Ценностные ориентации христианства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ценностные ориентации — это важнейшие элемен­ты внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, суще­ственное для человека от незначимого, несуществен­ного. Совокупность сложившихся, устоявшихся цен­ностных ориентаций образует своего рода ось созна­ния, обеспечивающую устойчивость личности, преем­ственность определенного типа поведения и деятель­ности. В силу этого Ценностные ориентации выступа­ют важнейшим, детерминирующим мотивом поведе­ния человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эс­тетических, нравственных убеждений человека, глубо­кие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспита­ния, целенаправленного воздействия.

Христианство содержит весь набор ценностных ори­ентаций. Ведущее место среди них занимает морально- этическая проблематика. Фигурально выражаясь, хри­стианство— это не столько религия об устройстве ми­роздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, дол­ге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве — это сам Бог. Бог — это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избран­ного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.

Сущность христианской нравственности сформули­рована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наибо­лее полно она изложена в евангелий от Матфея.

Следует отметить, что христианство впервые в исто­рии религиозной мысли сформировало нравственные за­поведи не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравствен­ные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека.

Из множества нравственных предписаний христи­анства главными, основными считаются любовь к Бо­гу и любовь к ближнему.

Особенно это касается первоначального христиан­ства. На страницах Нового Завета мы находим много свидетельств о попытках первых христиан построить жизнь на принципах общности имущества.

Для первоначального христианства было характерно крайне негативное отношение к богатству. Лояльное, а потом в целом доброжелательное отно­шение к богатству сформировалось позже, в период адаптации христианства к реальным социальным усло­виям.

Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство предложило монашество.

Вопрос

Православие.Православие – одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние – ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).

В православии признаётся семь таинств – крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства – крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле – постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).

В православии признают лишь семь первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви христианства (в 1054 г.). В православии отсутствует жёсткая церковная централизация. Крупные местные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). Самым большим праздником в православии считается Пасха (Воскресение Господне). Общая численность православных – 182 млн. человек. Наибольшее их число в России – 70-80 млн. человек.

Католицизм. Основу веры католицизма составляют книги Нового и Ветхого Заветов (Святое Писание), решения 21 Вселенского Церковного Собора и суждения римских пап по церковным и мирским делам (Святое Придание). Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов и для них обязательно соблюдение целибата - обета безбрачия.

Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католичестве утвердилось своеобразное понимание Троицы, закрепленное в виде догмата о филиокве: исхождение Святого Духа признается не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном между раем и адом месте, где пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами.

Вообще католицизм достаточно снисходительно к человеку, так как исходит из убеждения, что греховность - неотъемлемая часть человеческой природы, безгрешен только Папа. Искупление грехов в католичестве возможно благодаря общественной деятельности. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы - Матери Иисуса Христа, которое выразилось в догмате о непорочном зачатии Девы Марии, а также в догмате о телесном вознесении Богоматери. Католицизм, как и Православие, признает семь таинств христианства. Главный праздник в католицизме - Рождество.

При тщательно разработанности и пышности ритуала, в римском христианстве все же теология господствует над обрядом. Поэтому католицизм более индивидуалистичен, нежели православие.

Протестантизм. Несмотря на наличие в протестантизме множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признается у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты в большинстве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой протестантизма является община, а иерархия священнослужителей не развита.

В протестантизме можно выделить два основных направления: либеральное, признающее критику Библии, и фундаменталистское, настаивающее на буквальном понимании Библейских текстов. Либеральное направление, старейшее в протестантизме, зародилось в виде учения Мартина Лютера в начале XVI в. Главный путь искупления грехов - покаяние. Признаются два христианских таинства - крещение и причащение. В лютеранстве сохранены литургия, церковный алтарь, облачение духовенства. Существует также посвящение в сан (ординация), есть свой епископ. В качестве главного символа лютеране принимают распятие, иконы отрицаются.

Родоначальником фундаменталистского направления в протестантизме является Жан Кальвин. В качестве единой священной книги Кальвин признавал Библию. Отрицая духовенство, он утверждал принцип мирского призвания и мирского аскетизма (каждый верующий - священник). Спасение души кальвинизм предполагает не столько покаянием, сколько активной мирской деятельностью, предпринимательством. Кальвинисты отрицают внешние атрибуты культа - крест, иконы, свечи и прочее. Таинства крещения и причащения осуществляются у них символически. Основные формы богослужения - проповедь, молитвы, пение псалмов. Кальвинизм отрицает любую форму церковной организации, кроме общины.

Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.

В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над другими народами. Благочестивый и ученый священник иудеев Ездра, обращаясь к своему богу Яхве, говорил: "Для нас, Господи, создал Ты век сей, о прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда. И ныне, Господи, вот эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами. Мы же, народ Твой, которого Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их. Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? и доколь это?"

"Каким ужасающим холодом веет от этих слов, какая странная отчужденность от всех людей слышится здесь! – пишет русский культуролог В.В. Розанов – Кроме своего народа, все остальные племена земные не только пренебрежены, но почти забыты. Во всемирной истории и во всемирной литературе, где было так много унижения и гордости, возвеличения и падения, вероятно, никогда не были сказаны слова такой презрительности, как эти".

В отличие от иудаизма христианство является религией любви и помощи ближнему, религией Откровения и победы над смертью и мраком незнания, религией обновления.

1. Причины раскола христианской церкви. 10 библейских заповедей – основа христианской этики.

2. Нравственные ценности в православии. Понятие нравственного долга.

Основные этические ценности христианства. Утверждение верховенства духовного над материальным.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.




Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.

В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над другими народами. Благочестивый и ученый священник иудеев Ездра, обращаясь к своему богу Яхве, говорил: "Для нас, Господи, создал Ты век сей, о прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда. И ныне, Господи, вот эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами. Мы же, народ Твой, которого Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их. Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? и доколь это?"

"Каким ужасающим холодом веет от этих слов, какая странная отчужденность от всех людей слышится здесь! – пишет русский культуролог В.В. Розанов – Кроме своего народа, все остальные племена земные не только пренебрежены, но почти забыты. Во всемирной истории и во всемирной литературе, где было так много унижения и гордости, возвеличения и падения, вероятно, никогда не были сказаны слова такой презрительности, как эти".

В отличие от иудаизма христианство является религией любви и помощи ближнему, религией Откровения и победы над смертью и мраком незнания, религией обновления.

1. Причины раскола христианской церкви. 10 библейских заповедей – основа христианской этики.

Важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека, представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Весь набор ценностных ориентаций содержит христианство. Ведущее место в христианстве занимает морально-эстетическая проблематика: вопросы о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести, о том, как жить человеку. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-эстетическую направленность.

Главная эстетическая ценность в христианстве - это Бог. А Бог - это любовь ко всем народам, признающим и почитающим Его. Для христианства нет избранного народа. В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над остальными народами [1]. Христианству чужда идея превосходства одного народа над другим.

Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболее полно она изложена в Евангелии от Матфея. Христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном, а в положительном плане, т.е. как надо поступать. Нравственные заповеди христианства обращены к совести человека.

Учение о совести в Новом завете следует понимать, исходя из положений Ветхого завета. Слово "совесть" ввел апостол Павел, хотя в четырех Евангелиях используется терминология Ветхого завета, например, слово "сердце". Евангельское учение о сердце апостол Павел перевел в контекст нравственных понятий культуры античного мира. Современный православный богослов архимандрит Платон утверждает, что апостол Павел "заимствовал термин "совесть" из античной культуры с целью наиболее полно выразить центральную идею христианского учения о спасении верой и связал понятие совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека" [2]. Отцы церкви рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания, всей духовной целостности человеческой личности.

Основными, главными предписаниями христианства считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. На этих двух заповедях, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, утверждается весь закон и пророки.

Одной из важнейших черт христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование всего окружающего социума, а не на отдельного человека. Отсюда призывы Иисуса Христа проповедовать Евангелие всем народам. На наш взгляд, ошибочно мнение об индивидуалистичности христианства. Оно внутренне пронизано идеями коллективизма.

Это особенно характерно для первоначального христианства. Существует много свидетельств о попытках первых христиан построить жизнь на принципах общности имущества. "Все же верующие были вместе и имели все общее".

Следует отметить крайне негативное отношение первоначального христианства к богатству. Однако при оценке проповеди Иисуса о богатых следует учитывать, что под богатством в библейском контексте понималось бесплодное расточительство, осуждалось накопление богатства как цель жизни человека.

Целью жизни человека, согласно христианскому учению, является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Превращение в нового человека, созданного по образу и подобию Бога, реально может осуществляться путем вытеснения извращенного направления в его наличном бытии. Для осуществления евангельских норм жизни человек должен бороться против греха. Борьба со страстями и победа над ними составляет задачу и цель земной жизни, необходимую обязанность человека. Идея спасения - одна из ведущих тем гуманистической литературы. Известное изречение Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" с лучшей стороны характеризует мир христианской культуры.

Большую роль в утверждении христианских ценностей сыграло монашество, которое, к сожалению, постоянно менялось в направлении обмирщения. Церкви и монастыри превращались в духовные предприятия, где торговали должностями, реликвиями и т.д. Все это рождало критику церкви, требование ее очищения.

Таким образом, христианский образ человека в целом остался нереализованным даже у монахов. И тем не менее христианство образовало то пространство, в рамках которого постепенно сложилась христианская культура, давшая миру демократические порядки, научно-технический прогресс, искусство.

Наго́рная про́поведь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. [1] В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. [2] Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев [2] .

Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. [1] Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой [3] , Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма. [1]

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике – к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.

Читайте также: