Центробежные и партнерские тенденции в снг кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.

3. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира.

4. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.

5. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ.

6. СНГ и ЕврАзЭС.

7. Отношения с США и Евросоюзом.

ЕврАзЭС –международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Евросоюз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. Международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Ключевые слова

Теоретический материал для самостоятельного изучения

22 августа 2012 года Россия стала членом ВТО, что улучшило имидж РФ в мире как полноправного участника международной торговли. Главной задачей России в начале ХХI века стала борьба с международным терроризмом. Наиболее активно международные террористические центры действовали на Северном Кавказе, в Чечне. Бандформирования, в составе которых было много наёмников из других стран, финансировались из-за рубежа.

После терактов 11 сентября 2001 года в США, в борьбе против международного терроризма присоединилась и Россия. Российской Федерацией были открыты железные дороги и воздушное пространство для поставок военных грузов в Афганистан. Благодаря совместным усилиям НАТО и России, режим талибов был свергнут, что положило начало стабилизации обстановки и на Северном Кавказе.

Основным направлением внешней политики РФ оставались отношения с Западом. В стремлении изменить стратегический баланс, Джордж Буш-младший объявил о выходе США из договора 1972 года по противоракетной обороне (ПРО). Однако под давлением со стороны российского руководства, уже в 2002 году был заключён Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов США и РФ. При этом, продолжалось расширение НАТО, в которое в 2004 году были приняты Румыния, Словения, Болгария, Словакия, Эстония, Литва и Латвия. В 2009 году в НАТО вошли Хорватия и Албания.

В 2003 году Россия выступила против нападения США и союзников на Ирак. США начали искать повод для вторжения в Иран. Прямую военную угрозу России создало заявление Джорджа Буша о развёртывании американской ПРО в Чехии и Польши. В апреле 2007 года Россия объявила о моратории на исполнение Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

В 2001 году страны СНГ создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международную экономическую организацию для формирования Единого экономического пространства и Таможенного союза. В 2014 году, в связи с созданием Евразийского экономического союза, ЕврАзЭС была упразднена.

В начале 2000-х годов развиваются союзнические отношения России с восточными соседями. В 2001 году Россия, Казахстан, Таджикистан, Китай и Киргизия вошли в состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Позже в ШОС вошёл Узбекистан. Главной целью ШОС было поддержание мирового правопорядка. Странами-наблюдателями за её работой стали Иран, Монголия, Пакистан, Индия. В 2001 году был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в те годы были признаны самыми динамично развивающимися в мире.

После первого официального визита В.В. Путина в 2008 году в страны Латинской Америки, встречи с лидерами этих стран стали регулярными. Были подписаны контракты на разработку месторождений в Латинской Америке, отменён визовый режим для выезжающих в Аргентину, Бразилию и Венесуэлу россиян, установлено военно-политическое сотрудничество. Твёрдое отстаивание Россией своих принципов во внешней политике, привело к укреплению авторитета страны на международной арене. На празднование 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году, в Россию съехались представители

Разбор типового тренировочного задания


Актуальность евразийства. Проблема евразийства являлась одной из самых актуальных геополитических проблем XX века. В XXI веке она становится главенствующей проблемой в трансформационных процессах глобального мира, не только по линии геополитики, но и по другим глобальным направлениям, таким как, геоэкономика и геостратегия. Касательно перспектив развития Российской Федерации и государств Содружества в целом, то правильная и своевременная реализация концепции евразийства является жизненно важной, как в плане обеспечения выживания и безопасности, так и в плане устойчивого развития государств-участников СНГ.

Мы твердо убеждены, что выбранный курс на объединение и сотрудничество государств-участников СНГ верный. Это подтверждено 30-летней практикой развития СНГ. Равноценной ему альтернативы пока не существует. Безусловно, эффективность и результативность работы СНГ нужно повышать и решение этой задачи, прежде всего, зависит от слаженной, консолидированной и своевременной работы всех государств-участников СНГ. Но данная работа должна быть направлена на созидание и приумножение достигнутого, а не на разрушения того, что уже создано. Нельзя допускать противостояния или замены СНГ на ЕАЭС. Потому, что СНГ является базовой платформой и основой системных структур разных форм и уровней интеграции.

В качестве геостратегического ориентира важно выбрать идею евразийства, но не как исторический ракурс, а как новую, динамичную, системообразующую, антикризисную идеологию будущего. За конструктивную стартовую площадку и соответственно за базовую основу евразийской интеграции нужно принять Содружество Независимых Государств. СНГ, несмотря на возросшие вызовы и трудности, сыграло ключевую роль после распада Советского Союза. Содружество продолжает свое поступательное развитие, выполняя главную миссию по широкому спектру интеграционного сотрудничества, укреплению стабильности и безопасности.

Следует обратить внимание на тот факт, что в условиях пандемии падение экономики СНГ за 2020 г., по данным Статкомитета СНГ, составило -3%, тогда как общемировое падение составило -4,4%, зоны евро -6,8%, падение самой мощной экономики в ЕС Германии -5%.

Мы делаем вывод, что падение экономики СНГ ниже общемирового, безусловно, есть вклад СНГ, как интеграционного объединения. Органами управления Содружества были приняты соответствующие меры в условиях пандемии, санкционного давления Запада и при отсутствии количественного смягчения и вливания огромных финансовых ресурсов в экономику, как это сделали США и Страны ЕС. Прогнозные оценки показывают, что восстановление экономики СНГ так же будет происходить быстрее, чем в других экономических союзах. К положительным моментам следует добавить, что СНГ вооружилось новой Стратегией экономического развития на период до 2030 года.

В современных условиях и на перспективу, евразийство для СНГ — это выход на качественно новый уровень сотрудничества и новые возможности для полноценной интеграции государств Содружества:

Чтобы снизить образовавшейся уровень неопределенности, М.И. Кротов совместно с Л.И. Слуцким предложили использовать в исследовании евразийской интеграции — системный подход, предполагающий анализ всех сторон интеграции во взаимосвязи друг с другом, который М.И. Кротов уже удачно апробировал, проведя комплексное исследование экономической безопасности России.

Сейчас мы переживаем новую смену циклов. Заканчивается цикл дезинтеграции и подошла восходящая волна нового цикла интеграции. Игнорировать происходящие трансформационные процессы будет неправильно.

А теперь необходимо четко определиться: какая нам нужна интеграция СНГ, в чем ее стратегический замысел?

Разработка методологического инструментария, соответствующего сложному многогранному характеру геоэкономической сферы сотрудничества, потребовала новых научных подходов и методов. К таким современным методам научного исследования относятся, прежде всего, методы системного подхода, системного анализа, устойчивое статистическое оценивание, теория нечетких множеств, сетевые методы, методы искусственного интеллекта, методы анализа рисков, математическое моделирование экономических процессов. Известно, что огромное значение в системном подходе имеет проблема целостности.

Познать целостную систему — значит отразить в сознании человека в определенных понятиях и категориях её внутреннюю природу, характерные черты и особенности, что способствует пониманию диалектики развития в сложной, функционально взаимосвязанной системе.

Мы живем в быстроменяющемся мире и любая задержка процессов евразийской интеграции может дорого стоить нашим странам, вплоть до потери реального суверенитета и экономической независимости. Ведь в Евразии существуют еще более сильные центры силы. Это Китай, Индия, Европейский Союз, которые заинтересованы в реализации своих стратегий, и в первую очередь, за счет Содружества. Потому, что кроме как в СНГ, такого качества и объема природных ресурсов, ни в Европе, ни в Азии уже не осталось. Огромные усилия по осуществлению контроля над Евразией прикладывают США, что порождает целый каскад противоречий и конфликтов в Евразии. Кроме того, начинают появляться новые центры влияния, которые также будут порождать определенные риски, оказывающие негативное влияние на СНГ. Например, Турция усиливает работу над проектом возрождения Великого Турана. Это уже создает напряжение на Кавказе и Центральной Азии.
Согласно трактовки ЮНЕСКО, регион Центральной Азии включает в себя не только 5 независимых государств Содружества — Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, но и Монголию, северо-западный Китай, районы азиатской России южнее таежной зоны, Афганистан, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северную часть Ирана.

Поэтому не учитывать новую расстановку сил в Евразии просто недопустимо.

Кроме экономики и геоэкономики, на перспективу будут влиять геополитика и геостратегия. Вместе с тем, интеграция не должна замыкаться только на экономических вопросах. Не менее важное значение, а может и первостепенное, играют вопросы комплексной безопасности и идеологии.

В условиях глобализации усиливается глобальная нестабильность мировой хозяйственной системы, стимулируется поиск эффективного пути развития стран в плоскости регионализма путем усиления интеграционных процессов на региональном уровне. Очень важным фактором данного процесса, наряду, с экономикой, является культурное взаимопроникновение и взаимодействие в гуманитарной сфере.

Возникла необходимость разработки новой методологии евразийской интеграции, которая связана: с переформированием целеполагания, с ориентировкой на конечный результат, качество и эффективность интеграции. Главное, чтобы выгодополучателями стали не определенные бизнес прослойки, а прежде всего интересы национальной безопасности, повышение благосостояния и качество жизни граждан государств-участников евразийской интеграции, восстановление разрушенных связей и восстановление цивилизационной памяти и целостности.

Читайте также: