Религиозные концепции бытия человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) Суть теологической (богословской) концепции религии сводится к самообнаружению Бога в мире и связи человека с ним. В рамках этой концепции постулируется существование сверхъестественного существа — Бога, который порождает материю, растительный и животный миры, человека, понимаемого как венец творения и как существо, наделенное непреодолимым стремлением к слиянию с Богом. Но только стремления человека для слияния с Божеством недостаточно, необходимы усилия со стороны последнего. Таким образом устанавливается связь между человеком и Богом, которая и называется религией.

2) Философско-теологическая концепция религии (или просто философская. ) по своей сути мало чем отличается от теологической. Просто эта суть завуалирована более сложной терминологией и более сложной аргументацией. Понятие Бог заменяется понятиями Трансцендентное, Абсолют, Абсолютная идея, Универсальная воля и др. Эти понятия могут наполняться пантеистическим и деистическим содержанием, но так или иначе духовное начало объявляется причиной существования и развития мира, а также причиной существования религии. Несмотря на мировоззренческую общность этих концепций религии, между ними существует и некоторое различие. Если теологическая концепция апеллирует прежде всего к Священному Писанию и Священному Преданию, то философско-теологическая стремится использовать современные представления о религии, опирается на знания, которыми располагает человечество на том или ином этапе своего развития; она менее догматична, более восприимчива к нововведениям.

5) Важнейшей особенностью Социологического подхода к исследованию религии как раз является то, Что социология религии Совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или небытии бога, а, значит, об истинности или ложности религиозных учений. Задача социологии религии состоит в Исследовании социальных причин возникновения религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях.

Происхождение человека и его мировоззрения с точки зрения религиозной философии. Становление и развитие антропологической науки, соотношение антропогенеза и социогенеза. Родственность анатомических особенностей строения организма человека и животных.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.12.2015
Размер файла 52,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра философии и социальных наук

Религиозная концепция происхождения человека

Нижний Новгород 2014

религиозный философия антропогенез мировоззрение

1. Происхождение человека

1.1 Концепции происхождения человека

1.2 Сила Духа: креационизм

2. Противостояние взглядов на происхождение человека материалистической и религиозной философии

2.1 Противоположность подхода к мировоззрению

2.2 А есть ли противоречие? Третья точка зрения на происхождение человека

Список использованных источников и литературы

В своей работе я рассмотрю происхождение не планеты Земля и не жизни на этой планете, а именно человека и его мировоззрения с точки зрения религиозной философии. Потому что именно человек представляет для нас Мир, именно его происхождение является наиболее интересным и значимым для нас вопросом.

Целью данного реферата является изучение взглядов религиозной философии на происхождение человека и противостояние в этом вопросе материалистической философии.

Для этого нужно решить следующие задачи:

Рассмотреть какие существуют концепции происхождения человека;

Изучить противоположность подхода к мировоззрению материалистической и религиозной философии;

Данную тему я постаралась раскрыть в двух главах своей работы. В первой главе рассмотрены, концепции о происхождении человека. Наиболее подробно о концепции креационизм. Концепция креационизма имеет самую длинную историю, так как практически во всех религиях возникновение жизни рассматривается как акт Божественного творения, свидетельством чего является наличие в живых организмах особой силы, которая управляет всеми биологическими процессами. Во второй главе постаралась раскрыть противостоянии е взглядов на происхождение человека материалистической и религиозной философии. Ну а как же обстоит дело в действительности: кто же всё - таки прав религия или наука? Прежде чем приступить к главной теме нашей работы, давайте познакомимся с историей вопроса.

С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть - к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

1. Происхождение человека

1.1 Концепции происхождения человека

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными -- представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология -- общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез -- процесс происхождения человека -- как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

креационистская концепция -- человек сотворен Богом или мировым разумом;

биологическая концепция -- человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

трудовая концепция -- в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

мутационная концепция -- приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

космическая концепция -- человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни и человека рассматривались как прямое, непосредственное творение их Богом. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий -- христианства, мусульманства и буддизма.

1.2 Сила Духа: креационизм

Интересно в креационизме был решен вопрос о продолжительности акта творения мира. В Библии сказано, что Бог сотворил мир в шесть дней. Некоторые христианские теологи верят, что это были обычные дни по 24 часа. Другие богословы относились к библейским текстам как к аллегориям и считали, что каждый день творения занимал тысячу лет. Но во всех случаях рассуждения о происхождении жизни базируются лишь на вере в библейские откровения, сомневаться в которых нельзя. Научные же истины в соответствии с принципом фальсификации всегда подвергаются сомнению.

Интересно, что в средневековье религиозные догматы о сотворении человека Богом вполне уживались с самыми невероятными вымыслами о прошлом людей и о народах неведомых стран. Так, средневековые географы и хронисты всерьез принимали легенды о собакоголовых людях (киноцефалах), фанезийцах (т.е. людях, закутывавшихся в свои громадные уши, как в одеяла), кентаврах (людях с туловищем лошади), мантихорах (существах с лицом человека, туловищем льва и хвостом скорпиона) и др. Что касается вопроса о возникновении человечества и его первоначальной истории, то в средневековье считалось, что об этом все уже сказано в библейской легенде. Попытки поставить под сомнение эту одну из основных догм христианства рассматривались как опаснейшая ересь и жестоко преследовались. Так, в 1450 г. на костре инквизиции был сожжен Самуил Capc, высказавший догадку, что человечество гораздо древнее, чем об этом говорится в Библии. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в. Так, например, даже в начале XIX в. такой видный французский палеонтолог, как Жорж Кювье из религиозных соображений отрицал существование ископаемого человека.

В соответствии с двумя мировоззренческими позициями -- материалистической и идеалистической -- еще в древней философии сложились противоположные концепции происхождения жизни: креационизм и материалистическая теория происхождения органической природы из неорганической. Существуют и собственно философские концепции, рассматривающие человека, его происхождение, жизнь, будущее с позиций проявления неких рационально обоснованных первосущностей. С позиций идеалистической философии Г.В. Гегеля происхождение человека явилось следствием саморазвития абсолютного разума, пронизывающего природу и определяющего все многообразие существующих в ней форм. Человек выступает как носитель абсолютного разума, действующий в соответствии с заложенной в нем необходимостью.

Материалистическая философская мысль (К. Маркс, В.И. Ленин) развивает идеи естественно-природного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит развитие материи. Какую бы теологическую или философскую позицию ни занимали мыслители, они вынуждены считаться с теми теориями и гипотезами, которые выдвигают естествоиспытатели, представители естественнонаучных направлений.

2. Противостояние взглядов на происхождение человека материалистической и религиозной философии

2.1 Противоположность подхода к мировоззрению

Согласно религиозным воззрениям, человек появился в результате единовременного акта божественного творения. Он был создан сразу в готовом, законченном виде. Человек -- это "творение, существенно отличное от всех прочих земных тварей и несравненно выше их. образ и подобие божие". Научное мировоззрение, основывающееся на данных конкретных наук, отвергает эти религиозные домыслы. Наука дает ряд бесспорных доказательств родственности анатомических особенностей строения организма человека и животных. Особенно близко родство человека и человекообразных обезьян, которые имеют очень много общих признаков. Уже сама по себе многочисленность общих признаков человекообразной обезьяны и человека приводит к выводу о том, что нет никаких оснований выделять человека в особый мир из общего мира животных.

Однако в распоряжении ученых в настоящее время находится уже множество вещественных доказательств животного происхождения человека. Начиная с прошлого века в различных районах земного шара, находят останки наших далеких предков. Их анатомическое строение самым убедительным образом свидетельствует о том, что человек вышел из животного царства. У истоков человеческого рода стояли австралопитеки (т. е. южные обезьяны), которые постепенно, за миллионы лет, превратились в обезьянолюдей.

Решающую роль в этом процессе сыграл труд, общественно-трудовая деятельность. "Только благодаря труду. -- писал Ф. Энгельс, - человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 488). Пытаясь дискредитировать научное мировоззрение, богословы доказывают, что оно принижает значение человека, поскольку низводит его в разряд животных. В действительности научное мировоззрение всегда подчеркивало и подчеркивает качественные отличия человека от животного. Главнейшие из этих отличий - трудовая деятельность, речь и мышление. Если животное пассивно приспосабливается к природе, то человек активно изменяет ее в своих интересах.

2.2 А есть ли противоречие? Третья точка зрения на происхождения человека

При всем уважении к отцам философии и, несмотря на все научные открытия, со сказанным ими согласиться никак нельзя. Дарвинизм противостоит религиозной трактовке сотворения мира, но никак не библейской. Религиозные философы в своем объяснении происхождения жизни действительно долгое время оперировали текстами Библии, где говорится о скоротечном сотворении всего. Однако данные тексты не являются библейским объяснением этого процесса, а ссылки на них - всего лишь лишнее подтверждение непонимания деятелями религии основного содержания Библии.

Получается парадоксальная ситуация: религия дает неправильное толкование текстов, а материалисты, подвергая критике эти толкования, делают вывод о несостоятельности содержания Библии. Если бы врачи лечили больных, не ставя диагноза, опираясь только на мнение окружающих, читать философские труды было бы некому. С философами - материалистами можно согласиться только в одном: эволюционная теория действительно изменила общественное сознание и мнение людей о происхождении жизни, а открытия последних десятилетий только подтверждают правильность ее основных положений. Но она и научные открытия ни в чем не опровергают Библию - они опровергают религиозный комментарий ее текстов. Реально на сегодняшний день мы имеем, какой бы неожиданностью сказанное не оказалось, три точки зрения на происхождение жизни: науке и религии свое мнение противопоставляет древний мир, создавший немало литературных источников, посвященных данному вопросу. Ознакомившись с доводами каждой стороны можно попытаться понять, кто из них прав или наиболее близок к истине.

Гипотезы о происхождении жизни.

1. Самозарождение и эволюция жизни. По мнению сторонников эволюционной теории, Земля, после своего образования, длительное время была безжизненной планетой с атмосферой, насыщенной парами водородных соединений. Это был мир, в котором господствовали минералы, пары воды, аммиак и сероводород. Но все подвержено изменениям, в том числе и жизнь планет. В результате длительного процесса взаимодействия газов, воды и почвенных элементов под воздействием космического излучения из неживой материи появились органические вещества. Именно они стали тем фундаментом, на котором впоследствии возник окружающий нас растительный и животный мир.

Из органических соединений образовались первые носители жизни - комочки живого вещества, не имеющие клеточного строения. Вначале единственным источником питания для первичных организмов служили органические соединения, возникшие абиогенным путем, т. е. из неорганических соединений. Со временем солнечные лучи, пробившись сквозь слои атмосферы, достигли поверхности планеты. Благодаря им возник фотосинтез. Он стал причиной появления свободного кислорода, наличие которого привело к образованию из комочков живого вещества простейших организмов.

Одно из установленных свойств органической жизни - тенденция к совершенствованию и усложнению существующих видов. Данное свойство Дарвин объяснял необходимостью организмов приспосабливаться к окружающим условиям. В результате приспособления появлялся новый, более совершенный вид. Это и был естественный отбор, в котором, по Дарвину, выживали сильнейшие. Длительный процесс усложнения и видообразования, в конечном итоге, привел к появлению растений, а затем и животных. Последующая эволюция видов подняла на новую, более высокую, ступень развитие животного мира, из которого выделились человекообразные обезьяны, а затем - человек животный. Завершающей стадией преобразований стало появление человека разумного. Таким образом, теория Дарвина впервые отвергла право человека на особый статус в окружающем мире, на его исключительность в отношениях с Богом.

Бельгиец русского происхождения, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин своими словами как бы обобщил точку зрения науки на возникновение жизни:

«… Жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации.

2. Божественное творение путем эволюции (точка зрения религиозных философов). Эволюционной теории Церковь не противопоставила ничего, что свидетельствовало бы о прогрессивном развитии религиозного мировоззрения. Молчание деятелей религии, связанное с поиском выхода из сложившейся ситуации, было долгим. Наконец выход ими был найден и довольно-таки оригинальный. Если материалисты решили, что эволюционная теория, доказав естественность развития органической жизни, уничтожила корни религии, то сама религия так не считала. Она, не делая самостоятельных выводов, оставила за собой право интерпретации тех мест эволюционной теории, над которыми наука поставила знак вопроса. Религиозные философы поступили чисто по философски: все сущее ими было представлено в виде божественного творения путем эволюции. Стараясь не вспоминать о днях творения, они теперь соглашаются с научной точкой зрения о возникновении Вселенной в результате взрыва сверхплотного сгустка материи. Соглашаются, но при этом очень скромно дополняют научную гипотезу - все произошло по воле Творца.

Они уже не оспаривают тезис эволюционной теории о постепенном усложнении органической жизни. Они признают его правильность, но при этом уточняют - усложнение организмов происходило и происходит по воле бога:

Рассмотрев концепции происхождения человека, а более подробно религиозную концепцию - креационизм, можно сделать вывод, что концепция креационизма, по существу, научной не является, поскольку она возникла в рамках религиозного мировоззрения. Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении проблемы происхождения и сущности жизни. Тем не менее, эта концепция продолжала и продолжает пользоваться довольно большой популярностью.

Из изучения противостояния взглядов материалистической и религиозной философии на мировоззрение, происхождение человека следует то, что в силу противоположного подхода этих двух пастырей общественного сознания к вопросам мироздания, каждое направление философии пытается убедить массы, что только ее точка зрения соответствует истине. Мы вольно или невольно следуем путями, проложенными философами. Взглянув на сложившуюся ситуацию взглядом стороннего наблюдателя, не составляет большого труда понять: наседка - не обязательно мать, а существующие философские концепции могут быть далеки от истины и отражают не более чем уровень развития современной цивилизации. Тем не менее третьего нам не дано и количество сторонников того или иного направления философии зависит не только и не столько от степени интеллектуального развития личности, сколько от ее материального, духовного и, главное, физического состояния.

Современное общество имеет разные точки зрения на происхождение жизни, но все они лежат где-то между представлениями материалистической и религиозной философии. В заключение хочется сказать, что на самом деле религия и наука не могут противостоять друг другу потому, что в различных описаниях и доказательствах существуют временные несоответствия одних доказательств другим. К примеру, вокруг имени Дарвина идет борьба. Дарвинизм пытаются противопоставить религии. На мой взгляд, каждому мыслящему человеку должно бы быть ясным, что никакая теория происхождения видов, если только она не противоречит здравому смыслу, не может противоречить Библии, так как в Библии излагается лишь принципиальная сторона вопроса о происхождении человека, а именно, что Бог завершает творение мира созданием человека. Библия говорит, что человек - это венец создания, образ и подобие Самого Бога. Она утверждает, что человек (по своему строению тела) состоит из земли, а по духу своему божественному душа человека - это "дыхание Божества". О том, как появились все виды на Земле, и как долго продолжался процесс их развития, а также о самом процессе создания человека, Библия ничего не говорит, потому что это уже сфера науки, но не религии. Поэтому дарвинизм, совершенно независимо от того, истинен он или неистинен, как естественнонаучная теория, не может быть противопоставлен религии.

Список использованных источников и литературы

Роза Мира как религиозное и философское мировоззрение – это универсальная по охвату система идей, основанная на трудах Даниила Андреева (1906-1959). Чем же, какими существенными своими особенностями, она привлекает нас?

Для начала отметим отсутствие какой-либо заинтересованности низшего порядка у человека, её основавшего. Ни материальных выгод, ни возможности публиковаться, ни славы, ни хотя бы признания в узких кругах он не получил, да и не мог получить, если помнить, что время его творческой деятельности по большей части пришлось на сталинские годы.

Для людей совсем не знакомых с обстоятельствами жизни Д.Андреева надо добавить, что свою концепцию автор не считал художественным творчеством и был, как минимум, лично уверен в реальности описываемых им явлений и процессов, более того, утверждал, что они "реальней нас", предупреждая попытки аллегорического понимания образов даже своих поэтических текстов, передающих метаисторический и трансфизический опыт, не говоря уже о трактате "Роза Мира".

Перечислим, не вдаваясь в подробности и доказательства, наиболее важные преимущества Розы Мира в сопоставлении с прежними религиями:

1. Многократное и безусловное превосходство по степени соответствия наивысшим требованиям нравственного идеала, которые человеческая воля к добру и теоретическая философия могут предъявлять к религиозной системе. Отрицается какое бы то ни было оправдание зла, безжалостных мировых законов, порождающих страдание, создание или "попущение" их Богом. Зло не есть необходимый диалектический элемент "дополняющий" добро в мироздании. Зло не есть нечто подобное визуальной темноте в её отношении к визуальному свету. Никакого нравственного оправдания не может иметь и принцип "око за око" в форме возмездия, осуществляемого по закону кармы, который известен из восточных религий. Хотя действие закона воздаяния в нашем мире признаётся, но наличие в этом законе элемента возмездия, злом за зло, исходит от противобожеских сил.

Нравственные принципы "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы", "Бог есть любовь" были возглашены ещё в одной из книг Нового Завета. Но Ветхий Завет и догматика конфессий исторического христианства во многом противоречат им по сути, а видимость соответствия удаётся создавать только за счёт волюнтаристского переименования в "добро" вещей, которые на самом деле удовлетворяют всем критериям "зла".

Убедительно решается в рамках Розы Мира проблема теодицеи, то есть вопрос об ответственности Бога за наличие и за возникновение зла в мире. При этом отрицается т.н. "всемогущество", всевластие Бога – ибо Бог, в силу благости своей, творит иных духовных субъектов – монады – не как существ намеренно ограниченных и поставленных в зависимость от Его будущей воли. Духовные монады изначально творятся Им с теми же потенциально достижимыми для них качествами и способностями, какими обладает Он сам. Бог-Первотворец не держит мир в подчинении и не стремится установить контроль над духовной субстанцией монад или над их творчеством в бытии. Замысел Божества в отношении мироздания осуществляется через благую природу творимых монад, а не через обеспечение их "подконтрольности". К сожалению, несмотря на благость творения, в древности всё же произошло однократное отпадение значительной части монад на пути зла, отступление их от принципа всеобщей любви. Как следствие, устроение и законы многих миров оказались омрачёнными деятельностью богоотступнических существ, направленной на собственное исключительное самоутверждение за счёт всех других – из этого принципа, противоположного любви, и рождаются злые дела.

Ещё один важный аспект этического превосходства в том, что Роза Мира не совместима со свойственной авраамической религиозности идеей подчинения, покорности воле Бога. Бог не ищет ничьей покорности и не управляет индивидуальными судьбами. Приходится признать, что для верующих, ищущих в религии чувства тотальной опеки со стороны высших сил, такое положение вещей оказывается не вполне комфортным, если сравнивать с "преданием себя воле Божьей". Стремиться надо не к послушанию высшим силам, а к идеалу добра; а это автоматически означает добровольное, ничем не принуждаемое со-направление личной воли человека воле Бога и всех со-творящих Богу Провиденциальных сил.

Роза Мира разделяет то этически возвышенное, если сравнивать с историческим христианством, отношение к животному царству, которое свойственно индуизму и буддизму. Однако метафизическое истолкование животного царства совсем другое. Животные – не есть какая-то естественным образом возникшая или нарочно созданная низшая форма жизни, в которую может пасть в будущем воплощении и человек, отяготивший себя нехорошими поступками. Понятно также, что благой Бог, в котором "нет Тьмы", не может творить законов борьбы за существование и взаимопожирания, не может создавать паразитов. Несовместимо ни с какой этикой само по себе умышленное создание форм воплощения, столь значительно ограниченных биологическими законами в возможностях своего умственного развития. Роза Мира даёт вполне убедительное объяснение трагедии животного царства и, что важно, не противоречащее научным данным.

Этическая чистота Розы Мира совмещается с реальностью благодаря признанию дуализма в мироздании, то есть факта противоборства мировых сил добра и зла. Однако дуализм этот – относительный, он укоренён не в непреодолимом метафизическом разделении, а во внутренних качествах сознания, индивидуального и изменчивого. В отношении к стороне зла нет безжалостности, свойственной многим древним дуалистическим схемам. Победа добра сулит носителям зла не уничтожение или вечные мучения, а только ограничение в свободе творить зло и дальнейшее их внутреннее изменение, духовное и душевное исцеление, восстановление этической структуры сознания – сколько бы времени и усилий со стороны светлых сил это не потребовало.

2. Другое важнейшее преимущество перед прежними религиями – отсутствие сколько-нибудь серьёзных проблем по отношению к современным научным данным об устроении окружающего нас мира.

Во-первых, Роза Мира нисколько не держится за геоцентризм и не устанавливает никакого особо выделенного отношения Бога к нашей планете – лишь одному из неисчислимых миров в многих слоях материальности, составляющих Большую Вселенную. Получает полноценное логическое объяснение и вопрос, почему физический космос отнюдь не полнится множеством технически развитых сверхцивилизаций. Духовное становление ведёт сообщества живых существ ввысь, за пределы физического слоя, на что указывают образы новой земли и нового неба в Апокалипсисе Иоанна, а также вознесение Иисуса Христа после воскресения. Даниил Андреев предсказывает возможность наблюдать процесс исчезновения планет в других звёздных системах. Ряд случаев когда экзопланета была обнаружена, а затем исчезла уже имел место; их пытаются списывать на несовершенство методов наблюдения. (вот один из примеров)

Во-вторых, признаётся факт длительной эволюции форм жизни на земле и происхождения человека из животного царства.

В-третьих, на универсальном философском уровне подвергаются критике попытки догматических учений выдавать свои представления и Писания за "абсолютную истину". Подобно тому, как наука век от века приближается к истине, должно происходить и движение взглядов религиозных. Как от науки древности нельзя требовать высокой степени достоверности, так и от представлений, созданных религиями прошлых эпох. Даже если бы все древние авторы священных текстов имели не вызывающий никаких сомнений доступ к общему для всех "источнику истины" (чего в действительности не было), всё равно их представления оказались бы, с нашей точки зрения, сильно искажены, только в силу одного того, что были бы сформулированы в терминах весьма несовершенного набора первичных понятий (понятийного базиса), свойственного сознанию той эпохи.

Принятие же мысли об относительности всех человеческих представлений и истин означает отнюдь не равноценность всех точек зрения, а то, что одни из них, в отдельных аспектах или даже по всей совокупности аспектов, приближаются к абсолютной истине о предмете познания лучше, чем другие.

3. Роза Мира устанавливает разумный баланс между спиритуализмом и признанием божественной оправданности материи. Она не признаёт крайностей манихейского, гностического, буддийского или монашески-аскетического (в христианстве) мироотрицания. Вместе с тем, видит омрачённость мировой природы, действие в ней тёмного начала, и предупреждает от опасностей растления души плотскими устремлениями. Законы материальности нашего мира должны быть преображены, в том числе и усилиями каждого из нас, в этой жизни или после неё. Идея "бегства от мира", несмотря на духовные основания этого порыва, не является оправданной нравственно и таит опасности эгоизма личного спасения.

4. Роза Мира подробно и предметно объясняет ход человеческой истории. Почти ни одна иная религиозная система, в особенности из числа древних, эту задачу не только не решает, но и не осознаёт и не ставит. Предметность объяснений в том, что они даются не на уровне решительно бессодержательных и недоказуемых утверждений, наподобие того, что история движется Божьей волей (абсолютно неприемлемых, к тому же, с точки зрения нравственной). Метаисторические объяснения непротиворечиво увязывают происходящее в иных слоях планетарного космоса с наблюдаемыми в нашем мире политическими, культурными и иными масштабными процессами. Поскольку мировые силы, определяющие ход метаистории - Провиденциальные и демонические - рассматриваются как два непримиримых полюса противоборства, становится понятным, почему великие злодеяния в истории не могли никогда получать божественной санкции, не были "попущением" свыше, а вдохновлялись лишь злой волей богоотступнических сил.

5. В Розе Мира придаётся исключительное значение творчеству и развитию творческих способностей личности. Все живые существа – потенциальные творцы, демиурги мироздания. Древним религиям практически не было знакомо даже само понятие "творчество", как мы понимаем его сейчас. Авраамические религии склонны полагать Бога монопольным Творцом бытия, и склонны рассматривать как "покушение" на власть Бога саму мысль о чьём-либо участии в этом процессе иначе как в роли "служебных духов". Подобный "божественный тоталитаризм" Розе Мира предельно чужд. Своим утверждением творчества как одной из ценностей фундаментального порядка Даниил Андреев продвинулся дальше других мыслителей, осознававших в XX веке значение творческого начала в человеке, включая имена Н.А. Бердяева и Дж.Р.Р. Толкиена.

6. Роза Мира даёт вполне непротиворечивое, согласующееся с научными религиоведческими фактами, объяснение происхождения и процесса становления мировых религий. Религиозные практики "правой руки" все получают оправдание, поскольку ведут основную часть своих последователей к благу. Это не исключает признания наличия тёмных периодов в истории многих исторических религий, опасностей подпадания влиянию тёмных сил, и не мешает критике тех или иных их концептуальных положений, прежде всего за несоответствие требованиям нравственного идеала.

7. Роза Мира даёт новое и вполне убедительное объяснение всего, что связано с пришествием Иисуса Христа. Снимается проблема нравственно и логически немыслимого, хотя и ставшего для многих верующих привычным, абсурда "искупления кровью", принесения Мессии в жертвоприношение по образу жестокой практики ветхозаветных жертв. Христос приходил не для этого, а для того, для чего Его и ждали – чтобы начать на земле эпоху Царства Божия (Дан 2:44). Не в том националистическом представлении, которое превалировало в иудаизме, а в смысле преображения устройства человеческого общества, а затем и самой природы человека. В этом суть ожидавшегося Избавления (Искупления), которое должен был принести Мессия, Сын Бога. Полноте свершения помешало сопротивление демонических сил. Историческое христианство несёт печать недовершённости дела Христова на земле. Иисусово учение добра и любви изначально, в представлении даже первых учеников, оказалось смешано с принципами Ветхого Завета, рисующими Бога судьёй, ревнителем, мстителем, источником не только добра, но творящим тьму и зло (Ис 45:7, евр. гл. "бара" - творить и сущ. "ра" - зло).

В отличие от подхода Льва Толстого, также подвергавшего серьёзной и во многом обоснованной критике догматику исторического христианства, Розой Мира не отрицаются чудеса, связанные с жизнью Иисуса. Сам же Он, будучи тем, через кого выражается для нашего земного мира Мировой Логос, не утрачивает божественности и не превращается лишь в человека-проповедника.

Кроме религий древнего происхождения, существует немало новых псевдорелигиозных учений, различной т.н. "эзотерической" литературы и т.д. Несмотря на их разнообразие, спектр выражаемых ими принципиальных философских идей достаточно узок. Во всяком случае, ничего похожего на созданную Д.Андреевым концепцию среди них нет. Достаточно разобрать их содержание по приведённым выше пунктам, чтобы убедиться в том, что степень состоятельности большинства из них окажется едва ли выше, чем у древних религий. Очень характерным примером является теософия (включая т.н. "Живую Этику" Елены Рерих), как пример доктрины одновременно антинаучной (достаточно вспомнить их теорию происхождения человека на земле), неприемлемой для религиоведа (из-за произвольных фантазий, из которых первейшее - противоречащее всему и вся утверждение о происхождении мировых религий от древней "эзотерической доктрины"), неприемлемой этически (зло и страдания считаются диалектическим моментом в мироздании), да и попросту вульгарно-материалистичной (процессы в человеческой истории ставятся в зависимость от космических излучений, пульсаций, циклов и прочих механически-бессознательных явлений и "непреложных законов", их порождающих).

Можно ли назвать Розу Мира христианством? По собственной внутренней логике она выражает небесный христианский трансмиф, и соответствует христианству, каким оно должно было бы стать, поднявшись на новый уровень этического совершенства и на новую высоту понимания устроения мирового бытия. Однако Розу Мира, ввиду значительных концептуальных различий, нельзя назвать христианством библейским или представлять как развитие христианской исторической традиции. По самому духу своему, свободному и творческому, не может быть она причислена к религиям авраамического корня. С другой стороны, в религиоведении к христианству принято относить довольно широкий круг явлений, включая, например, гностицизм, по времени и по эпохе близкий к ортодоксии, но отстоящий от неё, по многим философским признакам, несравненно дальше Розы Мира. Если позиционироваться в существующем терминологическом контексте, и учитывать собственное содержание, Розу Мира можно было бы определить как мета-христианство.

В идеальной перспективе Роза Мира, следуя её внутренней логике, изложенной Даниилом Андреевым, должна была бы оформиться в небывалую прежде церковь-братство, в мировую религию. Не совсем в "религию" в традиционном понимании слова, а в сверх-религию – в новое явление мировой значимости, для точного определения которого ещё нет нужного слова. Ничего этого мы, очевидно, не наблюдаем, не видно пока и предпосылок к тому. Мы можем заниматься только религиозно-философскими и метаисторическими исследованиями. Почему это так, в чём причины трагедии нашего исторического периода – объясняется в статьях по метаистории. Во всяком случае, Даниил Андреев, рисуя возможные перспективы осуществления Розы Мира в России начиная с 60-х годов XX века, даёт одновременно описание и планам инфернальных сил. Планы эти предусматривали совсем другое, а именно – продвижение мировой гегемонии американской государственности, опирающейся на космополитическую идеологию (обзначенную как "безрелигиозную" и "морально ущербную"), стремящуюся объединить человечество на бездуховной основе и исключающую всякую перспективу религиозного возрождения.

Религиозная концепция бытия

Религиозная концепция бытия

Лекция 7. Религиозная концепция бытия

Общая характеристика эпохи Средневековья

Общая характеристика эпохи Средневековья. 2. Апологетика. 3. Патристика. Теология Августина Блаженного. 4. Схоластика. Доказательства Бога Фомы Аквинского

Особенности эпохи Средневековья

Особенности эпохи Средневековья (5 -15 вв.)?

Кроме рабского труда появляется феодальная зависимость. Вместо демократической формы правления – императорская власть. Переход от политеизма к монотеизму. Вывод: Ситуация всесилия одних и бессилия других.

Особенности средневековой философии

1. Резкое противопоставление разума и веры. 2. Обязательная включенность этических категорий в обсуждение любых философских вопросов. 3. Главной задачей философии становится соединение веры и разума для доказательства Бога.

Взаимоотношения философии и религии в Средневековье

«И царице свойственно пользоваться услугами служанок.(Дамаскин)? Религия основывается на вере.

Средневековая философия

Средневековая философия в своем движении прошла три этапа

Схоластика (5-15 вв.)? (от греч. школа)? Фома Аквинский

Апологетика (2 в.) (апология – греч. защита)? Тертуллиан

Патристика (3-4 вв.)? (патер –греч. отец)? Августин Блаженный

Апология

Апология – защита какого-либо догмата. Апологетика – ранние христианские учения, защищающие принципы христианства от критики со стороны нехристианских философов.

Патристика

Августин Блаженный сформировал новый тип философии – теологию. Теология (от греч. бог, слово) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистических доказательств на основе текстов, воспринимаемых как божественное откровение.

Креационизм

Креационизм – учение о создании богом мира из ничего

Понятие времени

Понятие времени в античной и средневековой философии.

Античность Время = вечности, т.к. первоначала несотворимы и неуничтожимы. 2. Вечность полна движения, поэтому изменения в вечности есть время. Время – это объективно существующая реальность (вне человека и его сознания).

Средневековье Понятие вечности связано с Богом, являясь его атрибутом. Время – это характеристика происходящих в мире изменений. Время – субъективное понятие, существующее только в нашем сознании.

Понятие пространства

Понятие пространства в античности и средневековье

Античность Пространство – это некое место, ограниченное пределами. Пространство вмещает в себя созданный Богом мир, Бог находится за пределами и внутри мира.

Средневековье Бог находится за пределами мирового пространства, к нему не применимы понятия времени и пространства, т.к. А) бог создает пространство как некую ограниченность; Б) любые пространственные пределы ограничивали бы деятельность и могущество Бога.

Представления Августина о бытии

Августин выделяет три элемента мироздания

Мир Бога (истинный и неразрушимый) Бытие. Все, что относится к миру Бога, Является высшим благом, красотой, совершенством.

Земной мир (временное пристанище земной плоти человека)? Временное бытие

Мир природы, созданный Богом (временный, не может быть благом)? Небытие.

Схоластика

Схоластика - система образования, в рамках которой философия подчинена теологии, а способы доказательства бытия бога характеризуются соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. Фома Аквинский (8 в.) считал, что собственное бытие Бога и есть Бог. Это бытие непостижимо для человеческого разума, и мы не можем знать, что есть Бог, но можно привести доказательства существования Бога.

Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского

Причина движения мира. Связь причины и следствия. Связь необходимости и возможности. Существование высшего идеала. Телеологическое доказательство. Телеология – учение о цели и целесообразности существования мира.

Номинализм

В рамках схоластической философии сформировалось два течения

Номинализм (от греч. имя) – философское учение, утверждающее, что общие категории и понятия существуют только в сознании. Номинализм отстаивал идею независимого существования природы, поэтому являлся скрытым материализмом.

Реализм (от греч. вещественный) – философское направление, признающее существование общих понятий (универсалий) вне сознания человека. Самое общее универсальное понятие-Бог – невидимый, но постигаемый умом.

Проблема бытия

1. В средневековой философии проблема бытия являлось основной. 2. Понятие бытия включает в себя Бога, творение и всеобщие элементы бытия (субстанция, материя, форма и т.д.)?

Социальные предпосылки

Вопросы для самопроверки

Назовите социальные предпосылки становления религиозно-идеалистической концепции бытия. Имеет ли религиозно-идеалистическая философия духовные истоки в античности? Назовите основные направления средневековой философии. Как решает проблему бытия патристика? Сформулируйте доказательства Бога в учении Фомы Аквинского.

Рекомендуемая литература

Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, 2004. – С. 88 – 99. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. – С. 71-94. Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 83 –92. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Наука, 1999. – С. 91 – 136. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь.: ПГПУ, 2002. – С 7598.

Использование материалов презентации

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Читайте также: