Ценностные ориентации это в обществознании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.

Виды социальных ценностей.

  • жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

Уровни социальных ценностей:

  • ценности отдельного человека
  • социальной группы
  • народа

Значение социальных ценностей:

  • являются ориентирами поведения,
  • являются основой критериев оценки поведения.

Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от с страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.

Социальные ценности являются основой социальных норм.

Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.

Социальные нормы

Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.

Признаки социальных норм.

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Регулируют общественные отношения.
  • Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Являются мерой общественно значимого поведения.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами.

  • Дозволение (ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ)– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие.
  • Запрет(ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать.

Функции социальных норм.

  • Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
  • Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
  • Являются образцами, эталонам поведения.
  • Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.

Виды социальных норм

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).

Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников( например, встречи выпускников школы).

Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.

Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.

Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.

Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).

Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "ценностные ориентации" в других словарях:

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Новейший философский словарь

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность… … Философская энциклопедия

Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ценностные ориентации — это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — (от франц. orientation установка) 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей,… … Психологический лексикон

Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник

Ценностные ориентации — предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… … Социология: Энциклопедия

ценностные ориентации — особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной … Этнопсихологический словарь

Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

  • Познавательный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.

Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.

Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.

Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.

Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.

Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.

Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.

Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.

Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности

Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.

Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.

От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный.

В человеческой жизни одни ценности приобретают приоритетное значение, становятся ведущими в восприятии явлений и событий окружающего мира, другие – теряют свою актуальность, становятся менее значимыми для личности [

Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем понимании ценность - это свойства бытия, которые создает человек или которые имеют определенное отношение к нему [

Есть разные взгляды на сущность ценности: как способность удовлетворять потребности и интересы личности как особая значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности субъекта, его потребностей и интересов, как форма проявления человеком различных отношений к предметам, событий, явлений и т.п. как специфическое образование сознания, особая индивидуальная реальность, имеет особую значимость для субъекта [

Ш. Шварц и В.Билски они разработали свою концепцию ценностей, где ценности - это убеждения или идеи о конечных желаемых состояниях, которые проявляются в различных ситуациях и контролируют оценку действий и событий, и организованы в соответствии с их условным значением. Кроме того, на основе этой концепции Шварц создал методологию тестирования ценностей на уровне личности (индивидуальные различия) и на уровне культур (различия в социальных культурах).

У Я. Мусека ценностные ориентации – форма функционирования ценностей на уровне личности, то есть как личностные ценности (например, ориентации ценностей личности, противоречащие ценностям общества.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека [

В аналитической статье проанализировано понимание ценностных ориентаций различными учеными [

Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека [

С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, которая отражает жизненный опыт, накопленный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро ​​сознания, учитывая, что человек решает важные жизненные проблемы.

Ценные руководящие принципы - сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание деятельности человека, который определяет ее общий подход к окружающему миру, к себе и предоставляет смысл личностным позициям, поведению, поступкам [].

Под ценностными ориентациями понимают также отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общие мировоззренческие ориентиры, сформированные на основе соотнесения личного опыта с распространенными в социуме культурными образцами [].

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент для их измерения. Теория и методология широко используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.




В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает ориентацию человека, понимаемую как значение для человека определенных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в его жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается достичь, сферы жизни (профессиональная, профессиональная подготовка и образование, семья, общественная жизнь и увлечения) представляют разные степени значимости для разных людей.М. Рокич приводит свою типологию ценностей:

Ценности-цели (конечные) определяются им как убеждение человека в том, что стоит преследовать конечную цель индивидуального существования. Предельные ценности определяют смысл его жизни для человека, указывают на то, что для него особенно важно и важно.

Инструментальные ценности (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что конкретный образ действий или личностная черта лучше в любой ситуации.

Инструментальные ценности делятся на группы:

- этические, коммуникационные ценности, деловые ценности;

- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

- самоутверждение, принятие других людей и т. д.

Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков значений двух классов: терминального и инструментального (по 18 баллов в каждом). Сначала субъекту предлагается набор терминальных, а затем инструментальных значений.

Результаты теста в значительной степени зависят от адекватности самооценки человека, поэтому эксперты рекомендуют использовать тест М. Рокича в сочетании с другими методами. Преимущество этого теста - универсальность, удобство и скорость в проведении и обработке данных. Однако на результаты может повлиять неискренность субъекта, желание (не всегда сознательное) давать социально желательные ответы.

Согласно А. Г. Здравомыслову, ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и интеллектуальных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства для удовлетворения потребностей жизни человека.

В ценностных ориентациях, так сказать, накапливается каждый жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. [].

Психология личности использует также и другую структуру ценностей, основанную на теории самодетерминации личности, разработанной теоретически и экспериментально, Э.Л. Диси и Р.М. Райаном. В основе данной теории лежит способ группировки ценности, использующий ось внешнее-внутреннее. Степень удовлетворения таких базовых психологических потребностей как автономия (самостоятельность и независимость), межличностные отношения, компетентность (эффективность), имеют большое влияние на выраженность внешних или внутренних ценностей. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Родительское одобрение и поддержка автономности, а также эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь детей и структурированность требований к ребёнку создает и усиливает положительное влияние на развитие и рост ценностей.

Если базовые психологические потребности удовлетворены недостаточно или совсем в малой степени, то здесь возникают проблемы с психологическим здоровьем, появление беспокойства, как следствие, растет ориентация на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Человек оценивает себя через призму успеха в социальной среде своей значимости, а также полагается на мнения и мнения других о себе. Здесь основой могут быть попытки человека компенсировать проблемы, связанные с утверждением семьи. Внутренние ценности более ориентированы на значение близкого друга другого человека и на развитие внутреннего личного мира, его самовыражение в творчестве, на самоотверженный и эстетический подход к природе. Они гораздо шире и альтруистичнее внешних ценностей и схожи по содержанию с экзистенциальными ценностями А. Маслоу, которые выражают потребность в самореализации (познании и творческом выражении, эстетическом опыте), любви, гармонии, справедливости и полноте жизни. Скорее внешние ценности выражают активность нижележащих уровней своих потребностей пирамиды. Строго контролируемые, эмоционально холодные или безразличные отношения между родителями и учителями по отношению к детям и в любой культуре негативно влияют на удовлетворение основных потребностей. По мнению Д. Р. Коннеллы, М. Линча и В. И. Чиркова основные психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у субъектов разных культур.

Проблема структуры ценностей (ценностных ориентаций) всегда считалась важной и актуальной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный.

В человеческой жизни одни ценности приобретают приоритетное значение, становятся ведущими в восприятии явлений и событий окружающего мира, другие – теряют свою актуальность, становятся менее значимыми для личности [

Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем понимании ценность - это свойства бытия, которые создает человек или которые имеют определенное отношение к нему [

Есть разные взгляды на сущность ценности: как способность удовлетворять потребности и интересы личности как особая значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности субъекта, его потребностей и интересов, как форма проявления человеком различных отношений к предметам, событий, явлений и т.п. как специфическое образование сознания, особая индивидуальная реальность, имеет особую значимость для субъекта [

Ш. Шварц и В.Билски они разработали свою концепцию ценностей, где ценности - это убеждения или идеи о конечных желаемых состояниях, которые проявляются в различных ситуациях и контролируют оценку действий и событий, и организованы в соответствии с их условным значением. Кроме того, на основе этой концепции Шварц создал методологию тестирования ценностей на уровне личности (индивидуальные различия) и на уровне культур (различия в социальных культурах).

У Я. Мусека ценностные ориентации – форма функционирования ценностей на уровне личности, то есть как личностные ценности (например, ориентации ценностей личности, противоречащие ценностям общества.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека [

В аналитической статье проанализировано понимание ценностных ориентаций различными учеными [

Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека [

С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, которая отражает жизненный опыт, накопленный в процессе индивидуального развития, и представляет собой ядро ​​сознания, учитывая, что человек решает важные жизненные проблемы.

Ценные руководящие принципы - сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание деятельности человека, который определяет ее общий подход к окружающему миру, к себе и предоставляет смысл личностным позициям, поведению, поступкам [].

Под ценностными ориентациями понимают также отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общие мировоззренческие ориентиры, сформированные на основе соотнесения личного опыта с распространенными в социуме культурными образцами [].

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в контексте когнитивного подхода) и представил эффективный инструмент для их измерения. Теория и методология широко используются психологами, экономистами и политологами. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что такое люди и каковы функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает ориентацию человека, понимаемую как значение для человека определенных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуется в его жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается достичь, сферы жизни (профессиональная, профессиональная подготовка и образование, семья, общественная жизнь и увлечения) представляют разные степени значимости для разных людей.М. Рокич приводит свою типологию ценностей:

Ценности-цели (конечные) определяются им как убеждение человека в том, что стоит преследовать конечную цель индивидуального существования. Предельные ценности определяют смысл его жизни для человека, указывают на то, что для него особенно важно и важно.

Инструментальные ценности (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что конкретный образ действий или личностная черта лучше в любой ситуации.

Инструментальные ценности делятся на группы:

- этические, коммуникационные ценности, деловые ценности;

- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

- самоутверждение, принятие других людей и т. д.

Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков значений двух классов: терминального и инструментального (по 18 баллов в каждом). Сначала субъекту предлагается набор терминальных, а затем инструментальных значений.

Результаты теста в значительной степени зависят от адекватности самооценки человека, поэтому эксперты рекомендуют использовать тест М. Рокича в сочетании с другими методами. Преимущество этого теста - универсальность, удобство и скорость в проведении и обработке данных. Однако на результаты может повлиять неискренность субъекта, желание (не всегда сознательное) давать социально желательные ответы.

Согласно А. Г. Здравомыслову, ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и интеллектуальных благ и идеалов, которые рассматриваются как объекты, цели или средства для удовлетворения потребностей жизни человека.

В ценностных ориентациях, так сказать, накапливается каждый жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. [].

Психология личности использует также и другую структуру ценностей, основанную на теории самодетерминации личности, разработанной теоретически и экспериментально, Э.Л. Диси и Р.М. Райаном. В основе данной теории лежит способ группировки ценности, использующий ось внешнее-внутреннее. Степень удовлетворения таких базовых психологических потребностей как автономия (самостоятельность и независимость), межличностные отношения, компетентность (эффективность), имеют большое влияние на выраженность внешних или внутренних ценностей. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Родительское одобрение и поддержка автономности, а также эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь детей и структурированность требований к ребёнку создает и усиливает положительное влияние на развитие и рост ценностей.

Если базовые психологические потребности удовлетворены недостаточно или совсем в малой степени, то здесь возникают проблемы с психологическим здоровьем, появление беспокойства, как следствие, растет ориентация на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Человек оценивает себя через призму успеха в социальной среде своей значимости, а также полагается на мнения и мнения других о себе. Здесь основой могут быть попытки человека компенсировать проблемы, связанные с утверждением семьи. Внутренние ценности более ориентированы на значение близкого друга другого человека и на развитие внутреннего личного мира, его самовыражение в творчестве, на самоотверженный и эстетический подход к природе. Они гораздо шире и альтруистичнее внешних ценностей и схожи по содержанию с экзистенциальными ценностями А. Маслоу, которые выражают потребность в самореализации (познании и творческом выражении, эстетическом опыте), любви, гармонии, справедливости и полноте жизни. Скорее внешние ценности выражают активность нижележащих уровней своих потребностей пирамиды. Строго контролируемые, эмоционально холодные или безразличные отношения между родителями и учителями по отношению к детям и в любой культуре негативно влияют на удовлетворение основных потребностей. По мнению Д. Р. Коннеллы, М. Линча и В. И. Чиркова основные психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у субъектов разных культур.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей приобретает особое значение в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, привычные ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; какова связь между ценностями и оценкой; какие ценности являются первичными, а какие вторичными, имеют сегодня решающее значение.

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности - Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

  • ценность по своей природе социальная и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Потому что вещи, события без их связи с человеком, с жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, насыщенная кислородом атмосфера на Земле существовала задолго до появления человечества, но только с появлением человеческого общества можно было говорить о великой ценности атмосферы для жизни человека.

  • ценность возникает в процессе практической деятельности человека.

Вся человеческая деятельность начинается с цели, достижение которой является основным направлением деятельности. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы человеку удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, человек уже с самого начала рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек уже воспринимает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, как значимый, ценный для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие духа, и полноту чувств, и многое другое.

  • каждое значение характеризуется двумя свойствами: функциональный смысл и личный смысл.

Что это за свойства? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств и функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея имеет определенное информационное содержание и степень достоверности.

Личное чувство ценности — это отношение к человеческим потребностям. С одной стороны, чувство ценности человека определяется объектом, выполняющим функцию стоимости; с другой стороны, оно зависит от индивида. Когда индивидуум придает вещи смысл, он исходит не из собственной чисто естественной потребности в ней, а из потребности, культивируемой обществом, к которому он принадлежит, т.е. из общей социальной потребности. Он смотрит на это глазами других людей, общества и видит в нем то, что важно для его жизни в рамках этого общества. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

Эта позиция может вызвать возражение. Ведь уже было сказано, что бессмысленно говорить о ценности, если нет субъекта. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека и общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами социальных субъектов. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Ценностные ориентиры и их социальное отпечатывание

В окружающей действительности мало явлений, к которым человек равнодушен, явлений, к которым он не выражает ценностного отношения. Таким образом, существует столько же ценностей, сколько и явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это верно только в том случае, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество в целом. Диапазон ценностей, то есть явлений, представляющих интерес для одного человека, может быть очень узким и ограниченным. Ограниченность человека выражается в ограниченном количестве и характере его жизненных ценностей, жизненных интересов.

Разнообразие существующих в обществе ценностей диктует необходимость их однозначной классификации.

Следует отметить, что в современной аксиологии нет единого подхода к решению этой проблемы. Поэтому, если обобщить подходы к этой проблеме в разных концепциях, то можно классифицировать ценности по следующим признакам: по сферам общественной жизни; по субъектам или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

По основным сферам общественной жизни мы обычно различаем три группы ценностей:

  • Материал,
  • социально-политический сайт
  • духовный.

Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи прямого потребления. Природные ценности — это природные богатства, содержащиеся в природных ресурсах. Объектные ценности — это материальные объекты мира, созданные человеческим трудом и культурным наследием прошлого.

Социально-политические ценности представляют собой ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовные ценности — это ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всех их различиях материальные, общественно-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из них есть свой аспект другого вида ценностей. Кроме того, существуют ценности, которые могут быть связаны как с материальными, так и с общественно-политическими и духовными ценностями. Это ценности, которые имеют базовую человеческую ценность. К ним относятся жизнь, здоровье, свобода и т.д.

Сущность и общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации человека являются одним из основных структурных образований зрелой личности, в котором сходятся различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека — одна из важнейших черт личности. Это связано с тем, что там ценностные ориентиры определяют отношение человека к другим людям и установление взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, ценностные ориентации оказывают регулирующее и определяющее влияние на поведение, действия и поступки человека.

Понимая и реализуя свои ценностные ориентиры, человек ищет свое место в мире, размышляет о цели и смысле своей жизни.

Структура ценностных ориентаций человека включает в себя три основные интегративные компоненты:

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональная составляющая.
  • Поведенческая составляющая.

Каждый из этих компонентов активно участвует в формировании ценностных ориентаций личности, а совокупность компонентов определяет их характеристики, содержание, степень проявления и эмпирическую проверку.

Таким образом, изучение особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассматривать их как результат человеческого развития реальности и успешной социализации в обществе.

Ценности — это изолированные духовные, моральные и личные интересы человека.

Ценности обычно изучаются на основе двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход к изучению личностных ценностей человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Описательный подход к изучению ценностей человеческой личности направлен на выявление иерархии системы ценностей индивида.
    Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и характеристики, которые составляют совокупность социальных идеалов, значимых для конкретного человека и представляющих его стандарт того, что правильно.

Формирование значений и ценностных ориентаций индивида

Процесс формирования значений и ценностных ориентаций индивида является постепенным и включает в себя ряд составляющих.

Компоненты постепенного формирования значений и ценностных ориентаций индивида:

  • Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, его место в обществе, его отношение к себе, к окружающим его людям и к реальности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей. Мировоззрение человека — это совокупность взглядов на окружающую его реальность, основанная на системе убеждений, человеческом существовании и философии жизни.
  • Отражение — это критическая переоценка личных ценностей в соответствии с общим видением смысла жизни. Рефлексивность проявляется как пауза в процессе деятельности или отношений человека с другими людьми, в которой он психологически оценивает ситуацию, свое поведение и роль.
  • Ориентация — это совокупность достаточно стабильных мотивов, выстраивающих деятельность человека в соответствии с ситуацией вокруг него. Ориентация человека во многом зависит от его интересов, склонностей, идеалов и убеждений. Поэтому ориентация по своей сути является многогранной характеристикой человека.

Роль ценностей и ценностных ориентиров в развитии личности

Ценности и ценностные ориентиры имеют большое значение для развития личности каждого человека. Это связано с тем, что каждая человеческая деятельность напрямую связана с ними. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят и от его ценностных ориентаций, которые служат своеобразной моделью его становления.

Следует подчеркнуть роль ценностей и ценностных ориентиров в формировании жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы являются основой не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы — это планы, которые диалектически связывают непосредственные цели человека с его далеким будущим и его реальным настоящим, существующими условиями существования.

Уровень жизненных планов определяет развитие индивидуального сознания, успешность общественных отношений и специфику положения в обществе. Все эти компоненты чрезвычайно важны для развития всей жизненной программы индивидуума.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостный структурный комплекс, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических составляющих. В этом случае каждая из составляющих может иметь самостоятельное значение при формировании стоимостных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций указывает на определенный этап в становлении личности несовершеннолетнего, на возникновение таких психологических структур, которые вносят существенный вклад в формирование его мировоззрения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: