Ценз в древнем риме это кратко

Обновлено: 05.07.2024

перепись всех граждан обоего пола, производивш. в Др. Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности к-рых входила классификация граждан по различ. экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одно-врем. каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рожд., имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собст-венность. Каждый юридич. самостоят. гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой.

Сведения о др. лицах представлялись главой фамилии или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение к-рых сильно возрос-ло в сер.5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из cостава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и адм. соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражд. прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм — всенар. очистит. жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц., их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогич. положение относит. общин рим. граждан за пределами Италии.

Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого х-ва, при к-ром имуществ. уровень, в осн. определявш. земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспублик. время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен имп. Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императ. время, но, видимо, для местных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодич. имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (напр., перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоян. цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциал. Ц. служили для выявл. лиц, способных нести воен. службу, для сбора данных о владении землей, рабами и пр. видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответств. за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республикан. время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимал. состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н.э. 400 000 сестерциев (впослед. не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимал. сумма, называемая в источ. census, определяется разными авторами различно, но приблизит. вдвое или втрое больше всаднич. минимума. Занятие должности декуриона, т.е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соотв. состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

Смотреть что такое ЦЕНЗ в других словарях:

(в Риме) — 1) Город Рим. Составление личных и имущественных списков граждан, носившее в древнем Риме название ценза, началось одновременно с имуществен. смотреть

(лат. census, от censeo — делаю опись, перепись) 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политичес. смотреть

ЦЕНЗ, -а, м. (спец.). 1. Условия, допускающие человека к пользованиютеми или иными политическими правами. Возрастной ц. Образовательный ц.Избирательный ц. (ограничивающий право человека избирать или бытьизбранным). Ц. оседлости (установленный законом срок проживания, необходимыйдля приобретения ка-ких-н. прав). 2. В англоязычных странах: периодическаяперепись. II прил. цензовый, -ая, -ое. смотреть

ценз м. 1) Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определенных политических прав. 2) Условие, необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр. 3) Статистическая перепись. 4) Периодическая оценка имущества граждан Древнего Рима для соответствующего разделения их на податные разряды.

ценз м.qualification избирательный ценз — electoral qualification образовательный ценз — educational qualification имущественный ценз — property qualif. смотреть

ценз оценка, расценка, права и обязанности граждан по размеру имущества, доходов (Даль, цензура) См. качество, степень. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. ценз качество, степень; полный набор характеристик; перепись, подать, кинсон, оброк, чинш Словарь русских синонимов. ценз сущ., кол-во синонимов: 7 • качество (20) • кинсон (3) • оброк (9) • перепись (2) • подать (20) • степень (32) • чинш (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: качество, кинсон, оброк, перепись, подать, степень, чинш. смотреть

ЦЕНЗ (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись), 1) в Др. Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политич., во. смотреть

Ценз (в Риме) — 1) Город Рим. Составление личных и имущественных списков граждан, носившее в древнем Риме название ценза, началось одновременно с имуще. смотреть

ЦЕНТ или ЦЕНЗМедная монета в Голландии = 1/100 гульдена = 0,52 коп., также медная Соед. Штатах = 1/100 доллара = 1,25 к.Словарь иностранных слов, вошед. смотреть

(лат. census — подсчет, оценка), перепись всех граждан обоего пола, производившаяся в Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности которых вхо. смотреть

перепись всех граждан обоего пола, производивш. в Др. Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности к-рых входила классификация граждан по различ. экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одно-врем. каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рожд., имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собст-венность. Каждый юридич. самостоят. гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о др. лицах представлялись главой фамилии или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение к-рых сильно возрос-ло в сер. 5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из cостава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и адм. соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражд. прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм — всенар. очистит. жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц., их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогич. положение относит. общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого х-ва, при к-ром имуществ. уровень, в осн. определявш. земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспублик. время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен имп. Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императ. время, но, видимо, для мест-ных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодич. имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (напр., перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоян. цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциал. Ц. служили для выявл. лиц, способных нести воен. службу, для сбора данных о владении землей, рабами и пр. видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответств. за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республикан. время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимал. состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н.э. 400 000 сестерциев (впослед. не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимал. сумма, называемая в источ. census, определяется разными авторами различно, но приблизит. вдвое или втрое больше всаднич. минимума. Занятие должности декуриона, т.е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соотв. состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями. смотреть

(лат. census, от censeo - делаю опись, перепись) – 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического. смотреть

Gonfaloniere di Giustizia

Первоначально ценз проводился царями

Римский census есть учреждение Сервия Туллия, имевшее целью урегулирование податей и военной службы (см. Centuria).

Нелепая это история. Исторический миф. Якобы римляне проводили ценз (то есть перепись населения с параллельной оценкой имущества) примерно с того же времени, что и афиняне (реформа Солона). На самом деле, даже в Афинах это было делом не таким простым, и деление населения на категории по уровню зажиточности - это огромная бюрократическая волокита. Римляне, забивавшие гвоздики чтобы считать годы (метод счёёта, свойственный примитивнейшим обществам) вряд ли могли что-либо подобное изобразить. Кроме прочего, латынь как язык ещё вряд ли приобрела к началу (а скорее всего - также к середине, и даже концу) 6 века до н. э. письменные формы. Каким образом римляне могли фиксировать результаты переписи, не имея ни букв, ни цифр? Забиванием гвоздиков? Невероятно.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, статья Рим Древний:

Дошедшее до нас определение как имущественного ценза для каждого класса, так и числа сотен в каждом из них, традиция относить к временам Сервия Туллия, которому приписывается и самое учреждение центуриатного собрания, может быть не с большим основанием, чем постройка так называемой Сервиевой стены. Определение ценза деньгами указывает на более позднюю эпоху, чем время царей, так как еще в раннюю республиканскую эпоху судебные пени определялись числом голов крупного или мелкого скота.

Следует отметить, что и "Сервиева стена" (также приписываемая традицией Сервию Туллию), судя по всему, была воздвигнута в Риме не ранее начала 4 века до н. э. - как её датируют ныне - а вовсе не во времена Сервия Туллия (6 век до н. э.).

Gonfaloniere di Giustizia

ЦЕНЗ (лат. census – подсчет, оценка), перепись всех граждан обоего пола, производившаяся в Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности к-рых входила классификация граждан по различным экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одновременно каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рождения, имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собственность. Каждый юридически самостоятельный гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о других лицах представлялись главой фамилии (pater familias) или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение к-рых сильно возросло в сер. 5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из состава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и административные соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражданских прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм (lustrum) – всенародное очистительное жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц.; их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогичное положение относительно общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого х-ва, при к-ром имуществ. уровень, в осн. определявшийся земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспубликанское время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен императорами Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императорское время, но, видимо, для местных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодически имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (напр., перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоянный цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциальные Ц. служили для выявления лиц, способных нести военную службу, для сбора данных о владении землей, рабами и прочими видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответственным за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республиканское время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимального состояния, составлявшего в сер. I в. до н.э. 400 000 сестерциев (впоследствии не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимальная сумма, называемая в источниках census, определяется разными авторами различно, но приблизительно вдвое или втрое больше всаднического минимума. Занятие должности декуриона (decurio), т.е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соответствующего состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями. Словарь античности / Пер. с нем.; сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне. М.: Прогресс, 1989. С. 630–631.

Gonfaloniere di Giustizia

Первоначально ценз проводился царями

Римский census есть учреждение Сервия Туллия

Нелепая это история. Исторический миф. Якобы римляне проводили ценз (то есть перепись населения с параллельной оценкой имущества) примерно с того же времени, что и афиняне (реформа Солона).

Это околонаучный афинский шовинизм, и ничего более.

Кроме прочего, латынь как язык ещё вряд ли приобрела к началу (а скорее всего - также к середине, и даже концу) 6 века до н. э. письменные формы.

Подобные глупости ( "латынь как язык ещё вряд ли приобрела к началу (а скорее всего - также к середине, и даже концу) 6 века до н. э. письменные формы" ) – показатель невежества. Датировки первых письменных памятников на латинском языке вычисляются очень приблизительно. Некоторые из них вызывают большие споры. Утверждение, что письменность на латинском языке появилась именно в VI в., при чрезвычайной ограниченности находок и спорности датировок их появления, является мракобесным афинским бредом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, статья Рим Древний:

Это устаревшая по сравнению с уровнем последних десятилетий статья. Автор – В.И. Герье (даже не Т. Моммзен), 1899 г.


1. В древнем Риме: перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения.

2. Условия допущения лица к пользованию теми или иными политическими правами. Имущественный ценз. Образовательный ценз.Третьеиюньский закон установил возрастной ценз — 25 лет — для участия в выборах. Все трудоспособное население от 18 до 25-летнего возраста было лишено избирательных прав. Бадаев, Большевики в Государственной думе.

3. Экон. Статистическая перепись.

4. Спец. Условие, необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ценз (лат. census от censeo — делаю опись, перепись) — периодическая перепись граждан с оценкой их имущества, проводимая цензором с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды в Древнем Риме.

Современное значение может обозначать какие-либо ограничительные условия, а именно:

избирательный ценз — установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав;

ценз пола — законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола;

возрастной ценз — возрастное ограничение на занятие определенной должности или вид деятельности;

имущественный ценз (англ. property qualification) — ограничение в правах людей, имущество (или доход) которых меньше некоторой определённой величины;

ЦЕНЗ, а, м. [латин. census — перепись, оценка; имущество]. 1. Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав (преимущ. избирательных). — Участие народных представителей в суде есть, несомненно, начало демократическое. Последовательное применение этого начала состоит, во-первых, в том, чтобы для выбора присяжных не было ценза, т. е. ограничения избирательного права условиями образования, собственности, оседлости и проч. Ленин. Они (буржуазные конституции) говорят о равных избирательных правах для всех граждан, но тут же ограничивают их оседлостью и образовательным и даже имущественным цензом. Сталин. Ц. оседлости. По Сталинской конституции установлен только один избирательный ц. — возрастной (18 лет). 2. Условие, необходимое для внесения предприятия в тот или иной список, реестр (спец.). 3. В Англии и США — перепись населения или хозяйственная перепись, производящаяся в определенные промежутки времени (экон.).

1. истор. в Древнем Риме — периодическая перепись граждан с указанием имущества для определения их социально политического, военного и податного положения ◆ Древнеримские цензоры не занимались цензурой книг, а проводили вначале ежегодный, а затем периодический ценз — перепись граждан и оценку их имущества, чем определялись налоги и доходы государства. В состав ценза входило составление и пересмотр списков сенаторов, то есть осуществление одного из важнейших властных полномочий.

3. книжн. условия допущения или ограничения участия кого-либо в осуществлении каких-либо политических, конституционных прав, избирательных законов и т. п. ◆ Вплоть до середины XIX века выборы в британский парламент, как и в парламенты других стран Европы, проходили по тому или иному имущественному цензу.

4. условие, необходимое для внесения предприятия в определённый список, реестр

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ветлечебница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Читайте также: