Дофилософские мировоззрения мифология и религия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражение как мифы.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная не на теоретических доводах, а на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.

В отличие от науки мифилософия объясняет все, для нее нет непознанного. Мифилософия – самая ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения.

Другая форма мировоззрения – религия. Зародилась в недрах нерасчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, апеллирует к образному мышлению и чувствам (любви, благоговения, надежды, веры).

В отличие от мифа – земное и сакральное не смешиваются. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

На протяжении истории религиозное сознание развивалось, приобретая многообразные формы в разные эпохи у разных цивилизаций. Общее в них – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, перенос их в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцениваются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования. Дорациональные мировоззренческие формы исторически и логически предшествуют философии. Мифологическое сознание – сознание глубокой интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание – первый взгляд человека в вечность, осознание единства человеческого рода, прочувствование универсальной целостности бытия.

Христианство (с I в.). Главная идея – эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После – жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества. Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям любви к Богу и людям.

Буддизм (с VI в. до н. э.) – стремление к нирване (угасанию, затуханию жизни). Поскольку страдание – неизбежное следствие существования и потребностей человека, избавиться от страдания можно подавлением потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице нравственной жизни. Высшая ступень – нирвана – высшее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.

Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром – у единого Бога, его воля навечно предопределяет судьбу каждого.

Философия и религия в истории по-разному взаимодействовали.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она в определенной степени преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозные направления философии, имеющие место и поныне. Религиозная философия существует уже два тысячелетия, русская философия 19 - начала 20 вв. в своих лучших образцах была религиозной. Выдающиеся русские философы В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский и другие разрабатывали свою философию на основе религиозного мировоззрения. Одно из ведущих направлений современной западной философии – неотомизм является официальной философией католицизма. Единство дофилософских форм мировоззрения и философии основывается на их общей тематике. Мифология и религия включали в себя наиболее общие вопросы бытия, основания мира, его происхождения, устройства, жизненных смыслов, норм поведения человека и др. И зрелая мифология, и религия, и, позже, философия пытались ответить на общие мировоззренческие вопросы: В чем сущность мира? Кто мы, откуда мы родом? Кто или что правит миром? В чем сущность и назначение человека? и т.д. Но у каждого из этих трех типов мировоззрения есть свои особенности и отличия, поэтому коротко рассмотрим их по отдельности и в сравнении.

Мифологическое мировоззрение, его специфика.

1. Оно основывалось на нераздельности человека и природы, было синкретическим. Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы – все они были для человека того времени реальными существами. Они дополняли мир первобытного человека и олицетворяли силы реальности, превосходящие возможности человека.

2. Мифологическое сознание отличается от научного и философского характером мировосприятия. Отличия в следующем:

в) мифологическое сознание не анализирует события и не делает теоретических выводов, а ощущает мир в образах и через образы. Оно отражает мир не в системе понятий, а в образно-символической форме. Символика мифов – это определение содержания бытия и его ценности. Огромное значение в мифологии имеет обрядность, ритуал. С помощью символики, обрядов и ритуалов мифологическое сознание как бы фиксировало природную закономерность. Ритуал выступал как выражение закона, а участие в ритуале – как личностное участие в мировом порядке. Символика и образность в мифологии, ее богатое содержание были унаследованы будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений придает им философскую окраску.

3. Мифологическое мировоззрение органически сочеталось с ранними религиозными, политеистическими формами мировосприятия (анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и др.), поэтому точнее называть этот тип мировоззрения – мифологически-религиозным или религиозно-мифологическим.

Религия как мировоззрение.

В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру Бога, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога, место. Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные аспекты бытия. И оцениваются эти сферы бытия по-разному: высшее – низшее, блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное. Это разделение действительно выражало дисгармонию человека с окружающей действительностью, оно поставило человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В результате формируется новое мировоззрение – теоцентризм, система единых внутри каждой религии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом – Богом. Формируется система жизненных предписаний, данных как откровение Бога избранным, пророкам. В иудаизме это Моисей, в христинстве – Иисус Христос и апостолы, в исламе – Магомет (Мухаммед). Эта система уже готова и непреложна, она не требует от человека сомнений в её правильности и выработки собственных представлений о ценностях. От человека здесь требуется только одно – безусловная вера и в сами предписания, и в того, от чьего имени они транслируются в мир. Вера – основная опора любой религии и её отличительная особенность, хотя есть и другие разновидности веры.

Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражение как мифы.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная не на теоретических доводах, а на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.

В отличие от науки мифилософия объясняет все, для нее нет непознанного. Мифилософия – самая ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения.

Другая форма мировоззрения – религия. Зародилась в недрах нерасчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, апеллирует к образному мышлению и чувствам (любви, благоговения, надежды, веры).

В отличие от мифа – земное и сакральное не смешиваются. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

На протяжении истории религиозное сознание развивалось, приобретая многообразные формы в разные эпохи у разных цивилизаций. Общее в них – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, перенос их в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцениваются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования. Дорациональные мировоззренческие формы исторически и логически предшествуют философии. Мифологическое сознание – сознание глубокой интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание – первый взгляд человека в вечность, осознание единства человеческого рода, прочувствование универсальной целостности бытия.

Мировые религии

Христианство (с I в.). Главная идея – эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После – жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества. Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям любви к Богу и людям.

Буддизм (с VI в. до н. э.) – стремление к нирване (угасанию, затуханию жизни). Поскольку страдание – неизбежное следствие существования и потребностей человека, избавиться от страдания можно подавлением потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице нравственной жизни. Высшая ступень – нирвана – высшее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.

Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром – у единого Бога, его воля навечно предопределяет судьбу каждого.

Философия и религия в истории по-разному взаимодействовали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос

Лекция № 27. Ложь

Лекция № 27. Ложь Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь – это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурфилософ Аристотель, считая ложным то, что находится в

Лекция № 28. Заблуждение

Лекция № 28. Заблуждение Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения Леонардо да Винчи был подлинным человеком Ренессанса — эпохи Возрождения. Он бросал вызов всем средневековым представлениям о мире и человеке, опираясь при этом не на абстрактные философские рассуждения, а лишь на собственный опыт. Леонардо да

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения Эйнштейн был прежде всего рационалистом, чуждым любому идеализму. С детства он относился с сомнением к библейским истинам, как их преподносили в школе, верил в законы природы, в мировую гармонию, в объективность и постижимость законов существования

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения Черчилля не случайно называют самой яркой политической фигурой XX века.Он был прирожденным лидером, победителем по самой своей натуре, великолепным оратором, писателем и живописцем, и преуспевал во всем, за что ни брался.А еще его называют самым

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения О том, как менялось мировоззрение и мировосприятие Пикассо, можно судить по его работам, которые менялись от периода к периоду. Сам Пикассо не любил теоретизировать, избегал лишних слов, считая, что за него говорят его работы. Он отражал реальность

Основы мировоззрения

Основы мировоззрения Учитель и наставник Кастанеды дон Хуан учил своего ученика дисциплине, которую назвал магией. Но это наименование весьма условно, более того, магия — не лучшее слово для обозначения этой системы, о чем не раз говорил и дон Хуан, и сам Кастанеда. Маги в


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Читайте также: