Бух учет кратко и понятно самое важное 2020

Обновлено: 18.05.2024

К изменениям по двум направлениям следует готовиться бухгалтерам и людям, чья профессия связана с управлением финансами. Новшества бухучета в 2020 году коснутся международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ).

Теперь обо всем подробнее.

7 главных изменений в РСБУ и МСФО

Принятый либо измененный документ

Суть изменения

Определение бизнеса уточнят и добавят иллюстративные примеры.

Изменения затронут определения существенной информации.

Не исключено, что нововведения применят значительно раньше.

Меры по реформированию призваны максимально приблизить российские системы бухгалтерского учета РСБУ к МСФО. За последние 20 лет в этом направлении велась огромная работа, однако различия остаются. Их можно разделить на концептуальные и различия на уровне стандартов. Остановимся на концептуальных различиях подробнее, поскольку они наиболее значимые.

Концептуальные отличия РСБУ и МСФО

Критерий сравнения

Функции финансовой отчетности

Информационная функция и контроль

Функция прогнозирования финансовых показателей, деятельности компании и ее стоимости

Критерий достоверной отчетности

Следование правилам, установленным в нормативных документах по бухгалтерскому учету

Применение общепризнанных принципов формирования и раскрытия информации

Основной критерий признания активов

Юридическое право владения

Оценка активов и обязательств

Первоначальная (историческая) стоимость

А вот пример отчетности по РСБУ той же компании . Обратите внимание, она составлена строже. В РСБУ присутствует свод обязательных правил для построения отчетов. Они утверждены Минфином РФ.

В России действует модель законодательного признания МСФО. Она характерная для европейских стран. Такую модель применяют, когда необходимо составить консолидированную финансовую отчетность по МСФО, а для составления индивидуальной бухгалтерской, в основном, используют РСБУ.

На международную систему можно перейти и добровольно. Многие компании используют МСФО для консолидированной, индивидуальной и даже для целей управленческой отчетности.

Это особенно удобно, если компания ставит своей целью получить займ или кредит, привлечь иностранные инвестиции, получить внешнее финансирование в форме выпуска акций или облигаций.

  1. Во-первых, нужно определиться с датой перехода на систему МСФО, а также сроком составления первого отчетного периода. Допустим, отчетный период в вашей компании заканчивается 31 декабря 2019 года. Значит, датой перехода на МСФО будет 1 января 2018 года.
  2. Во-вторых, определяемся со стандартами. Их нужно применить до отчетной даты. К примеру, если в 2018 году компания использовала аренду, а в 2019 - нет.
  3. В-третьих, нужна учетная политика. Ее нужно подготовить для всех периодов, отраженных в МСФО – отчетности, включая начальный отчет.
  4. В-четвертых, определитесь с подходами по ведению учета МСФО. Выявите основные различия между МСФО и РСБУ, выберите метод учета: параллельный или трансформации (для такого метода потребуется разработать трансформационные корректировки), разработайте консолидационные корректировки.
  5. В-пятых, разработайте классификацию элементов отчетности, проведите оценку активов и обязательств. Признайте те из них, которые соответствуют критериям МСФО (например, обязательства перед подрядчиками, аренду), несоответствующие МСФО активы и обязательства исключите. На основании сведений составьте отчет о финансовом положении (в нашем примере на 01 января 2018).
  6. В-шестых, подготовьте комплект для первой отчетности. Он состоит из нескольких документов:
    • двух отчетов об убытках, прибыли и иных совокупных доходах;
    • двух отчетов о движении финансов;
    • двух документов об изменении собственного капитала;
    • трёх балансов (данные должны быть выполнены на дату перехода, начало сравнительного и конец отчетного периодов);
    • примечаниях и сравнительной информации, выполненных в соответствии со стандартами в отношении раскрытия информации.

Полезно

Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты бухгалтерского учета С 01.01.2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Стандарты бухгалтерского учета С 01.01.2020

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Бухгалтерский учет запасов в соответствии с требованиями ФСБУ 5/2019 "Запасы"
(Рабинович А.М.)
("АйСи Групп", 2021) Аналогичным образом следует понимать и формулировку "в случае если организация приняла решение досрочно с 1 января 2020 г. применять федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" в Рекомендациях по аудиту годовой отчетности за 2020 год (приложение к письму Минфина России от 29.12.2020 N 07-04-09/115445).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8) Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" . Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].

Нормативные акты: Стандарты бухгалтерского учета С 01.01.2020

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: "Организациям бюджетной сферы разъяснили, как перейти на новый стандарт "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2019) Минфин подготовил методические рекомендации, которые помогут организациям бюджетной сферы начать пользоваться федеральным стандартом бухучета государственных финансов "Концессионные соглашения". Стандарт нужно применять в учете уже с 1 января 2020 года, в отчетности - начиная с отчетности 2020 года.







Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/41.0.2227.0 Safari/537.36

Внесем ясность в вопросы формирования и функционирования бухучета в предпринимательстве.

Определение бухучёта

Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.

ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ! Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.

Бухучет берет в сферу своего внимания такие предпринимательские факторы:

  • имущественные активы коммерческой организации;
  • договоренности предпринимателя;
  • транзакции, осуществляемые в процессе предпринимательства.

Законодательное регламентирование

Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Кто может вести бухучет

Для ведения данного вида учета на предприятиях предусматривается должность главного бухгалтера. Но, если размеры организации не позволяют иметь эту штатную единицу, эти обязанности могут быть исполнены:

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.

Если бухучет не ведется

Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:

  • за грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
  • если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).

Цели бухучета

Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:

  • актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации;
  • выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы;
  • реализация контролирующей функции (со стороны государства и других внешних контрагентов);
  • минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.

Что конкретно делается в процессе бухгалтерского учета

Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:

  • определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
  • измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
  • предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.

Принципы ведения бухучета

Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.

  1. Принцип автономности – учитывается только информация имеющая отношение к собственному имуществу данной конкретной организации, обособленная от сопутствующих данных (например, имущества совладельцев, сотрудников и т.п.).
  2. Принцип двойной записи – баланс составляется по двойным счетам (дебиторским и кредиторским), которые должны совпадать в числовом отношении (сколько убыло на одном счете, должно прибыть на другом).
  3. Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
  4. Принцип объективности – вся деятельность организации должна быть объективно отражена в соответствующей документации и регистрироваться на всех этапах учета.
  5. Принцип осмотрительности запрещает завышение активов и занижение обязательств, и наоборот.
  6. Принцип периодичности – баланс составляется в строго определенные учетные периоды (ими может быть месяц, квартал, полугодие и, в обязательном порядке, учетный год), что позволяет сопоставить финансовые результаты за любой интересующий временной промежуток.
  7. Принцип конфиденциальности – некоторые данные бухучета, предназначенные для внутреннего использования, не попадающие в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
  8. Принцип денежного измерения – единицей измерения в бухгалтерском учете выступает действующая валюта страны, то есть в случае с РФ, это будет рубль.
  9. Принцип преемственности – положения бухучета учитывают достижения отечественной экономической науки и национальные особенности.
  10. Принцип начислений – финансовые операции фиксируются не в момент передачи денежных средств, а в стадии их возникновения. Они учитываются в том временном промежутке, когда была проведена данная хозяйственная транзакция. Реализуется в двух формах:
    • фиксация выручки (доходной части баланса) – прибыль отражается в момент получения, а не совершения оплаты (в РФ это момент оплаченной отгрузки, в других странах этот момент может быть связан с поставкой или вручением оплаты);
    • соответствие прибыли и затрат – в одном и том же отчетном периоде доходы должны уравновешивать траты, позволившие получить эти доходы, отдельный учет доходов и трат, относящихся к разным учетным периодам.

Элементы бухучета

Бухгалтерский учет состоит из применения совокупности специальных экономических приемов отражения фактического наличия и динамики имущественных и финансовых средств организации. К ним относятся:

Читайте также: