Будни средневековой деревни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 13. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ

Сам-но: Каким было положение кр-н/сеньор в средневековом обществе?

Крестьяне (третье сословие)

1. 90 % населения

2. Третье самое низшее сословие

3. Несвобода и подчинение

4. Не имели в собственности земли, за пользование платили барщину и оброк

1. Собственники земли:

А) Леса для охоты

Господское хозяйство, весь урожай принадлежал сеньору

Б) Наделы, ℓ передавались в пользование кр-м

БАРЩИНА - принудительный труд зависимого крестьянина на земле феодала (обработка земли, строительство, ремонт…)

ОБРОК – выплата феодалу продуктами или деньгами за пользование земли

2. БУДНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДЕРЕВНИ

o ПРОЧИТАТЬ П.2 И ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:

- Какие стороны жизни кр-н регулировала община?

1. Определяла, чем засеять поле

2. Устанавливала правила пользования общими землями (сенокосом, пастбищем, лесом)

3. Разрешала споры ∞ кр-ми

4. Организовывала помощь нуждающимся

5. Поддерживала порядок

- Как жили средневековые кр-не в деревне?

- Что такое община?

ОБЩИНА – объединение кр-н одной или нескольких деревень

3. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – это хозяйство, при котором всё необходимое не покупается, а производится на месте.

4. КРЕСТЬЯНСКАЯ КУЛЬТУРА

- Чем занимались кр-не в свободное от работы время?

- Каким было устное народное творчество?

- Как вы думаете, почему в кр-й культуре были наиболее сильны языческие традиции?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 847 материалов в базе

Материал подходит для УМК

13. Средневековая деревня

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2021 63
  • DOCX 18.7 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каракчеева Анжелика Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.

Мужчины и женщины носили:

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы.

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.

Земля сеньории обычно (но не всегда) делилась на две части. Одну феодал оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо несвободные слуги сеньора, либо зависимые крестьяне. Весь урожай с господского поля, разумеется, шёл в закрома сеньора. Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй феодала крестьяне несли повинности в его пользу. Слуги сеньоров заносили крестьянские повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их. Повинности – обязанности крестьян перед сеньором.

Ученый-архивариус: Повинностями крестьян могли быть: работа на господском поле (барщина), уплата оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора.

Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой – несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые крестьяне обязаны были платить сеньору за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца. Эти платежи они воспринимали особенно болезненно. Однако Западная Европа в отличие от Восточной Европы XVI-XIX веков (в том числе Россия) не знала крепостного права.

Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Увеличить их феодалу было достаточно трудно. Конечно, сеньоры часто пытались это сделать, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на сеньора королю и нередко добивались справедливости.

Ученый-археолог: Будни средневековой деревни. Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Изо дня в день, из года в год повторялись одни и те же занятия. Дети жили так же, как их отцы и деды, и этим вполне довольствовались: главное, что не хуже.

Ритм жизни крестьян был задан самой природой. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, ухаживали за виноградниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, особыми цепами мололи колосья и ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озимые. Затем наступало короткое время отдыха, когда устраивали деревенские праздники, играли свадьбы. И вот уже пора готовить нехитрый инвентарь к новой полевой страде. Никакой другой жизни крестьяне не знали, ведь очень редко они уходили из своей деревни дальше, чем до ближайшего города или монастыря. В этом узком мире все знали друг друга, привыкли полагаться только на себя и друг на друга и не любили чужаков.

Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе – озимыми, а третье не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засевали яровыми, третье – озимыми. На третий год цикл заканчивался. При такой системе земля меньше истощалась. Плодородие почвы увеличивали также за счёт чередования разных культур и использования удобрений. Впрочем, урожайность, хотя и выросла, но оставалась низкой. В XI-XIII веках она составляла сам-два или сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна собирался урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на остальное прожить вместе со своей семьёй до следующего урожая! Даже в благополучные годы многие крестьяне недоедали и чуть ли не каждые 5-6 лет случались недороды и неурожаи. В такие годы от голода и вызванных им болезней умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко могли разрушить и набег врага, и феодальная усобица, и произвол собственного сеньора. Но крестьянское хозяйство быстро восстанавливалось. После самых тяжёлых войн и эпидемий выжившие снова распахивали землю и собирали урожай. Жизнь текла своим чередом.

Натуральное хозяйство. В замкнутом крестьянском мире почти всё необходимое для жизни производилось в каждой деревне. Продовольствием крестьяне обеспечивали не только себя, но и своего сеньора с его людьми, и близлежащий город. Одежда им нужна была самая простая, какую они долгими зимними вечерами могли сделать сами. В деревне обычно имелся собственный кузнец, а простой горшок из глины умел сделать себе почти каждый, так что покупать было особенно нечего, да и платить за покупки нечем – ведь, чтобы иметь деньги, нужно было продать что-то своё, а большинству крестьян и продавать-то нечего – только бы самим прожить. Да и кому продать, если в соседних деревнях производят то же самое, а сравнительно небольшие города пока могут потребить совсем немного?

Община. Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, у крестьян не было иной опоры, кроме них самих. Крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан. Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно – рожью, ячменем или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями – сенокосом, пастбищем, лесом, рыбными ловлями. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании. Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь наиболее нуждавшимся членам – погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь. Усилиями общины строилась приходская церковь, содержался местный священник, поддерживался порядок в округе. Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. На праздниках и свадьбах веселились все общинники. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.

Крестьянская культура. Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках крестьяне пели и танцевали, состязались в силе, ловкости или меткости, с удовольствием смотрели нехитрые представления заезжих артистов. Даже те крестьянские праздники, которые были освящены христианством, часто восходили к языческим празднествам. Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, оборотней и домовых.

Средневековая деревня была почти сплошь неграмотной. Зато устное народное творчество – фольклор – отличалось богатством и выразительностью. Старинные песни, сказки и пословицы вобрали в себя всю народную мудрость. Нередко в них звучали мечты крестьян о сказочной стране Кокань, где не нужно работать: знай себе лежи-отдыхай, а в рот тебе сами прыгают вкуснейшие кушанья. Распространённым персонажем крестьянских сказок был удачливый дурак, а также бедный, но добрый и смышлёный крестьянский сын, которому удавалось посрамить жадного и злого богача и найти своё счастье. Во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их тяжёлую участь и стремление к справедливости, воплотить которую в жизнь иногда удаётся благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – бесстрашный хозяин Шервудского леса Робин Гуд, меткий стрелок и надёжный защитник простых людей от произвола феодалов. Ему посвящено множество английских баллад.

Учитель: Главным богатством в средние века была земля. Так как земля принадлежала феодалам, крестьяне находились в зависимом положении от них. Но именно благодаря труду крестьян существовало средневековое общество.

Средневековая деревня и ее обитатели

История

В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

Типичная средневековая деревня

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.

Хозяйство крестьян

Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.

Домашнее хозяйство средневековых бедняков

Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.

Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.

Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:

Крестьяне следил за посевами

  • был рыбаком или охотником;
  • воспитывал всех детей, пока родители занимались другими делами;
  • следил за посевами;
  • шил одежду и обувь;
  • ковал орудия и изготавливал предметы обихода.

Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Читайте также: