Ценности кочевой цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Введение__________________________________________3
Возникновение кочевой цивилизации__________________
Понятие кочевая цивилизация____________________
Предпосылки возникновения_____________________
Классификация кочевничества____________________
Быт и культура кочевников_______________________
Расцвет кочевничества___________________________
Модернизация и упадок__________________________
Кочевники в XXI веке___________________________
Заключение_________________________________________
Список литературы__________________________________

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кочевые цивилизации.doc

на тему: Возникновение кочевой цивилизации.

  1. Введение______________________ ____________________3
  2. Возникновение кочевой цивилизации__________________
    • Понятие кочевая цивилизация___________________ _
    • Предпосылки возникновения_________________ ____
    • Классификация кочевничества_________________ ___
    • Быт и культура кочевников____________________ ___
    • Расцвет кочевничества_________________ __________
    • Модернизация и упадок________________________ __
    • Кочевники в XXI веке__________________________ _
    1. Заключение____________________ _____________________
    1. Список литературы____________________ ______________

    Люди западной цивилизации привыкли считать, что кочевники давно ушли в историю, то, что их воинственные набеги приводили к упадку и исчезновению цивилизованных оседлых соседей, и что их дикий образ жизни не оставил ничего ценного в человеческой культуре. В действительности, это негативное представление о кочевниках не более чем миф. Кочевники живут и сейчас, причем число их не так мало, они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, выживают в пустынях Африки.

    Понятие кочевая цивилизация

    Кочевники - мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго- восточной Азии, — рыболовством. У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни

    Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

    • экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
    • периодические перекочевки большей части населения и скота;
    • особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

    Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности

    Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Согласно более популярной точке зрения, номадизм появился на неблагоприятных для земледелия зонах, где единственным способом выживания являлась сезонная перекочевка. Так население вынуждено было адаптироваться к новым условиям и специализироваться в кочевом скотоводстве.

    Так же спорен вопрос о том, где сложился номадизм. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н.э. Другие, мнение которых я поддерживаю, полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н.э. в евразийских степях.

    Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы:

    • кочевое,
    • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
    • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
    • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

    В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

    • вертикальное (горы равнины) и
    • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

    Быт и культура кочевников

    Совсем не обязательно быть специалистом, чтобы усомниться в правильности вышеприведенного мнения. Не надо забывать, что поэзия и музыка всегда были и останутся в числе основных составных частей культуры. Поэзия родилась в среде пастушеских племен. То же самое и о музыке. Например, сравним мелодии тюркских народов, этнически очень близких, из которых одни стали вести оседлый образ жизни в XVI b., другие продолжали кочевать до XIX века; эти последние сохранили наиболее чистую музыку, тогда как у оседлых тюрков она приобрела прикладной характер, стала аккомпанементом слова (песня) и жестов (танец).

    Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).

    Модернизация и упадок

    С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация.

    В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию, которая закончилась неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством.

    Кочевники в XXI веке

    В настоящее время кочевым скотоводством занимается около 35-40 млн. чел. Они проживают в Азии и Африки.

    О существовании кочевого общества на территории Казахстана свидетельствуют образ жизни кочевников, вековые обычаи, традиции, ценности сложившиеся со времен эпохи бронзы более двух тысяч лет назад до эпохи тотальной коллективизации 1936 г. Степь с ее особенностями климатических условий, уникальной географической средой, растительным и животным миром оказали существенное влияние не только на антропологию, но и на образ жизни, культуру, религию, космологию, миропонимание степных жителей. У кочевников все было приспособлено к суровым условиям кочевой жизни. Миграция кочевников не могла не носить строго упорядоченного характера: в ее основу ставились сезонные особенности года, ландшафта, климата, водных ресурсов.
    Разведение скота в больших размерах требовало накопления знаний о среде обитания, миграции, биологии животных, и одновременно обеспечивало калорийной пищей, напитками, одеждой, возможностью укрыться под войлочным пологом переносного дома. В суровой борьбе с природой ими был накоплен ценный опыт использования природных богатств, совершенствования трудовых навыков, как важный этап прогресс в историческом прогрессе. Кочевники не только сумели адекватно приспособиться к суровому, уникальному характеру степи, но также создали богатую оригинальную культуру, основой которой служило кочевничество, как наиболее приемлемая в этих условиях форма хозяйствования, социального взаимодействия, гармоничного сосуществования природы и человека. Главными ценностями номадов были Великая степь, религия, военное дело, земледелие и кочевое скотоводство. Специфику ценностного измерения окружающего мира номадами, следует искать не в производстве, не накоплении материальных ресурсов, а в развитии свободы: номады живут по законам развития свободы, тогда как природа по законам необходимости. Субъектность номадов следует рассматривать через обретение ими свободы в процессе совершенствования своих способностей и преодоление вызовов окружающего мира, возможных катастроф и катаклизмов.

    Казахский аул

    Национальные игры молодежи

    Национальные игры молодежи

    Картинки Орхоно-енисейская письменность

    Картинки Орхоно-енисейская письменность

    Особенности кочевой цивилизации

    Какие особенности кочевой цивилизации обычно приходят на ум первыми? Точнее, какой образ ассоциируется со словом “кочевник”? Обычно люди сразу представляют орду свирепых воинов, которые всю жизнь проводят в седле, а всё, что им нужно, отбирают силой. Этот образ имеет немало общего с реальностью, но он всё-таки несколько упрощён и утрирован.

    Ценности кочеыой цивилизации

    Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
    До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

    План урока по теме Ценности кочевой цивилизации по предмету культурология для студентов второго курса. В лане отражены цель урока, задачи, организационный момент, изучение новой темы, работа в группе, индивидуальная работа, закрепление, домашнее задание и оценка студента за ответ. Рассмотрены также тестовые вопросы по теме.

    Читайте также: