Н а полевой биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
ПОЛЕВОЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1796–1846), русский писатель, литературный критик, журналист, историк, переводчик. Родился 22 июня (3 июля) 1796 в Иркутске. Отец служил в Иркутске управляющим Российско-американской компании, владел фаянсовым и водочным заводами, однако незадолго до нашествия Наполеона начал терпеть убытки, в связи с чем семья переехала в Москву, затем в Курск. В 1822 Полевой наследовал дело отца.
Автор романа Аббадонна (1837) и повестей Эмма (1829), Клятва при гробе Господнем, Живописец, Блаженство безумия (обе 1833; объединены под назв. Мечты и жизнь, кн. 1–2, 1934), в романтическом духе рисующих трагическое столкновение идеалиста-мечтателя с прозой жизни. В то же время писатель постоянно ставил вопрос о месте в дворянском обществе русского буржуа – представителя третьего сословия, наделенного лучшими, с точки зрения Полевого, качествами (религиозностью и нравственной твердостью), но стесненного узостью интересов и культурной отсталостью своей среды, противостоящей, при всем том, бездушию и эгоизму аристократии патриархальной простотой, душевной искренностью и патриотизмом (Дедушка русского флота, 1838; верноподданнические драмы для Александринского театра Иголкин, купец новгородский, 1839; Параша-сибирячка, 1870, пользовавшаяся особым сценическим успехом; Ломоносов, или Жизнь и поэзия, 1843). Перевел, в числе прочего (опубликованы в сб. Повести и литературные отрывки, 1829–1830) прозой трагедию Гамлет У.Шекспира (1837; по этому переводу играл прославившийся в главной роли П.С.Мочалов).
Полевой выпустил также обширное справочно-библиографическое издание Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы (1833).
Николай Алексеевич Полевой - отечественный писатель и драматург. Он также был известен как литературный критик, журналист, переводчик и, конечно, историк. Был одним из идеологов "третьего сословия". Был братом критика Ксенофонта Полевого и писательницы Екатериной Авдеевой, отец советского писателя Петра Полевого.
Биография писателя
Николай Алексеевич Полевой родился в 1796 году. Он появился на свет в Иркутске. Он рос в зажиточной купеческой семье. Интересно то, что он стал одним из первых русских журналистов, который никогда не забывал о своем происхождении, постоянно в своих публикациях выражая интересы этого сословия.
Первоначальное образование получил от домашних учителей. Писать начал в журнал "Русский вестник" в 1817 году. К 1820-му окончательно перебрался в Москву, где жил до 1836 года. Только после этого Николай Алексеевич Полевой переехал в Петербург. В своем творчестве он всегда себя позиционировал как представитель народа в литературе.
Журналистская деятельность
В начале 20-х годов XIX века много печатался в "Северном архиве", "Отечественных записках", "Сыне отечества", альманахе "Мнемозина". Как раз в то время появилось слово "журналистика", к которому сам Николай Алексеевич Полевой поначалу относился настороженно.
Стоит отметить, что в те годы считалось, что литературой могут заниматься исключительно дворяне, а появление в печати произведений представителей других сословий вызывало откровенное недоумение и даже насмешки.
"Московский телеграф"
С 1825 году Полевой начал издавать журнал "Московский телеграф", который имел огромные тиражи. В этом издании он публиковал и свои статьи по истории, литературе и этнографии. Постоянно в этих публикациях подчеркивал важную роль купечества, а также промышленности и торговли в современной судьбе России. Часто он допускал откровенные нападки на литературные произведения дворян, критикуя их за оторванность от народа и незнание его нужд и проблем.
Интересным фактом из жизни Николая Алексеевича Полевого является то, что его журнал закрыли в 1834 году по личному распоряжению императора Николая I. Это случилось после критической рецензии на пьесу Кукольника под названием "Рука всевышнего отечество спасла".
Карьера в Петербурге
После скандала с закрытием журнала Николай Алексеевич Полевой, биография которого приведена в этой статье, уехал в Петербург. Здесь произошел пересмотр личных взглядов - в результате журналист поменял либеральные убеждения на верноподданнические. Он начинает издавать ежегодник под названием "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития". Пишет для "Северной пчелы" и на протяжении нескольких лет редактирует "Сына отечества".
Его новым проектом стал журнал "Русский вестник", который с 1841 года начал издаваться один раз в месяц. Уже в 1845 году договорился с редактором Андреем Краевским о руководстве "Литературной газеты". Много внимания уделял литературоведческим и критическим статьям, в частности состоял в оппозиции Белинскому.
Сам Полевой не раз подвергался критике и даже пародиям. Его высмеивали за высокомерие и за частое использование высокопарного слога.
Болезнь и смерть
В 1846 году Полевой скончался. Ему было всего 49 лет. Он умер от нервной горячки, которая была спровоцирована заключением его сына в Шлиссельбургскую крепость. Студент Никтополион был задержан царскими властями при попытке самовольно пересечь границу.
Полевого похоронили на Волковом кладбище. Он стал одним из первых, чья могила расположилась в той части кладбища, которая сегодня известна под названием Литераторские мостки. Русский поэт Петр Вяземский, присутствовавший на похоронах, отметил, что собралось множество народа – Полевой пользовался большой популярностью.
По рассказам, Полевой лежал в гробу с небритой бородой и в халате. Дело в том, что после смерти его семья осталась в сложном финансовом положении, у героя нашей статьи была жена и девять детей. Он оставил около 60 000 рублей долгов и никаких сбережений. Семейству была пожалована пенсия в размере 1 000 рублей.
Белинский, который часто полемизировал с Полевым, при этом признавал его заслуги в литературе. Молодое поколение ценило его за то, что он стал одним из первых представителей разночинской интеллигенции, которая сумела занять свое особое место в отечественной литературе. При этом вскоре после смерти произведения Полевого забыли и перестали издавать.
Литературная деятельность
В своих книгах Николай Алексеевич Полевой часто пропагандировал эстетику романтизма, доказательством служат его повести "Живописец", "Блаженство безумия", "Эмма". Полевой - классический литератор-беллетрист, основной темой его произведений были сословные препятствия, которые возникают при столкновении представителей дворянства с одаренными разночинцами.
Стандартный герой Полевого - нравственно чистый представитель буржуа или мещанства, обычно к тому же и набожный, которому предстоит столкнуться с отсталостью его окружения и узостью взглядов. Аристократы, как правило, изображены в виде безнравственных эгоистов, не имеющих никаких убеждений, пытающихся скрыть внутреннюю пустоту за блестящими и выспренними манерами.
Пьесы и сатира
В произведениях Николай Алексеевич Полевой нередко обращался к исторической тематике. Его перу принадлежит около 40 пьес. Часто писал он об известных отечественных деятелях и событиях, что было очень популярно в России во времена правления Николая I.
В сатирическом приложении к "Московскому телеграфу" герой нашей статьи стремился продолжать традиции сатиры конца прошлого века. Отличительной чертой его сатирических произведений является умышленный отказ от гипербол и преувеличений в пользу других ярких художественных средств.
Исторические произведения
Широко было известно произведение Николая Алексеевича Полевого "История русского народа". Он его написал в противовес концепции Карамзина, который представлял историю страны как хронику жизнеописаний ее верховных правителей. Полевой же выводил на первые позиции простой люд.
В этом историческом труде он пытался найти во всех основополагающих событиях русской истории народное начало, отдаляясь от роли военачальников и правителей.
К тому же последние тома оказались не такими интересными, как два первых - было заметно, что автор работает в спешке, часто сбивается на банальный пересказ официальной доктрины. В своих томах он успел изложить историю российской государственности до взятия Казани Иваном Грозным.
Помимо этого цикла, Полевой написал еще целый ряд статей для широко круга читателей. Например, выступал с отрицанием исторического и этнического родства малороссов с великороссами, на этом основании предлагая признать, что Малороссия не является частью России, как на этом настаивал Карамзин.
1986 - Завершился XXVII съезд КПСС. В отчетном докладе М. Горбачева прозвучали призывы к "ускорению" темпов экономического развития, "гласности" - расширение информированности общества о положении в стране и мире, “демократизации” общества - большему привлечению граждан к участию в политической жизни при сохранении однопартийной власти КПСС. Съезд положил начало политике "перестройки" советского общества, что в конечном счёте привело к развалу СССР (Весь день)
К русской журналистике первой половины 1820-х годов вполне применимы несколько позже написанные стихи Пушкина:
Исполнен приторных похвал,
Тот брани плоской; все наводят
Зевоту скуки, чуть не сон.
Беллетристика Полевого, несмотря на некоторые недостатки, имеет то неоспоримое достоинство, что, тесно связанная с умственной жизнью Европы, она знакомила с этой жизнью и русское общество.
Были и ошибки в труде Полевого: история общества, по старому, характеризовалась историей власти; по мере приближения к образованию государства Российского чувствуется все возрастающее сходство со схемой Карамзина, встречается недостаток специальных знаний и ошибочность взгляда, но не надо забывать, что для изображения истории народа не было настоящих средств и долгое время спустя после Полевого, а идея была им угадана верно, и попытка подойти к органическому взгляду на жизнь народа до некоторой степени сближает его с позднейшей историко-юридической школой.
Большое семейство его получило пенсию в 1000 р. серебр., а Белинский почтил его память прекрасной статьей, в которой, под свежим впечатлением понесенной утраты, отметил важные заслуги покойного, как выдающегося литературного деятеля.
Читайте также: