Церковь и духовенство кратко

Обновлено: 30.06.2024

ДУХОВЕ́НСТВО, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и цер­ков­но­слу­жи­те­ли хри­сти­ан­ских церк­вей. Пер­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми Д. мож­но счи­тать св. апо­сто­лов, на ко­то­рых в празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы со­шёл Свя­той Дух . Этот день счи­та­ет­ся на­ча­лом хри­сти­ан­ской Це­рк­ви и мис­си­о­нер­ских под­ви­гов апо­сто­лов. В пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни со­сло­вие в го­су­дар­ст­вах с со­слов­ным об­ществ. уст­рой­ст­вом, в т. ч. в Рос. им­пе­рии. Осн. за­да­ча Д. со­сто­ит в удов­ле­тво­ре­нии ре­лиг. нужд при­хо­жан. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли осу­ще­ст­в­ля­ют бо­го­слу­же­ние, ис­пол­ня­ют тре­бы (кре­ще­ние, вен­ча­ние, от­пе­ва­ние, ос­вя­ще­ние до­мов), ис­по­ве­ду­ют и при­ча­ща­ют при­хо­жан, за­бо­тят­ся об их нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии. Дея­тель­ность Д. бы­ла так­же на­прав­ле­на на рас­про­стра­не­ние зна­ний, ис­прав­ле­ние нра­вов и ис­ко­ре­не­ние суе­ве­рий.

Духовенство Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали […]

Духовенство Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали […]


Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Иерархия белого духовенства

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Архиерей/Епископ
  4. Иерей/протоиерей
  5. Диакон/протодиакон

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Архимандрит/Игумен
  5. Иеродиакон/Иеромонах.

Черное духовенство

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Христианская церковь в средние века

История

Христианская церковь в раннее Средневековье имела большую власть над людьми. Народ был очень злым и невежественным. На их состояние негативно влияла окружающая обстановка — массовые болезни и регулярные неурожаи. Духовенство нашло объяснение подобным явлениям, говоря, что все бедствия неслучайны. Они посланы Богом в наказание, чтобы каждый человек переосмыслил своё поведение.

Христианская церковь в Средневековье

В Средние века основная часть государств Европы проповедовала христианство. Религия была связным звеном, объединявшим враждующие страны. У людей были единые взгляды на окружающую действительность и общие правила поведения. Церковь оказывала поддержу правителям в разрешении сложных государственных вопросов. Кроме того, она помогала всем гражданам и открывала новые школы. Священнослужители крестили новорождённых, венчали бракующихся и отпевали умерших. Все они были людьми образованными, поэтому им отдавались почётные места при европейском дворе.

Христианская церковь в раннее средневековье

  • запретить нападать на невооружённых (крестьян, женщин, детей и священнослужителей);
  • не воевать в священные праздники;
  • воздержаться от войн с вечера среды до утра понедельника.

Исходя из требований духовенства, на различные сражения должно остаться не более 100 дней.

Церковный раскол

Церковные учения и правила богослужения вырабатывались на протяжении нескольких столетий. Между людьми, придерживающимися разных точек зрения, довольно часто возникали серьёзные споры. Не последнюю роль в формировании христианских учений сыграли Вселенские соборы. Именно там в VI веке был принят Символ веры.

Начиная с XIX века обострились разногласия между христианской церковью Византии и западноевропейских государств. Страны Запада внесли свои изменения в Символ веры, а византийские христиане продолжали использовать его в первозданном виде. Это была лишь второстепенная причина. Главные разногласия были из-за различия во взглядах о роли Папы Римского в церковной жизни. Западные правители (одним из первых был король франков Хлодвиг) признавал его полную власть, а Византийская империя придерживалась мнения, что решения одного человека не могут возвышаться над другими постановлениями и была похожа на светское государство.

Средневековая церковь раскол

Обострение противоречий произошло в 1054 году, что и привело к церковному расколу. Ранее единая христианская вера поделилась на 2 течения — православие (восточное) и католическое (западное). Со временем различия между ветвями становились заметны всё больше.

Папа Римский обрёл поддержку в странах, связанных с Римской империей. Им была необходима помощь церкви, так как она могла повлиять на мнение верующих. Спустя некоторое время папы получили господство не только в духовной сфере, но и подчинили себе королей и императоров. Византийские патриархи были наделены только духовной властью и находились в подчинении у правящей верхушки. Противоречия нарастали и из-за особенностей богослужений в православии и католичестве.

Первое сословие — духовенство

Первым средневековым сословием духовенство стало неслучайно. Священники почитались в обществе, так как молились за души умерших близких. Они не подвергались налогообложению, а сама христианская церковь находилась на содержании государства.

Люди считали, что через духовенство можно общаться с Богом, и если они хотят спасти себя от всевозможных учений, то должны во всём соответствовать указаниям священника. Если человек сам захочет быть священнослужителем, ему необходимо пройти специальный обряд и дать обет. Только после этого он сможет вести богослужения, отпускать грехи и заниматься другими христианскими делами. В католических странах все обряды проходили единообразно, а молитвы читались на латинском языке.

В Средние века православное духовенство подразделялось на 2 вида:

  1. Чёрное — монахи, посвящающие свою жизнь богослужению и полностью отказавшиеся от жизненных соблазнов.
  2. Белое — священники, ведущие службу в церквях и не дающие монашеских обетов.

В католичестве деление было точно таким же, при этом белому духовенству, так же как и чёрному, запрещалось вступать в брак.

Средневековая церковь черные и белые монахи

В христианской церкви в Средние века соблюдалась строгая иерархия. У католиков высшей инстанцией был Папа Римский. Люди считали его земным наместником Иисуса Христа. Главным лицом конкретного церковного округа как в православии, так и в католичестве, были епископы и архиепископы. Дальше шли священники и монахи, а низшую ступень занимали дьяконы, помогающие в проведении богослужений и преподающие в церковных школах.

Жизнь монахов

Жизнь в монастырях раннего Средневековья была достаточно замкнутой. Монахам запрещалось выходить за его пределы, а всё, что может потребоваться для жизни, должно производиться в них. Главным был аббат, которого выбирали священнослужители. Уйти в монастырь может человек любого сословия, но обычно это были знатные люди.

Церковь в средние века

К XVI веку монахи становились богаче, а высшие церковные должности начали покупать и продавать. На территории монастырских земель трудились зависимые крестьяне, а государственные деятели в любой момент могли вмешаться в духовные дела.

В первую очередь священнослужители стали заботиться не о душах христиан, а об увеличении своего богатства. Это вызвало массу недовольств, и церковный авторитет постепенно стал падать. Все последующие года церковь старалась вернуть уважение и доверие людей. Кроме того, стало появляться всё больше еретиков, духовенству приходилось бороться ещё и с ними.

Христианская церковь и духовенство на протяжении многих столетий пользовались большим авторитетом у народа. К сожалению, после волны крестьянских недовольств внутри неё возникли еретики. Несмотря на все попытки борьбы с ними, окончательно избавиться не удалось, и они существовали в течение всего периода средневекового христианства.

Тема устройства средневековой церкви изучается на уроках истории в 6 классе. Чтобы лучше понять её организацию, рекомендуется составить краткий конспект и сравнить основные течения христианства, возникшие после разделения. А также можно составить схему, кратко отобразив в ней структуру и положение духовенства.

Струк­тура совре­мен­ной иерар­хи­че­ской лест­ницы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для боль­шей нагляд­но­сти может быть пред­став­лена сле­ду­ю­щей таб­ли­цей:

Иерар­хи­че­ские сте­пени

Белое духо­вен­ство (жена­тое или в цели­бате)

Черное духо­вен­ство (мона­ше­ству­ю­щее)

Низшие кли­рики (при­чет­ники) пре­бы­вают вне данной трех­сте­пен­ной струк­туры: ипо­ди­а­коны, чтецы, певцы, алтар­ники, поно­мари, цер­ков­ные сто­рожа и другие.

Лит.: Лебе­дев А. П. Духо­вен­ство древ­ней все­лен­ской Церкви от времен апо­столь­ских до IXав. М., 1905; Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Лебе­дев А. П. По вопросу про­ис­хож­де­ния пер­во­хри­сти­ан­ской иерар­хии. Сер­гиев Посад, 1907; Мир­ко­ви­чаЛ. Пра­во­славна Литур­гика. Први општи део. Друго изда­нье. Бео­град, 1965 (наа­серб. яз.); Фельми К. Х. Вве­де­ние в совре­мен­ное пра­во­слав­ное бого­сло­вие. М., 1999. С. 254–271; Афа­на­сьев Н., прот. Цер­ковь Духа Свя­того. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2‑nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339–398).

Архи­ерей

Диакон

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М.,1906, с. 196–207; Кирилл (Гун­дяев), архим. К вопросу про­ис­хож­де­ния диа­ко­ната // Бого­слов­ские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201–207; Тро­иц­кий С. В. Диа­ко­ниссы в Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1912.

Диа­ко­нат

Епи­ско­пат

ЕПИ­СКО­ПАТ – соби­ра­тель­ное назва­ние высшей (тре­тьей) сте­пени свя­щен­ства пра­во­слав­ной цер­ков­ной иерар­хии. Пред­ста­ви­тели Е., име­ну­е­мые также обоб­щенно архи­ере­ями или иерар­хами, в насто­я­щее время рас­пре­де­лены, в порядке адми­ни­стра­тив­ного стар­шин­ства, по сле­ду­ю­щим рангам.

Лит.: Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1989; см. статью Иерар­хия.

Иерей

Ипо­ди­а­кон

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Вени­а­мин (Румов­ский-Крас­но­пев­ков В. Ф.), архиеп. Новая Скри­жаль, или Объ­яс­не­ние о Церкви, Литур­гии и о всех служ­бах и утва­рях цер­ков­ных. М., 1992. Т. 2. С. 266–269; Сочи­не­ния блаж. Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994. С. 213–218.

Лит.: Еле­он­ский Ф. Г. О вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Поле­мика по вопросу о вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве и сущ­но­сти свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния вообще. СПб., 1882; и при статье Иерар­хия.

Место­блю­сти­тель

Пат­ри­арх

В насто­я­щее время суще­ствуют сле­ду­ю­щие пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хаты: кон­стан­ти­но­поль­ский (Турция), алек­сан­дрий­ский (Египет), антио­хий­ский (Сирия), иеру­са­лим­ский, мос­ков­ский, гру­зин­ский, серб­ский, румын­ский и бол­гар­ский.

Лит.: Лебе­дев А. Вет­хо­за­вет­ное веро­уче­ние во вре­мена пат­ри­ар­хов. Спб., 1886; Робер­сон Р. Восточ­ные Хри­сти­ан­ские Церкви. СПб., 1999.

Поно­марь

Пре­сви­тер

Пре­сви­тер­ство

ПРЕ­СВИ­ТЕР­СТВО (иерей­ство, свя­щен­ство) – общее (родо­вое) наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу).

Причт

СВЯ­ЩЕН­НИК – см. Иерей, Пре­сви­тер, Иерар­хия, Клир, Хиро­то­ния

ХИРО­ТЕ­СИЯ – см. Хиро­то­ния.

Хиро­то­ния

ХИРО­ТО­НИЯ – внеш­няя форма таин­ства свя­щен­ства, соб­ственно его куль­ми­на­ци­он­ный момент – дей­ствие воз­ло­же­ния рук на воз­во­ди­мого в свя­щен­ный сан пра­вильно избран­ного став­лен­ника.

При­ло­же­ние

ИНОК – древ­не­рус. назва­ние монаха, иначе – чер­неца. В ж. р. – инока, соврем. – ино­киня (мона­хиня, чер­ница).

Ино­че­ство (в старом зна­че­нии) – мона­ше­ство, чер­ни­че­ство. Ино­че­ство­вать – вести мона­ше­скую жизнь.

Миря­нин

М. – пред­ста­ви­тель цер­ков­ного народа, при­ни­ма­ю­щий молит­вен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Дома он может совер­шать все бого­слу­же­ния, при­ве­ден­ные в Часо­слове, Молит­во­слове или ином бого­слу­жеб­ном сбор­нике, опус­кая свя­щен­ни­че­ские воз­гласы и молитвы, а также дья­кон­ские екте­ньи (если они содер­жатся в бого­слу­жеб­ном тексте). В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти (при отсут­ствии свя­щен­но­слу­жи­теля и смер­тель­ной опас­но­сти), М. может совер­шить таин­ство кре­ще­ния. В первые века хри­сти­ан­ства права мирян несрав­нимо пре­вос­хо­дили совре­мен­ные, про­сти­ра­ясь до избра­ния не только насто­я­теля при­ход­ского храма, но даже епар­хи­аль­ного архи­ерея. В древ­ней и сред­не­ве­ко­вой Руси М. под­ле­жали общим кня­же­ским судебно-адми­нистр. уста­нов­ле­ниям в отли­чие от людей цер­ков­ных, нахо­див­шихся под юрис­дик­цией мит­ро­по­лита и епи­скопа.

Риз­ни­чий

РИЗ­НИ­ЧИЙ (греч. сакел­ла­рий, sakellarios):

1) заве­ду­ю­щий цар­скими одеж­дами, цар­ский тело­хра­ни­тель; 2) в мона­сты­рях и собо­рах – хра­ни­тель цер­ков­ной утвари, клю­чарь.

Читайте также: