Теодор жерико биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault; родился 26 сентября 1791 — умер 26 января 1824 гг.) — французский художник XIX века, который в силу тематики и стиля своих произведений стал одним из первых представителей романтизма в живописи. Творения Теодора Жерико далеко не сразу были оценены зрителями и критиками. Его работы не вписывались в популярный в эпоху Реставрации стиль ампир с его монументальными сюжетами, прославляющими власть имущих.

Теодор Жерико прожил недолгую, но яркую творческую жизнь. Наследие мастера стало образцом для последующих поколений приверженцев романтического стиля. Художник умел с точностью передать всю гамму чувств своих персонажей, а иные сюжеты его картин были настолько эмоциональны, что вызывали неоднозначную реакцию зрителей.

Биография Теодора Жерико

Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане в семействе зажиточных буржуа. Когда мальчику исполнилось пять лет, родители переехали в Париж, где отдали сына в пансион. Первые годы учебы Теодора прошли в Императорском лицее. На каникулы он уезжал к родственникам в Нормандию, где много времени посвящал рисунку. Любимыми моделями юного художника стали лошади — уже в ранних этюдах ему удавалось передать динамику движений и характер породистых животных.

Отец Теодора был против того, чтобы сын посвятил себя живописи и видел карьеру наследника в занятии юриспруденцией. Но молодой человек проявил упорство, и в 1808 году оставил лицей, чтобы поступить в ученики к самому известному во Франции художнику-иппологу Карлу Верне (Carle Vernet). В средствах Жерико не нуждался — после смерти матери в его распоряжении оказалось солидное наследство.

Два года, проведенные в мастерской Верне, не принесли Теодору ничего, кроме разочарования. Молодой французский художник быстро превзошел своего учителя, живопись которого была чересчур поверхностна. В 1810 году Жерико выбрал своим наставником Пьера-Нарсиса Герена (Pierre-Narcisse Guérin), последователя Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) и приверженца классической школы живописи.

Во время учебы Жерико создал около полусотни этюдов обнаженной натуры и часто посещал конюшни Версаля, где хорошо изучил анатомию лошадей. Его ученические работы отличает очень разная манера письма. В картинах с изображениями людей художник использовал густой и грубый мазок, подчеркивая контрасты света и тени. Лошадей он рисовал с тщательной проработкой каждой детали и много внимания уделял точности передачи пейзажа, окружающего животных.

Под влиянием неудачи Жерико решил оставить живопись, а отец помог приобрести ему патент офицера Королевской гвардии. Мушкетером Теодор пробыл недолго — уже на следующий год после бегства Людовика XVIII в Бельгию Жерико решил отказаться от военной карьеры и вернулся в Париж.

В этот период пылкий и эмоционально неуравновешенный художник выбрал объектом своей страсти супругу собственного дяди — Теодора Карюэля. Молодая женщина ответила взаимностью, и о любовной связи стало известно членам семейства. Разразившийся скандал вынудил Жерико уехать в Италию, где он посвятил немало времени знакомству с творчеством великих мастеров Возрождения.

В 1818 году последовало возвращение мастера на родину, где преступный роман вспыхнул с новой силой. У любовников родился сын, что привело дядю Теодора в ярость. Он сослал неверную супругу в провинцию, а ребенка отдал на воспитание в приют. Следствием череды неприятных событий стала глубокая депрессия художника — он почти на год заперся в своей мастерской, откуда старался не выбираться без крайней нужды.

В 1821 году моральное состояние Жерико ухудшилось. Он был вынужден наблюдаться у психиатра и посещать госпиталь для умалишенных в Сальпетриере. Результатом визитов стала целая серия портретов душевнобольных пациентов клиники.

Проблемы с психикой и прогрессирующий туберкулез подорвали здоровье мастера. В 1822 году на скачках он получил тяжелую травму позвоночника. Дальнейшие несколько месяцев прошли в борьбе с постоянной болью. Все это время художник писал этюды и строил планы на будущее, но повторное падение с лошади погубило его окончательно. Теодор Жерико умер от сепсиса 26 января 1824 года в возрасте тридцати двух лет и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Самые известные картины Теодора Жерико

Портреты пациентов психиатрической клиники были написаны по заказу директора лечебного учреждения. Всего Жерико создал десять работ, каждая из которых была посвящена одному из заболеваний. Изначально их предполагалось использовать в качестве учебных пособий для студентов-медиков. В дальнейшем серия была разделена и сейчас хранится в различных французских музеях.

Среди известных работ живописца:

Теодор Жерико. Памятник на могиле художника

Классики романтизма продолжают вдохновлять живописцев и в наше время. Very Important Lot — это портал, где современные художники напрямую продают свои работы. Смотрите каталоги, участвуйте в аукционах и пополняйте свою коллекцию.


Теодор Жерико – художник-новатор, один из первых представителей романтизма в живописи. Из-за особенностей творчества современники не признавали этого художника, считали его творчество слишком приземленным.

В любой сфере жизни новаторам приходится нелегко. Такие люди преодолевают немыслимые препятствия, проживают трудную жизнь, в большинстве случаев страдают от безденежья. Однако последующие поколения воздают небывалые почести их несломленному духу, благодаря которому человечество идет к прогрессу. Теодор Жерико был состоятельным человеком, ему не нужно было ежедневно бороться за хлеб насущный. Но всю свою короткую жизнь он чувствовал себя непризнанным художником, и это не могло не отразиться на его душевном состоянии.

Для своих полотен эксцентричный, тонко чувствующий художник Теодор Жерико выбирал особую тематику и стиль. Сюжетом его картин становились события, которые живо волновали самого живописца. Именно по этой причине ему удавалось так точко передавать переживания героев картин. Он буквально вживался в сюжет, его картины будоражили чувства. Зрители, критики, привыкшие к стилю ампир, популярному в эпоху Реставрации, считали Жерико слишком приземленным.

Художника же интересовала сама жизнь с всеми ее проявлениями, монументальные сюжеты, прославлявшие высшие слои общества, казались ему устаревшими и чуждыми. Он был настоящим психологом, точно передавал все оттенки чувств своих персонажей на полотнах, и это вызывало неоднозначное отношение зрителей. Иногда сюжеты его картин были настолько непривычными, что зрители просто не знали, как реагировать на эти полотна.

Детство и юность

Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Его родители принадлежали к числу богатых буржуа. Мальчику исполнилось пять лет, когда семейство переехало на постоянное жительство в Париж. Теодор стал учиться в одном из столичных пансионов. После он стал учащимся Императорского лицея, и уже в раннем возрасте очень увлекался живописью.

Теодор Жерико

Каникулы подросток проводил у родственников в Нормандии. Здесь ему никто не мешал заниматься рисованием. Объектами для позирования он выбирал прекрасных породистых лошадей. Уровень таланта юного художника был настолько высок, что он уже тогда умел передавать характер животных, динамику их движения.

Фанатичная увлеченность сына рисованием не нравилась его отцу, он считал, что Теодору необходимо заниматься юриспруденцией. Но у юноши был стойкий характер, в 17 лет он покинул лицей, стал учеником Карла Верне, самого знаменитого французского художника-ипполога. Отец не мог воздействовать на сына, который в то время был уже финансово независимым человеком. После кончины матери Теодору досталось солидное состояние.

В мастерской Верне юный художник провел два года, но этот период впоследствии он определил как напрасную трату времени. Молодой человек за несколько месяцев обучился всему, что умел ипполог, знания которого оказались на удивление поверхностными. Ученик, превзошедший своего учителя, отправился на поиски нового наставника. Им стал Пьер-Нарсис-Герена, последователь классической школы живописи.

Теодор Жерико

В период обучения молодой человек создал почти полсотни этюдов обнаженной натуры. Его все так же сильно привлекали лошади, юноша посещал версальские конюшни, до тонкости изучил анатомию этих животных. Эксперты отмечают, что в своих ученических работах художник использовал очень контрастные манеры письма. При изображении людей он применял густые, грубые мазки, подчеркивал контраст света и тени. Совсем другую технику Теодор применял, рисуя своих любимых лошадей. Здесь он скрупулезно прорабатывал каждую деталь, старался с большой точностью передать особенности пейзажа, который окружал животных.

Творчество

Теодор Жерико

Теодор Жерико

Жерико, всегда тяжело переносивший неудачи, решил отказаться от карьеры живописца. Его отец был только рад подобному повороту дел. Он помог сыну купить патент офицера Королевской гвардии. Но в рядах мушкетеров Теодор задержался ненадолго. Когда Людовик XVIII сбежал в Бельгию, художник, отказавшийся от военной карьеры, отправился в столицу Франции.

Возвращение на родину не принесло ему удачи. Своенравный, взбалмошный, привыкший жить по своим правилам живописец влюбился в супругу Теодора Карюэля, который приходился ему дядей. Женщина ответила художнику взаимностью, в семье разразился скандал, молодого человека заставили уехать из Парижа в Италию. Здесь он познакомился с творчеством великих художников Возрождения.

Когда живописец возвратился на родину, чувства между ним и мадам Карюэль вновь вспыхнули с невероятной силой. У любовников родился маленький сынишка, после чего наступила расплата за содеянное. Супруг отправил неверную жену в глухую провинцию, незаконнорожденного младенца отдал в приют. Повлиять на эти события живописец не мог, он не имел на это никаких юридических оснований. Теодор впал в глубокую депрессию, в течение года не покидал стен своей мастерской.

Теодор Жерико


Полное имя: Жан Луи Андрэ Теодор Жерико

Дата и место рождения: 1791, Руан, Франция

Дата и место смерти: 1824 ( 32 года ), Париж, Франция

Род деятельности: художник, представитель европейского романтизма

Среди искусствоведов и ценителей живописи до настоящего времени нет единства во мнении о творчестве Теодора Жерико, краткая биография которого представлена ниже.

Ранние годы

Теодор происходил из обеспеченной буржуазной семьи. Отец был торговцем, а мать – дочерью дворянской фамилии. Мальчик проходил обучение в частных пансионах, затем поступил в Императорский лицей. К живописи его приохотил родной дядя – известный собиратель картин.

Лошади и люди

Новый Жерико

Изучение наследия старых мастеров итальянской и французской школ привело к новому направлению в творчестве живописца. После долгих шести лет, проведенных во Флоренции, Неаполе и Риме, он пишет картины по мотивам античных мифов, драматические сюжеты. Не сразу, но поворот в творчестве был благожелательно воспринят публикой.

Последствия падения

Теодор Жерико отличался сложным и противоречивым характером. Под влиянием эмоций он вступил в мушкетерскую роту. Во время кратковременного возвращения к власти Наполеона сопровождал в бегстве французского короля. Художник увлекался верховой ездой; несколько падений с лошади во время выездки серьезно повлияли на его здоровье.

Художник Теодор Жерико прожил короткую жизнь – всего 33 года. Из них на творчество было отпущено лишь полтора десятилетия, но и за этот срок он успел столько, сколько иной творец не успевает и за 40. Его гибель стала огромной потерей для искусства – он был основоположником революционного романтизма в живописи и отразил в полотнах весь накал страстей своего века.

Детство и юность

Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже. Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына. Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.

Портрет Теодора Жерико

Портрет Теодора Жерико

Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей. Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью. Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.

Живопись

В те годы во Франции был в моде стиль ампир, но это направление с его тяжеловесными чертами не нравилось Теодору. В 1808 году он начал учиться у Карла Верне, считавшегося тогда признанным мастером батальных сцен, и под руководством учителя создал первые работы на военную тему. Из раннего периода творчества сохранилось множество набросков и эскизов со сценами битв и изображением обожаемых художником лошадей.

Бюст Теодора Жерико

Бюст Теодора Жерико

Юный Теодор сдружился с сыном Верне Орасом. Вместе с учителем и другом он ходил в Лувр, цирк Франкони, посещал конные заводы и манежи. В мастерской Карла Жерико провел 2 года, после чего перешел в обучение к Пьеру Герену, одному из основоположников романтического направления в искусстве.

Тот вкладывал в образование своих подопечных довольно мало усилий, но именно там манера письма Жерико сформировалась окончательно. С Гереном он сохранял связь и в последующие годы, часто заходил в гости, приглашал посмотреть на свои труды. Кроме того, в его доме Теодор познакомился с Эженом Делакруа, который потом стал близким другом и советчиком.

Вскоре Теодор почувствовал себя готовым к самостоятельному творчеству. С 1811-1812 годов сохранилось 50 этюдов обнаженной натуры, в которых впервые проявился стиль мастера – неожиданная игра света и тени, драматизм и напряжение, энергичная манера письма.

После творческой неудачи молодой художник решил изменить свою жизнь, причем весьма неожиданным образом. Даже авторы официальных биографий не могут пояснить, чем он тогда руководствовался в своих поступках. К удивлению друзей и близких, Теодор, до этого сторонившийся военной службы, поступил в мушкетерскую роту. Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином. Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины.

Как и многим творцам того времени, Жерико хотелось посетить Италию, которая считалась колыбелью живописных традиций. Денег на поездку не хватало, но вскоре подвернулась возможность заработать росписью стен дома в Вилле-Котре. Он уехал в Италию спешно и в смятенном состоянии духа, причиной стали неурядицы в личной жизни.

Личная жизнь

О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.

Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль

Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль

Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.

Смерть

Художнику было всего 33 года, но его физическое здоровье стремительно ухудшалось. Помимо болезней, состояние усугубили травмы, полученные во время верховых прогулок.

Могила Теодора Жерико

Могила Теодора Жерико

Причина его смерти точно не известна, по одной из версий, ею стало очередное падение с лошади - Жерико получил сильный удар в висок. Мастер скончался в Париже 26 января 1824 года. Его работы хранятся в музеях Лувра и Руана, несколько картин есть и в собрании Эрмитажа.


Жан Луи Андре Теодор Жерико — французский живописец эпохи романтизма.

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808—1810), а потом у Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.

В 1812 году Жерико представляет в Салоне свою работу Офицер конных императорских егерей во время атаки. С 1810 по 1815 год художник занимается в Лувре, копируя работы П. П. Рубенса, Тициана, Д. Веласкеса и Рембрандта.

Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. он исполнил большую и сложную картину Плот „Медузы“ (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. Помимо полотна Плот „Медузы“, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

Читайте также: