стиле романтизм. Сами по себе гробницы выполнены из целикового камня и занимают большое количество места от алтаря до входа.

Общее число дореволюционных захоронений в аббаттве – 119, из которых 25 принадлежат королям Франции, 10 – королевам, а 84 – принцам и принцессам.

Примечателен весь западный фасад с башнями и папертями, построенными опять же при Сугерии. Особенно интересно выполнены гробницы работы знаменитого Жермена Пилона. Кроме того, роскошными и необычными захоронениями кажутся гробницы Людовика X, Людовика XII с его женой Анной Бретонской, Франциска I и, пожалуй, самый красивый памятник – мозаичное надгробие Фредегунды. Интересен тот факт, что помимо королевских особ в аббатстве похоронено большое количество других знатных особ, к которым принадлежат многочисленные графы, герцоги и бароны, коренным образом повлиявшие на судьбу Франции. Базилика на сегодняшний день является действующим католическим храмом, принадлежащим и возглавлявшим Епархию Сен-Дени.


Сегодня аббатство Сен-Дени открыто для всех желающих посетить это святое, богатое историей место, а желающих каждый год находится миллионы. Сам городок Сен-Дени отличается развитой городской инфраструктурой, именно поэтому туристы не испытывают неудобств во время посещения аббатства. Стоит отметить, что до сих пор стены базилики пополняются новыми останками монарших особ.

В 2004 году в аббатстве было проведено торжественное захоронение сердца малолетнего сына последних короля и королевы Франции Людовика, так и не взошедшего на престол. Именно поэтому каждый, кто хочет увидеть Париж, обязан потратить один день из своего путешествия для того, чтобы взглянуть на этот древний памятник гордой и несломленной Франции!

В индустриальном районе северного пригорода Парижа находится национальный историко-культурный памятник Франции – аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis). Величественная базилика Сен-Дени стала первым в мире католическим Собором, возведенном в стиле готической архитектуры и уникальным музеем надгробных скульптур средневековой Франции и эпохи Возрождения.

История возникновения аббатства Сен-Дени

По легенде, на месте, где возвышается базилика Сен-Дени, в III веке нашей эры окончил жизнь Святой Дионисий. Обезглавленный на вершине Монмартра он прошел 6 километров, держа в руках свою голову, и упал замертво возле находившейся здесь деревушки. Позднее в честь святого деревню назвали Сен-Дени, а над его могилой в V веке была построена часовня. На ее месте в 625 году королевским указом было положено начало основанию аббатства Сен-Дени и начато строительство монастыря. Часовню перестроили в монастырскую церковь.

В VIII веке аббатство Сен-Дени внешне напоминало фортификационное сооружение. Его окружал водяной ров, через который вел подъемный мост к воротам, защищенным двумя башнями. Монастырские стены были оснащены крепостными зубцами, внутри стен находились бойницы. Несмотря на это, базилика не выдержала нашествия войск короля Сигеберта и, после серьезных разрушений, нуждалась в восстановлении. Кроме реконструкции Базилики, произведенной в романском стиле, аббатство было расширено возведением церковной школы, богадельни и библиотеки.
Реконструкция базилики Сен-Дени в готическом стиле

С начала 30-х годов XII века аббатство Сен-Дени возглавил аббат Сугерий, ставший инициатором и архитектором перестройки главной монастырской церкви, длившейся 20 лет. Вместо массивных церковных стен, была выстроена легкая конструкция храма с широкими оконными проемами, стрельчатыми арками и высокими сводами. За счет этого помещение церкви получалось залитым потоками света, которые преломляясь через стеклянные витражи, создавали атмосферу духовного общения с богом.

Над входом располагались круглые цветные окна, получившие название витражная роза. На витражах были отражены картины Первого крестового похода и посещения библейских святынь королем Карлом Великим. Пол храма был выложен разноцветной мозаикой, а помещение и фасад – украшены каменными барельефами и скульптурами. За время возведения Базилики сюда были перенесены останки французских королей, и она стала служить некрополем для монархов и героев.

В годы французской революции аббатство Сен-Дени было разграблено. В Базилике разрушили склепы и мавзолеи всех французских королей.

Современный облик базилики Сен-Дени


Сегодняшний вид базилики Сен-Дени был сформирован выдающимся архитектором Эженом Виоле, проводившем с 1846 по 1869 годы реставрацию храма и гробниц, поврежденных во время революционных событий. Сегодня перед посетителями Сен-Дени предстает великолепный западный фасад XII века с памятной доской, посвященной Жанне д’Арк, получившей ранение возле Сен-Дени в битве за Париж. Внутреннее помещение базилики украшает галерея из 37 десятиметровых витражных окон XIII века и изящный декор с барельефами. В центре Собора находится статуя Святого Дионисия. Справа и слева от клироса располагаются 16 гробниц королей с их надгробными изваяниями, саркофаги героев с их скульптурами и фигурами святых. С XIII века сохранилась гробница короля Дагоберта I, украшенная барельефами.

Особое внимание привлекает изящество беломраморной гробницы короля Генриха II и Екатерины Медичи с 12 колоннами. По ее углам стоят 4 бронзовые статуи – символы христианских добродетелей. На надгробной плите лежат статуи покойных супругов, а рядом располагаются скульптуры, изображающие их живых молящихся на коленях. В похожем стиле предстает возведенная в XVI веке с красивыми арками и статуэтками 12 апостолов гробница королевской четы Людовика XII и Анны Бретонской. Вызывает интерес и последнее захоронение монаршей особы, состоявшееся в 2004 году – надгробие Людовика XVII с помещенным в нем сосудом с его сердцем.

Значимость аббатства Сен-Дени для Франции

На протяжении многих веков аббатство играло значимую роль в государственной и духовной жизни Франции. Здесь сберегались главный штандарт государства и символы королевской власти, проходили торжественные богослужения, благословлявшие военные походы, обучались дети королей и вельможных особ, короновались королевы и находились усыпальницы монархов. После восхождения на престол короли возлагали корону и символы власти к гробницам своих предшественников. В средние века в аббатстве находились больница, приют и дом престарелых. Здесь велась и сберегалась Великая летопись истории Франции.

В начале XII века французские короли, по сравнению с другими мо­нархами, играли еще довольно скромную роль в политической жизни. Их наследственные земли со всех сторон были окружены территориями, принадлежавшими более влиятельными француз­ским феодалами. Однако, французские монар­хи отличались от них более грандиозными амбициями: они претендовали на господство над всей Францией, ссылаясь на свою причастность к наследию императорской власти Карла Великого, коро­нованного в Сен-Дени в 754 году как короля франков. Здесь же позднее был погребен внук Карла Великого, император Карл Лысый. О важности поддержания традиции Каролингов, свидетельствует решение аббата Сугерия начать реконструкцию Сен-Дени с восстановления памятника Карлу Лысому.

Здесь были захоронены не только франкские короли и представители династии Меровингов. В Сен-Дени расположилась также гробница святого Дионисия (Дени), покровителя Франции. В Средние века, легендарного первого епископа Парижа путали с Дионисием Ареопагитом, учени­ком апостола Павла, которому приписывались чрезвычайно важные в христианской традиции сочинения Псевдо-Дионисия (созданные, вероятно, в Сирии около 500 г. н.э.). В этих влиятельных трудах по­лучила развитие теория небесных иерархий, согласно которой ко­роль являлся представителем Бога на земле. Для сторонников этой теории восстановление монархической власти было не самоцелью, а частью божественного плана Спасения, важное место в котором отво­дилось французским королям. Таким образом, церковь аббатства Сен-Дени играла сложную и значительную роль в национальной политике французских монар­хов.

В архитектуре и дизайне интерьера церкви аббатства Сен-Дени нашли отражение две идеологичес­кие стратегии, осуществлявшиеся в целях укрепления королевской власти в XII веке.

Первая заключалась в возрождении старинных традиций, благодаря чему французские короли могли утвердиться в качестве прямых потомков законной королевской династии и заре­комендовать себя достойными этого наследия. Вторая стратегия состояла в пропаганде новых идей, направленной на искоренение памяти о событиях недавнего прошлого. Иными словами, новое (как в политике, так и в архитектуре) рассматривалось как средство оце­нить по достоинству и возродить старое. Готическая архитектура в том виде, в каком она зародилась в аббатстве Сен-Дени, была призва­на выразить эту идею как можно более наглядно.

Церковь аббатства Сен-Дени. Главный неф

Сугерий не стал перестраивать всю церковь сразу. Сначала, он взял­ся за обновление вестверка (монументального западного фасада церкви, расположенного перпендикулярно главному нефу). Несмотря на то, что в XVIII-XIX веках эта часть здания сильно пострадала (северную башню пришлось сне­сти после неудачной попытки реконструкции), в ее очертаниях до сих пор жив дух нового начинания, предприня­того в 30-х годах XII века. В плане, вестверк имеет глубину в два проле­та и ширину — в три пролета. Три новых портала облегчили прихожанам доступ в старую церковь, и замаскировали несколько капелл, расположенных на верхних ярусах, внешние стены которых прежде слишком выступали за плоскость стены. Этот обновленный фасад, нартекс (пристройка перед входом в храм) которого оснащен группами массивных колонн и сводом нового типа с перекрещивающимися нервюрами, создает при взгляде снаружи впечатление, что его архитектурная конструкция, для человека того времени, обладала значимой символикой.

Благо­даря венчающим фасад зубчатым стенам, ритм и пластика которых подчеркиваются мощными контрфорсами, все здание выглядит подобно триумфальным воротам, или неприступному замку. В нем отразились и светское могущество настоятеля Сен-Дени, и амбиции наби­рающей силу монархии. А богатый скульптурный декор порталов, бронзовые ворота, (сохраненные по распоряжению Сугерия от старого здания), пояснительные надписи и постоянно повторяющийся на сте­не фасада мотив цифры три превратили вестверк в символичес­кое преддверие Небесного Иерусалима.

Черты общего сходства с этим фасадом можно найти на старом фасаде церкви аббатства Сент-Этьен в Кане, места захоронения гер­цогов Нормандских и короля Англии Вильгельма Завоевателя, чьи потомки стали главными противниками французских монархов. Но церковьСен-Дени превосходит все созданные в более раннем стиле строения как по своим архитектурным достоинствам, так и по смысловому символизму. Новый западный фасад Сен-Дени представ­лял собой уже не просто усовершенствованную нормандскую модель, это был возрожденный вестверк эпохи Каролингов, возвращающий признание старинных традиций.

Церковь аббатства Сен-Дени. Деамбулаторий

В деамбулатории с изящными колоннами (на которых покоились массивные своды), плоскости стен уже были почти неразличимы. По контрасту, область, в которой располагались доходящие почти до пола окна, отличалась простором и светом. Вместо принятого ранее простого обхода, в новой церкви Сен-Дени использован деамбулаторий с двойной аркадой, отделенный от боковых нефов элегантными монолитными колоннами, которые принимают на себя тяжесть нервюрных сводов с таким изяществом, словно те вовсе не имеют веса. Своды внешней аркады объединены со сводами капелл, в результате чего создается единое, нерасчлененное пространство.

Церковь аббатства Сен-Дени. Королевская капелла. Аббат Сугерий

Использованные в хоре церкви Сен-Дени бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод были известны и ранее.

Новиз­на проявилась в их сочетании. Сугерий и работавший с ним неизвестный архитектор создали из этих элементов великолепный санктуарий (священное место или алтарь, посвящённый божеству), ставший достойным завершением всего поразительного по своей красоте строения. Хор обновленной церкви в равной степени потрясал воображение как простого прихожанина, так и аббата, способного дать подобному сооружению утонченную аллегорическую интерпретацию.

Церковь аббатства Сен-Дени. Хор апсиды

Разрабатывая планы реконструкции Сен-Дени, аббат Сугерий, опирался на классические теории риторики.

В них он нашел как теоретическое обоснование для этих планов, так и прак­тическое руководство к их воплощению. В частности, благодаря со­четанию различных по характеру конструктивных частей здание церкви приобретало одно из классических ораторских достоинств —variatio (разнообразие). Не исключено, что крипта и расположенный над ней хор были выполнены в разных стилях под влиянием теории о том, что различным сюжетам речи оратора должны соответствовать раз­личные стили. А такое риторическое понятие, как aemulatio(подра­жание), понималось как задача создать нечто новое по высокочтимо­му старому образцу (в данном случае таким образцом послужил ста­рый центральный неф Сен-Дени с украшающими его колоннами); качество нового творения при этом оценивалось на основе досто­инств старого.

Готическая архитектура церкви Сен-Дени стала не просто усовершенствованным образцом романского стиля. Это была первая попытка развить новое направление в архитектуре на основе критического изучения прошлого. Предпосылками для возникновения нового стиля явились архитектур­ные новшества 30-х годов XII века. Но, именно в аббатстве Сен-Дени, которое играло особую роль в судьбе французских королей, и во главе которого стоял образованный, и энергичный аббат Сугерия, они смогли обрести практику, необходимую для дальнейшего становления и развития готического стиля.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Бруно Кляйна.

Читайте также: