Бронзовый век сибири кратко

Обновлено: 30.06.2024

После статьи " Генетики опровергли европейское происхождение европеоидного населения Южной Сибири " в комментариях упорно продолжали писать, что европеоиды Тарима бронзового века имели гаплогруппу R1b, значит, связаны с мигрантами из Восточной Европы, например, с фатьяновской культурой.

Вот откуда появился такой стереотип? Оказывается, об этом пишет Википедия : "В 2019 году были исследованы таримские мумии эпохи железного века из местечка Шижэньцзыгоу (Shirenzigou) в Восточном Тяньшане. Двое мужчин принадлежали к Y гаплогруппе R1b, другие двое - к гаплогруппам Qa1a1 и Q1a1b соответственно. В работе 2021 года у одного образца определили Y-хромосомную гаплогруппу R1-PF6136, у двух - Y-хромосомную гаплогруппу R1b1c. У 12 таримских мумий была определена митохондриальная гаплогруппа C4, у одной мумии - митохондриальная гаплогруппа R1b1".

Вот и все! Y-хромосомную гаплогруппу R1b нашли? Нашли! Митохондриальную гаплогруппу R1b нашли? Нашли! Спрашивается, что еще надо?

Вроде, даже приведены ссылки на научные статьи. Но возникает вопрос: авторы этих заявлений сами эти статьи читали?

Давайте рассмотрим подробнее статьи, на которые ссылается Википедия:

  • Evidence that a West-East admixed population lived in the Tarim Basin as early as the early Bronze Age , BMC Biology, 2010
  • Ancient Genomes Reveal Yamnaya-Related Ancestry and a Potential Source of Indo-European Speakers in Iron Age Tianshan , Current Biology. 2019
  • The genomic origins of the Bronze Age Tarim Basin mummies , Nature, 2021

Исследование захоронений в Сяохэ

В первой статье описываются результаты генетического исследования датируемых 1800-ми годами до н.э. (3800 лет назад) захоронений кладбища Сяохэ (Xiaohe) в пустыне Такла-Макан. Была исследована 41 могила, в 37 из которых находились человеческие останки.

Из-за неудачной амплификации или невоспроизводимых результатов 7 образцов были отброшены. Из 30 оставшихся наборов 3 фрагмента ДНК оказались аналогичны ДНК людей, участвовавших в исследовании, и также были исключены из исследования.

У 7 особей мужского пола были типизированы Y-хромосомные гаплогруппы R1a-M89, M9, M45, M173 и M198.

Смешение с другими популяциями выявлено по женской мтДНК. Доминирующей гаплогруппой у народа сяохэ была восточно-евразийская линия C4, выявленная в 14 образцах. Помимо восточно-евразийской линии, были обнаружены две западно-евразийские митохондриальные гаплогруппы H и K.

Вывод, который делают авторы статьи: население Сяохэ, вероятнее всего, имело родство с населением Южной Сибири эпохи бронзы. Восточно-евразийский компонент у народа Сяохэ также произошел от сибирских популяций, преимущественно южных или восточно-сибирских.

Исследование захоронений в Ширенцзигоу

Во второй статье рассматриваются результаты исследования останков 10 человек, собранных на участке Ширенцзигоу (Shirenzigou) в Синьцзяне на северо-востоке Тянь-Шаня. Могильник железного века датируется примерно 200 годом до н.э.

Доминирующие линии мтДНК U4, U5 и H народа Ширенцзигоу характерны для древних популяций Западной Евразии, в то время гаплогруппы A, D4 и G3 характерны для Восточной Евразии. Это указывает на смешанное происхождение от западно-евразийских и восточных народов.

По мужской Y-хромосомной линии выявлены гаплогруппы R1b1a1a2, Q1a1a1 и Q1a1b. Это также указывает на смешанные восточно-евразийские и западно-евразийские корни.

Восточный компонент предположительно в большей степени связан с ульчами или хэчжэнями, а также с ханьцами. Западный компонент оказывается связанным с ямной или, что более вероятно, афанасьевской культурой.

Именно эти выводы легли в основу заявления в статье Википедии, что население Тарима, которому принадлежат таримские мумии, имеет Y-хромосомную гаплогруппу R1b, следовательно, связано с Восточной Европой.

Однако сами авторы статьи не относят народ Ширенцзигоу к таримцам, указывая в конце статьи: "Наши результаты показывают, что ямная и/или афанасьевская родословная распространилась дальше на юг через Джунгарский бассейн на северный склон гор Тянь-Шань в Синьцзяне, по крайней мере, со II тысячелетия до н.э. Потенциальным направлением будущих исследований является сбор данных о геноме древних людей из Таримской котловины, чтобы увидеть, преодолели ли степные предки географический барьер и распространились ли они на юг от гор Тянь-Шаня".

Ландшафтно-географические особенности Синьцзяна

Чтобы понять, что население Ширенцзигоу не имеет отношения к Тариму, следовательно, их захоронения не могут быть отнесены к таримским мумиям, необходимо понять ландшафтно-географические особенности Синьцзяна.

Южный Синьцзян занимает Кашгарская равнина (Таримская впадина), в центре которой расположена пустыня Такла-Макан. Это своеобразный каменный мешок, с севера ограниченный хребтами Тянь-Шаня, с запада – Памира, с юга – относящимися к Гималаям массивами Каракорум и Куньлунь. Лишь на востоке Кашгарская равнина имеет относительно пологий выход в западным границам пустыни Гоби.

Северный Синьцзян занимает Джунгарская равнина, ограниченная Тянь-Шанем с юга и Монгольским Алтаем с севера и востока. На юго-востоке Джунгарская равнина через Ганьсуйский коридор (Хэси) имеет выход в Центральный Китай, а на западе через Джунгарские ворота – в Балхаш-Алакольскую котловину, откуда открывается выход в Согдиану и Бактрию.

То есть, если Южный Синьцзян – это практически замкнутый "каменный мешок", то Северный Синьцзян – это "проходной двор", служивший естественным коридором между Китаем и Средней Азией с дальнейшим выходом через юг Каспия в восточное Средиземноморье.

Происхождение таримских мумий

Именно с позиции различия ландшафтных особенностей Синьцзяна в третьей статье проводится отдельный анализ представляющих собой самые ранние из обнаруженных человеческих останков из Северного и Южного Синьцзяна бронзового века – 5 человек из Джунгарии (могильники Аитохань, Суншугоу и Ниликэ), датируемых примерно 3000–2800 годами до н.э., и 13 человек из Тарима (могильники Сяохэ, Гумугоу и Бэйфан), датируемых примерно 2100–1700 годами до н.э.

Результат исследования подтверждает, что представители Джунгарской котловины раннего бронзового века имели преимущественно афанасьевское происхождение с дополнительным местным и восточно-азиатским вкладом. В то время, как люди раннего и среднего бронзового века Тарима имели исключительно местное происхождение, связанное с Южной Сибирью.

Таким образом, в энеолите и бронзовом веке население Синьцзяна представляло собой несколько отдельных популяций.

Население северной Джунгарии оказалось генетически родственным афанасьевцам, продвижение которых на юг до Тянь-Шаня уже давно не вызывает никаких споров. Погребенные в могильнике Нилэкэ южнее, имеют большую долю местного южно-сибирского компонента, что в какой-то степени роднит его с таримцами, хотя в целом они остаются прямыми потомками афанасьевцев.

Кроме того, исследования показывают, что сменившая около 2600–1700 годов до н.э. афанасьевскую культуру чемурчекская культура раннего бронзового века, связана именно с джунгарской афанасьевской популяцией, а вовсе не с Западной Европой, как предполагалось ранее.

Что же касается происхождения населения Таримского бассейна, то оно оказалось генетически близким отнюдь не восточно-европейским народам, а народам Южной Сибири эпохи верхнего палеолита, родословная которых восходит к древним северным евразийцам, что еще 17 тысяч лет назад проживали в Южной Сибири, например, на стоянке Афонтова гора, недалеко от современного Красноярска.

Бронзовый век в Западной Сибири датируется III—I тысячелетием до нашей эры. Климат в этой период был сухой, но тёплый, что благоприятствовало росту обильных трав в степях, стимулируя тем самым развитие скотоводства. В это время появились орудия труда и оружие их бронзы. Еще раньше в качестве материала для изготовления орудий труда использовалась медь. Но медь имеет температуру плавления — 1084 градуса по Цельсию, да и очень мягкий металл. Человек открыл свойство понижать температуру плавления, добавляя в медь олово. Полученный сплав назвали бронзой. Температура плавления бронзы — 700—900 градусов. Медную руду добывали на Алтае ; оловянную на территории Казахстана и в других местах. Плавили руду в горнах, изготовленных из глины, или камней, обмазанных глиной. Размеры их чаще всего были небольшие; в горн послойно загружали руду с древесным углем. Руду заранее обрабатывали: ее раскалывали на куски, выбрасывая ненужную породу, затем измельчали, сушили, просеивали и только после этого плавили. Иногда руду обрабатывали на месте добычи, переплавляя ее в слитки которые затем доставляли в посёлки.

Сейчас учеными установлено, что изготовлением бронзовых изделий занимались почти в каждом крупном поселении, независимо от того занималось население производящим или присваивающим хозяйством. В местах, расположенных близко к рудным месторождениям были и специализированные поселения, где плавили руду и изготовляли из неё предметы для местного населения. Иногда предметы из таких бронзолитейных центров распространялись на многие сотни километров. Руда или слитки на месте снова плавились, а затем жидкую бронзу выливали в формы. Иногда готовый металл нагревали в кострах, в специальной посуде - тиглях, а затем выливали в формы. Створки форм крепко связывали, в верхней части формы оставляли небольшое отверстие, куда и вливали металл. Когда бронза остывала, форму развязывали и вынимали готовое изделие. Бронза — твёрдый сплав, хорошо затачивается, но бронза еще и красивый сплав, чем больше в ней олова, тем больше она похожа на золото. Поэтому применяли ее не только для изготовления орудий труда и оружия, но и для украшений.

Получив бронзу, мастера-бронзолитейщики стали составлять различные сплавы, добавляя марганец и сурьму. Одни сплавы становились более хрупкими, легкими и из них делали украшения и наконечники стрел; другие сплавы применялись для литья кельтов — топоров, ножей, наконечников копий.

Самусьская культура

Самой яркой культурой эпохи развитой бронзы была самусьская культура, названная по пос.Самусь Томской области, где в 1954 г. В. И. Матющенко было открыто поселение, впоследствии, получившее мировую известность. Время существования Самусьской культуры — 17-13 века до н. э. Чем же знаменита эта культура? Во-первых, крупным бронзолитейным центром. Так на поселении Самусь IV были найдены фрагменты более 40 литейных форм. В них отливали бронзовые копья, кельты, ножи, шилья, проколки и другой инвентарь.

Во-вторых, культура знаменита интересными культовыми сосудами. Одни из них украшены головками животных по краю сосуда, другие изображением человека. На донцах таких сосудов часто нанесены знаки солнца в виде квадратов, крестов или окружностей.

Жилища самусьской культуры представляли собой врытые в землю на глубину 40-60 см котлованы, в которые устанавливали опорные столбы, к ним укреплялись наклонные столбы за котлованом, затем всё перекрывалось бревнами, сверху засыпалось землей. В потолке оставляли отверстие для выхода дыма, в одной из стен делали выход. В центре жилища площадью 64 м² располагался очаг.

Интересные опыты по реконструкции жилища были проведены Тобольской археологической экспедицией. Учёные, опираясь на результаты раскопок, построили жилище, которое получилось в виде усеченной пирамиды. Подобные жилища сохранялись у многих коренных народов Сибири очень долго.

Несмотря на то, что наступила эпоха бронзы, каменные изделия продолжали использоваться в быту еще довольно долго. Наконечники стрел были разнообразны по форме: треугольные, лавролистные, ромбические, у некоторых наконечников есть черешок. Даже каменные тесла имеют различный угол заточки (для разных работ употребляли наиболее подходящий инструмент). Изделий из бронзы на поселении, несмотря на большое количество форм для их отливки, было найдено немного. Видимо, покидая поселение, жители унесли с собой все ценные предметы. Обломков бронзовых предметов не найдено, так как они шли на переплавку.

Больше всего в поселении было найдено остатков керамики. Посуда у самусьсцев была разнообразной. Это и сосуды с плоским и круглым дном, горшки и банки не только с круглым устьем, но и квадратным, и овальным. Сосуды украшались насечками, желобками, часто от горловины до дна. Изготовление посуды было одним из видов домашнего ремесла.

Хозяйство самусьсцев было присваивающим с элементами производящего хозяйства, так как жители Самусь-4 занимались ремеслом — бронзолитейным производством, ткачеством, керамическим производством.

Из присваивающих видов значительное место отводилось рыболовству. Во время раскопок были найдены грузила, якоря, стерженьки для привязывания костяных крючков. Рыбу ловили в основном сетями, которые плели из крапивы. Ячейки были крупными, чтобы в них не попадала мелкая рыба. Длина сети — от 5,5 до 8 м, ею удобно было перегораживать небольшие речки и протоки. Для грузил использовали гальку от 200 до 350 грамм. Камень сверлили и через отверстие привязывали к сетям. Якорь для лодки изготавливали из камня-валуна, весом 5-20 кг. Рыбу ловили с лодки, используя каменных рыбок-приманок, фигурки которых найдены на поселении. О том, что жители занимались охотой, говорят найденные наконечники стрел, дротиков, копий и кости лося, медведя и пушных зверей.

Одним из видов домашнего ремесла было ткачество. Очень интересный эксперимент был проделан Тобольской экспериментальной лабораторией. По отпечаткам узоров на сосудах из памятников Южного Урала было установлено, что сделаны они тканью разного плетения. Материалом для изготовления тканей служила шерсть, волокно крапивы и конопли. Исследователями был изготовлен простейший ткацкий станок и на нем опытным путём получена ткань. На поселении Самусь-4 найдены глиняные и каменные диски с отверстием посередине, которые обычно называют пряслицами. Некоторые из них надевались на веретено. Другие же предположительно использовались как детали ткацкого станка.

Андроновская культура

Уже с середины III тысячелетия до нашей эры в южные районы Сибири стали проникать андроновские племена. Обладая развитым производящим хозяйством, андроновские племена вытесняют или ассимилируют местные народы. Бронзовые орудия быстро вытеснили каменные орудия труда. В могильниках этого времени найдено много бронзовых украшений: серьги, подвески, бусины, найдены и украшения из золота. Основным занятием населения стало скотоводство. Земледелие пока имело подсобное значение. Техника его была примитивной: землю обрабатывали каменными мотыгами, колосья срезали бронзовыми серпами, зерно растирали на ручных зернотёрках. Земледелие и собирательство было занятием женщин. Некоторую роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Из шкур животных шили одежду. Гончарного круга андроновцы не знали, но вручную изготовляли очень красивые сосуды. Орнамент, которым украшались сосуды, имел, вероятно, не только декоративное, но и магическое назначение.

Что же было найдено в Еловском могильнике? Из бронзовых предметов самый массовой находкой являются ножи. Все они отлиты в односторонней литейной форме. Ручки ножей после отливки обкладывались деревом или костяными накладками. Кинжалы отлиты из высококачественной бронзы. Они имели форму длинного узкого листа. Бронзовых наконечников стрел найдено немного, так как население продолжало пользоваться костяными и каменными наконечниками. Украшения найденные в могилах сделаны были из бронзы, золота, кости и камня. Наиболее интересны пластинчатые бронзовые браслеты, концы которых заканчиваются спиралями. Бусы также делали из бронзы, их сворачивали из бронзовых листочков или собирали из бронзовых колечек. В качестве украшений часто использовали раковины, в которых делали отверстия для шнурка. В косы женщины вплетали накосники из медных листочков, которые держались на кожаном шнурке. Часто основа украшений была бронзовой или костяной, сверху она затягивалась золотым листом, так как в это время золото уже научились плющить. Чаще всего в такой технике изготавливали кольца.

Еловская культура

Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего на территории Томской области сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. В Нарымском Приобье это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это — поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь Ш, Самусь 4, Кижирово и др.

Жили еловцы в посёлках, которые располагались по берегам рек, озер и стариц. Площадь поселков и количество жителей в них зависело от климатических условий, хозяйственных занятий и социальной организации.

Так площадь поселения Тух-Эмтор 4 — 4000 кв.м, поселения Тух-Сигат I −2000-2500 кв.м, но есть поселения и значительно меньших размеров. Жилища располагались любо рядами вдоль берега, либо хаотично.

По площади жилища были разных размеров от 20-30 кв.м. до 200 кв.м. В Васюганье раскопаны как летние так и зимние жилища. Летние жилища были наземными, даже очаг находился на улице. Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребёнки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.

Покойников хоронили на правом боку с согнутыми руками. Рядом укладывали необходимый в потусторонней жизни инвентарь: кельты, кинжалы, ножи, различные украшения, сосуды. Сверху насыпали невысокий курган или могилу просто засыпали землей. Но появляется и обряд сжигания покойника. Погребение по обряду трупосожжения сохранилось с давних времен у селькупов, проживающих и ныне на территории Томской области. Как описывают этнографы, умершего заворачивали в бересту или шкуры молодых животных и подвешивали на деревьях. Через три года ремни на которых висел умерший, подрезали, и он падал на землю. Для останков вырывали неглубокую могилу, выстилали ее берестой, укладывали в нее всё, что осталось в бересте, не развязывая, сверху покрывали берестой, жердями и на этом покрытии разводили огонь. Когда перекрытие прогорало и костер падал на умершего, могилу засыпали.

Основными формами хозяйственной деятельности в лесной зоне по-прежнему оставались охота и рыбная ловля, при этом в Васюганье больше занимались рыболовством. Рыболовецкий тип хозяйства давал возможность иметь надежный источник питания, но и от занятия охотой еловцы не отказывались.

На поселениях костей диких животных найдено немного, в основном это кости северного оленя и лося. В то же время были найдены кости домашних животных — низкорослых лошадей, что говорит о начале развития скотоводства. Найденные кости крупных собак свидетельствуют о разведении их для гонной охоты на лося, оленя и пушных зверей.

Бронзолитейное производство широко распространилось не только в лесостепной, но и в таёжной зонах. Следы его находят почти на каждом поселении: это разбитые формы для литья, тигли для разогрева металла и заливки его в формы.

Ирменская и Молчановская культуры

В эпоху поздней, бронзы в лесных районах сложилась молчановская культура, которая продолжала еловские традиции, а в лесостепной зоне сформировалась ирменская культура. Юг Томской области был северной периферией этой культуры. Культурным центром томских ирменцев было поселение в устье реки Большая Киргизка вблизи Северска.

Ирменцы были скотоводами и земледельцами. Жили в больших жилищах, порой площадью свыше 100 квадратных метров. На поселениях насчитывается несколько таких жилищ. В связи с развитием скотоводства возросла роль мужчины в хозяйстве. Начался переход к отцовскому роду. Возросла и хозяйственная самостоятельность отдельных семей. Стада становились собственностью отдельной семьи, что вызывало имущественное неравенство. Из-за пастбищ, участились столкновения между племенами. Свои жилища ирменцы начали огораживать мощной оборонительной системой — появились городища. Скот, основное богатство семьи держали при себе, разгородив жилище на жилую и хозяйственную часть. Благодаря раскопкам захоронений ирменцев, можно говорить о начале выделении среди общинников знатных людей, так как их захоронения выделяются обилием предметов и украшений. В VII—VI веках до нашей эры на юг Сибири проникают северные лесные племена, принесшие сюда свои хозяйственные и культурные традиции. В связи с этим возросло значение в хозяйстве рыбной ловли и охоты, несколько потеснивших скотоводство.

К Молчановской культуре (названа по городищу в с. Молчанове относятся такие памятники как Десятовское поселение в низовьях р. Чулыма, поселение Тух-Сигат 4 на Васюгане, Шайтанское городище, на р. Кети и ряд других памятников. Эта культура выделяется прежде всего очень богатой орнаментацией керамики. Жилище Молчановской культуры было двухкамерное. Большая камера и малая соединены были переходом. Жилой, видимо была большая камера. В ней справа и слева от входа были устроены нары — места для сна. Посередине находился очаг. Он был укреплен деревянной рамой и засыпан землей. Сам очаг был в углублении, стенки которого и верхняя площадка обмазаны глиной.

Эпоха бронзы — важный этап в развитии сибиряков. В это время начинается переход к производящему хозяйству в южных районах, северные территории развивались медленнее. Население южных районов оставалось европеоидным, а представители еловской культуры относились к монголоидному типу. Население эпохи бронзы не было изолировано и имело торговые и другие связи с земледельцами Средней Азии .

См. также

Историческая периодизация в археологии, отражена в статьях по археологии в Томской области:

Восточная Сибирь занимает 7,226 млн. кв. км, т. е. почти треть площади нашей страны, простираясь с юга на север от границы Монголии до мыса Челюскин (около 3000 км) и с запада на восток от левых притоков Енисея до низовьев Колымы (около 3500 км). Восточный рубеж региона, являющийся и западной границей Дальнего Востока, идет по хребтам Становому, ДжугДжур, Колымскому. Три четверти территории Восточной Сибири составляют горные массивы и плоскогорья. Низменности занимают значительные пространства на западе (долина Енисея и окраина Тазовской низменности), на севере (Таймырская, Яно-Индигирская и Колымская низменности) и в бассейне Лены (Центрально-Якутская низменность).

Преимущественно горный рельеф обусловил богатство Восточной Сибири полезными ископаемыми, в том числе удобными для эксплуатации в древности месторождениями камня, меди и олова. Особое значение имели медь и олово — необходимые компоненты бронзовой металлургии. Медь поступала из Маинского (юг Красноярского края), Удоканского (Таймырское Заполярье), Норильского и Присаян- ских месторождений. Олово добывалось в нижнем течении р. Яны, в бассейне Индигирки и в Восточном Забайкалье.

Выделяется несколько природных зон: степь, лесостепь, тайга (около 70% всей территории), лесотундра и тундра, причем в отличие от Восточной Европы и Западной Сибири степь и лесостепь не простираются здесь сплошной широтной полосой, а имеют островной характер. Следует отметить распространение далеко на юг зоны вечной мерзлоты, слабую заболоченность территории, более континентальный и более суровый, чем в Западной Сибири, климат. В районе Верхоянска и Оймякона находится область самых низких зимних температур Северного полушария —до 70° и более ниже нуля. Суровость климата была характерна здесь в течение почти всего голоцена, так как орографическое строение Восточной Сибири постоянно открывало ее ветрам со стороны Северного Ледовитого океана. Лишь в атлантическом периоде (около 7500—4500 лет назад), когда ледовитость арктических морей уменьшилась, климат Восточной Сибири был менее суровым, а лесная растительность достигала северных побережий.

После сравнительно теплого атлантического периода климат Восточной Сибири стал более холодным и сухим. Это привело к тому, что во II тыс. до н. э. площадь тундры значительно расширилась. Отмеченные климатические изменения в меньшей мере повлияли на ландшафтный облик таежной зоны, хотя и несколько изменили видовой состав восточносибирской таежной флоры. Колебания климата в большей степени отразились на южнотаежных, лесостепных и степных районах.

По споро-пыльцевым материалам, полученным при исследовании поселения Улан-Хада на Байкале (Сизиков и др., 1975), слои VIII—II этого памятника, относящиеся к концу III — первой половине II тыс. до н. э., отложились в период засушливого климата. Слой I (конец II тыс. до н. э.) характеризуется мощными гумусными образованиями, что свидетельствует о некоторой стабилизации растительного покрова в условиях повышения влажности и потепления климата. Но вышележащий слой 0, датирующийся началом I тыс. до н. э., отражает существование лугово-степных ландшафтов, что указывает на переход к условиям еще более засушливого и холодного климата, чем во время формирования слоев VIII—II. Поскольку Улан-Хада расположена на берегу Байкала, есть основания считать, что отмеченные в этом районе признаки сухости еще в большей мере должны были проявиться в степном Забайкалье.;

Вполне вероятно, что в течение в целом более холодного и сухого, чем атлантический период, суб- бореала были отрезки времени, когда климат менялся в сторону повышения влажности и степи становились более пригодными для скотоводческих занятий. Однако палинологические данные еще недостаточны, и проблема климатических колебаний в восточносибирском регионе пока далека от окончательного решения.

Начало исследования памятников бронзового века Восточной Сибири относится к 1880-м годам и было связано почти исключительно с районом Байкала (раскопки Н. И. Витковского и М. П. Овчинникова в Прибайкалье, А. К. Кузнецова в Забайкалье и др.). Оценивая дореволюционный период археологических работ в Восточной Сибири, следует отметить, что он носил в основном характер собирания и накопления фактов.

В 1920—1930-х годах археологические работы в Восточной Сибири — опять-таки преимущественно в байкальском районе — вели Б. Э. Петри и Г. П. Сос- новский. Особой заслугой Б. Э. Петри являются раскопки многослойного, прекрасно стратифицированного поселения Улан-Хада, которое легло в основу периодизации неолита и бронзового века Ангаро- Байкалья.

Смотрите также:

Неолит Восточного Зауралья и Западной Сибири. Неолитические могильники в Южном Зауралье.
Вып. IV, 3 (на груз. яз.). Калечиц Е.Г., 1987. Памятники каменного и бронзового веков Восточной Белоруссии.

бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.)

Вопрос о времени и путях заселения Восточной Сибири и Дальнего Востока до недавних пор решался чисто умозрительно.

Восточная Сибирь занимает 7,226 млн. кв. км, т. е. почти треть площади нашей страны, простираясь с юга на север от границы Монголии до мыса Челюскин (около 3000 км) и с запада на восток от левых притоков Енисея до низовьев Колымы (около 3500 км). Восточный рубеж региона, являющийся и западной границей Дальнего Востока, идет по хребтам Становому, ДжугДжур, Колымскому. Три четверти территории Восточной Сибири составляют горные массивы и плоскогорья. Низменности занимают значительные пространства на западе (долина Енисея и окраина Тазовской низменности), на севере (Таймырская, Яно-Индигирская и Колымская низменности) и в бассейне Лены (Центрально-Якутская низменность).

Преимущественно горный рельеф обусловил богатство Восточной Сибири полезными ископаемыми, в том числе удобными для эксплуатации в древности месторождениями камня, меди и олова. Особое значение имели медь и олово — необходимые компоненты бронзовой металлургии. Медь поступала из Маинского (юг Красноярского края), Удоканского (Таймырское Заполярье), Норильского и Присаян- ских месторождений. Олово добывалось в нижнем течении р. Яны, в бассейне Индигирки и в Восточном Забайкалье.

Выделяется несколько природных зон: степь, лесостепь, тайга (около 70% всей территории), лесотундра и тундра, причем в отличие от Восточной Европы и Западной Сибири степь и лесостепь не простираются здесь сплошной широтной полосой, а имеют островной характер. Следует отметить распространение далеко на юг зоны вечной мерзлоты, слабую заболоченность территории, более континентальный и более суровый, чем в Западной Сибири, климат. В районе Верхоянска и Оймякона находится область самых низких зимних температур Северного полушария —до 70° и более ниже нуля. Суровость климата была характерна здесь в течение почти всего голоцена, так как орографическое строение Восточной Сибири постоянно открывало ее ветрам со стороны Северного Ледовитого океана. Лишь в атлантическом периоде (около 7500—4500 лет назад), когда ледовитость арктических морей уменьшилась, климат Восточной Сибири был менее суровым, а лесная растительность достигала северных побережий.

После сравнительно теплого атлантического периода климат Восточной Сибири стал более холодным и сухим. Это привело к тому, что во II тыс. до н. э. площадь тундры значительно расширилась. Отмеченные климатические изменения в меньшей мере повлияли на ландшафтный облик таежной зоны, хотя и несколько изменили видовой состав восточносибирской таежной флоры. Колебания климата в большей степени отразились на южнотаежных, лесостепных и степных районах.

По споро-пыльцевым материалам, полученным при исследовании поселения Улан-Хада на Байкале (Сизиков и др., 1975), слои VIII—II этого памятника, относящиеся к концу III — первой половине II тыс. до н. э., отложились в период засушливого климата. Слой I (конец II тыс. до н. э.) характеризуется мощными гумусными образованиями, что свидетельствует о некоторой стабилизации растительного покрова в условиях повышения влажности и потепления климата. Но вышележащий слой 0, датирующийся началом I тыс. до н. э., отражает существование лугово-степных ландшафтов, что указывает на переход к условиям еще более засушливого и холодного климата, чем во время формирования слоев VIII—II. Поскольку Улан-Хада расположена на берегу Байкала, есть основания считать, что отмеченные в этом районе признаки сухости еще в большей мере должны были проявиться в степном Забайкалье.;

Вполне вероятно, что в течение в целом более холодного и сухого, чем атлантический период, суб- бореала были отрезки времени, когда климат менялся в сторону повышения влажности и степи становились более пригодными для скотоводческих занятий. Однако палинологические данные еще недостаточны, и проблема климатических колебаний в восточносибирском регионе пока далека от окончательного решения.

Начало исследования памятников бронзового века Восточной Сибири относится к 1880-м годам и было связано почти исключительно с районом Байкала (раскопки Н. И. Витковского и М. П. Овчинникова в Прибайкалье, А. К. Кузнецова в Забайкалье и др.). Оценивая дореволюционный период археологических работ в Восточной Сибири, следует отметить, что он носил в основном характер собирания и накопления фактов.

В 1920—1930-х годах археологические работы в Восточной Сибири — опять-таки преимущественно в байкальском районе — вели Б. Э. Петри и Г. П. Сос- новский. Особой заслугой Б. Э. Петри являются раскопки многослойного, прекрасно стратифицированного поселения Улан-Хада, которое легло в основу периодизации неолита и бронзового века Ангаро- Байкалья.

Смотрите также:

Неолит Восточного Зауралья и Западной Сибири. Неолитические могильники в Южном Зауралье.
Вып. IV, 3 (на груз. яз.). Калечиц Е.Г., 1987. Памятники каменного и бронзового веков Восточной Белоруссии.

бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.)

Вопрос о времени и путях заселения Восточной Сибири и Дальнего Востока до недавних пор решался чисто умозрительно.

Читайте также: