Брутализм в архитектуре кратко

Обновлено: 08.07.2024

Архитектурные решения брутализма — это геометричность, масштабность, композиционная сложность, сочетание бетона и стекла, футуристическая направленность, необычный взгляд на привычные формы. В совокупности все эти отличительные особенности позволяют создать по-настоящему впечатляющие здания будто бы из научно-фантастических фильмов. Мы собрали несколько самых необычных и внушительных зданий мира в стиле брутализм.

1. Водонапорная башня Мидранд (ЮАР)

Центральная водонапорная башня Мидранд около Йоханнесбурга в Южной Африке спроектирована в форме перевернутого конуса, выполненного из бетона. Постройка появилась в 1997 году и завоевала звание самой большой водонапорной башни во всём Южном полушарии. Построена она вокруг железобетонного столба диаметром четыре метра, на одно основание которого ушло около десяти кубических метров бетона. Поразительная форма и масштабы башни позволяют назвать ее одним из культовых сооружений, выполненных в стиле брутализм.

2. Национальная ассамблея (Дакке, Бангладеш)

Здание Национальной ассамблеи в Дакке — это легендарное творение американского архитектора Луиса Кана. Сооружение стало не только символом независимости страны, но и иконой современной архитектуры. На строительство неординарного здания, получившего статус самого большого правительственного комплекса в мире, потребовалось двадцать два года.

Бетонную конструкцию украшают различные отверстия в форме треугольников, кругов и прямоугольников, которые, помимо эстетической функции, позволяют отказаться от установки окон. Благодаря необычной геометрии и созданию искусственного озера вокруг комплекса, здание будто бы построено специально для съемок научно-фантастического фильма о внеземных цивилизациях.

3. Библиотека Гейзеля (Калифорнийский университет, США)

Проект библиотеки Гейзеля для Калифорнийского университета в Сан-Диего был разработан знаменитым архитектором Уильямом Перейрой. Оригинальное здание, похожее на крону дерева, вмещает более семи миллионов книг и является визитной карточкой университета. Первоначально Перейра задумывал построить здание с каркасом из стали, но материал заменили на железобетон, чтобы сэкономить на строительстве и расходах на обслуживание. Такая модернизация позволила архитектору поэкспериментировать и создать более скульптурный дизайн.

4. Небоскреб De Rotterdam (Роттердам, Нидерланды)

De Rotterdam — это архитектурный ансамбль из трех примыкающих друг к другу башен, созданный под руководством голландского архитектора Рема Колхаса. Это крупнейшее здание в Нидерландах, притягивающее к себе толпы туристов. Благодаря необычным архитектурным решениям, небоскреб с разных частей города выглядит совершенно по-разному. Здание De Rotterdam — это настоящий город в городе: в пространстве 100 на 150 метров есть офисы, отель, жилые квартиры, магазины и рестораны.

5. Автостанция (Касар-де-Касерес, Испания)

Одна из самых необычных автобусных остановок, выполненная в стиле брутализм, находится в небольшом испанском городке Касар-де-Касерес. Скульптура Хусто Гарсия Рубио представляет собой сложенный лист бетона. Это прекрасный пример, как минималистичный бруталистический дизайн может быть одновременно и функциональным.

6. Мемориал Илинден (Крушево, Македония)

Илинден — это мемориал в Крушево, установленный в память бойцов и революционеров, которые принимали участие в восстании 1903 года, а также македонских воинов-партизан времен Народно-освободительной войны Югославии 1941–1944 годов. Это одна из самых необычных построек в стиле брутализм и футуризм, внешне напоминающая неземной объект. Мемориал представлен как круглый купол с выступающими окнами овальной формы, верхние из которых выполнены с включением в дизайн цветного стекла.

7. Часовня Заката (Акапулько, Мексика)

Бетонная часовня в Акапулько стала символом единения противоположностей — стекла и бетона. Архитекторы этого смелого проекта хотели представить часовню как часть окружающего ее пейзажа. Так как Акапулько — это огромные валуны, здание должно было выглядеть всего лишь очередным выступом в скале.

8. Административный центр Баия (Бразилия)

Это здание выглядит слишком футуристично даже для современности, а ведь построено оно было еще в 1974 году. Административный центр Баия — это огромные бетонные качели (52 метра в длину и девять в ширину), которые замерли в горизонтальном состоянии в пяти метрах над землей, опираясь на тросы. Не зная истории сооружения, можно подумать, что здание — это гигантский памятник космическому кораблю из будущего. Самое удивительное, что, несмотря на неординарность постройки, о ней практически нет никакой информации ни в бразильских, ни в англоязычных источниках.

9. Больница Святого Иосифа (Такома, США)

Творение архитектора Бертранда Голдберга отличает отсутствие углов и включение в дизайн колоннады с раструбными капителями. Впрочем, проект Голдберга был удачным: при выборе материалов и принятии архитектурных решений Бертранд отталкивался от удобства и безопасности больных и медицинского персонала. Такома — это зона повышенной сейсмической активности, поэтому больница была спроектирована так, чтобы сглаживать сейсмические толчки.

10. Жилой комплекс Choux de Créteil (Франция)

Французский архитектор Жерар Грандваль, уставший от однообразия скучных прямоугольных форм и функциональности, решился на смелый эксперимент, воплотив свои представления о том, как будут выглядеть жилые дома в будущем. Так, в начале 70-х годов Париж украсил спроектированный им комплекс Les Choux de Creteil.

Уникальность зданиям Грандваля придают массивные балконы-лепестки, которые расположены в шахматном порядке на фасадах. Правда, чрезмерно беспокоясь о дизайне, архитектор забыл о комфорте проживающих в Les Choux de Creteil. Обслуживать здания было непросто: квартиры в них были довольно тесными, а балконы неудобными.

11. Здание городского суда Буффало (штат Нью-Йорк, США)

Здание городского суда Буффало можно назвать самой высокой глухой стеной в мире. Десять этажей суда, построенного в 1974 году, — это классический пример архитектуры брутализма. Ограниченные окна, созданные для того, чтобы находящиеся в зале суда не отвлекались на внешние факторы, придают зданию футуристический облик.

12. Дом авиаторов на Беговой улице (Москва)

Андрей Меерсон, давно разрабатывающий эстетику тяжести и брутальности материала, при работе над Домом авиаторов позаимствовал некоторые идеи у французского коллеги Ле Корбюзье. К примеру, первые этажи здания Меерсон заменил ногами высотой двенадцать метров. Таким архитектурным решением он хотел освободить землю под домом, чтобы избавить жителей первых этажей от уличного шума и необходимости занавешивать окна от любопытных взглядов. Дом авиаторов на Беговой улице, построенный в 1978 году, — это образец неординарной планировки в стиле брутализм.


Брутализм – стиль архитектуры, который существовал в промежутке между 1950-ми и 1970-ми годами. Первоначально брутализм зародился в Великобритании, позднее став одной из ветвей послевоенного модернизма в архитектуре. Стиль распространился не только по все стране, но и по всей Европе, захватив также США и Канаду, а также некоторые страны Скандинавии, Японию, Бразилию и страны СССР. Брутализм в архитектуре просуществовал недолго, но оставил интереснейшее наследие, вдохновляющее современных градостроителей и художников до сих пор.

Термин

История возникновения

Фасад здания в духе брутализма

Эра современной архитектуры нагрянула быстро и стала стремительно развиваться. Под эгидой модернизма зародилось множество новых стилей, среди которых одним из самых запоминающихся стал брутализм, символом которого сделались мощные бетонные конструкции, грубая обработка и смелая геометрия форм.

Корнями это направление уходит в послевоенную Англию, у которой не было средств и ресурсов для поддержания и продвижения изысканных стилей в архитектуре и интерьере. В истощенную годами войны страну пришла промышленная революция, принеся за собой новые архитектурные решения, а также свежие идеи и непривычные материалы. В первую очередь на вершине популярности оказался необработанный бетон, что и лежит в основе названия этого стиля.

В течение следующих тридцати лет брутализм широко распространился и на запад, и на восток. Элисон и Питер Смитсон, которые впервые употребили термин, созданный Ле Корбюзье, стали своего рода популяризаторами брутализма в архитектуре. По мнению английской пары, брутализм прекрасно вписывался в их взгляды на градостроение и характер модернистских построек. Но по-настоящему громкую популярность стилю принесли труды Райнера Бэнема, который поднял вопрос эстетичности зданий схожего архитектурного строения. Так брутализм оказался актуален и распространился практически по всему миру.

Характерные особенности

Католическая церковь в Германии

Брутализм, не терпящий идейной скромности, использовался, как правило, в проектировании важных административных или общественных построек. Повсеместное увлечение крупных градостроителей армированным бетоном, исследование и последующее применение новейших строительных материалов и развитие концепций их применения в строительстве позволило в дальнейшем выделить характерные особенности данного стиля:

Таким образом, простота, величественность и брутальность нашли сплетение в архитектуре брутализма. Это стало идеальным способом воплощения футуристических идей. Яркое отражение стиль нашел в советском брутализме в архитектуре: это веяние наиболее четко отражало политические и социальные идеи, которые было необходимо воплотить не только в слова, но и в визуальное облачение.

Архитектура

Библиотека Гейзеля

Данный стиль в своей идее отрицал любые штампы в архитектуре. Каждое здание должно было обладать собственной индивидуальностью, быть непохожим на все прочие, что резко разнилось с принципами раннего модернизма. Важной и одной из главной задач было извлечь беспрекословную красоту из серого скучного бетона, и зодчие охотно брались за проектирование смелых конструкций и построек, которые стали весьма удачными с точки зрения мирового искусства.

Среди примеров таких построек можно отметить Национальный театр в Лондоне, которой полностью соответствовал духу того времени. Это грандиозное здание из бетона и стекла четко следует основным принципам брутализма в архитектуре, благодаря чему по сей день остается в путеводителях туристов как пример типичной для того времени постройки.

Библиотека Гейзеля, ставшая символом Калифорнийского университета в Сан-Диего считается одним из самых красивых библиотечных комплексов в мире. Кроме того, здание является прекрасным примером американского брутализма.

Еще одним ярким примером уже восточного брутализма является спортивный зал в префектуре Кагава, построенный японским зодчим Кэндзо Тангэ. Этот спортивный комплекс был возведен для проведения Олимпийских игр, а брутализм как нельзя точнее подчеркивает национальные идеи и идеалы прошлых лет.

Материалы

Штаб-квартира Histadrut в Тель-Авиве

Поскольку прообразом стиля является бетонная плита, в подавляющем большинстве построек, выполненных в духе брутализма, бетон преобладает в качестве внешней и внутренней отделки. Основой служит монохромная гамма от темно-серого до почти белого цветов. С этими оттенками отлично контрастирует натуральный коричневый, который разбавляет серый тон в виде потолочных балок или предметов интерьера. Иногда брутализм допускает некоторые другие контрастные цвета, но в малом количестве.

В качестве материала на первом месте, естественно, стоит железобетон. Кроме того, ему следует оставаться необработанным и даже неоштукатуренным. Мало того, что такая технология оказалась на пике моды в архитектурной среде, так еще и этот способ не требовал больших затрат, что было особенно актуально в послевоенные годы во многих странах Европы и СССР. Кроме бетона также использовалось стекло и различные виды металла. А вот новомодный пластик не прижился в этой архитектурной среде ввиду своей хрупкости. Поэтому его заменили твердые породы дерева, которые также зачастую оставались необработанными и украшали здания своим естественным рельефом.

Интерьер

Интерьер в стиле брутализм

Потолок является главной частью брутального интерьера. При высоких потолках в помещении допустимы сложные и неоднородные решения, такие как перекладины и гипсокартонные коробы, декорированные под необработанный бетон. Пол обычно укладывается камнем или плиткой неоднородной фактуры. Иногда применяются дерево или ламинат с неярко выраженным рисунком. Такой интерьер нередко выглядит достаточно аскетично и авангардно, поэтому для большего уюта допускается присутствие ковровых покрытий. Стены – голый бетон или необработанная кирпичная кладка. Оконные проемы могут быть любой острой геометрической формы без рам, утяжеляющих интерьер.

Что касается мебели, это могут быть тумбы и полки из дерева или стекла, в идеале ассиметричные и без дверец. Предметы мебельного гарнитура жмутся к стенам, не занимая свободного пространства в центре. Элементы декора практически отсутствуют.

Брутализм в СССР

Останкинская телебашня

Архитектура СССР в основном рассчитана на усреднение жилищных условий всех в советском обществе. До советской архитектуры влияние брутализма дошло только в 1970-х годах. Именно этот принцип породил на свет такой комплекс, как 9-й квартал Новых Черемушек – первый микрорайон, застроенный домами с малометражными комнатами, рассчитанными на одну семью. Наиболее ярко здесь читается принцип функциональности, который был основополагающим для брутализма.

Но настоящим символом брутализма в архитектуре СССР стала Останкинская телебашня. Это такой же символ периода оттепели, каким должен был стать Дворец Советов для сталинской Москвы. Величественное строение, отделанное голым бетоном, является ярким представителем стиля архитектуры СССР. В соответствии с политикой децентрализации, башню было принято возвести на окраине.

Таким образом, брутализм в СССР использовался не только для проектирования особенно важных политических и административных зданий, но даже для строительства простых домов. Этот стиль прекрасно отражал идеи и дух СССР, находя отражения в облике городов.

Другие примеры брутализма в СССР

Интерьер по мотивам брутализма

Среди ярких построек в этом стиле стоит также отметить:

Брутализм, стоявший у истоков модернизма в архитектуре, просуществовал всего порядка 30 лет, но успел захватить не только всю Европу, но и страны СССР, Японию, Бразилию и США. Архитектурный брутализм обладает собственным монументальным характером, выражает социальные и политические идеи и поддерживает образ современного города. До сих пор образцы построек в духе брутализма вдохновляют новых архитекторов на изобретение собственных направлений, которые также, вполне возможно, вскоре изменят облики знакомых нам городов.


Как известно, архитектура и дизайн взаимосвязаны. Классицизм, барокко, кантри, колониальный, японский… Все эти стили могут относиться как к архитектуре, так и к внутреннему дизайну. И хотя каждая эпоха определяет свой стиль, отражающий не только культуру, но и историческую необходимость, время не стоит на месте и расширяет возможности каждого стиля.


Автор статьи: Пуговка

Что представляет собой брутализм в архитектуре?

брутализм

Читать статьи на похожие темы:

  • Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
  • 10 архитектурных курортов мира: куда поехать за экстерьерами
  • Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
  • Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
  • Самые креативные скульптуры со всего мира
  • Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
  • Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!

брутализм в архитектуре 20 века

Но, тем не менее, это было единственным экономичным решением на фоне послевоенных разрушений, и брутализм распространился по всей Англии и дальше — по всему миру. Этот архитектурный модернизм, в котором функция доминирует над красотой форм, имел не только своих приверженцев среди знаменитых архитекторов того времени, но и нашел свою новую жизнь в 21 веке.

d’Habitation, Марсель

брутализм в Марселе

Этот жилой дом в Марселе спроектирован знаменитым французским архитектором Ле Корбюзье (Le Corbusier) и был построен в 1952 году. Это здание, которое внесено недавно в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и было первой ласточкой брутализма.

архитектура Ле Корбюзье

архитектура Корбюзье

Пол Рудольф Холл, Нью-Хейвен, Коннектикут

брутализм в США

архитектура США

Это строение, которое раньше именовалось просто Йельским художественным и архитектурным университетом, было переименовано в 2008 году в честь его создателя Пола Рудольфа (Paul Rudolph) в Paul Rudolph Hall. Оно было закончено в 1963 году и считается самым первым зданием в США, построенном в архитектурном стиле брутализм.

Paul Rudolph Hall

университет Пола Рудольфа

В университете, кроме классных комнат, залов для лекций и семинаров, располагаются кафе, библиотека, зал искусств, художественная галерея…

Банк Лондона и Южной Америки, Буэнос-Айрес

брутализм в Южной Америке

Здание банка спроектировал архитектор Клоринда Мануэль Хосе Тестой (Clorinda Manuel Jose Testa). Оно было построено в 1966 году.

брутализм в Буэнос-Айресе

Банк стоит на пересечении узких улочек Буэнос-Айреса в окружении неоклассических зданий, но ничуть не портит внешний вид улицы, а отверстия в бетоне даже придают ему чуть легкомысленный вид.

SESC Pompéia в Сан-Паулу, Бразилия

мировая архитектура

брутализм в Бразилии

Бразильский архитектор Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) превратила старый завод, который должны были снести, в центр досуга для местного населения. Начиная с 1970-го года, неправительственная организация Serviço Social do Comércio (SESC) проводила в старой постройке спортивные и культурные мероприятия.


брутализм в Сан-Паулу

архитектура Бо Барди

Бо Барди улучшила уже существующее здание (закончено в 1986 году), расширив комплекс с его монументальными бетонными башнями и мостами, уходящими корнями в промышленный дизайн.

Здание Брейера в Нью-Йорке

здание Брейера в Нью-Йорке

брутализм в Нью-Йорке

Американский архитектор Марсель Брейер (Marcel Breuer) спроектировал для Музея американского искусства Уитни здание, которое вызвало множество споров в момент его открытия в 1966 году и считалось слишком громоздким и неуклюжим.

архитектура Нью-Йорка

стиль брутализм в США

Но, тем не менее, оно прослужило музею верой и правдой вплоть до 2015 года, пока тот не переехал в другое место из-за расширившейся коллекции, которая уже не помещалась в здании Брейера.

Барбикан в Лондоне

Барбикан в Лондоне

Барбикан

театр Барбикан в Лондоне

консерваторий

Большой комплекс состоит из нескольких зданий, в том числе концертного зала Барбикан (вмещает 1943 человека), театра Барбакан, театра Silk Street, трех кинотеатров, Barbican Library — ведущей публичной библиотеки, Barbican Conservatory — внутреннего оазиса, полного тропических растений и экзотических видов рыб.

Хабитат 67 в Монреале

брутализм в Канаде

Одна из самых узнаваемых структур в бруталистском стиле в Канаде была построена в 1967 году.

архитекторы

архитектура брутализма

Ее создатель — израильско-американский архитектор Моше Сафди (Moshe Safdi) — начал работать над проектом еще во время учебы в университете Макгилла. Этот его проект состоял из 354 взаимосвязанных сборных бетонных блоков, содержащих 158 квартир с одной-четырьмя спальнями, каждый с садом на крыше…

дом в Монреале

пентхаус в Монреале

лофт в архитектуре

лофт

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Архитектурный стиль Брутализм: концепция необработанного бетона

Брутализм был движением в архитектуре модерн, ответственным за некоторые из самых ярких строительных проектов двадцатого века. Проекты этого стиля оказались шокирующими и противоречивыми, отчасти из-за акцента на использование необработанного бетона для наружных поверхностей. Брутализм возник после Второй мировой войны, но был основан на идеях функционализма и монументальной простоты, которые определяли более ранний архитектурный модернизм, включая интернациональный стиль.


Шарль-Эдуар Жаннере


Жилой комплекс Unité d’habitation (1952), Ле Корбюзье.


Вилла Maisons Joule, Ле Корбюзье.


Вилла Göth (Ганс Асплунд)

Брутализм в Британии


Элисон и Питер Смитсон

Элисон и Питер Смитсон познакомились, будучи студентами Даремского университета, где у них завязались личные и профессиональные отношения на всю жизнь. В 1949 году они выиграли архитектурный конкурс на свой проект для современной школы Ханстентона (1949-54) в Норфолке, позже считавшейся образцом бруталистского стиля. Действительно, эти двое быстро стали лидерами нового движения, получив известность благодаря сотрудничеству с художниками из Лондонского института современного искусства и в качестве членов Team 10, группы архитекторов, которые поддерживали новое видение городского планирования.


Современная школа Ханстентона (Смитсон)

Группа архитекторов Team 10


Team 10, 1962 год

Рейнер Бэнем


Концепции и стили

Улицы в небе


Жилой комплекс Robin Hood Gardens, London

Архитектура Университета

В конце 1950-х годов многие университеты, особенно в Соединенном Королевстве, обратились к бруталистской архитектуре, отчасти из-за ее недорогих и быстрых возможностей строительства, а отчасти из-за ее прочной связи с расширенной общественной и культурной сферой послевоенного периода. В Соединенных Штатах одним из наиболее известных ранних примеров было Йельское здание искусства и архитектуры Пола Рудольфа (1958).

Рудольф спроектировал весь кампус Массачусетского университета в Дартмуте, большая часть которого была выполнена в том же стиле. В других случаях показательные здания кампуса, особенно часть библиотеки Чикагского университета и здание исполнительского искусства Университета Бригама Янга, были построены в бруталистском стиле. В Соединенном Королевстве по мере расширения университетского сектора и открытия новых институтов.

Брутализм в США


Жилой квартал Cedar Square West

Школа Паулиста в Бразилии

Бразилия была еще одним центром бруталистской активности, равно как и развития конструктивизма и бетонного искусства после Второй мировой войны. В 1950-х годах архитектор из Сан-Паулу Жоао Батиста Виланова Артигас основал так называемую школу Паулиста, свободную ассоциацию бразильских архитекторов, базирующихся в городе, которые предпочитали использование открытого бетона, шероховатых поверхностей и монументальных размеров.


Дом архитектора Жоао Батиста Виланова Артигас

Школа построена на влиянии бразильской школы Кариока, которая началась в 1935 году, но в послевоенную эпоху начала использовать бетон, одним из заметных ранних проявлений ее эстетики была Бразильско-парагвайская начальная школа Аффонсо Эдуардо Рейди (1952). Виланова Артигас вместе с архитектором Карлосом Каскальди начал работать с бетоном для стадиона Морумби (1952).


São Paulo Athletic Club (1957)

Брутализм в советском блоке

В Советском Союзе и Восточном блоке (эти страны Восточной Европы стали советскими вассальными государствами после Второй мировой войны, когда коммунистические правители находились под сильным влиянием СССР) сборный железобетон широко использовался для создания жилых комплексов, правительственных зданий и памятников.


Онкологический центр АМН СССР в Москве, Игорь Виноградский (1951).


Министерство автомобильных дорог Грузии.

Более известные примеры бруталистской архитектуры, такие как Министерство автомобильных дорог Грузии Джорджа Чахаба и Зураба Джалагания (1971), сочетали использование сырого бетона и незавершенных поверхностей с влиянием конструктивизма. В Югославии Божидар Янкович был лидером архитектурной школы, делавшей упор на функционализм и использование сырого бетона, в то время как в других странах, включая Чехословакию, брутализм рассматривался как способ создания национального стиля, отражающего современный социализм.

Поздние архитектурные проекты

В 1980-х годах появление деконструктивизма положило конец этому движению, хотя оно продолжало жить в поп культуре, поскольку отмеченные здания становились местом действия шпионских драм и фильмов на тему холодной войны.


Этот жилой комплекс Habitat 67 в Монреале состоит из 354 сборных железобетонных кубов, расположенных в неправильной конфигурации и соединенных стальными тросами, Моше Сафди.


Кампус IGZ в Фалькенберг — Юрген Майер Герман

Известные архитекторы бруталистского движения, особенно Ле Корбюзье и Луи Кан, оказали большое влияние на последующую архитектуру, в то время как Моше Сафди, один из ведущих мировых архитекторов, продолжал создавать новаторские проекты под влиянием брутализма, такие как его башни Альтаир в Шри-Ланке.


Башни Альтаир в Шри-Ланке, Моше Сафди.

Читайте также: