Цаллер дж происхождение и природа общественного мнения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Формирование общественного мнения – это многогранный и многослойный процесс. Оно зависит от того общества, в котором формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.
Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Формирование общественного мнения.doc

Джон Цаллер предложил модель, состоящую из четырех утверждений, аксиом о том, как индивиды реагируют на политическую информацию, с которой они сталкиваются, и как трансформируют эту информацию в общественное мнение.

Вторая аксиома – аксиома сопротивления. Люди склонны критически воспринимать аргументы, не согласующиеся с их политическими предрасположенностями, но только лишь в той мере, в какой они обладают контекстной информацией, необходимой для понимания отношений между этими аргументами и своими политическими предрасположенностями.

Аксиома третья – аксиома доступности. Чем ближе по времени данное представление было актуализовано, обсуждалось или обдумывалось, тем меньше времени требуется для актуализации этого и аналогичных представлений в памяти, сознании. И, наоборот, чем больше времени прошло с тех пор, как индивид обращался к своему суждению и к идеям, связанным с ним, тем менее вероятно, что они будут мобилизованы. Представление, которое не было долгое время актуализовано, может оказаться совершенно забытым.

Аксиома четвертая – аксиома реакции. Индивиды отвечают на вопросы интервью, обдумывая только те суждения, которые оказываются немедленно доступны или мобилизованы в их сознании.

Таким образом, корреляции между осведомленностью и поддержкой определенного направления в политике будут сильней, когда наиболее очевиден консенсус элит по данному вопросу, и наоборот, когда консенсус элит менее выражен или отсутствует, корреляции будут слабее.

Но существует множество случаев, когда элиты находятся в жестком противостоянии и господствующая тенденция отсутствует. В этом случае возможны совершенно другие паттерны распределения массовых установок.

Что касается проблемы места и роли средств массовой информации, то они не теряют своей актуальности целое столетие. В начале XX века стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. Причиной этого стало то, что окончательно сложились массовые средства передачи информации, появились радио и телевидение. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. В связи с этим, изменилась политическая коммуникация. У нее появились новые средства и, соответственно, цели. Массовая политическая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим политическим инструментом.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение. Так, они доказали, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором.

Конструктивно влиять на гражданское сознание можно только с помощью адекватных профессиональных средств массовой информации. При этом сами представители СМИ должны быть убеждены в правоте идеалов гражданского общества, иметь социальную и гражданскую ответственность, активную гражданскую позицию и социальный оптимизм.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о взаимосвязи СМИ, власти и бизнеса. И если государственная или муниципальная пресса или телевидение открыто отстаивают интересы своего основателя, то частные (коммерческие) нередко выступают в роли скрытого пропагандиста власти. Поэтому в последних наблюдается постоянное сочетание скрытых и явных целей в формировании общественного мнения и массового сознания.


Формирование общественного мнения — это многогранный и многослойный процесс, зависящий от того общества, в котором формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Оно регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя и насаждая определенные нормы общественных отношений.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить множество определений общественного мнения. Однако в настоящий момент одна точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной. Звучит она следующим образом: общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Существует большое количество факторов влияющих на общественное мнение, среди них можно выделить наиболее значимые: традиции, образ жизни, окружение, религия, мировоззрение, идеология, СМИ.

Исходным пунктом формирования общественного мнения является информированность по проблеме, которая зависит от социально-экономических и политических условий жизни общества. Информированность может быть охарактеризована диапазоном обладания знаниями и их глубиной (количеством и качеством информации). Еще одна характеристика — компетентность общественного мнения. Здесь огромную роль играют СМИ и Интернет.

Этапы формирования общественного мнения:

1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания (первичное ознакомление с проблемой);

2) истолкование мнений посредством обмена информацией, обсуждение проблемы;

3) распространение сложившегося типизированного мнения в определенном социальном ареале;

4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику.

В процессе формирования общественное мнение переходит из одного состояния в другое посредством преобразования индивидуальных мнений в коллективные мнения и переходя из сферы сознания в сферу практической деятельности.

Выделяют факторы целенаправленного воздействия на сознания людей (внешние факторы) со стороны органов управления и идентификацию интересов личности с интересами группы и общества (внутренние факторы).

При анализе формирования общественного мнения первостепенное внимание нужно уделять двум обстоятельствам: тому, как граждане узнают о вещах, которые находятся за пределами их непосредственного опыта, и тому, как получаемая информация преобразуется во мнение.

А2 — аксиома сопротивления. Люди склонны критически воспринимать аргументы, не согласующиеся с их политическими предрасположенностями, но только лишь в той мере, в какой они обладают контекстной информацией, необходимой для понимания отношений между этими аргументами и своими политическими предрасположенностями.

Хотя такой вывод может показаться непривлекательным, он согласуется с теоретическими моделями и эмпирическими данными, полученными в исследованиях политической коммуникации.

А3 — аксиома доступности. Чем ближе по времени данное представление было актуализировано, обсуждалось или обдумывалось, тем меньше времени требуется для актуализации этого и аналогичных представлений в памяти, сознании.

Напротив, чем больше времени прошло с тех пор, как индивид обращался к своему суждению и связанным с ним идеям, тем менее вероятно, что они будут мобилизованы; представление же, которое не было актуализовано в течение длительного времени, может оказаться совершенно недоступным, т. е. забытым [3].

А4 — аксиома реакции. Индивиды отвечают на вопросы интервью, обдумывая только те суждения, которые оказываются немедленно доступны или мобилизованы в их сознании.

Основные аксиомы ВПФ-модели (Восприятие — Принятие — Формулировка) позволяют сформулировать автору [3] четкие выводы о том, как изменяются установки:

4. Изменение установок по менее знакомым вопросам, по сравнению с более знакомыми, также в большей степени затрагивает более осведомленных людей.

Исследование общественного мнения.

Клеточные автоматы являются стилизованными синтетическими мирами, определенными простыми правилами. Впервые эти объекты были введены в конце сороковых годов прошлого века для того, чтобы обеспечить более реалистические модели поведения сложных, пространственно протяженных систем. Клеточные автоматы позволяют строить модели для многих исследований в естественных науках (особое внимание получили при исследовании многих физических явлений), моделировать общие феноменологические аспекты мира.

Более формализовано клеточный автомат можно определить как математических объект с дискретными пространством и временем. Каждое положение в пространстве представлено отдельной клеткой, каждый момент времени отображается дискретным временным шагом (поколением). Состояние каждой клетки определяется простыми правилами взаимодействия, которые предписывают изменение состояния клетки в следующем такте.

Правила смены мнения можно предложить следующие:

- если разность (Положительное_отношение — Отрицательное_отношение) больше 4, тогда цвет клетки соответствует Положительному_отношению;

- если разность (Отрицательное_отношение — Положительное_отношение) больше 4 тогда цвет клетки соответствует Отрицательному_отношению;

- если разность (Положительное_отношение — Отрицательное_отношение) положительна, но меньше 3, ИЛИ разность (Отрицательное_отношение — Положительное_отношение) положительна, но меньше 3, тогда цвет, приобретаемый клеткой на следующем шаге, Нейтральное_отношение.

Эксперимент заключается в проведении нескольких запусков программы с разными начальными данными и сравнении результатов. В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

- модель, представленная в программе, описывает поведение индивидов, при котором одинаковые мнения образуют скопления, а границы между скоплениями противоположных мнений разделяют индивиды с нейтральным мнением.

- соотношение разных мнений в модели напрямую зависит от начального соотношения мнений. Даже незначительное отклонение в одну из сторон впоследствии приводит к большому количественному разрыву между мнениями. Однако немалую роль играет расстановка и количество нейтральных мнений, т. к. оно, по сути, формирует области, в которых будет доминировать только одно мнение.

1. Гуц А. К., Коробицын В. В., Лаптев А. А. Математические модели социальных систем. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2000.

БИБЛИОТЕКА

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ТРУДЫ



В монографии известного журналиста, политолога и социолога, одного из архитекторов американского неолиберализма, У.Липпмана (1889—1974) рассматриваются природа, формы существования, модели формирования и функционирования общественного мнения, механизмы воздействия на него средств массовой информации.

Книга предназначена для специалистов в области изучения общественного мнения, психологов, социологов, журналистов, а также для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.



Краткая аннотация.

Книга предназначена для специалистов в области общественного мнения, социальной психологии, политической социологии, массовой коммуникации, а также для аспирантов и студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.



Краткая аннотация.

Монография знакомит читателя с оригинальной теорией общественного мнения, подтверждённой гигантской практической работой классика этой отрасли социологии Элизабет Ноэль-Нойман. В книге всесторонне исследуются пути формирования общественного мнения, его влияние на социально-политическую жизнь общества. Особое место в работе уделено феномену "спирали молчания", влияющей на прогнозирование результатов политических выборов.

Монография содержит интереснейшие исторические справки и историографические выкладки.

Рекомендуется социологам, политологам, всем кого интересуют проблемы формирования общественного мнения.



Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - С. 159-177.



Кара-Мурза С.Г.

Краткая аннотация.

По мнению автора, человечество стоит на пороге создания такого типа общественного жизнеустройства, где главным и почти тотальным средством господства станет манипуляция сознанием. Главная цель книги - дать материал для того, чтобы каждый мог подумать о том выборе жизнеустройства, которое его ожидает.

СКАЧАТЬ



Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 567 с.

Краткая аннотация.

В книге рассматриваются теоретико-методологические основания программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Детально излагаются процедуры кван-тификации социальных характеристик, методы сбора данных: анализ документов, наблюдения, опросы, глубинные интервью, статистические приемы анализа взаимосвязей и интерпретативные подходы в качественном исследовании, а также требования к организации теоретико-аналитических и прикладных исследований.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Читайте также: