Царский дворец ассирийских царей кратко

Обновлено: 03.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 500 жетонов
  • Социальный капитал 16 490
  • Количество читателей
  • Длительность 3 часа
  • Минимальная ставка 500 жетонов

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура, Искусство, История, Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Ассирийские рельефы, украшавшие стены царских дворцов, заменяли современные СМИ. Они были призваны прославлять мощь древних правителей.

Ассирия — древнее месопотамское царство — располагалась на севере современного Ирака. Её территория составляла свыше 160 тыс. кв. км. В 605 году до н. э. под ударами Мидии и Вавилона Ассирия пала. Объединённые войска этих двух государств разрушили и сожгли ассирийские города: Ашшур, Кальху, Ниневию, Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин. Почти 2,5 тыс. лет они пролежали под слоем песка.

В 1840-х годах француз Поль-Эмиль Ботта и англичанин Остин Генри Лейард раскопали Дур-Шаррукин (Хорсабад), Кальху (Нимруд) и Ниневию (Каюнджик) — последнюю столицу Ассирии. Позднее Вальтер Андре обнаружил город Ашшур.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция).

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция). Источник: studfile. net

Дур-Шаррукин, основанный при царе Саргоне II, находился к северо-востоку от Ниневии. Развалины города были засыпаны толстым слоем песка. Именно это уберегло их от дальнейшего разрушения. Дур-Шаррукин лучше других городов даёт представление об ассирийском зодчестве, поскольку он наиболее изучен археологами и архитекторами.

Дур-Шаррукин был возведён на мощной террасе высотой 14 м и колоссом возвышался над столицей. Городская стена с бойницами подходила к нему с двух сторон. У входа стояли огромные статуи ламассу — гениев-охранителей дворца, изображённых в виде львов с головой человека, и фантастических крылатых быков.

Дворец состоял из 210 помещений и 30 дворов. Его стены были сооружены из кирпича, сделанного из глины и рубленой соломы. Внешние стороны стен были облицованы рельефами с изображениями шеду (крылатых быков) и фигур героев эпоса. Помещения Дур-Шаррукина были высокими, узкими и длинными. Плоские перекрытия поддерживали брёвна из кедра. Нижние части стен украшались ортостатами — рельефными каменными плитами, на которых изображались сцены охоты, баталий, культовые композиции. Главным действующим лицом, как правило, был царь.

Пол выкладывали кирпичом или алебастровыми плитами. Для его утепления сверху клали циновки и ковры. Дворцовая утварь изготовлялась из бронзы, слоновой кости и чёрного дерева.

Рядом с резиденцией Саргона II располагался зиккурат — семиэтажная храм-башня. Число этажей соответствовало семи планетам, которым поклонялись ассирийцы. Каждый этаж имел свой цвет.

Ассирийское искусство: очарование рельефных изображений

К югу от Дур-Шаррукина простиралась Ниневия. Её основатель Синахериб, сын царя Саргона, требовал, чтобы застройка города проводилась строго по плану. Так, например, главная улица, носившая название Царская, должна была иметь 26 м в ширину. Того, кто выносил постройку за черту, наказывали. Ниневия изобиловала храмами, парками и прудами. Царский дворец стоял на 30-метровой платформе. В дальнейшем его реконструировали и расширили. Открытие археологами ряда ассирийских городов, расшифровка клинописи, изучение памятников истории, культуры и архитектуры позволили учёным с большей определённостью судить об искусстве древнемесопотамского государства. Наивысшего расцвета оно достигло в 9−7 вв. до н. э.

Крылатые быки с человеческой головой из дворца Саргона II.

В период правления Ашшурнасирпала II основными чертами искусства были лаконичность, чёткость и торжественность. Художники старались упростить композиции, избегали бытовых сцен. В фигурах людей они подчёркивали физическую мощь, изображая их неподвижными и концентрируя всю выразительность в позах и жестах. Царь, его прислужники, мифологические гении-хранители отличались только деталями одежды, черты лица были одинаковыми.

При Саргоне II в ассирийском искусстве возникло много нового. Контуры фигур округлились, сюжеты стали разнообразнее. Появился пейзаж: деревья, холмы, реки.

Необычайную насыщенность и выразительность приобрёл рельеф в период царствования Ашшурбанипала. Сцены охоты оживились, изображения животных, птиц, фигуры людей были доведены до высочайшего совершенства. Каменные полотна, украшавшие царский дворец в Ниневии, демонстрировали доблесть ассирийских воинов, прославляли величие Ашшурбанипала, его подвиги и достижения. Часто персонажами рельефов становились придворные, слуги, телохранители, гости царя. Нередко встречались изображения рыб и водоплавающих птиц, животных в клетках, в горах, а также охотничьих собак с псарями.

Рельеф с изображением умирающей львицы.

К шедеврам искусства Древней Ассирии можно также отнести изображение газелей и охоты на ослов.

Притягательность ассирийских рельефов — в детальной передаче запечатлённых событий, в прекрасно показанных видах оружия, конской упряжи, одеяний, мебели.

Среди замечательных образцов ассирийской скульптуры нельзя не выделить статуи Ашшурнасирпала II, богини плодородия Иштар, крылатых быков и львов, украшавших вход в царские дворцы и достигавших в размерах трёх или четырёх метров. Тело и задние лапы крылатого льва были даны в рельефе, а человеческая голова и передняя часть туловища выступали из стены навстречу входящему во дворец.

Важное место в ассирийском искусстве принадлежало изготовлению печатей и гирь. Этим занимались резчики, чьё искусство по тонкости исполнения и зрелости композиционных решений исследователи сравнивают с монументальным. Предметы из металла, глины, слоновой кости и чёрного дерева получили широкое применение в быту.

Дома и дворцы были украшены росписью и изразцовой орнаментацией. По мнению учёных, лучшие образцы сохранились в Тель-Барсипе — городе, расположенном на западе Ассирии. Фон росписи был белым. Изображения наносились чёрной, зелёной, красной и жёлтой красками. Большим искусством было само ассирийское клинописное письмо, которому учились долгие годы.

Переоткрытие Ассирия античного было сделано первым, исследуя большой дворец королевских столиц Neo-ассирийцы ( IX - й - VII - й . До н.э.), которые были также первыми останками в Месопотамии древнего быть обнаружено с середины XIX - го века Н.э. на месте Нимруда ( Калху ) Куюнджика ( Ниневия ) и Хорсабада ( Дур-Шаррукин ). Их размер, многочисленные дворы и внутренние помещения и особенно их барельефы, доставленные в великие европейские музеи, отметили умы людей, которые заново открыли для себя силу, которой Ассирия обладала в древности.

Помимо этого историографического интереса, королевские дворцы также имели большое значение для королей, которые пользовались большим авторитетом от их строительства. Доказательством этого является тот факт, что последние ассирийские правители, которые также были самыми могущественными, считали делом чести построить одно или несколько из этих зданий и связать это в длинных надписях со своей славой. Эти памятники были сердцем их империи, и поэтому они должны были быть на пике своего могущества и отражать имперскую идеологию, в частности, с помощью вырезанных там длинных фризов.

История ассирийских королевских дворцов следует за историей царства: сначала они ограничивались городом Ассур , местом происхождения этого политического образования, они стали более сложными и приобрели большее значение в крупных столицах неоимперии. последовательно Калху, Дур-Шаррукин и Нинив.

Резюме

Дворец II - го тысячелетия

Самый старый ассирийский царский дворец - Старый дворец, расположенный в Ассуре, к северу от старого города, рядом с дворцовым комплексом бога Ассура . Он был построен примерно в начале II - го тысячелетия, но самые ранние уровни не известны. Он имел форму четырехугольника, с почти перпендикулярными сторонами 110 и 112 метров в длину и около 98 метров в ширину. Он был разделен на 162 комнаты, организованные вокруг 10 внутренних дворов. Его план был изменен во время его реставрации Адад-nerari I - го 1300, который реорганизовал вокруг центрального двора 31 метров в длину и 26 метров в ширину. Затем он, возможно, представляет собой прообраз будущего разделения королевских дворцов на частные и общественные зоны, разделенные тронным залом, но эта интерпретация все еще сомнительна, другие просто видят в плане этого здания план резиденции - нормального, но большего размера.

Старый дворец был дополнительно восстановлен в нео-ассирийскую эпоху, особенно Ашурнасирпалом II и Сеннахирибом . Королевские гробницы этого периода были найдены в его подвале, в каменных саркофагах и разграблены со времен античности. Это могилы Ашшур-Бел-Кала , Ашурнасирпала II , Шамши-Адада V , возможно, даже Сеннахериба .

Новый дворец был построен в Assur по Tukulti-Нинурта I - го (1244-1208) - который также построил дворец в Кар-Тукульти-Нинурта - в северо - западном углу города. Вероятно, он уже предвосхитил неоассирийские дворцы, в частности, своим внутренним разделением на частную зону ( bītānu ) и общественную зону ( babānu ), но он остается очень малоизвестным, потому что только руины террасы, приспособленной для ее поддержки, сопротивлялись до тех пор, пока ' В наше время.

Указы суда и гарема

Серия табличек среднеасирийского периода содержит положения, касающиеся жизни жителей частной территории царского дворца, прежде всего женщин, проживающих в гареме . Он управляет их иерархией, которая ставит на первое место главную жену короля и королеву-мать, а также их соратников. Единственные мужчины, которые могли приблизиться к ним, чтобы передать им послания, возможно, евнухи , никогда не должны были оставаться одни и находиться в пределах семи шагов. Другие строгие правила содержали инструкции о женщинах и мужчинах, которые могли посещать жителей гарема, правилах одежды последних и наказаниях за нарушение одного из правил поведения. Поощряется информирование, сокрытие информации карается наказанием, вплоть до ставки в самых серьезных случаях. Однако женщины гарема не ограничены и могут покинуть дворец при условии, что они находятся под постоянным присмотром.

Провинциальные дворцы

Раскопки, проведенные недавно в сирийской верхней Месопотамии, позволили идентифицировать провинциальные дворцы среднеассирийского периода, такие как Дур-Катлимму (Телль Шейх Хамад), тогда как ранее были в основном известны дворцы неоассирийских правителей.

Нео-ассирийские дворцы

Строительные истории

Исходя из традиции надписей на фундаменте, оставленных каждым строителем или реставратором под зданием, которое он только что построил или восстановил, истории строительства становятся все более длинными и относятся к среднему ассирийскому периоду, пик этого жанра пришелся на неоассирийские времена. в Стандартной надписи Ашурнасирпала II, ознаменовывающей реконструкцию Калху, но также и в отчетах о строительстве Дур-Шаррукина Саргоном II и Ниневии Сеннахирибом, среди прочих, которые до сих пор являются частью строительства нового царского дворца. дворец.

Как только дворец будет завершен, проводится инаугурация с банкетом, на который знаменитости королевства, вассалы империи и новые жители города приглашаются в Стандартной надписи или, чаще, на пир, на который Король заставил богов- защитников войти в свой новый дом во время ритуала такулту .

Пространственная организация

Неоассирийские дворцы были организованы вокруг двух дворов, образующих две группы. Один для общественной жизни короля, другой для его частной жизни. Часто их разделял тронный зал, разделявший эти два пространства.

Первый двор - это бабану , внутренний двор. Это место, отведенное под дворцовую администрацию, куда могла пойти публика. Здесь король выполнял свои общественные функции. Есть чиновники, слуги, священники, ученые и знатные люди королевства. Было подсчитано, что население королевского дворца в обеих частях, но особенно в этой, может составлять более 10 000 человек. Всем руководил управляющий дворца ( ša pān ekalli ), который хранил свои ресурсы во многих магазинах, расположенных в этой части. Он также руководил всеми слугами и мастерами ансамбля, а также внутренним управлением.

Второй двор - это bītānu , место, предназначенное для ограниченного персонала, закрытого для публики. Здесь располагались царские покои и его гарем . Там жила королева-мать, любимая жена, у этих двух женщин были лучшие комнаты, затем у других жен короля и даже его незамужних сестер. Дети короля, которые еще молоды, живут со своей матерью. Эта часть очень хорошо охраняется евнухами . Мы знаем, что женщины, проживающие в гареме, могут, не имея права покинуть свое жилище, управлять своими собственными экономическими делами, что может быть весьма важным.

Архитектурные элементы и украшения

Ассирийское искусство очень сильно вдохновлено произведениями его соседей в Вавилоне , Сирии , хеттах и даже Египте . Королевские дворцы были построены из кирпичей, сырых или обожженных, местных материалов, хотя и недолговечных, что объясняет, почему здания нуждались в таком обслуживании. Дворец представлял собой монумент с массивным обликом, и хотя бы по внешнему виду он напоминал крепость. Стены были внушительными, около двадцати метров шириной. Вы вошли в здание через дверь между двумя башнями. Доступ охраняют две статуи гениев. Помещения были покрыты крышей, поддерживаемой цилиндрическими сводами. Несколько отверстий в верхней части стен пропускали робкий свет. Это предотвращает проникновение во дворец царившей снаружи волны тепла. Двери в основном арочные. Чаще всего их закрывали простыми шторами на уровне спальни. Ассирийцы также заимствовали у арамейских народов постройку под названием бит хилани , вдохновленную хеттским искусством, здание, состоящее из портика, поддерживаемого несколькими колоннами, которые можно найти у входа во дворец, с дверями, украшенными большими статуями.

Для украшения дверей, окон и даже сводов использовались глазурованные кирпичи, на которых были изображены животные, деревья, а также символические инструменты. Стены украшали ортостаты - большие плиты из алебастра или известняка . Совместив их друг за другом, мы получили длинные фризы. Те, что находятся в ассирийских дворцах, являются лучшими образцами искусства страны. С определенной тщательностью они изображали сюжеты различной тематики, хотя прежде всего преобладает война, как и религия. Эти фризы на самом деле часто используются в качестве иллюстраций к анналам царя, построившего храм, и есть наиболее важные отрывки, иногда начертанные на обратной стороне стел.

Таким образом, ассирийское дворцовое искусство - это, прежде всего, пропагандистский прием, посвященный славе царя и бога Ассура . Посетитель должен быть поражен ассирийской силой с того момента, как войдет во дворец. Некоторые стены некоторых из этих памятников даже были украшены картинами. Скульптура в круге особенно представлена ​​гигантскими статуями крылатых гениев-андроцефалов, охраняющих вход во дворец. Сеннахирим даже рассказывает в своих анналах о том, как он (или, скорее, один из его мастеров) разработал новую технику, похожую на технику по выплавляемым моделям, используемую для отливки бронзовой статуи в одно целое.

*
*
*
*
*
*

Мнение эксперта:
Уже через час после начала раскопок из земли начали выступать полуразрушенные стены. На них отчетливо различались надписи, рисунки, рельефы. Основной их темой было прославление царя. На этих изображениях царь охотился, воевал, пировал по случаю очередной победы. И тут же бесстрастно наблюдал за тем, как истязают пленников. Это были беспримерные в истории мирового искусства изображения жестокости. Большая группа рельефов рассказывала о победе ассирийского царя Саргона Второго над соседним государством Урарту в 714 году до Рождества Христова. Чем дальше продвигались работы, тем очевиднее становилось, что раскопанные стены есть ничто иное как царский дворец.
Это открытие принесло археологу-любителю всемирную известность. Он и сам был под сильным впечатлением от своей находки. До конца жизни Ботта не сомневался, что раскопал древнюю столицу Ассирийского государства. Но ирония судьбы заключалась в том, что это была вовсе не Ниневия! Дальнейшие исследования ученых показали, что холм возле селения Хорсабад скрывал руины ассирийского города Дур-Шаррукин. Центральное место в нем действительно занимала резиденции царя Саргона Второго, дворец, сооруженный в 709 году до Рождества Христова в 50 километрах о Ниневии.
Раскопки Дур-Шаррукина велись еще много лет. Год за годом из земли поднимались величественные здания с украшенными порталами, с огромными залами, с гаремом из трех отделений. Стены дворца покрывали изображения диковинных животных, барельефы царей и крылатых богов. Такой роскоши археологи не встречали даже в Египте! Великолепие дворца свидетельствовало о величии открытой ими цивилизации.

Мнение эксперта:
Дворец, сооруженный на искусственной террасе, возвышался над городом. Площадь дворца составляла 10 гектаров, а общая площадь города 18 гектаров. Крепостная стена подходила вплотную к дворцу так, что часть дворцовых помещений выдавалась вперед, образуя огромный бастион над крутым обрывом. С высоких башен стража могла увидеть врагов на большом расстоянии, а отвесные склоны делали затруднительной осаду крепости. Дворец имел 30 дворов и 210 залов. В центре находилась царская резиденция, вокруг нее размещались гарем, храмы и служебные помещения.
У входа во дворец Саргона возвышались величественные крылатые быки-шеду в высоких шапках-тиарах, с человеческими лицами и огромными, завитыми бородами.
Мнимое открытие Ниневии вошло в историю как ошибка неопытного ученого. Но это нисколько не умаляет его значения для исторической науки. Раскопки Дур-Шаррукина стали мировой сенсацией. Найденный французским дипломатом дворец ассирийского царя подтвердил, что на берегах реки Тигр действительно существовала мощная цивилизация, о которой сказано в Библии. С открытия Ботта начала развиваться новая ветвь археологической науки – ассириология.
Сегодня на месте Дур-Шаррукина остались только обломки гранитных глыб. Статуи крылатых быков-шеду находятся в Иракском музее древностей в Багдаде. А самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов можно увидеть в лондонском Британском музее и в парижском Лувре.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Читайте также: