Садово парковое искусство франции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613-1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Файлы: 1 файл

садоводство.doc

Садово-парковое искусство Франции XVII

6.1. Характеристика условий и особенностей формирования садов Франции (XVII в.)

6. 2. Композиции паркового ансамбля Во-ле-Виконт

Загородная резиденция министра финансов Франции Фуке. В этом парке А.Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. План парка (рисунок), отличается предельной строгостью. Площадь парка 100га в северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции (рисунок). Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

6. 3. Принципы формирования дворцово-паркового ансамбля Версаль

190315232235-1280x719.jpg

Туристы, отправляясь во Францию, лелеют мечту прогуляться по Лазурному берегу. Здесь создана благоприятная и уютная среда для проживания. Главное, что завораживает гостей – необыкновенная красота тенистых садов, романтичных скверов и парков, живописных рощ. Оказаться в уединении французских вечеров – настоящее волшебство.

Магия романтичных прогулок

Лазурный берег объят буйством зелени многочисленных парков. Благотворный мягкий климат обладает лечебными свойствами. В лоне чудесной природы в Ницце расположен древнейший парк имени Альберта I. Здесь можно не только вдохнуть чистый воздух среди буйства зелени, но и получить удовольствие от шедевров архитектуры, открывающихся взору туриста.

Если есть желание насладиться панорамой Французской Ривьеры, то нужно подняться выше в парк Шато. С высоты открывается великолепный вид. Впечатляют шумные водопады и таинственные гроты.

Неподалеку от парка Шато туристов приглашает на прогулку Шато Вальроз. Своим происхождением он обязан русскому барону фон Дервизу. Девственной уникальностью поражает экзотическая растительность, загадочные, прекрасные гроты. Спокойная гладь воды прекрасных прудов дышит умиротворением, вдохновляя человека.

Изюминка этого уголка – обитатели и растения: восхитительна флора и фауна, представленная со всех пяти континентов.

Прогулки в море растительности Лазурного берега

Поражают гостей Лазурного берега и его сады. Над их созданием потрудилась не только природа. Пожалуй, это результат человеческого таланта и трудолюбия, способности творить природные шедевры. Чтобы насладиться великолепием ландшафта, туристы собираются здесь отовсюду. К примеру, вы можете посетить княжество Монако, гуляя по садам, и увидеть роскошь экзотики этой страны. Есть тут и Японский садик с живописными прудами, где серебрятся разноцветные карпы. Вы попадаете в красивую, уютную атмосферу Японии. Цветущая сакура прекрасно чувствует себя в саду. Поразительно! Еще один шедевр садоводства располагается неподалеку от Монте Карло. Принцесса Грейс Келли любила цветы, желая жить среди роз. По ее желанию заложили сад. Теперь это роскошный розовый сад. Неподалеку воздвигнут княжеский дворец, посещаемый туристами со всего света. С высокой скалы открывается прекрасный вид на город с высоты птичьего полета.

Парки и сады Лазурного берега щедро дарят удивительные впечатления, это гармония природы и человеческого творения. Они вдохновляют человека на совершенствование души, благородство идей. Туристам всегда хочется посетить эти прекрасные места еще раз!

Монакский зверинец

Князь Ренье III, внесший огромный вклад для развития страны и превративший свое миниатюрное государство в рай для туристов и миллионеров, основал зоопарк княжества Монако в 1954 году. Он находится к югу от Скалы Гримальди. Животные зоопарка – их там до 50 видов и более двух сотен – живут в комфортных условиях.

Зоопарк – объект, достойный посещения.

Садовый шарм Сен-Мартин

Это созвучие причудливых туристических тропинок в окружении экзотической растительности и дикой флоры Средиземноморского побережья.

Японский сад

Занимает большую территорию, раскинув величественные объятья на 7 000 кв.м. в Монако. Гармония, созданная в традициях дзена, чувствуется в каждом элементе. При этом дизайнеры соблюли четкие пропорции, сделав сад компактным. Это благозвучие трех мощных стихий: силы ветра, мощь водопада, журчание затейливого ручейка и не перестающий завораживать камень. Все это органично вписалось в урбанистику.

Террасы и сады казино

Побыв у казино, невозможно пройти мимо садов, расположенных над его площадкой. Туристам открывается уникальная луговая панорама с вкраплениями фонтанов.

Грот обсерватории и экзотический сад

Садовым бархатом зелени с любовью укрыта скала с самой ее макушки. В этих местах туристов привлекает грот с доисторическими элементами, расположившийся на 60 м. вглубь земли.

Парк принцессы Антуанетты

Парк Фонвьей и розарий принцессы Грэйс Келли

Четырехгектарная территория занята оливковыми и пальмовыми рощицами. Отдохнуть от длительной пешей прогулки можно у озерца. Туристы любят посещать розарий с его благоуханием цветов, открывший двери в 1984 г. Тогда 18 июня князь Ренье III решил открыть этот сад в память о любимой женщине и великой принцессе Грейс.

Розарий претерпел модернизацию с увеличением площади, но сберег особый шик.

Более 300 видов роз – настоящий подарок для любителя мира цветов.

Парк виллы Мария

Парковая зона Арека Жардэн Ботаник

Новое открытие Франции, построенное в нулевые годы. Место предполагает соединение трех частных владений побережья Сент-Глф. Вековые деревья, экзотика Средиземноморских растений сформируют приятное впечатление от поездки. Впечатляет уютное соседство сосен и пальм, произрастающих с начала XX столетия.

Туристов ожидают с мая по сентябрь (с октября по апрель), открывая двери с 8 утра до 20.00.

Вилла Эфрусси-де-Ротшильд

Среди шарма 9-ти уникальных садов находится вилла с водоемами и цветниками. Дополняет красоту мозаика из редких деревьев. Туристы любуются садами флорентийским, садом-лапидрано, японским, французским, провансальским. Кроме того, можно посетить сады де-Савр и испанский с водоемами, очаровательными цветниками и уютными двориками.

Особую нишу в памяти туристов занимает Французский сад, являющийся продолжением постройки. Из окон здания открывается чудная панорама с гаммой лотосов и лилий, бережно укрывающих поверхность водоемов.

В духе итальянского Ренессанса воссоздали газоны, оформив территорию декоративными горшками и фонарями.

Как создавалось?

Наследница магната Альфонса-де-Ротшильда увлекалась искусством. Она была великим коллекционером того времени, которой досталась коллекция предка. Хотя сама она детство провела в крепости Ферьере. В 1883 г. женщина стала женой Мориса Эпрусси, эмигранта, чье семейство одесситов занималось импортом зерна. Моррис был вхож в семью Ротшильдов и тоже увлекался коллекциями.

Для модернизации виллы пригласили именитых дизайнеров, экспертов, знавших тонкости строительного сооружения.

Сад Золотой Козы

Имение, получившее наименование от римлян, якобы спрятавших клад в стенах, относится к Ассоциации садов региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег. В 40-50-е годы насаждения посадила семья Шампан, пригласившая проектировщика Роберта Стрэйза. Архитектор занимался частью здания и оранжереей. Участвовал в работе Эмилио Терри, возводивший стены в барокканском стиле. Компаньоном выступал Франсуа Споэрри. Был среди участников ботаник Василий Лэнг, которому доверили работу с насаждениями. Владелец достопримечательности в 1999 г. пообещал реконструировать парк.

Экзотический ботсад Val Rahmen

Близ виллы зеленый ковер садов привечает путников, приглашая к отдыху, где растет сахарный тростник. Можно понаблюдать за процессом роста помидор и перца. В 1905 г. лорд Перси Радклифф создал этот сад, бывший губернатор Мальты и по совместительству заядлый любитель флоры. Аграрная территория постепенно стала обрастать обликом курортного местечка. Мисс Кэмпбелл, предпоследняя владелица тоже увлекалась ботаникой, посадила субтропические, тропические растения, привезенные из США, Африки, азиатского региона. В 1966 г. сад передали государству, после чего он стал Национальным Музеем Естественной истории, снискав мировую славу.

Сад Серр-де-ла-Мадон

После его ухода из жизни у сада поменялось несколько собственников, многие из которых прекрасно содержали его.

Лесной массив Мон Борон в Ницце

На площади в почти 60 гектаров раскинулось богатство природных пейзажей. Парк горделиво смотрит на романтичный город, позволяя гостям любоваться панорамными видами на морские рассветы. Отсюда также можно увидеть Бухту Ангелов и городок Сен-Жан-Кап-Ферра. Кроме местных растений, в саду высажены лечебные травы, широко применяемые в парфюмерии, фармацевтике. Лес, виднеющийся с берегов Ниццы, служит неотъемлемой частью урбанистической декорации.

Исторические предпосылки

На склоне горы Борон расположился археологический музей Терра Амата, свидетельствующий о жизни далеких предков, населявших земли на протяжении четырех столетий. В Средневековье гору облюбовали мавры, производившие оружие. Их изгнал монах Борон, построивший на горе сторожевую башню для наблюдения за кораблями врага. В 970 г. горный массив лишился деревьев ради стратегической цели. В 1396 г. горожане пасли стада на этой горе. В дальнейшем в 1862 г. администрация города засадила пастбище лесом. Так восстановили лесной массив. К этому делу приложил руку мастер-инженер водной промышленности Демонзей, садивший деревья целых четыре года. Посадку насаждений завершили в 1866 г.

Это далеко не все парки и садовые комплексы, которые стоит увидеть, посещая Лазурный берег. Об остальных интересных местах мы обязательно расскажем во второй части нашего повествования.

В нашей исторической рубрике — рассказ о строгих, упорядоченных и аккуратных садах эпохи барокко, которые научили французов, а за ними и остальных европейцев весело проводить время на свежем воздухе.

История стиля французский регулярный сад

Эпоха Возрождения радикально изменила не только архитектуру Западной Европы, но и облик окружающих здания садов. Укромные средневековые сады, обнесенные высокими стенами, превратились в сложносочиненные структуры с расположенными на разных уровнях террасами, лестницами и скульптурными фонтанами. В XVI веке в авангарде садоводческого искусства была Италия, где появились первые регулярные сады — то есть сады с упорядоченной планировкой. Они служили логичным продолжением архитектуры классических вилл, таких как вилла д’Эсте в Тиволи и вилла Ланте в Витербо.

Вид на Версальский дворец и сады, 1668. Pierre Patel-the father. National Museum of the Castle, Versailles, France.

Именно этими эффектными пространствами под открытым небом вдохновлялись французские садовники конца XVI века, в числе которых был Жак Бойсо, суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, и Клод Молле, главный садовник Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Они взяли за основу рационалистскую философию ренессансных садов и дополнили ее тягой к роскоши и великолепию, свойственной королевскому двору. Так появился новый садовый стиль — j_ardin_ à la française, в котором фанатичная приверженность порядку сочеталась с визуальной экспрессией. Чтобы разобраться в его логике, эстетике и законах, мы выделили шесть основополагающих характеристик французского регулярного сада.

Замок Шантийи во Франции.

Масштаб, роскошь, амбиции

Важной региональной особенностью французских регулярных садов стал их невиданный масштаб, соответствующий амбициям как садовников, так и знатных владельцев поместий. Если итальянские садоводы эпохи Возрождения демонстрировали в своих работах “торжество человека над природой”, то их последователи из Франции продвинули эту идею дальше. В своих садах они моделировали “мир в миниатюре”, полный технологических изобретений, чудес и сюрпризов и полностью подчинявшийся воле своего властителя. Каждая деталь в садах эпохи барокко была задумана так, чтобы производить неизгладимое впечатление своей роскошью.

Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Созданный главным садовником XVII века Андре Ленотром сад в поместье Во-ле-Виконт так поразил Людовика XIV своим великолепием, что после его посещения он принял два решения: арестовать за растрату владельца поместья, министра финансов Николя Фуке, и нанять всю его команду архитекторов для расширения парков Версаля. Позднее Вольтер емко и элегантно описал это событие: “В 6 часов вечера 17 августа 1661 года Фуке был королем Франции, в 2 часа ночи он стал никем”. Король-Солнце не терпел конкуренции: в Версале он создал удивительный регулярный парк, с которым не мог сравниться ни один сад того времени.

Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Оптика и перспектива

Чтобы визуально увеличить и без того обширные сады, ландшафтные архитекторы использовали оптические иллюзии. В ход шли зеркала, которые устанавливали в конце тупиковых аллей, и расписные экраны-обманки. Каналы и пруды служили не просто украшениями: в их зеркальной глади удваивались нужные фрагменты парка. В садах Во-Ле-Виконт Ленотр применил прием под названием anamorphosis abscondita: он слегка изменил форму бассейнов с водой, чтобы издалека они казались более крупными.

Фото: Pinterest


Так как французский сад отрицает природную естественность и стремиться к строгой гармонии, он является полной противоположностью пейзажного (или английского) парка. В центре композиции регулярного парка всегда находится величественное здание, перед фасадом которого располагается непосредственно сам сад с газонами, водаемами и топиарами (кустарниковыми скульптурами).


Топиары Фото: Pinterest

Примерами французского парка являются территории при знаменитых французских дворцах, таких как Версаль, Сен-Клу, Во-ле-Виконте и Сен-Жермен-ан-Ле.


Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

Итальянское влияние


Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа [3] . Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот [4] . В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле — один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи [5] .

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада [6] .

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.


Во-ле-Виконт

Сады Версаля


Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300 [8] гектаров. Они разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля, и садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи [9] . Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов — фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам маломасшабность и образовывали укромные уголки.

Жак Буасо (1560—1633), суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, является первым теоретиком нового регулярного стиля. Его труд Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art. Ensemble divers desseins de parterres, pelouzes, bosquets et autres ornements был издан уже после его смерти в 1638 году. 60 офортов, посвященных планированию партеров и боскетов, сделали этот труд руководством по стилю для садоводов; он окажет влияние на работы по устройству Люксембургского сада, Садов Тюильри и садов в Сен-Жермен-ан-Ле.

Клод Молле (ок. 1564—1649), главный садовник трёх королей Франции Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Его отец Жак Молле (фр. Jacques Mollet ), был садовником в шато Ане, на землях которого была предпринята успешная попытка организовать во Франции регулярный сад итальянского стиля и где обучался Клод, а его сын, Андре Молле, перенёс французский парковый стиль в Голландию, Швецию и Англию.

Андре Ленотр (1613—1700) является самым важным персонажем в истории французского регулярного сада. Сын садовника Людовика XIII, он создал сады дворца Во-ле-Виконт, а затем служил главным садовником Людовика XIV с 1645 по 1693 год и стал автором садов Версаля, величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи. Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка.

Антуан-Жозеф Дезалье д’Аржанвиль (1680—1765), автор работы La théorie et la pratique du jardinage, где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.


  • Партер. Декоративная посадочная гряда, как правило, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы. Обычно партеры разбивались по геометрическим шаблонам, разделённые песчаными дорожками. Предполагалось, что партеры будут видны сверху из окон здания или с террасы. Газонный партер (фр. parterre de gazon ) застилался дёрном согласно рисунку узора и заполнялся крупным песком [11] .
  • Кружевной партер (фр. broderie ). Партер с сильно вьющимся декоративным узором, сформированным из подстриженного тисового дерева или самшита, либо создавая узор заполнением подготовленного газона цветным песком.
  • Боскет. Небольшая группа деревьев, обычно на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник.
  • Аллея. Прямая дорожка, часто с высаженными по её краям деревьями.
  • Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки.
  • Гусиная лапа (фр. patte d'Oie ). Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:



В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот [18] .

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха. Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте, где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва, и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца. На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie ). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны. Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов [20] .


Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrologie ) — технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король [21] .

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie ), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l’air (шар в воздухе) и L’Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода) [22] .

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на открытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке, после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья. Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.


Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии [23] . Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в год. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий [24] .

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно [25] .


Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748—1750 годах [26] . Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа — именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия — английский парк, англо-китайский, экзотический и живописный. Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия [27] .

Читайте также: