Массовое крещение марийцев кратко

Обновлено: 17.05.2024

В конце XVII - первой четверти XVIII вв. русское абсолютистское государство прилагало заметные усилия по внедрению православной хрис­тианской веры в среду нерусских крестьян-язычников. Царские ука­зы 1720 - 1722 гг., направленные казанскому митрополиту Тихо­ну, обещали трехлетнее освобождение от податей, повинностей и отдачи рекрутов всем крестившимся "иноверцам". Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили откли­ка, и крестились лишь немногие. К 1724 г. всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приня­ли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала при­держиваться традиционных языческих верований, тесно связанных с народными обычаями, культурой, бытом, родным языком и нацио­нальным самосознанием. Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 г. в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.

Положение резко изменилось в 1740 г. Царский указ от 11 сен­тября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Ее проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и во­енных Новокрещенской конторы. Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образова­ние новых церковных приходов в новокрещенских селениях в 40 - 60-х гг. XVIII в. обернулись для марийских крестьян чрезвы­чайным усилением социального и национального гнета. Так, в своих показаниях Сенатской комиссии А.И. Свечина 1763 - 1764 гг. марийцы отмечали, что проповедники православной веры угрожали им насильственным переселением с родных мест, если те не крестятся. Поэтому, "не хотя лишитца домов своих, многие крес­тились". В 1746 г. свияжский архимандрит Селивестр совместно с монахами Спасо-Юнгинского монастыря привел марийцев и чува­шей Козьмодемьянского уезда в православную веру "не по желанию их, но и с принуждения". А "обещанного денежного награждения, пла­тья, обуви, кроме крестов и по одной иконе в дом, ничего давано не было". Эта картина массового крещения была типичной и для других уездов с марийским населением. Некоторые священники, как, напри­мер, А. Афанасьев в Кокшайском уезде, "смертными побои палкою" внедряли среди марийских крестьян новую веру. В 1748 - 1761 гг. архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Евмений еже­годно приезжал с подьячими, келейниками и солдатами в марийские селения Казанского уезда для обучения их молитвам и тех, кто не знал христианских обрядов, немилосердно бил и брал с них насиль­но ''подарки лисицами и куницами", взыскивал деньги и заставлял отдавать по 20 подвод "бес платежа прогонов". Члены Новокрещен­ской конторы под видом "обучения христианскому закону" закрепо­щали часть новокрещеных марийцев за чиновниками и помещика­ми. Среди них протоиерей Свияжского Успенского монастыря А. Козьмин раздавал крепостные записи на марийцев управителю дворцовой Кукарской слободы. Офицеры воинской команды, специально созданной для "защиты новокрещен от обид и разореней" со сторо­ны местных чиновников, сами нередко занимались всевозможными злоупотреблениями, систематически брали "подарки" с новокреще­ных. От них не отставали и "выборные" бурмистры новокщенских церковных приходов, угрозами и побоями принуждавшие односель­чан бесплатно работать в своем хозяйстве. Они же брали себе день­ги, пчел, мед, рыбу, солод и сено.

Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким обра­зом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в то время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали придерживаться и традиционных языческих верований.

Следствием массовой христианизации стало строительство сель­ских церквей и появление русских священников. На новокрещеных легли все виды работ по строительству и содержанию церковного прихода. В уездах с марийским населением в то время было построено более 30 церквей. Каждому священнику приходилось отдавать лучшие участки пашен и сенокосов из общинных земель, пла­тить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогатель­ствах духовенство не уступало чиновникам. Жестоко преследовало тех, кто продолжал "идоложертвенное моление". Так церковнослу­жители, наряду с другими притеснителями стали для марийцев еще одним из олицетворений феодально-крепостнического гнета.

Массовая насильственная христианизация вызвала упорное со­противление крестьян. Марийские язычники, несмотря на угрозы миссионеров и приходских священников, продолжали стойко при­держиваться традиционных верований своих предков. В некоторых новокрещенских приходах были даже попытки расправ с православ­ными священнослужителями. Во многих приходах марийцы не хо­дили в церковь, не платили ругу, отказывались предоставлять свя­щенникам свои общинные земли.

В целом крещение марийцев обернулось для них насильствен­ным вторжением иной веры в их традиционно сложившуюся систе­му языческого миропознания. Но в то же время с началом христиани­зации связано распространение письменности, грамотности и откры­тие школ.

Марийцы до начала XX в. официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII в. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX в. не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Более того, в конце 20-40-х годах XIX в. в Царевококшайском, Казанском уездах Казанской, Уржумском, Малмыжском, Яранском уездах Вятской губернии прошли массовые моления в священных рощах, участники которых открыто продемонстрировали свое недовольство проводимой политикой христианизации. Моральную поддержку им оказывали живущие в соседстве татары, а также марийцы Уфимской губернии.

Чтобы предотвратить возврат новокрещеных к традиционным верованиям, добиться сознательного восприятия ими основ христианства, в 30-50-х годах XIX в. были назначены особые миссионеры. Усилился административный контроль за сторонниками дохристианских культов. Во второй половине XIX в. к миссионерской работе были привлечены представители марийской интеллигенции. Обучение детей в школах на родном языке, распространение марийских книг и учебников, использование марийского языка во время церковной службы, сознательное приспособление некоторых православных традиций к обычаям и верованиям народа оказали благоприятное влияние на верующих марийцев. Часть из них (особенно горные мари) отказались от соблюдения дохристианских культов. Развернулось строительство церквей и монастырей. Только на горной стороне Марийского края были основаны четыре марийских монастыря.

Православие оказало заметное влияние на верования горных мари. Однако и здесь сохранялось почтительное отношение к стихийным силам природы, которые воспринимались как проявления дохристианских божеств.

Под влиянием православия обогатилась народная мифология. Библейские и апокрифические сюжеты, образы Адама, Ноя, Моисея, повествования о великом потопе, легенды об Иисусе Христе, его бегстве, распятии и воскресении переплелись с космогоническими мифами.

Несмотря на все попытки церковнослужителей и царской администрации, искоренить традиционную веру марийцев не удалось. Безуспешными оказались и усилия советской власти в этом направлении. Не помогли даже репрессии. Марийцы втайне от местных властей продолжали соблюдать свои традиции, устраивали коллективные жертвоприношения. Религиозная жизнь особенно активизировалась в 1943-1959 годах. Однако вскоре религия снова оказалась под запретом. Руководители колхозов стали требовать от крестьян, чтобы они вырубали свои рощи, наказывали организаторов молений. В этих условиях всю работу по подготовке и проведению жертвоприношений взяли на себя женщины. Они же и руководили молениями.

Презентация на тему: " МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ. Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII - первой четверти XVIII." — Транскрипт:

1 МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ

2 Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII - первой четверти XVIII веков прилагало заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян – язычников.

3 Польстившись на временные льготы, крестились лишь немногие. К 1724 году всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приняли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований, тесно связанных с народным самосознанием.

5 Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 году в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.

6 Положение резко изменилось в 1740 году. Царский указ от 11 сентября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Её проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и военных Новокрещенской Конторы.

7 Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образование новых церковных приходов в новокрещенских селениях в х годах XVIII века обернулись для марийских крестьян чрезвычайным усилением социального и национального гнёта.

12 Следствием массовой христианизации стало строительство сельских церквей и появление русских священников. На новокрещённых легли все виды работ по строительству и содержание церковного прит-ча. В уездах с марийским населением в это время было построено более 30 церквей.

15 платить ругу продуктами и деньгами Каждому священнику приходилось отдавать из общинных земель самые лучшие участки пашен и сенокосов, платить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогательствах духовенство не уступало чиновникам.

16 Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким образом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в это время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали поддерживаться и традиционных языческих верований.


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий удален

Не удалось добавить комментарий, содержащий нецензурные выражения

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('

Очень интересные исторические выкладки, точные и наглядные. Да, всё так и было, и затронуло это всю Российскую империю, со всеми её внешними и внутренними колониями. Именно так появились татары-кряшен, татары азнакайцы-крещённые, на Урале, именно всё так происходило в Коми, и в Мордовских княжествах, с Удмуртами и Чувашами. Вы забыли упомянуть очень важный и интересный факт, - именно в это время шло насильственное внедрение картофеля, как новой сельскохозяйственной культуры. Народ сопротивлялся этому, как только мог!

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Предки марийцев – племена финно-угорской языковой группы – появились в Марийском Поволжье в VI веке. Затем, двигаясь на север, они в основном расселились между Ветлугой и Вяткой, вытеснив и частично ассимилировав местное население. К VII-VIII столетиям прекращается тесное взаимодействие марийцев с другими финно-угорскими племенами, за исключением мордвы и удмуртов, а новыми соседями мари стали: на юге и востоке тюрки – хазары, волжские болгары, а позднее монголо-татары, на западе – восточные славяне.

Карта

Между тюрками и славянами

Оказавшись на стыке двух экспансий – болгаро-тюркской и славяно-русской, – марийцы были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество. Это же отчасти способствовало формированию двух групп марийцев – горных, живших в основном на правом берегу Волги, и луговых – занимавших Волго-Вятское междуречье, ориентировавшихся сначала на Волжскую Болгарию, а позднее вошедших в состав Казанского ханства.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Марийская традиционная религия по-марийски называется Марий Юмын йÿла.

В Золотой Орде не так уж плохо

В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, были включены в состав Золотой Орды. Но здесь марийцам повезло больше, чем другим. Во-первых, письменные источники не сообщают о разорительном вторжении монголо-татар на ту территорию, где жили марийцы. Во-вторых, жившие в лесной полосе и вдалеке от степной зоны, марийцы имели естественную защиту от монгольской конницы. Хуже пришлось тем марийцам, которые жили на Правобережье Волги и примыкавших к Болгарии левобережных землях. Их монголы не пощадили.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Настойчивость русских князей встречала отпор со стороны некоторой части марийской элиты. Дело в том, что зависимость марийцев от Золотой Орды ограничивалась формальной уплатой дани, которую собирала марийская знать, и выполнением ряда повинностей. Монголы не претендовали на контроль над населением и территорией. Фактически власть находились в руках марийской знати. Кто готов добровольно отказаться от этого? Марийцам серьёзно досаждали новгородские ушкуйники (вольные люди, занимавшиеся торговлей и набегами), грабившие и разорявшие марийские селения вдоль Вятки, Камы, Волги и Ветлуги. В этот же период начинаются попытки христианизации марийского населения.

На обломках империи

Подчинение Казанскому хану никак не изменило положения марийцев, которым было всё равно, кому платить дань, булгарским, золотоордынским представителям власти, или Казани. Помня о желании Москвы двигаться дальше на восток, марийцы поддерживали Казань в её противостоянии с Русским государством, за что в итоге поплатились.

Для поддержки русской экспансии на восток ещё в 1523 г. в устье реки Суры был построен Васильсурск, а близлежащие марийцы стали подданными России. Однако уже на следующий год черемисы выступили против русских войск, осадивших Казань, опустошили все окрестности и перекрыли все дороги, не давая возможности войскам пополнить свои продовольственные запасы. Кроме того, возвращаясь назад, русские войска попали в засаду марийцев и чувашей. Так закончился первый короткий период марийского подданства.

Лишь спустя почти четверть века, устрашённые и измученные походами Ивана IV, марийцы вновь обратились к Москве. В декабре 1546 года было направлено посольство горных черемисов во главе с сотником Тугаем с просьбой принять их в русское подданство. По мнению ряда историков, фактором, подтолкнувшим горных марийцев принять подданство русского царя, стало обещание крымского ставленника на казанском престоле Сафа-Гирея передать ногайцам Горную сторону, если те поддержат Казань в борьбе с Москвой.

Свияжск

Продолжение следует

Литература

Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Йошкар-Ола; Казань, 2014.

Сануков К.Н. Этно-политическое развитие марийцев между тюрками и славянами // Запад-Восток. 2009. № 2.

Читайте также: