Центрально азиатское сотрудничество кратко

Обновлено: 08.07.2024

В статье авторы с учетом последних тенденций в сфере развития интеграционных процессов в Центрально-азаитском регионе исследуют опыт региональной интеграции стран Северной Европы, Южной Америки и Юго-Восточной Азии, и целесообразность его применения государствами Центральной Азии:

Государства Центральной Азии предпринимают усилия по развитию регионального сотрудничества. В марте 2019 года в Ташкенте состоится второй ежегодный саммит лидеров стран Центральной Азии. В настоящее время обсуждается вопрос о создании структуры для этого новообретенного формата регионализма. Страны Центральной Азии могут опираться на относительно богатый опыт регионального сотрудничества, накопленный два десятилетия назад, кульминацией которого стала Организация Центральноазиатского сотрудничества. Поскольку они выводят этот опыт на новый уровень, им не нужно изобретать велосипед: обзор других глобальных моделей регионального сотрудничества показывает, как другим государствам в подобных ситуациях, особенно странам Юго – Восточной Азии и Северной Европы, удалось построить долгосрочный устойчивый регионализм в сложных геополитических условиях.

Справочная информация: за последние два десятилетия региональное сотрудничество в Центральной Азии оставляло желать лучшего. Однако в последние два года отмечаются важные признаки того, что эта мрачная картина скоро поменяется. Темпы взаимодействия между государствами региона значительно возросли, и споры по таким вопросам, как делимитация границ и водопользование в значительной степени разрешились. В марте 2018 года лидеры пяти Центральноазиатских государств встретились в Астане по приглашению Президента Казахстана, но по инициативе Президента Узбекистана. В июне того же года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, представленную центрально-азиатскими государствами, которая поддержала укрепление регионального сотрудничества в Центральной Азии. (См. публикацию от 5 сентября, 2018). В настоящее время идет подготовка ко второму саммиту лидеров стран Центральной Азии в марте 2019 года. Каковы же перспективы такого сотрудничества? Поскольку страны Центральной Азии стремятся к развитию интеграционных структур, ключевое значение будут иметь два фактора: изучение собственной истории их совместных инициатив, а также опыта других регионов по всему миру. Кроме того, они должны будут определить, как в полной мере интегрировать Афганистан в свои структуры сотрудничества.

По мере того как они развивают региональные кооперативные структуры, жители Центральной Азии не должны изобретать велосипед; на самом деле, опыт таких стран, как страны Северной Европы, Южной Америки и Юго-Восточной Азии, применим к Центральной Азии. Эти регионы добились успехов, пережили неудачи и столкнулись с проблемами, которые не отличаются от тех, с которыми сталкиваются сегодня лидеры Центральной Азии. Однако общеконтинентальные наднациональные структуры, такие как ЕС и Евразийский союз, не являются привлекательными для региона. Вместо этого такие институты, как Вышеградская Группа, МЕРКОСУР, Совет северных стран и АСЕАН, более актуальны для амбиций центрально-азиатского регионального сотрудничества.

Перспективы: с точки зрения Центральной Азии, Вышеградская модель имеет определенные конкретные преимущества. После Астанинского саммита руководителей стран Центральной Азии в 2018 году президент Нурсултан Назарбаев упомянул модель Вышеграда, подчеркнув неформальный характер саммитов лидеров Центральной Азии. (См. публикацию от апреля 2018). И в некотором смысле, учитывая предстоящий саммит лидеров Центральной Азии, региональное сотрудничество уже движется в направлении формата, аналогичного Вышеградскому: неформальная и тесная координация с ежегодными встречами глав государств. Но важно задуматься над причиной того, почему сотрудничество с Вышеградской группой не является более институционализированным, чем оно есть? Ответ в том, что любая дальнейшая институционализация была бы излишней в рамках членства всех четырёх стран этого формата в ЕС и НАТО. Даже в мягком контексте членство в ЕС и НАТО, будучи частью более широкого институционального формата, ввело четкие ограничения на способность стран Вышеградской группы развивать свое региональное сотрудничество и сократили их до подгруппы в рамках более крупных европейских структур, то есть до того, что они считали целесообразным, учитывая преимущества членства в ЕС и НАТО. Для Центральной Азии, однако, нет такой же полезной формы панрегионального сотрудничества. Урок заключается в том, что центрально-азиатское сотрудничество должно оставаться центрально-азиатским, чтобы не потерять свою цель.

Отсутствие прочной институциональной основы, определяющей членский состав МЕРКОСУР, препятствует долгосрочному развитию организации. Между тем, сосуществование двух ключевых держав в организации – Бразилии и Аргентины – и центральная роль управления их отношениями, имеет определенные очевидные уроки для Центральной Азии. Помимо этого, первые успехи МЕРКОСУР свидетельствуют о том, что региональное сотрудничество обладает способностью значительно увеличить торговлю между странами, которые изначально не были особенно взаимозависимы, как это имеет место и в Центральной Азии. В то же время, как представляется, сосредоточение внимания исключительно на экономических вопросах, как и в случае МЕРКОСУР, не обеспечивает достаточной основы для формирования прочной региональной идентичности и действующих региональных структур.

Скандинавский регион имеет много общего с Центральной Азией и во многом более похож на нее, чем страны Юго-Восточной Азии и АСЕАН. Северные страны – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция, имеют тесные культурные, религиозные и исторические связи. Скандинавские языки, как и тюркские языки в Центральной Азии, тесно связаны между собой. Финский, как и таджикский, имеет другое происхождение. Ни одна страна не занимает доминирующего положения в сотрудничестве северных стран. Важно отметить, что, несмотря на их общие черты, страны Северной Европы демонстрируют значительные различия в своем членстве в международных организациях. Дания является единственной скандинавской страной, которая является членом как ЕС, так и НАТО. Норвегия является членом НАТО, но не ЕС; Швеция и Финляндия являются членами ЕС, но не входят в НАТО. Это похоже на то, что страны Центральной Азии расходятся во взглядах на членство в организациях евразийского сотрудничества. Скандинавская модель указывает на то, что такое неодинаковое отношение к общеконтинентальному сотрудничеству не должно быть препятствием для более тесного регионального сотрудничества между рядом стран-единомышленников, которые разделяют общие интересы и характеристики. Опыт северных стран показывает, что в таких условиях можно не только развивать значимое региональное сотрудничество, но существенно дополнить его. Сотрудничество северных стран позволило Норвегии оставаться в курсе вопросов ЕС, а Швеции и Финляндии о НАТО. Начинающее сотрудничество в области обороны северных стран также показывает, что их региональное сотрудничество может определенно включать в себя область сложных вопросов безопасности.

Кроме того, центрально-азиатское сотрудничество может помочь государствам, которые решили не быть глубоко интегрированными в евразийские организации, развить более тонкое понимание реалий региональной геополитики.

Более того, Центральная Азия может извлечь выгоду из опыта АСЕАН в развитии ядра солидарности между региональными членами, чтобы не допустить, чтобы иностранные державы играли в АСЕАН друг против друга. Это послужило организации хорошую службу во время Холодной войны и по-прежнему имеет большое значение. АСЕАН не предлагает панацеи для управления деятельностью напористых великих держав, но она подаёт мощный сигнал таким державам, что региональные государства имеют первичную лояльность друг к другу, после чего они могут совместно развивать плодотворные отношения с великими державами. Сотрудничество между членами АСЕАН приносит пользу самим государствам-членам и не направлено против кого-либо. Как заявил президент Назарбаев по итогам встречи с президентом Мирзиеевым в 2018 году, жители Центральной Азии способны справляться с вызовами в Центральной Азии без вмешательства посторонних.

Выводы: сравнительный анализ структур регионального сотрудничества позволяет сделать весьма конкретный и весьма важный вывод о том, что институты имеют значение. Относительная слабость и неэффективность МЕРКОСУР и Вышеградской группы являются прямым следствием их слабых институциональных структур. АСЕАН и Совет северных стран, напротив, исходят из того, что на протяжении более полувека они уделяли серьезное внимание укреплению своих институциональных структур. Согласованность и строгость будущих институциональных структур Центральной Азии будут определять их эффективность. Именно это, а не высокоразвитая риторика о региональном сотрудничестве или разовые встречи и конференции высокого уровня, будут действительно определять будущее Центральной Азии.

Вопрос о роли Афганистана также должен быть решающим. В регионе растет консенсус в отношении того, что Афганистан является неотъемлемой частью Центральной Азии, и постсоветские государства Центральной Азии более конструктивно, чем когда-либо, взаимодействуют со своим южным соседом. То, как Афганистан будет включен в структуры регионального сотрудничества, станет важным сигналом к готовности региона выйти за рамки определений, основанных на советской эпохе.

В заключение хотелось бы отметить, что крайне важно придерживаться прагматичного и гибкого подхода, уделяя особое внимание взаимным интересам и принципу осуществимости. Само собой разумеется, что устойчивый и уважительный диалог на высшем уровне национального руководства будет иметь решающее значение для будущего регионального сотрудничества в Центральной Азии. Однако без эффективных и постоянных институциональных структур не удастся преодолеть разрыв между благими намерениями и практическими действиями.


Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) (англ. The Organization of Central Asian Cooperation (OCAC) ) — международная региональная организация.

Создана в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. Россию пригласили в ЦАС по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова.

6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

По мнению некоторых наблюдателей, ликвидированное ЦАС фактически никак себя не проявило и не реализовало ни одной из намеченных целей.

См. также

Государства-члены ООН: Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Латвия • Литва • Молдавия • Россия • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина • Эстония
Другие государства: Абхазия • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровье • Южная Осетия
Организации на постсоветском пространстве: СГРБ • СНГ • СНГ-2 • ЗДПН • ОДКБ • ЕврАзЭС • ЦАС • ГУАМ
С другими странами: ЕС • ОЭС • ШОС

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Центрально-Азиатское сотрудничество" в других словарях:

Центрально-Азиатское Сотрудничество — Страны ЦАС. Зеленый: Страны участники. Жёлтый: Страны наблюдатели. Центрально Азиатское сотрудничество (ЦАС) (англ. The Organization of Central Asian Cooperation (OCAC)) международная региональная организация. Создана в 2002 году. Заявленные цели … Википедия

Центральноазиатское сотрудничество — Страны ЦАС. Зеленый: Страны участники. Жёлтый: Страны наблюдатели. Центрально Азиатское сотрудничество (ЦАС) (англ. The Organization of Central Asian Cooperation (OCAC)) международная региональная организация. Создана в 2002 году. Заявленные цели … Википедия

Центральноазиатское сотрудничество (организация) — Страны ЦАС. Зеленый: Страны участники. Жёлтый: Страны наблюдатели. Центрально Азиатское сотрудничество (ЦАС) (англ. The Organization of Central Asian Cooperation (OCAC)) международная региональная организация. Создана в 2002 году. Заявленные цели … Википедия

Постсоветское пространство — Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего стран, никогда не входивших в СССР), это независимые государства, которые вышли из … Википедия

News image

ВОЗ действует в постоянно усложняющейся и быстро изменяющейся обстановке. Деятельность в .

Федеральное бюро расследований

News image

Федеральное бюро расследований (ФБР) - подразделение Министерства юстиции США, подчиняющееся не.

Форум “Азия-Европа”: акцент – на права человека

News image

Ядерная программа Северной Кореи стала одной из главных тем стартовавшего в .

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

News image

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших в ми.

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от.

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По.

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со.

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но.

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за.

Деятельность Центрально-Азиатского Сотрудничества (ЦАС) направлена на развитие интеграционных процессов, необходимых для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, оптимальных взаимовыгодных связей, создание благоприятной внешней среды для дальнейших внутренних преобразований и реформ.

В политическом смысле процессы центральноазиатской интеграции являются одной из форм разноуровневой и многоступенчатой интеграции в рамках Содружества.

В целях более тесного экономического сотрудничества рассматриваются вопросы рационального использования водных артерий, создания добросовестной конкуренции и устранения торговых барьеров при осуществлении взаимной торговли, экологических проблем, осуществления совместных проектов в различных отраслях экономик государств-членов ЦАС.

Одним из важнейших направлений деятельности ЦАС является обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Для этого имеются соответствующие инструменты.

Как известно, очагом нестабильности в регионе является Афганистан, откуда идут потоки наркотиков через территории государств-членов ЦАС далее в Европу. Часть из них оседает в Центральной Азии, что, как следствие, приводит к активизации террористических и экстремистских группировок, основной финансовый доход которых представляет незаконная торговля наркотиками и оружием.

Исходя из данных обстоятельств, государства-члены ЦАС единогласно выступают за вовлечение Афганистана в интеграционные процессы в регионе. Данная позиция подтверждена и на последнем Саммите глав государств-членов ЦАС, состоявшемся 28 мая 2004 года в Астане.

Также важное место в деятельности Организации занимают вопросы политического сотрудничества. На регулярной основе проводятся встречи парламентариев ЦАС.

На очередном заседании Совета глав государств-участников организации Центральноазитское сотрудничество , которое состоялоь 18 октября 2004 года в столице Таджикистана Душанбе, подписано Совместное заявление. В частности, президенты Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана в заявлении отметили, что в рамках организации ЦАС проделана значительная работа по установлению и развитию взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества в Центральноазиатском регионе. Кроме того, государства ЦАС высказались за активизацию многопланового сотрудничества в области политических, экономических, научно-технических и гуманитарных отношений. Также решено одобрить концепцию создания энергетического, продовольст-венного и транспортного консорциумов.

На заседании Россия была принята в состав организации Центральноазиатское сотрудничество . Приветствуя вступление Российской Федерации в ЦАС, Президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана отметили, что вступление России в организацию расширит, углубит и наполнит сотрудничество новым содержанием.

В свою очередь Президент РФ Владимир Путин отметил, что основным перспективным направлением сотрудничества России в рамках ЦАС станет активизация совместной борьбы с мировыми угрозами – терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.

- Совет Глав государств и Премьер-министров;

- Совет министров иностранных дел, руководителей отраслевых

- министерств и ведомств;

- Комитет Национальных координаторов.

- Совет Глав государств и Премьер-министров рассматривает наиболее важные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы, относящиеся к текущей деятельности ЦАС, и проводит консультации в рамках Организации по международным проблемам.

Комитет Национальных координаторов – орган ЦАС, осуществляющий текущий контроль за деятельностью Организации.

Центральная Азия – несложившаяся интеграция?

Почему я рассматриваю Центральную Азию (ЦА) как несложившийся регион? В этой статье, опираясь на хронологию истории интеграционных процессов в ЦА после обретения странами независимости и изучение последних событий в региональном сотрудничестве (после смены власти в Узбекистане и Казахстане), я прихожу к выводу, что причины, которые сегодня мешают региону в объединении в единый экономический и политический союз, пока непреодолимы.

Хронология интеграционных процессов в Центральной Азии

Распад Советского Союза открыл новые возможности для новоиспеченных независимых государств Центральной Азии в проведении независимой внешней политики и в участии в международных и региональных организациях как полноправных и суверенных акторов мирового сообщества. Уже в начале 90-х годов были сделаны попытки создания единого экономического и политического союза в ЦА, это было не случайно, так как от Советского Союза государствам ЦА досталась единая инфраструктура и система, в которой все страны зависели друг от друга (единая энергетическая система, единая водная система – ГЭС и каналы, единая дорожная система, экономические предприятия). Сохранение данной системы было выгодно, учитывая, что новые государства еще не были готовы выстраивать свою, независимую от других государств, экономическую политику.

Ашхабадская встреча глав государств ЦА

Ташкентская встреча глав государств ЦА

Следующим шагом на пути региональной интеграции стран ЦА стала встреча глав государств от 4 января 1993 г. в г. Ташкенте. В ней приняли участие президенты Н.А. Назарбаев, А.А. Акаев, С.А. Ниязов, И.А. Каримов и председатель Верховного Совета Таджикистана Э.Ш. Рахмонов (следует отметить, что это время было очень тяжелым для Таджикистана, где шла гражданская и братоубийственная война в республике).

На этой встрече лидеры стран ЦА подробно обсудили политическое и экономическое положение в государствах региона. Они обменялись мнениями по вопросам дальнейшего укрепления равноправных и взаимовыгодных экономических и гуманитарных связей между собой, подтвердили уважение к суверенитету друг друга.

В результате главы государств поручили правительствам проработать вопросы, связанные с ценовой политикой, развитием коммуникаций, обеспечением энергоносителями, проблемами Арала и Каспийского моря в интересах государств региона. [2]

Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество

30 апреля 1994 г. на берегу Иссык-Куля в городе Чолпон-Ата был подписан трехсторонний договор (Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан) о создании единой экономической зоны. Позднее данное объединение государств ЦА региона получило название Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). [3]

Нежелание присоединять Таджикистан в ЦАЭС можно интерпретировать по-разному, с одной стороны, Таджикистан – единственная персоязычная страна в регионе, где все остальные государства являются тюркоязычными, с другой стороны, в Таджикистане в это время шла гражданская война и присоединение к данному союзу могло негативно отразиться на регионе в целом с точки зрения безопасности. Другие страны могли опасаться экспорта террористических и экстремистских группировок, неспособности правительства контролировать ситуацию, неясности, какой станет страна – исламской или светской, что ухудшило бы мирное сосуществование стран региона.

Тем не менее, с окончанием гражданской войны в Таджикистане, 5–6 января 1998 г. в Ашхабаде прошла встреча пяти президентов стран ЦА. Главной повесткой встречи было утверждение присоединения Таджикистана к ЦАЭС.

Организация Центрально-Азиатского Сотрудничества

Следующей фазой на пути экономической интеграции стран ЦА стало преобразование ЦАЭС в Организацию Центрально-Азиатского Сотрудничества (ОЦАС), которая еще больше углубляла взаимоотношения внутри региона и стремилась снять всевозможные барьеры между странами региона.

В декабре 2001 г. в Ташкенте состоялась встреча президентов ЦА, где было поддержано предложение президента Узбекистана И. Каримова о преобразовании ЦАЭС в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС). Договор об учреждении ОЦАС был подписан 28 февраля 2002 г. в Алматы. Участниками договора стали Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Новая организация имела более расширенные цели и задачи. Страны участники договорились обеспечивать преемственность ранее принятых договоров и решений в рамках ЦАЭС. [5]

Но, вновь созданная организация не смогла выйти на следующий этап, затормозившись в развитии, что, возможно, было вызвано внешними факторами. С 11 сентября 2001 г. начинается новая эра в международных отношениях – операция в Афганистане, и страны Центральной Азии становятся важными партнерами как для Запада, так и для России. Необходимо было делать более обдуманный выбор. Спустя два года, 16 октября 2004 г. случилось историческое событие – в ОЦАС официально вступила Россия, что искажало понятие и смысл ОЦАС. Уже через год в ходе саммита глав государств–участников ОЦАС, который прошел 6-7 октября 2005 г. в Константиновском Дворце Санкт-Петербурга, президент России Владимир Путин выдвинул инициативу по объединению ОЦАС с ЕврАзЭС, аргументируя это устранением дублированных функций на других направлениях деятельности ОЦАС.

Участники этого саммита единогласно одобрили предложение В.В. Путина. На очередной встрече глав государств ЕврАзЭС, состоявшейся 25 января 2006 года в Санкт-Петербурге, были согласованы все необходимые формальности по ликвидации ОЦАС. [6]

После ликвидации ОЦАС интеграционные процессы в ЦА по сути закончились; следующие десять лет страны региона начали присоединяться к различным региональным организациям и союзам, под эгидой России и Китая, а также менее крупных игроков, таких как Турция, созданных специально для центральноазиатского региона.

Новый этап интеграционных процессов в Центральной Азии

После прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева, начался новый этап взаимоотношений между странами в ЦА. Новое правительство Узбекистана взяло курс на сближение и улучшение взаимоотношений с соседями и выстраивание дружеских и добрососедских отношений. Эпоха каримовского режима, в котором страна была практически изолирована от мира, закончилась. Именно смена власти и политического климата в Узбекистане стали важнейшими факторами для возобновления диалога между странами региона и поводом для встреч лидеров стран региона на самом высоком уровне.

Первая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии

Вторая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии

29 ноября 2019 г. в Ташкенте прошла вторая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии.

Главы государства затем провели встречу в узком составе. На заседании выступил Шавкат Мирзиёев, подчеркнув важность таких встреч, обратив внимание на назревший вопрос согласования Единого видения многостороннего сотрудничества в Центральной Азии. По мнению главы Узбекистана, необходимо восстановить и наладить экономические связи и убрать барьеры для инвесторов из региона, также он предложил организовать с этой целью Инвестиционный форум стран Центральной Азии в Ташкенте, что может стать катализатором для улучшения экономического климата региона в целом. Ещё одним предложением Ш. Мирзиёева на пути региональной интеграции стало создание единого, узнаваемого туристического бренда Центральной Азии с привлекательными общерегиональными туристическими продуктами. По итогам саммита было принято Совместное заявление и одобрен Регламент подготовки и проведения консультативных встреч.

По предложению президента Туркменистана главы государств единогласно избрали бывшего президента Казахстана – Нурсултана Назарбаева Почетным председателем Консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Причины и факторы, мешающие интеграционному процессу в регионе

Казалось бы, приведенная хронология указывает на взлет интеграционных идей в регионе. Но что происходит на практике? На практике страны Центральной Азии внутренне не сильно изменились за время независимости. Они по-прежнему строят свои собственные национальные режимы с упором на сохранение максимальной власти внутри своих столиц. Речь не идет ни о каких наднациональных полномочиях. Экономически страны ЦА также не совершили особенного прорыва – их сырьевой экспорт уходит в страны дальнего зарубежья и новых региональных производств создано не было. Но даже и без этого ухудшение международного фона опять будет играть не в пользу интеграции региона.

Россия, как главный партнер региона, усиливается на международной арене, и при этом почти категорически выступает против какой-либо интеграции без ее участия. Российский политолог Аждар Куртов считает, что «все интеграционные процессы и объединения в любой форме, что политические или экономические, должны быть сформированы при прямом участии России и только так возможно избежать дестабилизации в центрально-азиатском регионе, в противном случае увеличатся риски присутствия США, которые, в свою очередь, начнут навязывать странам региона свою линию поведения. [9]

Обе державы, которые вошли в противостояние в Западом, предлагают странам ЦА свои региональные проекты, что только отдаляет их от собственных инициатив.

Китай – от экономической к политической экспансии

Вместо заключения

Главы государства ЦА совершили несколько непростительных политических ошибок на пути объединения региона после распада СССР. Главным образом, они не смогли отказаться от взаимных претензий и показали себя вторичными игроками по отношению к Москве и Пекину, пытаясь выбить для себя привилегии управляемых младших партнеров.

Роль Мирзиеёва в усилении регионального сотрудничества говорит о том, что при смене лидера региональные отношения могут радикально поменяться. Второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в настоящее время тоже выстраивает отношения с Россией на новый манер, заявляя о национальных интересах в ЕАЭС более громко, чем его предшественник. Но даже так лидеры стран Центральной Азии еще далеки от понимания выгод региональной интеграции. Имея опыт нахождения в ЕАЭС, ШОС и т.д., они выработали недоверие к наднациональным структурам и тактику обхода внешнего давления. И хотя отношения в регионе Центральной Азии и улучшились, приведя, в частности, к перезагрузке взаимоотношений между Узбекистаном и Таджикистаном и потеплению регионального климата в целом, это пока не приближает нас к созданию Центральноазиатского союза.

Центрально - Азиатское экономическое сообщество ( ЕОУСО ) является международной организацией (названной так с 2002 года), основанная в 1994 году , чтобы объединить определенные состояния СНГ и возможных соседние государства в Центральной Азии в целях " укрепление развития экономической интеграции. В региона, совершенствование форм и механизмов расширения политических, социальных, научно-технических, культурных и образовательных связей. "

Резюме

Государства-участники деятельности ЕОУС

Хотя обычно планировалось объединить организацию с Eurasec в 2006 году , этот процесс не был завершен из-за текущего статуса двух государств-наблюдателей в рамках ECSC, которые не являются членами Eurasec : Грузии и Турции.

Учреждения

Межгосударственный совет

Совет премьер-министров

Совет министров иностранных дел

Банк сотрудничества и развития

Исполнительный совет

Происхождение, создание и эволюция

История организации осложнена множеством переговоров и трудностей. Основанная первоначально в 1991 году в качестве азиатского сообщества Центральной ( ОСО ) среди некоторых стран СНГ в Центральной Азии в целях укрепления их регионального экономического сотрудничества, он был изначально состоит из Казахстана , Кыргызстана , Таджикистана , Узбекистана и Туркменистана . [исх. нужно]

Позднее организация была переименована в Центральноазиатский экономический союз ( УЕЦА ), когда Туркменистан вышел из нее и когда Таджикистан приостановил свое сотрудничество. [исх. необходимо] В 1994 году после переговоров с Таджикистаном он стал Организацией центральноазиатского сотрудничества ( ОСЦА ), разрешив ему вернуться в штаб-квартиру. В 1998 году он был переименован в Центральноазиатское экономическое сотрудничество ( CoECA ). [исх. нужно]

Создание Организации и присоединение России

В 28 февраля 2002 г. , он был переименован в свое нынешнее название с измененным уставом, позволяющим ему расширить сферу своего влияния и принять определенные уступки, которые позволили России присоединиться к организации в 2004 году. Под этим новым названием организация поставила перед собой цель сформировать Таможенный союз в течение 15 лет (однако членство России в организации снова отодвинуло эту возможность из-за своего подавляющего веса, в то время как организация хотела укрепить связи между странами Центральной Азии независимо от России, от которой они отделились, и теперь цели скромнее).

Роспуск ЕОУС в рамках Еврасека

Вскоре после этого Москва выразила желание распустить ЕОУС в рамках Евразэс . Более того, в конце 2005 года Узбекистан провел кампанию за свое членство в Eurasec , что побудило его членов вести переговоры с Eurasec , чтобы в конечном итоге объединить эти две организации. Это слияние обычно эффективно, поскольку 25 января 2006 г. .

Однако вопрос о статусе нынешних наблюдателей ЕОУС, которые не являются наблюдателями Евразэс , еще не решен (в частности, Грузия и Турция , последние также проводят кампании за членство в ЕС , что не очень совместимо с целями других членов Евразэс. которые хотят быть жизнеспособным экономическим противовесом между могущественным Европейским союзом на западе и растущей АСЕАН на востоке).

Устойчивость ЕОУС остается неопределенной, в то время как большая часть его полномочий была передана Eurasec с 2006 года.

Читайте также: