Ценностные основания права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

§ общественные целевые ценности и идеалы;

§ личностные (или экзистенциальные).

Тема№7 вопрос №4

Тема№8 вопрос №1

Известны самые различные классификации связей, взаимодействий, причинно-следственных отношений, которые (классификации) не всегда совпадают по содержанию, но показывают всю сложность и многообразие данных явлений. Различают, к примеру, следующие типы связей: а) внутренние и внешние; б) непосредственные и опосредованные; в) прямые и обратные; г) устойчивые и неустойчивые; д) существенные и несущественные; е) простые и сложные; ж) бинарные и многочисленные и др. Среди основных видов причинности выделяют: а) внутренние; б) внешние; в) статические; г) механические; д) психические; е) социальные и др. Связи взаимодействия, в частности, делят на: а) связи порождения; б) связи преобразования; в) связи развития и др.

Балаянц М.С., соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Для характеристики действующего права первостепенное значение имеет то, что оно является не просто социальным образованием, но феноменом культуры.

Культурологический подход к восприятию права не исключает из его образа инструментальной составляющей. Право продолжает рассматриваться в качестве средства социальной регуляции и защиты. Вместе с тем восприятие права как явления национальной культуры обусловливает дифференциацию понятий "право" и "закон", а это, в свою очередь, предопределяет начало нескончаемой дискуссии по поводу того, что есть право, как право соотносится с другими регулятивно-охранительными системами.

Ценностные свойства права обусловлены природой этого специфического явления, его значением как особой формы общественных отношений, его местом и ролью в соционормативной системе общества.

В основе разных ценностных подходов к праву лежат различные трактовки сущности права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни. Данный фактор обусловливает рассмотрение этого феномена в аспекте различения концепций правопонимания.

Ценностным значением права, согласно легистскому подходу, является то, что оно - продукт государства. Право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам позитивного права.

Право, по легизму, не имеет собственной объективной (независимой от власти) природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. Право производно от государства, и его принципом (сущностным признаком и отличительной особенностью) является властная сила, обеспеченность властным принуждением.

В аксиологическом плане легизм отвергает собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Данная "ценность" закона лишена собственно ценностного смысла и представляет собой официальную общеобязательность, а не общезначимость по какому-либо объективному основанию.

Согласно естественноправовому подходу право - это естественное право, которое противопоставляется праву позитивному.

В аксиологическом, онтологическом и гносеологическом планах естественное право (и традиционное, и "возрожденное") трактуется его сторонниками как воплощение объективных свойств и ценностей "настоящего" права, как должный образец, цель и критерий для оценки позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом), для определения их естественно-правовой значимости, ценности. При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. Трактовка понятия права и правовой ценности закона (позитивного права) и государства подменяется их нравственной (моральной, религиозной) оценкой с позиции того или иного (неизбежно-релятивного, частного, особенного) нравственного или смешанного нравственно-правового представления о смысле естественного права.

Позитивное право и государство при таком подходе оцениваются с этических позиций. Совокупность нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, которой должны соответствовать позитивное право и деятельность государства в целом.

Естественно-правовая теория фиксирует ценность самого процесса поиска критериев подлинности, справедливости. Их отсутствие есть лишь путь к оправданию политического произвола.

Либертарно-юридический подход опирается на различение права и закона (позитивного права) и под правом в его различении имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права). Право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений.

Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) в рамках либертарно-юридического правопонимания носят чисто и последовательно формальный характер, поскольку право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений. Названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала - принципа формального равенства (а вместе с тем и правовой формы отношений).

Закон (позитивное право) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми. Поэтому цель права как ценностно-должного в отношении закона (позитивного права) и эмпирического государства можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство - это, следовательно, правовые цели - ценности для реального закона (позитивного права) и государства.

Следует особо подчеркнуть плодотворную связь между социологическим и аксиологическим подходами, когда, например, основополагающие правовые принципы анализируются и выводятся в конечном счете из дозаконотворческих правовых отношений. Особенностью социологического подхода в данном случае является раскрытие социальных потребностей, порождающих данные отношения, особенностью аксиологического - выделение в многообразии социальных связей собственно правовых отношений.

Осознание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается сложившийся в обществе на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

В рамках аксиологического подхода к праву исследователя интересует прежде всего не только то, что в действительности отражает данная правовая идея, закон и т.п., не столько вопрос, по каким причинам и закономерностям, присущим самой социальной действительности, они возникли, но и то, что, собственно говоря, лежит в основании целесообразной правовой деятельности человека как таковой. Право рассматривается как элемент целесообразной деятельности человека. В рамках данного подхода право выступает не просто как идея или принцип, но как действительная цель и движущий мотив поведения человека, т.е. ценность, благо.

Аксиологический анализ и критика должны были в конечном счете показать ценность права, его, по выражению И.А. Ильина, "духовную самоочевидность для отдельного индивида" . Поэтому не случайно одним из основных вопросов аксиологии права соответственно является вопрос о соотношении личности и права (личности политика, юриста и права), о том, каким образом правовые установления становятся личными мотивами поведения человека. В рамках аксиологического подхода право рассматривается в своем идеальном и объективном измерении как элемент (цель и мотив) поведения, сознательной деятельности человека и общества в целом, который предвосхищает результат правовой деятельности и пути ее реализации с помощью определенных средств. Право (идея права, принцип права) выступает в этом смысле как способ интеграции различных действий человека и общества в некоторую последовательность или систему. Несомненно, что аксиологический подход к праву предполагает и выявление несоответствия между наличными жизненными ситуациями и правом, короче, оценку действительности с точки зрения идеи права.

См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 35.

В современной научной практике различные концепции не исключают друг друга. Напротив, скорее, только при всестороннем анализе права, когда указанные способы описания и объяснения выступают в неразрывном единстве, возможно адекватное постижение его сущности и особенности.

В наступающей новой исторической эпохе главной в формах общественного сознания станет ценностная составляющая.

Подмена бытия ценностью в предмете современного научного освоения выражает сближение научных форм познания с творческими, присущими искусству методами, так как именно мир искусства "населен" ценностями. Применительно к правовой сфере это означает развитие оснований для творческой реализации в праве. Эти основания касаются прежде всего законодательной базы, развития регионального законодательства, но, кроме этого, означают и новое ценностное отношение субъекта к праву. Это отношение должно характеризоваться высокой степенью гуманности, уважением к правам и свободам личности.

Для современной науки, теории права в том числе, возможно и желательно слияние гносеологических и аксиологических критериев исследования. Мир права представляется миром ценностей, который индивид в меру своих возможностей познает и осваивает. Поэтому познавательные, практические формы деятельности современного человека тесно переплетаются с ценностным восприятием. Ценностная ориентация направляет человека в море правовых фактов, инициирует его познавательную деятельность в праве. Человек последовательно переводит условия и формы своей жизни из сферы традиционной заданности в сферу сознательного освоения и конструирования. Следовательно, ценности будут рано или поздно не просто стихийно меняться, но рационально осваиваться, корректироваться и конструироваться.

Анализ юридико-аксиологических проблем призван содействовать выяснению сущности, природы и оснований права. Применение аксиологического подхода в праве неминуемо ведет к анализу сущности права.

По своим философским основам теория ценностей не является единым направлением. Это объясняется как тем, что к проблеме ценностей обращаются представители разных наук и "используют" ее в своих целях, так и тем, что существует большое количество философско-методологических подходов, которые определяют формирование различных направлений в аксиологии.

Имеется три основных объяснения взаимодействия духовных ценностей с социальными системами. Первое говорит о воплощении идеалов, ценностей в реальной действительности (Платон, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант). Второе, напротив, утверждает обусловленность идей и ценностей материальным бытием (К. Маркс). Третье не обусловливает одно другим, а настаивает на функциональной взаимоприспособленности элементов в живом социокультурном целом, причем идеи и ценности участвуют в социальных процессах совместно с другими элементами системы (М. Вебер, Т. Парсонс).

Принципиально новым подходом в аксиологии, основывающимся на ценностном осознании, является конструктивная аксиология.

Применяя принцип конструктивной аксиологии к сфере функционирования права, можно заметить ряд основополагающих закономерностей аксиосферы права. Во-первых, каждое обнаружение и исследование правовых ценностей ведет к их формированию, построению. Как уже было сказано, исследователю трудно беспристрастно изучать сферу ценностей права. Во-вторых, период построения, установления ценностей права отделен от периода освоения и следования им. Установление ценностей права - творческий, постоянно происходящий в обществе процесс, эффективность которого определяется скоростью и степенью освоения правовых ценностей гражданами. В-третьих, переоценка, смена ценностей права - долгий и болезненный процесс, грозящий социальными противоречиями и периодами анемии, утратой правом влияния и авторитета в обществе. Из этого следует вывод о бережной и постепенной "прививке" новых ценностей к оберегаемому корню культурной традиции. В-четвертых, ценностная сфера состоит из взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих ценностей разного рода - нравственных, правовых, религиозных и др. Поэтому изучение отдельного вида ценностей в отрыве от других не соответствует гармоничному и естественному процессу функционирования аксиосферы общества.

Конструктивная аксиология предполагает сознательное установление и освоение правовых ценностей, понимаемых прежде всего как формы человеческих отношений к праву, определенные свойства предметов объективной действительности, а также направленных на них потребностей, интересов и переживаний субъекта.

Утрата ценностного аспекта нравственного и правового сознания представляется духовным кризисом, отражающимся в экономике, политике и других сферах общества. Это проявляется в нигилизме ценностного сознания, который подобно болезни поражает общество, вымывает ценностный фундамент социальной системы, что проявляется в неспособности понимания и утверждения свободы, справедливости, равенства, в отчуждении права и политики от человека. Место абсолютных ценностей и смыслов занимают эгоизм, стремление к успеху любой ценой, властолюбие. Цели подменяются средствами, что приводит к деградации личности и хаосу в социальной системе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Ценность права для общества проявляется в том, что оно:

- есть средство организации управления общественными процессами, отношениями между людьми, организациями;

- является действенным инструментом защиты существующего общественного строя;

- признается средством обновления общества, развивает те общественные отношения, в которых оно заинтересовано;

- реализует и правовые, и нравственные принципы, например, принцип справедливости, принцип свободы;

- устанавливает нормативные основы функционирования важнейших институтов гражданского общества (рыночная экономика, СМИ, система образования и др.);

- выступает средством разрешения социальных конфликтов в обществе, регионах, муниципальных образованиях;

- побуждает государственные структуры действовать с учетом того, что человек, его права и свободы конституционно признаны высшей социальной ценностью;

- содержит нормативные предпосылки законности и правопорядка, препятствует проявлению произвола, противоправных явлений, способствует их искоренению.

2. Ценность права для государства проявляется в нескольких следующих направлениях:

- правовые предписания используются для организации, упорядочения структуры государственного механизма. С помощью права определяются компетенция, властные полномочия государственных органов, порядок их формирования (выборность или назначаемость и др.); отношения субординации;

- правовые формы необходимы для осуществления функций государства (правотворческая, исполнительно-распорядительная, контрольно-надзорная), способствуют осуществлению основных направлений государственной деятельности на основании закона и в его рамках.

3. Ценность права для личности многоаспектна. Посредством юридических норм личность наделяется правосубъектностью, правовым статусом, качеством гражданина, системой прав и обязанностей, предопределяющих ее правовые возможности в обществе. К тому же, право охраняет, защищает такие личностные свойства, как жизнь, здоровье, достоинство, собственность и др.

Существенно и то, что в отношениях личности и государства в качестве приоритетных, согласно Конституции РФ, признаются права и законные интересы личности.

В целом можно сказать, что ценностный (аксеологический) подход к праву позволяет рассмотреть более глубоко и объемно его сущность, специфические особенности, регулятивные свойства.

Принципы права и их виды

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, выражающие сущность права как специфического социального регулятора и юридически отражающие закономерности общественной жизни.

Принципы права могут закрепляться в общих юридических нормах (нормах принципах) в конституциях, преамбулах законов, кодексах – или проникать во внутреннее содержание иных правовых норм. К тому же, принципы права могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из смысла совокупности норм права.

В юридической литературе классификация принципов права осуществляется в зависимости от сферы их распространения, т.е. по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию (основанию) принципы права делятся на общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые принципы и принципы правовых институтов.

Общие принципы – основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Общие принципы действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими отношений.

К числу общих принципов права относятся:

- принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, частной);

- принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, в установлении прав и свобод граждан;

- принцип юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;

- принцип верховенства закона над другими нормативными правовыми актами;

- принцип справедливости, способствующий обеспечению соответствия между правами и обязанностями индивидов, между трудом и вознаграждением, заслугами человека и их общественным признанием, преступлением и наказанием и др.;

- принцип социальной свободы, проявляемый в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, распоряжаться своими трудовыми доходами и др.;

- принцип первенства международного права над внутригосударственным;

- принцип юридической ответственности за виновное деяние, и др.

Межотраслевые правовые принципы - такие основные начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. К таким отраслям права можно отнести, например, уголовно процессуальное, гражданско-процессуальное и арбтражно-процессуальное право.

Для названных отраслей права характерны следующие межотраслевые принципы:

- процессуальное равенство участников сторон;

- гласность судебного разбирательства;

В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы.

Отраслевые правовые принципы наиболее существенные черты конкретной отрасли права, например, конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д. К отраслевым принципам относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли; в уголовно-исполнительном праве – индивидуализация воспитательного воздействия и др.

Наиболее узкой сферой действия обладают принципы правовых институтов. Они представляют такие отправные начала и положения, на которых строятся отдельно взятые институты в рамках отрасли права. По сравнению с отраслью, институт – значительно меньшая совокупность юридических норм. Например, в гражданском праве обособляется институт возмещения вреда, т.е. компенсация имущественного ущерба в результате причиненного вреда. Этот институт базируется на таком принципе, как полное возмещение вреда в натуре (предоставление вещи такого же качества, исправление поврежденной вещи) или полное возмещение причиненных убытков.

Принципы права не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право и закон

Восприятие сущности закона не столь однозначное, что предполагает ряд его интерпретаций. Соответственно утверждается, что законы могут соответствовать праву, т.е. быть правовыми, но могут противоречить ему и в этой связи признаваться неправовыми.

В этом контексте целесообразно сопоставить рассматриваемые понятия с целью их разграничения.

2. Рассматриваемые понятия не совпадают по объему. Право в сравнении с законом, более широкое понятие, включает не только нормы законов, но и нормы иных нормативных правовых актов – указов, постановлений и т.д. Следовательно, содержательный нормативный потенциал рассматриваемых понятий не тождествен.

Известный исследователь этой проблемы В.С. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. Правовое содержание у закона или неправовое – это определяется на основе его общей естественно-правовой характеристики, а также исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.

С позиции сказанного, обратим внимание на следующее:

- право и закон следует различать. Закон (официальный источник правовых норм, форма выражения, объективирования права во вне);

- право – единство этой формы и содержания (правил поведения). Форма права (закон, указ и др.) – способ его жизни, существования;

Теории происхождения права

В теории государства и права существуют различные мнения, взгляды, теории относительно проблем происхождения права. Различные школы правопонимания включают процесс познания права и его оценку как социального явления.

Уделим внимание краткой характеристике отдельных теорий происхождения права.

1. Естественно-правовая теория (Платон, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основной тезис этой теории в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает также естественное право. Оно понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. К тому же, утверждается следующее: право, которое создается государством, является производным от высшего естественного права. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признаются правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, справедливости, равенства для всех людей.

Достоинства:

- в этой теории верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как свобода, справедливость, равенство и т.п.;

- провозглашает источником прав человека естественную его природу либо Бога и тем самым свидетельствует о нацеленности против произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

- такая трактовка права уменьшает его формально-юридические свойства, предопределяемые природой этого регулятора;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое у различных индивидов не одинаково.

2. Историческая школа права. Данная теория права наиболее завершенную форму получила в начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта – австрийские и немецкие юристы.

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия);

3) официальные законы, по сути, юридическое оформление (оболочка) уже сложившихся обычаев. К тому же, законы производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.

Достоинства:

- обычай действительно предшествовал появлению права;

- было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета, использования в правотворческом процессе;

- подчеркивается естественность развития права и тот факт, что законодатель не может творить право по своему усмотрению;

- отмечена значимость правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабая сторона:

- главный недостаток теории, ее обращенность в прошлое, непризнание естественных прав человека;

- представители этой теории переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству. К тому же, в новых усложнившихся экономических условиях обычаи не способны были справляться с полноценным упорядочением общественных отношений в условиях их развития, динамики.

Достоинства:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права. Это означает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев);

- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство занимается законодательной деятельностью.

Слабые стороны:

- не уделяется внимание связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

4. Социологическая школа права. Это теоретическое направление сложилось в XX веке. Представителями этого направления являются Л. Дюги, Р. Паунд, К. Эрлих, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др. Главное в этой позиции - понимание под правом именно правоотношения или права в действии. Соответственно, законы представляют собой только часть права. Действующее право это не только законы, а главным образом юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.д. Следовательно, право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующей системе права.

Достоинства:

- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сферу, где оно обретает практическое осуществление.

Слабые стороны:

- недооценка нормативного подхода к праву;

5. Психологическая теория права. Это теоретическое направление сформировалось в первой половине XX в. Его сторонниками были Л.И. Петражицкий, П. Сорокин, Л. Кнапп, Г. Тард и др.

Основные идеи:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические факторы – правовые эмоции людей. Законы, издаваемые государством, лишь отражают и фиксируют переживания людей. Они носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения индивидов. Разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу долга и т.д.

Достоинства:

- учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экономическими, политическими и др. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида.

Слабые стороны:

- источник прав человека здесь выводится не из системы существующих общественных отношений и не из законодательства, а из психики человека;

- придается слишком большое значение психологическим факторам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права.

6. Марксистская теория права. Данная теория свое развитие получила в XIX – XX вв., являлась господствующей в СССР и ряда социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. Основоположники данной теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Суть марксистской теории права составляют следующие положения:

1) в основе теории лежит классовый подход;

2) право понимается как возведенная в закон воля правящего класса;

3) содержание этой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений;

4) право – это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение;

5) право устанавливается и охраняется государством.

Достоинства:

- отчетливо показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

- подчеркнута тесная связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим;

- слишком жестко связано право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Указанные теории, подчеркивая отдельные стороны, относящиеся к праву, нередко преувеличивают их. Анализ этих теорий показывает, что познание происхождения права, его природы – процесс длительный и сложный, в нем были как рациональные моменты, так и существенные заблуждения.

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте основные закономерности возникновения права.

2. В чем состоит единство и различие первобытных обычаев и правовых норм?

3. Какие дискуссионные аспекты правопонимания вам известны?

4. Как в юридической науке решается вопрос об определении права?

5. Назовите наиболее существенные признаки права.

6. Каковы социальное назначение и ценностные основы права?

7. В чем выражается сущность права?

8. Что представляют собой принципы права?

9. На какие виды принято классифицировать принципы права?

10. Каковы общие принципы права?

11. Раскройте содержание межотраслевых, отраслевых принципов права и принципов правовых институтов.

12. Какова практическая значимость принципов права?

Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Задачей данной темы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей.

В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

Читайте также: